О типах школ рабочей молодежи с точки зрения потребности производства


4. Основы положения о школах фабзавуча.

Школа фабрично-заводского ученичества родилась, как следствие двух причин: потребности промышленности в высоко-квалифицированной рабочей силе и потребности в образовании боль итого числа рабочих подростков, занятых в производстве.

И первым вопросом, который требует разрешения при разработке закона, стоит вопрос, как подходить к школе рабочих подростков: просто как к обучению или повышению знаний, или как к системе?

И мы полагаем, что школа рабочих подростков есть система образования и воспитания, а не просто подготовка квалифицированных рабочих.

Практика работы школ в этом убедила каждого. Эта система состоит из отдельных звеньев и имеет целевую задачу, формулируемую нами следующим образом: „подготовить из подрастающего пролетарского поколения активных, творческих строителей рабоче-крестьянской России, обладающих определенной производственной и общественной квалификацией, культурно и физически развитых.

Как система, фабрично-заводское ученичество включает в себя ряд звеньев.

Первое звено—подготовка к определенной профессии путем трудового образования в процессе производства, почему ученик и должен быть в то же время рабочим предприятия или хозяйства.

Второе звено—общетеоретическое образование, помогающее рабочим подросткам осознать явления производства и получить достаточное общекультурное развитие.

Третье звено — общественно-практическая работа, знакомящая рабочею подростка с основами общественности, воспитывающая. его к политической активности в жизни и борьбе своего класса.

Четвертое звено — физическое воспитание, подготовляющее из рабочего подростка физически крепкого, выносливого, сильного здоровьем гражданина общества.

И пятое звено—клубные самодеятельные занятия, углубляющие духовные запросы учащегося, дающие ему художественное самовоспитание и навыки общественного самоуправления.

Вся эта система концентрируется в школе рабочей молодежи.

Как принцип, базой школы являются семь лет трудовой школы. Школа имеет самодовлеющее значение—готовит людей для практической работы. Производственное обучение производится в процессе работы либо в цехах предприятия, либо в спе-циально-организуемых учебных мастерских при предприятии.

— 112 —

Классные и внешкольные занятия ведутся в течение всего срока обучения. Срок обучения, как правило, устанавливается в 4 года (от 14 до 18 лет) для всех подростков.

Вот в общих чертах физиономия школы рабочей молодежи, какую должен дать ей закон, отступления от которого могут быть лишь в отдельных случаях.

Андрей Шохин.

5. О типах школ рабочей молодежи с точки зрения потребности производства.

Школы фабрично-заводского ученичества ‘ уже завоевали себе некоторое место в общей схеме народного образования. В последнее время этот тип школ стал привлекать к себе внимание педагогической мысли и о нем часто пишут не только в специальных изданиях, но даже и в общей прессе. Нельзя сказать, что вопрос о производственном обучении фабрично-заводских подростков уже выяснен в настоящее время во всех деталях. Напротив, по многим основным пунктам ведется еще до сих пор „интенсивная дискуссия". Точка зрения хозяйственников часто расходится с мнением органов профобра; на Украине эта проблема понимается не так, как в РСФСР; районы, где нет никакой индустрии, создают подчас свою особую, иногда весьма своеобразную, „теорию фабзавуча“ и т. п. Что касается практических достижений в данной области, то тут мы имеем еще большую пестроту, так как к общим, чисто-теоретическим разногласиям прибавляются еще и так называемые „об'ективные условия" финансово-материального характера, которые часто совершенно опрокидывают все наши педагогические идеи и предположения.

Большие разногласия и споры вызывает в частности вопрос о типах школ для заводских подростков. Отсутствие твердо установленной точки зрения по данному вопросу вносит подчас большие недоразумения в работу на местах. Мне представляется поэтому уместной и своевременной попытка несколько разобраться в данном вопросе.

При установлении типов школ-для фабрично-заводских подростков следует исходить из какой-нибудь определенной руководящей идеи. ,

По моему мнению, основной взгляд на это дело, как говорят, основной .подход" к нему, должен быть не культурно-просветительный и отнюдь не филантропический, а исключительно учебнопроизводственный. Предприятия обучают или, вернее, должны обучать своих подростков вовсе не потому, что они вообще желают просвещать подростающее рабочее поколение или приютить безработных детей (об этом должно заботиться государство), а исключительно потому, что ему (т.-е. предприятию) в своих

113

личных „эгоистических" целях необходимо подготовить соответствующий кадр работников. Такой точки зрения должны, по-моему, придерживаться не только представители хозяйственных органов, но также и органы профобра, профсоюзов и даже Ком. союз молодежи.

К сожалению, мы в настоящее время такой отчетливой постановки вопроса не имеем. Наоборот, пока еще преобладает чисто ведомственный подход к делу. Одни „ведомства" не прочь навязать предприятиям чрезмерное количество совершенно несвойственных им культурно-просветительных задач, но не прочь даже включить в производственное обучение подростков элементы чистой филантропии (борьба с безработицей, детской беспризорностью и проч.). Хозяйственники же склонны часто рассматривать всякую заводскую школу или всякий «фабзавуч», как насильно вавязанное им не. збежное зло.

Совершенно не касаясь того, „кто виноват из них, кто прав", я попытаюсь осветить затронутый мною вопрос, исходя из того предположения, что обучение фабрично-заводских подростков мы рассматриваем главным образом с точки зрения интересов и нужд данной отрасли промышленности.

В современных предприятиях мы обычно встречаем рабочих трех категорий:

1. Рабочие массового производства, выполняющие на том или ином усовершенствованном механизме бесконечное количество совершенно простых и однообразных операций. Сюда относятся, например, массовая работа на прессах, сверление простых деталей по кондукторам и проч. К этой же категории могут быть также отнесены все занимающиеся обслуживающим или чернорабочим трудом.

2. Рабочие полуквалифицированные или, как немцы их называют, „Апёе1егп1е АгЬейег", обслуживающие одну какую-нибудь специальную машину, например, револьверный, болторезный или зуборезный станок, машину для механического производства обуви, табачную машину и т. п., и, наконец,

3. Квалифицированные рабочие, работа которых требует большого, чисто-профессионального навыка и большого развития общего интеллекта. Сюда относятся: слесаря-монтеры, токаря, инструментальщики, установщики станков, модельщики, лекальщики и т. п.

Количественное отношение между этими тремя категориями рабочих определяется степенью технического совершенства данного предприятия.

На современных первоклассных заводах, где применяется в самых широких размерах принцип разделения труда, подавляющее большинство рабочих относится к первым двум категориям. Квалифицированных рабочих там сравнительно ничтожное количество, но зато к ним пред'являются чрезвычайно высокие требования как в смысле профессиональных знаний и

Севет. труд, школа. - Т. I. 8

114

умений, так и общего интеллектуального развития. Только благодаря этим рабочим, мы в состоянии вовлечь в производствен ный процесс широкие массы, расширить и улучшить данную отрасль промышленности. По такому же направлению идет и развитие техники.

Дальше необходимо отметить, что целый ряд производств по самому своему характеру пользуется в широком масштабе трудом полуквалифицированных, а то и вовсе неквалифицира-ванных рабочих. Сюда относятся, например, химичёская промышленность, горное дело и некоторые другие.

Из сказанного следует прежде всего, что, когда говорят о производственном обучении фабрично-заводских подростков, о подготовке нового кадра индустриальных рабочих, не следует все валить в одну кучу, а надо точно указать, кого именно мы собираемся готовить. Предприятия заинтересованы в длительной и планомерной подготовке лишь тех рабочих, которые могут быть отнесены к 3-й категории, ибо только отсутствие таких работников может создать . „кризис квалифицированной рабочей силы". Готовить же из подростков рабочих двух остальных категорий предприятию, как таковому, нет никакой надобности. В таких рабочих недостатка быть не может, ибо любой деревенский парень может в 2—3 месяца (а то и скорее) усвоить нужную ему для данного случая „квалификацию".

Известно, что существующие в настоящее время школы заводского ученичества, или „фабзавуча", ставят себе целью подготовить для индустриальных предприятий квалифицированных рабочих. Эта формулировка совершенно правильна, если понимать термин „квалифицированный рабочий" в указанном выше смысле.

Таким образом, у нас естественным путем намечаются два вывода, а именно: с точки зрения предприятия школа «фабзавуча" не является массовой школой. Это, вернее, школа „аристократическая», предназначенная для небольшой сравнительно части подростков, занятых в промышленности.

Это основное положение дает нам возможность правильно ориентироваться в вопросах, возникающих при практической организации школ для рабочей молодежи.

Таким образом, у нас естестверным путем намечаются .два основных типа школ:

1. Школы „фабзавуча". предназначенные для подготовки того небольшого сравнительно кадра квалифицированных рабочих, без которого невозможно организовать производство на современных началах. В подготовке таких рабочих заинтересовано главным образом само предприятие, а также, конечно, и государство в целом. Эта школа представляет собою чистый вид профтехнической и отнюдь не является массовой. Она должна быть организована образцово во всех отношениях, и в противном случае теряется весь смысл ее существования. Эта школа имеет

— 115 —

для промышленности совершенно исключительное значение, и никакие материальные затраты, даже самые крупные, не могут вчитаться чрезмерными.

2. „Школа рабочей молодежи", обслуживающая тех подростков, которые в будущем должны заниматься совершенно неквалифицированным или полуквалифицированным трудом. Для фабрично-заводской молодежи эта школа является массовой. В правильной ее организации заинтересованы государство и профсоюзы, предприятие же, как таковое,—в значительно меньшей степени. Эта школа является преимущественно общеобразовательной с известным „профессионально-техническим уклоном". При организации этих школ не следует увлекаться производственными задачами: обучением на разных станках, ознакомлением со всем производством в целом и проч., ибо полученный эффект никогда в данном случае не оправдает потраченных на это дело материальных средств.

Интересно отметить, что германские предприниматели отчетливо разграничивают эти два типа школ. На ряду со школами ученичества (\Уегк8сЬи1еп) там имеются также и школы так называемых малолетних рабочих. Школы последнего типа никаких квалифицированных рабочих для промышленности не готовят. Предприниматели руководствуются в данном случае совершенно иными соображениями. Между прочим эта школа должна, по их мысли, „способствовать мирному сожительству всех классов общества". Вот, например, мнение одной крупной фирмы горной промышленности о задачах и целях своей заводской школы: „Школа стремится прежде всего обратить внимание своих слушателей на условия местной промышленности и затем переходит к ознакомлению учеников с добывающей промышленностью, бытом рабочих и их социальным положением во всем государстве. Одновременно с этим школа ставит себе целью возбудить и усилить в .своих питомцах национальные чувства: радость к «немецкому творчеству», любовь к кайзеру и к родине. Школа стремится поднять и укрепить религиозное чувство. Ученики должны, кроме того, научиться выполнять необходимые им для своего дела письменные работы и подсчеты».

Отмечая мимоходом эту капиталистическую формулировку задач и целей рабочей школы, как яркий штрих, конечно, не разбирая его по существу (для нас такая формулировка звучит, конечно, совсем дико), мы все же должны признать, что организационный подход к делу совершенно правилен и вполне приемлем и для нас, если изменить соответствующим образом внутреннее содержание школы и поставленные задачи.

Вопрос о типах школ является одним из самых кардинальных и он должен быть поставлен и разрешен совершенно четко и определенно; никакие двусмысленности и недоговоренности в этом вопросе не допустимы.

Надо прямо сказать, что предприятию „свойственны" два

— 116

основных типа школ: профтехвичеекая школа—„фабзавуча“— для подготовки квалифицированных рабочих и массовая—„школа рабочей молодежи (преимущественно общеобразовательная)— для обучения всех находящихся в предприятии подростков.

Необходимо, чтобы каждая школа ясно усвоила стоящую перед ней задачу и занималась только своим делом, ибо только при этом условии мы сумеем правильно наладить производственное обучение нашего подростающего рабочего поколения.

К. Зейдель.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников