Современные взгляды на организацию школы I ступени в сельскохозяйственной обстановке


Современные взгляды на организацию школы I ступени в сельскохозяйственной обстановке.

Вопрос сельскохозяйственного уклона трудовой школы вообще и сельской школы I ступени в частности, как массовой школы, поставлен в настоящее время весьма широко. Он обсуждается одновременно с трех точек зрения. В центральных и местных органах советской власти и в партийных организациях к разрешению вопроса сельскохозяйственного уклона подходят с государственной точки зрения. Им интересуются здесь в. целях поднятия производительности сельского хозяйства и усиления государственной мощи страны.

С особой силой вопрос сельскохозяйственного уклона, как путь государственного строительства, встал после нашей первой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, основным лозунгом которой была „смычка науки с практикой". На многочисленных митингах и диспутах во всех деталях обсуждался вопрос о распространении сельскохозяйственных знаний среди широких масс крестьянского населения.

Борьба с трехпольем, улучшенная обработка почвы, развитие травосеяния и проч. мероприятия по улучшению нашего крестьянского сельского ховяйства были об'явлены ударной государ-

125

ствеяной задачей, и, как один из верных путей к этому, был выдвинут вопрос о распространении сельскохозяйственных знаний через массовую общеобразовательную школу. Таким образом сельскохозяйственный уклон рассматривается с государственной точки зрения, как путь распространения среди широких крестьянских масс сельскохозяйственных знаний, как путь рационализации нашего сельского хозяйства, поднятия его производительности и восстановления хозяйственной мощи.

С общественно-агрономической точки зрения вопрос сельскохозяйственного уклона сельской школы должен оцениваться, как метод агрикультурного воздействия. До самого последнего времени общественная агрономия интересовалась лишь распространением профессионального сельскохозяйственного образования, оставляя вопрос сельскохозяйственного уклона общеобразовательных школ совершенно в стороне.

Для проведения сельскохозяйственного уклона в массовой сельской школе работу вашего участкового общественного агродома надо об‘единить со школьной работой. Участковый агроном должен связаться в своей работе с сельской школой. Не отвлечет ли такое положение участкового агронома от выполнения его прямых общественно-агрономических обязанностей? Поставленный таким образом вопрос разрешается нашими общественноагрономическими работниками различно. В то время, как одни из них являются горячими сторонниками сельскохозяйственного уклона, считая, что подготовить молодое поколение к восприятию сельскохозяйственных знаний—основная задача общественной агрономии, другие, наоборот, относятся к этому делу отрицательно. В числе сторонников сельскохозяйственного уклона в народной школе мы находим таких крупных*общественных агрономов, как профессора Воронежского сельскохозяйственного института Минина и ряд работников Наркомзема. В числе противников идеи сельскохозяйственного уклона в общеобразовательной школе стоит также целый ряд крупных агрономов.

Как видим, обе эти точки зрения—государственная и общественно-агрономическая—рассматривают идею сельскохозяйственного уклона сельской школы с практической, утилитарной стороны. Резкую противоположность им Представляет трактовка вопроса сельскохозяйственного уклона в педагогических кругах. Гармоническое развитие личности ребенка и развитие правильного и здорового мировоззрения—вот основная и конечная цель общеобразовательной школы. Понятно поэтому, что с педагогической точки зрения идея сельскохозяйственного уклона и рассматривается в целях отыскания педагогической и методической ее ценности. Все, что содействует гармоническому развитию личности ребенка и выработке правильного и здорового мировоззрения, полностью приемлемо в общеобразовательной школе; все, что мешает школе выполнить эту великую и конечную цель общего образования, все, что может понизить общий уровень

126 —

народного образования, должно быть отброшено,—таково основное положение педагогической мысли.

Итак, содействует или мешает идея сельскохозяйственного уклона выполнению школой ее основных и конечных целей? Вот тот вопрос, который стоит перед педагогами и должен быть разрешен ими. По этому поводу в настоящее время можно наметить три основных направления. Одно из них—реако отрицательное. Приверженцы этого взгляда в общем повторяют мнение германского профессора Рюнкера, который говорил: „Если нет недостатка в разных профессиональных учебных заведениях, к чему, спрашивается, вводить в общеобразовательные учебные заведен <я профессиональное обучение? Не может ли при распространении такого направления понизиться уровень общего образования народа? Если даже один какой-либо промысел будет поощрен покровительством, то нельзя не сознаться, что выгода будет достигнута слишком дорогой ценой поколебания принципа общего образования".

Оценивая это направление педагогической мысли, надо признать, что исходит оно от отождествления идей сельскохозяйственного уклона с профессионализацией общеобразовательной школы, что, по мнению сторонников этого направления, и не может быть принято, ибо мешает школе выполнить ее основные и высокие задачи общего образования и воспитания.

Другое направление веско требует во всей учебно-воспитательной работе исходить из окружающей действительности. Поскольку сельская школа находится в сельскохозяйственной обстановке, это направление требуем во всей учебно-воспитательной работе прежде всего использовать эту сельскохозяйственную обстановку. Отсюда «полное признание необходимости проведения сельскохозяйственного уклона не в утилитарных и практических целях, а в виду педагогической и методической его ценности. А. Сапожников считает поэтому, что „удобнее и правильнее говорить вообще не о сельскохозяйственном уклоне в школе, а о школе в сельскохозяйственной обстановке". Горячим сторонником этого направления является оффициальный орган—Государственный Ученый Совет, который в соответствии с этими взглядами и разработал новые программы, целиком построенные для сельской школы на основе сельскохозяйственного труда. „Обыкновенно школьные программы отличаются двумя недостатками,— говорится во вводной записке к программе I ступени,—оторванностью их друг от друга и оторванностью всех их от жизни. Эти недостатки пытается преодолеть предлагаемая сейчас программа".

Третье направление, которое можно наметить в современной русской педагогической мысли, надо определить, как направление соглашательское.

В своем, докладе о сельскохозяйственном уклоне, прочитанном на I Всероссийском с'езде по естественно-историческому

127

образованию, М. Н. Николаевский призывал педагогов стать на государственную точку зрения в целях помочь „русскому народу осознать себя, как народа-земледельца44.

Обосновав этот призыв провозглашенным положением, что „без сельского хозяйства нет спасения русскому человеку4*, тов. Николаевский бросил вместе с тем упрек работникам сельскохозяйственного уклона в школе, обвиняя их в стремлении к профессионализации школы. По существу сельскохозяйственный уклон считается докладчиком доступным в школе постольку, поскольку того требует государственная точка зрения.

Такова эта третья соглашательская позиция в некоторых современных педагогических кругах.

В. В. Смиренномудренский.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников