Организационные формы производственно-трудовой советской школы


Организационные формы производственно-трудовой советской школы.

А. Системы народного образования СССР.

I. Система народного образования в РСФСР.

1. Исторические условия сложились так, что Россия первая выбралась из пут буржуазного строя, расчистила для себя возможности перестройки всей жизни на новых началах и, слившись в братский союз советских социалистических республик, стала опорным пунктом мировой революции.

Победившая мировая революция придет на помощь России, создав необходимую для развития ее сил международную ситуацию. Но есть необходимая неотложная работа, которую Россия должна проделать сама у себя внутри страны,—работа, без которой она не справится с стоящими перед ней задачами и без которой открывшиеся возможности останутся неиспользованными; это—работа по поднятию культурного уровня страны. Чтобы строить жизнь на новых началах, необходимо научиться это делать коллективно, правильно учитывая и распределяя силы и идя нога в ногу с достижениями современной науки. В этой работе по поднятию культурного уровня на Наркомпрос ложится особенно ответственная, задача.

2. Наркомпросу надо формулировать, как он рисует себе систему народного образования в РСФСР, чтобы ясно установить перспективы своей работы и определить, на какие частные задачи распадается стоящая перед ннм общая задача.

3. Шесть лет упорной работы в неимоверно тяжелых условиях сделали нас реалистами, научили считаться с действительностью, строго учитывать имеющиеся возможности. Опыт этих лет показывает нам, что Наркомпросу нет оснований отрекаться от провозглашенных им в 1918 году принципов. Эти принципы. Наркомпрос РСФСР отстаивает и сейчас, но сейчас он много яснее представляет себе, с чего надо начинать и в какой постепенности иттн к намеченной цели.

4. В 1918 году был брошен лозунг социального воспитания всех детей республики от 3-х до 17-ти лет. Наркомпрос считал, что государство должно снабжать их пищей и одеждой, воспитывать в детских домах-коммунах и проч.

Жизнь показала, что в данный момент это совершенно непосильно государству, что самое большое, что оно может и должно, обязано сделать,—это создать необходимую сеть детдомов для беспризорных ребят.

Только тогда, когда эта первоочередная задача будет выполнена, возможно будет расширять сеть детских домов и брать в них и детей, для которых не исключена возможность воспитываться дома. По отношению к остальным детям социальное воспитание пока может осуществляться лишь через школу. Поскольку продолжительность пребывания в школе увеличивается (наир., в школе продленного дня), развивается прежде всего внешкольная работа, создается летняя школа, увеличивается и влияние школы. Расширение сферы общественного воспитания должно итти именно по этому пути. Однако мы не должны упускать из вида, что об'ектом общественного воспитания должны быть все дети, и поэтому расширение школьного времени и осуществление летней школы не может производиться за счет сокращения школьной сети.

5. В области социального воспитания нам удалось осуществить два принципа: принцип совместного воспитания и принцип последовательного светского воспитания. Остается еще углубление содержания общественного воспитания в направлении усиления воспитания коллективистических инстинктов,привычек и сознания, в направлении повсеместного проведения целесообразных форм самоуправления, в направлении рационализации и организации детского труда в школе, в направлении усиления связи школы с жизнью, в частности—укрепления связи ее с пионерским и комсомольским движением.

Учитывая громадное значение для дела социального воспитания в школе и вне школы пионерского и комсомольского движения, Наркомпрос должен всячески поддерживать эти организации и способствовать теснейшему их контакту со школой и детдомами.

6. Из всех видов массового социального воспитания осуще^

ствимее всего дошкольное воспитание, так как, благодаря тому, что оно освобождает в значительной мере крестьянку и работницу от ухода за ребенком, трудовое население охотнее всего пойдет на материальные жертвы по устройству дошкольных учреждений. Необходимо только иметь в виду, что нельзя мечтать сейчас об образцово обставленном массовом детском саде, а надо заботиться о проведении в жизнь детских садов хотя бы самого элементарного типа. Впечатления возраста от 3 до 8 лет оставляют глубокий след в душе ребенка, и потому общественное воспитание в этом возрасте особо важно. %

Советск, труд, школа. 6.—Т. I.

7. Школа в РСФСР распадается на несколько ступеней, органически между собою связанных:

I ступень охватывает, как правило, возраст от 8 до 12 лет и имеет целью дать детям уменье читать, писать и считать и знания и умения, позволяющие им несколько ориентироваться в окружающей трудовой деятельности людей, в явлениях природы и общественной жизни.

1- й концентр И ступени охватывает возраст с 12 до 15 лет и имеет целью дать уже полное знакомство с трудовой деятельностью людей и их организацией, с силами и законами природы и общественной жизни, сделать учащегося сознательным гражда-

*нином Советской республики.

2- й концентр II ступени охватывает возраст от 15 до 17 лет и имеет целью подготовку сознательного строителя новой жизни, независимо от того, в какой области и по какой специальности он будет работать в дальнейшем.

2-й концентр должен дать учащемуся ясное представление о проблемах в области строительства, стоящих перед Советской властью, и о способах и средствах разрешения этих проблем.

Из 2-го концентра те ученики, которые имеют к тому склонность и необходимые данные, переходят в вуз'ы.

8. Эту единую трудовую школу Наркомпрос стремится превратить в трудовую политехническую школу.

Единая школа должна в центре своего внимания ставить трудовую деятельность людей и организацию ее. Эта центральная тема проходит красной нитью через программы единой трудовой школы на всех ступенях, определяет выбор изучаемых тем в области естествознания и является базой для изучения классового общества, его структуры и развития.

Ориентировка на трудовую деятельность людей, изучение под этим углом зрения связей и взаимоотношений между человеком и природой, индивидуумом и обществом, экономикой, политикой и культурой, настоящим и прошлым придает содержанию преподавания общеобразовательный, политехнический характер.'В единой трудовой школе мы устанавливаем подход к труду не с точки зрения специалиста, а с точки зрения строителя новой жизни, которому, какую бы специальную работу он в будущем ни делал, необходимо именно ясное понимание связей, соотношений.

Наше представление об общем образовании существенно изменилось. Раньше под общим образованием понималось знакомство с известным условным кругом знаний вообще, главным образом гуманитарного характера.

Теперь под общим образованием следует понимать другое: ясное понимание вышеуказанных взаимоотношений.

Единая трудовая школа должна быть трудовой не только по содержанию, но и по методу; в ней должен получать широ-/

кое применение трудовой метод, признаваемый современной педагогикой методом, способствующим наиболее глубокому изучению вещей и явлений. Единая трудовая школа должна быть трудовой и в том отношении, что она должна быть непосредственно связана с окружающей трудовой деятельностью людей. Начиная с первого концентра II ступени, под школу должна быть подведена серьезная трудовая база.

, Опыт шести лет изменит наше предстазление о характере школы II ступени, заставил мыслить ее, как школу фабзавуча, с одной стороны, как школу крестьянской молодежи—с другой, как школу с базой ремесленного или муниципального труда— с третьей.

В этих школах изучается определенная отрасль труда: промышленность (в ее заводской и ремесленной формах), сельское хозяйство, муниципальная деятельность. Не самообслуживание, а общественно-полезный труд ложится в ее основу. Но и в школах фабзавуча, и в школах крестьянской молодежи, и в городских школах с муниципальным уклоном бронируется политехнический, общеобразовательный уклон, становящийся лишь более углубленным благодаря тому, что за исходный пункт взято практическое изучение определенной отрасли труда.

Само собой, что при такой постановке дела прохождение курса единой трудовой школы должно рассматриваться, как серьезный трудовой стаж, и переход из школы II ступени в вуз должен быть открыт всем желающим и имеющим для этого необходимые данные.

9. Не только под II ступень, но и под вуз*ы, по мнению Ыаркомпроса, должна быть подведена производственная база.

Сеть вуз'ов строится на точном учете потребностей производственных районов.

Каждый вуз имеет свой определенный производственный план, заключающийся в том, что вуз выполняет силами учащих и учащихся известную часть общественно-необходимой работы в той области, которая является предметом его изучения. План должен быть тщательно фазработан совместно с хозяйственными органами данной области.

В процессе выполнения намеченного плана. студенты получат возможность все время связывать теорию с практикой. Такая постановка дела придаст всей работе вуз'ов столь необходимый для них жизненный уклон и органически свяжет их с строительством данной области.

На очереди стоит вопрос о возложении на вуз‘ы известной учетной и исследовательской работы, необходимой для дайной области народного хозяйства.

Вместе с тем одной из основных задач вуз‘ов должно быть ведение производственной пропаганды в районе в изучаемой студентами области знания. Характер и формы этой производственной пропаганды, а также вопрос о возможности создания педа

гогических факультетов при старших курсах специальных вуз‘ов в целях подготовки педагогов-специалистов должны быть подвергнуты обязательной разработке.

На эти педагогические факультеты вуз'ов должно быть возложено установление тесной связи с техникумам и данной специальности и со школами II ступени с у клоном в данную специальность.

10. В наших условиях вышеочерченная система народного образования выливается в следующие формы: г

а) Уровень Экономического и культурного развития страны заставляет считать в данный момент типом осуществимой массовой школы, доступной широким слоям пролетариата и крестьянства, лишь школу I ступени.

б) В центральной России школа I ступени откристаллизовалась, как школа четырехлетка, охватывающая детей обоего пола в возрасте от 8 до 12 лет. Четырехлетка должна стать нормальным типом школы I ступени.

в) К этому типу желательно подтянуть трехлетки, существующие в более отсталых местностях, однако это никоим образом не должно производиться за счет сокращения сети школ. Надо помнить, что у нас в школе I ступени учатся лишь 50% детей школьного возраста и что,покачетырехлетканесталаещешко-лой общедоступной, надо допускать не только трехлетки, но и двухлетки и однолетки, считая их зародышами четырехлетки и ставя своей ближайшей задачей их развития в четырехлетку.

г) Там, где местные условия это позволяют, четырехлетка может вырастать в пятилетку, шестилетку и семилетку, что опять-таки никоим образом не может производиться за счет сокращения сети четырехлеток.

д) Там, где к тому представляется возможность, создаются школы I ступени не только для детей 8—12-летнего возраста, но и для подростков, не получивших этого первоначального образования. Эти школы в большинстве случаев сложатся, вероятно,, как вечерние. В виду более старшего возраста курс школы I ступени для подростков возможно уложить в 2 года. В эти школы принимаются подростки до 18 лет.

е) Там, где нет специальных школ для подростков, подростки могут приниматься и в детские школы, если там остаются свободные места. Наплыв подростков не может быть особенно велик в виду того, что труд их бывает нужен в крестьянском хозяйстве.

ж) Школа II ступени, как было сказано выше, тесно связана с,какой-нибудь определенной отраслью производства, которую ученики изучают и теоретически и практически и которая служит исходиым пунктом изучения общеобразовательной части программы II ступени.

з) Мы имеем уже одну откристаллизовавшуюся более или менее форму трудовой школы — это школу фабзавуча. Фабзав-уч—школа, которая соединяет обучение с работой на фабрике. По возрастному своему составу (ученики в нее поступают 14—15

лет) она должна бы строиться над 1-м концентром II ступени. Но культурный уровень страны таков, что школа фабзавуча может строиться лишь над I ступенью, да и то она должна иметь при себе в большинстве случаев, подготовительную школу для подростков, имеющую целью усиленным темпом пройти курс I ступени. Таким образом школа фабзавуча отступает от возрастных норм, строится над I ступенью, и в ней бронируется лишь общеобразовательная часть первого концентра.

и) Школа крестьянской молодежи, хотя еще и не проведена в жизнь, но очертание ее уже более или менее вырисовывается. Она строится над I ступенью и хотя предназначается для 12— 15-летнего возраста, но на деле будет включать более великовозрастную молодежь. Эта школа будет базироваться на сельскохозяйственной основе и ориентироваться на крестьянское хозяйство. В ней должен получить широкое применение „метод проектов", который свяжет школу тесной связью с крестьянским хозяйством, а по окончании школы ученики должны посылаться на зароботок, на практику в образцовые хозяйства.

к) Совершенно не проработан еще тип городской школы, которая должна базироваться, как правило, на муниципальном труде. Общеобразовательный минимум первого концентра в этих школах должен быть тесно связан с практическим и теоретическим изучением той или иной отрасли муниципального труда.

л) В профессиональных школах должна быть произведена реформа в направлении тесной связи их с производством и в направлении забронирования в них общеобразовательной части программы в размере 1-го концентра.

* м) Из школы фабзавуйа, крестьянской молодежи, профессиональных школ с муниципальным уклоном желающие переходят либо В техникумы, либо во 2 й концентр.

н) Техникумы дают комплекс общеобразовательных знаний в об'еме 2-го концентра II ступени.

Окончившие техникумы имеют право на поступление на 1-ый курс любого вуз‘а или на 2-ой курс вуз‘а той же специальности.

Таким образом специальное образование подрастающее поколение получает: низшее — в школах фабзавуча, школах крестьянской молодежи, профессиональных школах муниципального труда, среднее—в техникумах и высшее—в вуз‘ах. Каждый из этих видов профессионального образования связывается самым тесным образом, с одной стороны, с производством, с другой—с общеобразовательной программой соответствующей ступени, дающей возможность учащемуся стать не слепым исполнителем чужих приказаний а одновременно и работником и хозяином в производстве.

11. Особо надо остановиться на системе подготовки учителей, необходимых для работы в новой школе. Если не будет должным образом поставлено это дело, все постановления Нар-компроса повиснут в воздухе и останутся благими пожеланиями.

Подготовка учительства должна производиться отделами народного образования при активной поддержке Союза работников просвещения. Центром ее должны стать педвузы. Одна из основных задач педвуза каждого производственного района — педагогическая пропаганда среди учительства и обслуживание его через союз работников просвещения. Так, например, новые программы, по плану Наркомпроса, должны базироваться на местном материале. Но это требование останется на бумаге, если не будет органа, который проделает работу по собиранию и классификации местного материала. Отдельным учителям это не под силу, оно не под силу и ОНО, которое загружено административной работой. Это дело не может быть выполнено и Союзом работников просвещения, так как эта работа идет не по основной линии работы Союза:.

Собирание материалов, оценка его с педагогической точки зрения, составление необходимых сводок и указаний могут быть поручены педвузу.

Или возьмем вопрос о производственном плане педагогической работы в районе. Этот план вырабатывается ОНО совместно с научно-методическим бюро, но ни ОНО, ни научно-методическое бюро не могут проделывать той предварительной работы по учету состояния дела, которую может проделать педвуз.

При такой постановке дела педвузы превратятся в идейные педагогические центры, опираясь на которые, совсем другое педагогическое значение получат всякие курсы по переподготовке, и надлежащим образом будет обслужена и переподготовка учительства в процессе работы. Педвуз должен быть связан с Союзом работников просвещения, с педтехникумами и районными школами и через них вести педагогическую пропаганду, следить за их работой. Педтехникумы, с одной стороны, районные школы—с другой, должны стать также, хотя и более мелкими, центрами педагогической пропаганды среди учительства и населения. Педтехникумы, как и педвузы, должны вести переписку с учительством своего района по вопросам педагогическим, стать своего рода педагогическим консультативным бюро, поддерживать особо тесную связь с окончившими педтехникум, устраивать в своем районе при содействии Союза работников просвещения доклады на педагогические темы, вести по указанию ОНО работу по курсам, конференциям ипроч. С другой стороны, педтехникумы должны систематически изучать постановку педагогического дела в своем районе и способствовать поднятию его на более высокую ступень. Курсанты педтехникумов, как и педвузов, должны также вести довольно широкую политпросвет-работу среди населения, работу внешкольную с детьми и подростками, особенно с беспризорными, вести и работу школьную.

Только создав такую сеть учреждений педагогической пропаганды, можно будет создать того квалифицированного учителя, который нужен для создания новой школы.

Тесная связь с рабочими и партийными организациями поможет учителю поднять и свою политическую сознательность.

12. В целях облегчения поступления в вуз'ы рабочим и крестьянам создается особый вид школ для взрослых и молодежи — рабфак, куда принимаются лица с 3-летним трудовым стажем, курс которого включает в себя программу школ I и II ступени (обоих концентров).

Этот своеобразный тип школ представляет собою ту широко открытую дверь, через которую вливаются в вуз‘ы трудовые элементы, для которых раньше пути к высшему образованию были закрыты и которые особенно ценны для страны своей энергией, выдержкой и своим рабоче - крестьянским подходом ко всем вопросам.

13. Система народного образования дополняется еще устройством школ взрослых различных типов. Широкий размах полу чила ликвидация безграмотности; как правило, должны развертываться школы I ступени для взрослых.

Эти школы должны, конечно, на другом материале давать общеобразовательный минимум школы I ступени. Затем создаются школы повышенного типа, дающие знания в об‘еме11 ступени.

Параллельно с этой работой по поднятию культурного уровня и сознательности вообще ведется еще Широко работа по поднятию специально - политической сознательности. Создается сеть школ политграмоты, совпартшкол I и II ступени. Система партпросвещения завершается созданием комвуз'ов. При наших условиях партпросвещение неразрывно связывается с просвещением вообще. Поэтому в совпартшколах I ступени бронируется общеобразовательный минимум I ступени, в совпартшколах II ступени—общеобразовательный минимум II ступени.

14. Параллельно с устройством школ для взрослых должны устраиваться всякого рода иные просветительные учреждения, имеющие целью поднятие культурного уровня и политической сознательности. Должны быть созданы специальные циклы изданий. обслуживающих массы, сеть библиотек, изб-читален, клубов, народных домов, должны проводиться всякого рода кампании и пр.

Искусство должно играть большую роль в политпросветра-боте, воздействуя на эмоциональную сторону, будя новые интересы, расширяя кругозор. Широко должны быть использованы, * например, такие способы воздействия на массы, как кино, празднества и проч.

15. Строительство четкой, гибкой, основанной на учете потребностей страны и задач момента, научно-обоснованной системы народного образования — дело не едного дня; дальнейшее покажет, что надо ее уточнить, развить, разработать; в представленных тезисах дается лишь общее понимание нами системы народного образования.

Работа над усовершенствованием системы еще очень велика, она лишь поставлена на очередь.

16. В этой работе существенную пользу могут оказать опытные школы, существующие при Наркомпросе и губоно и являющиеся как бы лабораториями современной педагогической мысли, научно-педагогические институты, а равно и всякого рода -научно-исследовательские институты и учреждения.

Особое значение имеют исследовательские институты при вуз'ах. Работа их должна быть связана как с производством, так и со всей работой вуз‘а, являться той закваской, -которая не дает вуз‘у застывать на том или ином уровне, успокаиваться на тех или иных достижениях и держит его на уровне современной науки, пропитывает его тем духом научных исканий, без которых нет истинно-научной, жизненной работы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                        

ВН. И. Нрупсная



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников