Городская школа II ступени и фабрика


2. Городская школа II ступени и фабрика.

(Итоги опыта школы-коммуны Наркомпроса).

Основы плана школы, исходя из двухлетнего опыта, формулируются следующим образом:

1. II ступень школы-коммуны есть четырехлетняя школа общественно индустриального типа, т.-е. школа, рассматривающая крупную промышленность [на связи с которой зиждется ее (школы) работа], как центральное явление современной культуры, современной науки и техники, современного общественного строя.

2. За четыре года жизни учащегося в школе он должен быть проведен через ряд этапов, подготовляющих его к восприятию фабрики, знакомящих его с фабрикой непосредственно и выводящих его за пределы ее—в общественное целое, частью которого фабрика является.

3. С этой целью два первых года трудовая жизнь школы сосредоточивается в школьных мастерских, третий год посвящается непосредственно работе на фабрике, четвертый—систематизирует и обобщает накопленный учащимися опыт, подводит к изучению большой отрасли промышленности, упрочняет как научно-технические знания, так и общественное миросозерцание ребят.

4. Для первых двух лет основными мастерскими следует считать мастерские по обработке дерева и металла, как такие,

101

в которых как разделение труда, так и момент технического творчества могут быть максимально развиты. Весьма важными являются также мастерские по обработке бумаги и ткани (переплетная, швейная).

Работа в мастерских должна быть использована весьма широко. В них учащиеся не только приобретают навык в обращении с материалом, они не только должны дать материал для того или иного предмета; в них ребята должны приобрести привычки к самоорганизации, к хозяйственной организации мастерской, к разделению труда; должны изучить хозяйственно-экономическую сторону мастерской; мастерская должна быть ступенью к фабрике.

5. Работая в мастерских школы, ребята, однако, отнюдь не стоят в стороне от фабрики. Их связь с фабрикой троякая: во-первых, при помощи экскурсий в связи с образовательной работой, во-вторых, через ячейку РЛКСМ, наконец, через те пути; по которым школа, как целое, связывается с фабрикой.

Со второго года связь с фабрикой усиливается (подготовка к третьему году).

6. Третий школьный год—центральный год работы на фабрике. Исходя из 8—9-месячного зимнего периода, работа на фабрике строится по следующему плану; 1—11/г-месячный подготовительный период—знакомство с фабрикой и характером работы на ней, подготовка тем и заданий и т. д.; 2*/г—3-месячный период—ежедневная работа на фабрике, при чем этот период посвящается в образовательном отношении преимущественному точному знанию; месячный период—проработка материала и подготовка второго цикла тем и заданий преимущественно общественного, гуманитарного характера; 2—3-месячный период— ежедневная работа на фабрике; 1—11/г-месячный заключительный период—подытоживание, годичной работы на фабрике. Иначе говоря, работа ведется в среднем 5—6 месяцев с месячным перерывом.

7. Четвертый год посвящается знакомству с целой отраслью промышленности (к которой данная фабрика относится) путем экскурсий на аналогичные фабрики и заводы, на производства, с нею связанные; изучается народное хозяйство во взаимной связи его отдельных частей между собой, обобщаются и систематизируются накопленные наблюдения и знания. Непосредственная работа на фабрике ведется лишь по мере надобности.

8. Кладя в основу намеченную выше схему, школа не перестает быть общеобразовательной. С точки зрения образовательной намеченная схема дает простор для приучения ребят в овладению научными методами исследования и к самостоятельной работе, так как одна фабрика водна отрасль промышленности берется не как профессиональная специализация, а как пример, как большое явление, на котором они конкретнее научаются подходить ко всем сторонам жизни. Школа не упускает поэтому из вида

/

102

ни одной из задач политехнической школы—найти пути их осуществления в связи с основным стержнем ее жизни.

9. Фабрика рассматривается школой не только как предмет изучения, предмет иллюстрации к каждому курсу. Фабрика— широкая дверь в жизнь; через эту дверь жизнь вводится в школу организованным путем, собираются все положительные и повышающие развитие ребят стороны ее. Фабрика есть средство и политического воспитания и укрепления марксистского миросозерцания ребят. Поэтому главное значение фабрики в том, что она есть организующее начало в жизни ребят, возбудитель их интересов, она должна сплачивать ребят и вырабатывать их коллективную волю, организовывать их.

Этими беглыми тезисами определяются в настоящий момент: 1) тип нашей школы, 2) план ее трудовой жизни, 3) место фабрики в школе. Конечно, далеко не все содержание школы исчерпывается этим; я ограничиваюсь здесь лишь теми сторонами ее, которые связывают школу с фабрикой.

М. Пистран



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников