Основные методы проведения сельскохоз. уклона в сельской школе


3. Основные методы проведения сельскохоз. уклона в сельской школе.

Основные методы проведения сельскохозяйственного уклона определяются сущностью и содержанием его, как комплексного метода прежде всего и как метода сближения школы с жизнью, во-вторых. Общие и частные задачи сельскохозяйственного уклона говорят дальше, что методы проведения его суть методы трудовой школы вообще.

Эти основные методы работы общи для всех щкол. Но дальше начинается расхождение и своеобразие работы сельской школы с работой в школе-колонии или летней колонии городской школы.

Если неоспоримо справедливо,- что в основу школьной работы должен быть положен труд и в частности—для проведения сельскохозяйственного уклона—труд сельскохозяйственный, то для школ-колоний это накладывает обязанность организовать этот труд. В этом и заключается основное значение школьного хозяйства, как лаборатории труда. Для сельской же школы этот момент отходит на второй план. Деревенский ребенок почти наравне со взрослыми принимает участие в сельскохозяйственных работах семьи. Задача школы—воспользоваться уже имеющимся налицо производительным трудом и положить его в основу воспитания и обучения. Более детальные и методические указания мы находим в программах ГУС'а по отношению к изучению домашних животных. Так, в примерном плане занятий по природоведению для второго года обучения говорится: „Жизнь животных изучается не только путем наглядных бесед, экскурсий, но также и путем длительных наблюдений, определенных тем, которые раздаются учащимся на дом, и отчетов, которые заслушиваются в общей беседе, напр.: 1) сколько корова приносит ежедневно молока (при коллективной задаче—вывод средних удоев, максимальных и минимальных), 2) масти коров в данной деревне, 3) лошади с белыми ногами, 4) описание приготовления

— 128 —

разных молочных продуктов, 5) как проводит корова время в стойле и т. п.“. К этому необходимо добавить целый ряд вопросов: какое количество и каких кормов дается корове ежедневно, в известный период и в год, сколько идет подстилки, как увеличивается вес теленка, сколько от коровы получается в год навова и проч.

Этот метод самостоятельных детских работ исследовательского характера должен касаться всего содержания школьной работы как из области скотоводства, так и полеводства, и огородничества, и садоводства, и домоводства, и общественной жизни деревни, и проч. Возьму для примера вопрос о почве и ее обработке. Здесь можно наметить следующие темы для самостоятельной домашней проработки с последующим обсуждением в школе.

Какая почва на участке (принести образцы); когда начинают пахагь; сколько можно вспахать в день; во сколько времени вспахано все поле; когда начали бороньбу и сколько можно заборонить в день. По вопросу о посеве: когда начали посев и какие растения начали сеять прежде всего, сколько высеяно каждого хлеба; как подготовляли семена к посеву; получали ли семссуду; какова сорность посевного зерна; сколько севец высевает в день и проч., и проч.

Подобная постановка работ имеет для сельской школы огромное значение. Большинство домашних работ не только детьми, а и взрослыми выполняется совершенно механически и так, как делалось раньше, и так, как делают все. Попробуйте спросить крестьянина, сколько нужно в год сена, чтобы прокормить корову, сколько молока получает он от коровы, сколько навоза вывозит он на десятину и даже какая почва у него в поле,—если не все, то во всяком случае многие на эти во просы не сумеют ответить. И когда мне приходилось вести занятия в порядке летней работы в одной из сельских школ в вечерние часы после трудового деревенского дня, когда были поставлены вопросы, что дети делали целый день, и оказалось, что они возили на паровое поле навоз,—никто не мог ответить, сколько вывезено возов за день. Понятно, что это делалось совершенно механически. Задача школы должна состоять в том, чтобы воспитать в детях сознательное отношение к своему труду, помочь им осознать трудовые процессы и сделать их одновременно процессами духовными. Выполнению этой большой воспитательной задачи, лежащей на сельской школе, и будет как нельзя лучше способствовать метод работы, построенный на самостоятельной проработке различных тем в обстановке домашнего хозяйства с последующим обсуждением и сравнением в школе.

Итак, комплексный метод на основе окружающей действи-тельностн, все методы трудовой школы и в частности краеведческий принцип концентричности работы, с перенесением центра.

129

тяжести на осознание домашней сельскохозяйственной работы семьи—вот основные методы проведения сельскохозяйственного уклона в сельской школе.

Следующим отличительным признаком метода работы по проведению сельскохозяйственного уклона в сельской школе, по сравнению с работой в школьных летних колониях, является широкое развитие общественного направления работы.

Школа в деревне — это самый большой культурный центр ее. Она не может быть только и исключительно школой для ребят. Школа может быть и должна быть вообще культурным общественным центром для всего населения своего района. Только в этом случае сельская школа может выполнить свою великую задачу общественного воспитания, на что указывает методическая записка к программам школы I ступени, говоря: „обществоведение должно быть тесно связано с воспитанием навыков общественности". В каждой из приведенных выше тем — семена и подготовка их к посеву, почва и ее обработка, молочный скот и проч. — мы начинали с наблюдений и изучений, а кончали путями общественных улучшений, устройством кооперативных об'единений, обществ, товариществ и т. п.

Итак, основные задачи школьной работы и общность их с задачами работы общественно-агрономической приводят к следующему положению: общественно-агрономическая работа должна быть осознана в школе, а школьная работа должна быть одним из основных методов общественно-агрономического воздействия.

Кроме того, при проведении сельскохозяйственного уклона методу работы целым коллективом должно быть уделено очень почетное место. Чтобы исчерпать вопрос, здесь уместно привести следующие слова А. В. Морозова: „Нет нужды каждому ученику прорабатывать всю тему от начала до конца. Школа—коллектив, а потому нужно приучиться работать целым коллективом на основе разделения труда.

В данной теме найдется работы положительно для нсех, для больших и малых. Нужно только суметь подойти к каждому из них, дав небольшое, но строго определенное задание. Суммирование получен йых результатов, конечно, должно производиться в классе сообща. Следующая за этой работой выставка и, быть может, целая серия ученических докладов должны завершить затронутую тему" х).

Таковы по нашему мнению, должны быть методы проведения сельскохозяйственного уклона в сельской школе.

Они-то и должны быть положены в основу программной разработки методических указаний сельскому учителю, а также соответствующих руководств и пособий для сельской школы с сельскохозяйственным уклоном.

В. В. Смиренномудренский.

>) А. В. Морозов. „Школа и сельское хозяйство", 1923 г. стр. 85. Советск. Труд, школа. — Т. 1. 9



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников