Школа на базе индустриального производства


Б. Школа на базе индустриального производства.

I. Начальная школа в промышленном районе.

Из основного педагогического принципа, что школа должна быть тесно соединена с жизнью и должна брать именно жизнь своей исходной точкой, следует, что окружающая среда решающе опредёляет всю физиономию школы. Отсюда ясно, что, например, школа в сельскохозяйственном районе и школа в промышленном районе неизбежно имеют различный характер.

Этот различный характер общеобразовательной начальной школы в различных местностях надо понимать, конечно, не в том смысле, что данная школа утрачивает свой общеобразовательный характер и начинает чуть ли не с первого дня вступления в нее учеников готовить их к распространенному в этой местности занятию—индустриального рабочего или земледельца. Так понимать дело—значило бы совершенно уничтожить единую общеобразовательную школу и начать проводить- в более или менее замаскированном виде профессиональную подготовку с первой же ступени школы. Это было бы такой же нелепостью, как воспитание того или иного атлета без предварительного общего физического укрепления. Различный характер общеобразовательной школы в различных местностях надо понимать исключительно в смысле различия того материала, который данная

I школа берет из окружающей жизни для общего образования

своих учеников. В промышленном районе таким материалом являются факты промышленной деятельности населения.

Индустриальный труд с педагогической точки зрения обладает двумя особенностями: во-первых, как наиболее высокий тип труда, он очень поучителен для развития детей; во-вторых, в силу отчужденности детей рабочего класса от труда их роди-Советская труд, школа. Т. I. 7

телей, он мало непосредственно известен детям в противоположность сельскохозяйственному труду, в котором дети с ранних лет участвуют вместе с родителями. Поэтому в школе в промышленном районе много времени и внимания должно уделяться так наз. предварительной стадии накопления детьми фактов из индустриальной деятельности населения. Это накопление происходит путем широкого использования экскурсионного метода изучения окружающей трудовой деятельности. Экскурсии в промышленные предприятия, с надлежащей предварительной подготовкой аперцепдии ребенка и с последующими беседами, чтением и иллюстративными работами, являются базой для педагогической работы в младших отделениях школы. Разумеется, эти экскурсии должны учитывать возраст ребенка и вестись, так сказать, не в слишком высоком тоне, но приспособляться к детским точкам зрения, к детским интересам и познавательным категориям.

Лишь в старших отделениях, примерно с третьего, знакомство с индустриальным трудом могло бы принять более углубленный и систематический характер. Ёсли в младших отделениях это были эпизодические экскурсии детей в места работы их родителей, то теперь—это система экскурсий в данный вид производства. Такая формулировка кладет резкую разницу между самым типом тех и других экскурсий. Однако не надо переоценивать интеллектуальных сил и данного возраста детей. Было бы комичной ошибкой, если бы учитель вздумал здесь использовать материал в целях знакомства детей, например, с организационно-хозяйственными проблемами. Хотя эти проблемы в педагогическом отношении, вообще говоря, самые ценные из всего, что является содержанием индустриально-трудовой школы, но это осуществимо лишь для следующих возрастов. Точно так же и технологический, в узком смысле слова, материал непосилен для данного возраста. В данном возрасте центром внимания могут быть лишь работающие машины и живые люди-рабочие. Вот это-то невероятно заинтересует детей и увлечет их. Соответственно этим двум темам, как исходным, может итти работа в двух направлениях: первая—„физика на машинах"; вторая—„социальный вопрос*, проще—жизнь и охрана труда рабочих. Говорить о том, как машина привлекает детей и сколько вопросов она у них возбуждает, не приходится. Но также не следовало бы долго доказывать й то, что самая жизнь рабочих может также вызвать массу интересных и развивающих бесед.

Что касается активного участия детей в самом индустриальном труде, то для данного возраста оно невозможно и непосильно. Отдельные „пробы" детей там, где это осуществимо, могут иметь лишь демонстрационное значение. Так, например, в случае с# текстильным производством это было бы отчасти моделирование самими детьми примитивных орудий, отчасти их

эпизодическая работа—проба на тех или иных посильных станках, отчасти лишь созерцание чужой работы. Таким образом индустриальный труд в начальной школе ставится только как демонстрация или иллюстрация. — Работа характера детского сада и школьное благоустройство—попрежнему основные работы школы этого возраста, и только в очень благоприятных материальных и педагогических условиях можно ввести в школу, как максимум, работы по дереву и какой-либо местный промысел. Критерий последнего —интересность и поучительность его для ребенка и нужность для района. Работы же по дереву важны тем, что они дают возможность впоследствии более сознательно подойти к сложным технологическим процессам, например, металлического производства.

В большом промышленном городе больным оказывается вопрос об изучении в школе природы. Обычные курсы природы настолько экзотичны для города, что могут проходиться только словесным, т.-е. антиестественно-научным методом. Даже „уголки природы" в школе, необходимость которых тем не менее мы отнюдь не отрицаем, не могут спасти положение хотя бы уже потому, что это все же—только „уголки". Необходимо ребром поставить вопрос об изучении природы в большом промышленном городе, и единственно удовлетворительный ответ мне представляется таким: исходной точкой изучения должно стать самосохранение ребенка, а также метеорологические наблюдения и физико-химические явления повседневной жизни и встречающиеся в производстве.

В общем все сказанное в настоящей статье может быть формулировано в нижеследующих тезисах.

Тезисы к докладу „Начальная школа в промышленном районе".

1. Начальная школа в промышленном районе является в массе наиболее материально и организовано обеспеченной сравнительно с остальными начальными школами, а следовательно, имеет и больше педагогических возможностей. Она может представляться, как 4-летняя школа, местами с возможным последующим переходом детей в школу II ступени.

2. Исходной точкой при учебной работе в такой школе является изучение окружающей действительности с культурно-бытовой, хозяйственно-политической и естественно-научной точек зрения. Помимо общего учета, систематизирования и расширения детских наблюдений над окружающей средой, выделяется, как об'ект особо ценных для детского развития наблюдений, знакомство детей с занятиями и местом работы их родителей и с районными промышленными учреждениями.

3. Это знакомство происходит путем экскурсий, бесед и сопутствующего чтения соответствующих книг. Индустриальный труд наблюдается с целью накопления детьми соответствующих

100

фактов и производится в пределах детского горизонта. На первом плане фигурируют трудящиеся люди и машины, но отнюдь не организационно-хозяйственные проблемы и не естественно-научные обобщения.

4. Труд, как таковой, в самой школе фигурирует только, как школьвое благоустройство, работа детей по дереву и как наиболее доступный, интересный и развивающий детей распространенный в районе промысловый труд. Труд, как иллюстра-ционво-демонстративный метод, широко практикуется для более активного и наглядного изучения промышленных учреждений района.

5. Очень широкое развитие получают в такой школе наблюдения и выводы социального характера, исходящие из жизни и истории данного завода и соответствующе расширяемые. С ними связываются занятия по наиболее ярким эпизодам из истории труда и быта.

6. В условиях большого города подход к естествознанию был бы наиболее естественным, если бы исходил из вопросов самоохранения человека, наблюдения над погодой и над физикомеханическими фактами.

П. П. Блонский.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников