Об организации хозяйства на школьном земельном участие


4. Об организации хозяйства на школьном земельном участие.

Сельскохозяйственный уклон школы предусматривает построение всего учебного плана ее на местном земледелии, с усвоением детьми сельскохозяйственных и общественных навыков в процессе их работы на земле в собственном хозяйстве школы. Земельный участок школы следует рассматривать, как учебное пособие, а работу в этом хозяйстве детей,—как средство общего воспитания и всестороннего развития детей на базе сельского хозяйства. Школьное хозяйство не может быть самоцелью и не должно преследовать хозяйственных задач, т.-е. извлечения выгод из землепользования, так же как не могут преследовать этой цели занятия школьной лаборатории, мастерской, участие в экскурсии и т. д.

В противном случае задача школьного хозяйства сузится, и оно уже не даст той широты практических знаний и полезных навыков ученикам школы, на которые они в праве рассчитывать и которые в будущем, когда школьники вступят в жизнь и сами поведут свое хозяйство, помогут им идти вперед, воспринимать агрономическую пропаганду без затруднения и уметь самостоятельно разбираться в вопросах сельского хозяйства.

Работа детей в школьном хозяйстве должна строиться в плане общеобразовательном и воспитательном, а не профессиональном, так как всякий профессионализм в массовой школе— явление преждевременное и, очевидно, вредное своим односторонним влиянием как на психику ребенка, так в особенности на его еще растущий, развивающийся и чрезвычайно поддающийся воздействию „профессиональных вредностей® организм. Работа в школьном хозяйстве должна органически входить в учебный план школы, часы ее должны войти в состав обычных часов школьной работы и должны быть размещены в расписании дня так, чтобы не „мешать жить" школе ее размеренной жизнью. Это одно из непременных условий педагогичности работы в школьном хозяйстве.

Эти требования к организации работ в школьном хозяйстве, определяют многое при последующей разработке организационного плана. Они дают основание для определения характера школьного хозяйства, для установления размеров его площади, для подбора культур и установления севооборота, для расчетов инвентаря, для составления расписания работ на земле.

В самом деле, если непременным требованием проведения детского труда по сельскому хозяйству мы ставим его регулярность а не сезонность, то, очевидно, хозяйство школы должно быть высоко интенсивным, так как только интенсивные культуры могут быть трудоемки почти до бесконечности. Вследствие этого, хозяйство школы не должно быть ни полеводственным, ни пастбищно-животно водственным, ни лесоводственш^м; оно должно строиться или на огородничестве, или на стойловом животноводстве, на садоводстве, парководстве.

131 —

Первое, т.-е. огородничество, при организации школьного хозяйства по своей простоте и целесообразности должно являться исходной формой организации школьного хозяйства, В соединении с мелким животноводством, садоводством и парководством (в форме защитных или сплошных насаждений) огородничество будет законченной и совершенной формой этого хозяйства. Полеводство отходит на второе место, как форма экстенсивная, требующая сезонности в распределении работ, с чрезмерным напряжением рабочих сил в период посева и жатвы и с вынужденным бездействием в промежутки между этими периодами. Крупное животноводство, связанное с пастбищем, неудобно для школы, как форма хозяйства, вышвающая чрезвычайное распыление точек приложения рабочих сил в процессе производства. Лесоводство не под силу школе, так как организационный план лесовод ст венного хозяйства обычно обнимает слишком большой промежуток времени, не менее 50—75 лет.

Огородничество возможно при всякой сельской школе; от тропиков до полярного круга, от Балтики до Тихого океана можно выращивать те или другие огородные растения, а если они почему-либо не выращиваются в том или ивом месте, их культивирование можно внести именно через школу. Огородничество возможно как в сельской школе, так и в городской, при чем в последней оно может явиться* превосходным пособием даже при наличии нескольких аршин площади, при изучении ботаники и отчасти зоологии, химии, физики и физиологии.

Подбор культур на школьном огороде должен, конечно, соответствовать местным условиям, и если школа возьмет на себя какие либо акклиматизационные или культуртрегерские задачи, то об'ем этих задач должен быть самый ограниченный; опыт, не как учебный, а как изыскательный момент в школьном хозяйстве, должен занимать самое ограниченное место. Дело в том, что дети — большие материалисты и будут охотно работать на огороде только в том случае, если результаты их работы будут конкретны и ими же самими совместно использованы.

Севооборот на школьном огороде будет зависеть от подбора культур. Несколько слов о нем будет сказано ниже.

Размер площади—это самый важный момент в деле организации школьного огорода. Если площааь меньше, чем это нужно для того пли иного коллектива детей, это еще ничего, это, поможет только углубить работу в шкотьном хозяйстве, но если <>на велика, — это зло, результаты которого придется долго исправлять, если их вообще возможно будет исправить.

Д1Я уяснения задачи организаторов школьного хозяйства по определению размеров площади школьного огорода возьмем конкретный пример расчета его площади в средней полосе России. Предположим, что в школе обучается 100 человек детей, из коих 50 человек в возрасте от 10 до 12 лет, 30—от 13 до 14

132

лет и 20—от 15 до 16 лет; предположим, что все дети здоровы, нормально развиты и способны выполнять все работы по огородничеству, свойственные их возрасту и в об‘еме нормальной нагрузки. В расчете площади, которую ребенок указанного возраста может самостоятельно, за исключением осенней и весенней перепашки, обработать ручными орудиями, будем исходить из нормы такой площади на одного взрослого огородника. По определению украинского агронома Стелецкого, норма площади огорода на одного взрослого равна 150 кв. саженям. Подсчитав длительность всех работ, которые необходимы для возделывания на этой площади нормального огорода. Стелецкий определил ее в 258 рабочих часов, или 321;4 8-часовых рабочих дня. Если обозначить длительность рабочего времени (8 пасов) для взрослого единицей—„1“, то длительность рабочего времени для детей в возрасте от 10 до 12 лет будет равна 1/е, для детей 13 — 14 лет—1/в, для детей 15—16 лет—1/4. Работоспособность у детей также значительно меньше, чем у взрослых; примем ее для 10—12-летних за */Б работоспособности вз’рослого, 13—14-летних— за х/4, для 15—16-летних—за ‘/з-

Тогда показатель того, во сколько раз площадь огорода для вышеуказанных трех возрастов групп детей должна быть меньше площади огорода для взрослаго — 150 кв. сажен, получится по следующей формуле: '/бХ’/б^'/зо. или явится результатом произведения длительности работы (:/6) на работоспособность (1/б) для возраста 10—12 лет. Для следующего возраста — 13—14 лет—тот же показатель выразится: X‘Л —‘/2<> и для

возраста 15 —16 лет — */< X — ‘/п. Таким образом норма площади огорода для ребенка из первой группы получится 150 X 1/зо = 5 кв. саж., для второй группы —150 X ‘/го — 7,5 кв. саж. на ребенка и для третьей группы —150 X ‘/12= 12,5 на подростка.

Следовательно, для коллектива в 100 человек с вышеуказанным распределением детей по возрастным группам площадь огорода выразится суммой произведений площадей для каждой возрастной группы на число рабочих единиц в этой группе или: (50 X 5) + (30 X 7,5) (20 X 12,5) = 250 + 225 + 250 = 725 кв.

саж. Семьсот двадцать пять квадратных сажен и будет та площадь огорода, которая необходима для нормальной постановки детского труда в коллективе вышеуказанного состава. Так как к совместной работе с детьми на огороде иногда рекомендуется привлекать и взрослых—школьных работников, то площадь в этом случае следует соответственно увеличить, прн чем принять во внимание, что площадь эта должна увеличиваться в зависимости от числа часов, которые взрослыми будут проводиться на огороде. Так, если работа на огороде будет производиться два часа в день, то норма площади для взрослого выразится в 150:4— 37,5 кв. саж. Прибавка площади детского огорода с расчетом, что на нем будут работать и взрослые педагоги,

может иметь место, однако, при том непременном условии, что педагоги действительно будут работать, а не только будут являться на огороде в роли надсмотрщика за детской работой. В указанный размер площади детского огорода; включена не только площадь гряд, но и площадь дорожек между ними, которая обычно не превышает 30% общей площади огорода. Площадь дорожек не исключается потому, что для поддержания в надлежащем порядке она также требует затраты определенных усилий, только в несколько меньшей степени, чем площадь гряд (уборка с дорожек наполотой на грядах травы, оправка дорожек, подрезка на них травы, посыпание песком и проч.). Площадь под большими проезжими дорогами, остающаяся под дерном, может и не приниматься в расчет при определении площади огорода, так как, если она требует некоторой затраты труда в виде покоса на ней травы, который необходимо делать перед созреванием семян трав во избежание засорения огорода, то работа эта ничтожна и может не приниматься во внимание.

Когда размер площади огорода определен, нужно установить севооборот или чередование растений. Чередование это необходимо, так как беспорядочное размещение их ведет к истощению плодородия почвы и размножению огородных вредителей. Так. в тех местах, где возделывается капуста, а возделываться она может почти повсюду, у огородных растений из семейства крестоцветных есть один большой враг—грибок „капустная кила", поселяющийся на корнях крестоцветных и высасывающий их соки. Споры этого грибка сохраняются в земле 5 —6 лет, поэтому и севооборот в школьном огороде должен быть не менее, как шестилетний. Такой севооборот дает возможность возвратиться с культурой крестоцветных в каждое поле не ближе, как через каждые шесть лет, т.-е. через такой промежуток времени, в течение которого споры килы, оставшиеся от предшествующей культуры, за редкими исключениями погибнут. При шестилетнем севообороте в каждом поле для взятого нами конкретного случая организации огорода на 100 человек детей в 725 кв. саж. общей площади окажется 120 и ъ/6 кв. сажени. Подбор культур может быть весьма разнообразным, поэтому на нем здесь не место останавливаться, а для картины севооборота ниже приводится лишь один из бесчисленного множества вариантов его, возможных в средней полосе России.

годы.

П

0

Л

1924

Капуста.

Картоф.

Фасоль.

Огурцы.

Картоф.

Свекла.

1925

Свекла.

Капуста.

Картоф.

Фасоль.

Огурцы.

Картоф.

1926

Картоф.

Свекла.

Капуста.

Картоф.

Фасоль.

Огурцы.

1927

Огурцы.

Картоф.

Свекла.

Капуста-

Картоф.

Фасоль.

1928

Фасоль.

Огурцы.

Картоф.

Свекла.

Капуста.

Картоф.

1929

Картоф.

Фасоль.

Огурцы.

Картоф.

Свекла.

Капуста.

1930

Капуста.

Картоф.

Фасоль.

Огурцы.

Картоф.

Свекла.

134 —

Как видно из севооборота, крестоцветные (капуста) и все другие растения, кроме картофеля, возвратятся в те поля, в которых они возделывались в 1924 году, только в 1930 году, т.-е. через 6 лет.

При составлении списка возделываемых в школьном огороде растений важно подобрать их таким образом, чтобы урожай их питал школьный котел и подавался к столу детей как можно более продолжительное время. Благотворное влияние питания детей свежими овощами и фруктами устанорлено и обусловливается тем, что в составе свежих растений имеются жизнедеятельные вещества — витамины, которых нет в растительных продуктах, подвергнутых варке или консервированию обычными способами. Поэтому в школьном огороде должно быть отведено достаточное место для следующих растений: земляной груши, как растения, позволяющего использовать свой урожай после зимовки клубней в земле ранней весной, как только сойдет снег, редиса, салата и шпината, как растений чрезвычайно скороспелых (в хорошее лето дают 3—4 урожая с одной и той же площади), и щавеля, как растения исполшование которого к столу может производиться беспрерывно, начиная с ранней весны и кончая поздней осенью. 11а ряду с этими растениями, ранними и скороспелыми, следует возделывать и такие, которые способны сохраняться в свежем виде зимой. В качестве образцового списка приведем нижеследующий:

Растения скороспелые: редис, салат, шпинат, щавель, укроп, лук, огурцы, репа, капуста ранняя, фасоль зеленый, горох (лопаточки), кабачки, турнепс.

Растения позднеспелые: капуста поздняя, земляная груша, картофель, редька, свекла, тыква, помидоры, фасоль зерновая, морковь, брюква.

Подготовка к устройству школьного огорода должна начаться приблизительно с середины зимы. В соответствии с размерами площади, севооборотом и подбором растений должны быть закуплены и испытаны на ,'всхожесть семена, должны быть подготовлены орудия и материалы в виде удобрений и инсекси-цидов (ядов для борьбы с вредными насекомыми). Среди этих подготовительных работ особое внимание должно быть уделено подготовке орудий. На основании данных опыта организация детских работ на огороде, количество орудий детского труда * определяются следующими величинами: лопат требуется */2 на ребенка (одна лопата на двоих), грабель—>/*, мотыг—Ч2, леек—1 скребков—Че, чистиков—1, кошек—>/4, совков—1/4, ножей—‘/в, грохоток—1/8, носилок—1/^ тачек—Часть этого инвентаря можно заготовить в школе, если имеется соответствующий инструмент. Особенно легко и желательно заготовить деревянную часть • инструментов—черенки для лопат, мотыг и грабель, носилки, тачки. Орудия детского труда должны быть приспособлены для наиболее целесообразного использования их детьми, т.-е. должны

135 —

быть уменьшены пропорционально силам и росту детей и в то же время должны сохранить все детали своей конструкции, которые обеспечивают ненарушимость принципа их деятельности. Другими словами, орудия должны быть построены так, чтобы дети работали ими без затраты излишних усилий, и в то же время должны соответствовать требованиям техники выполнения того или другого агрикультурного задания. Так, например, лопата должна быть построена таким образом, чтобы она могла проникать на глубину 6 вершков (минимум глубины культурного слоя, необходимого для огорода), и в то же время размеры площади лопаты должны быть таковы, чтобы количество подымаемой ею земли уменьшилось пропорционально силам работающего, а вес самой лопаты сохранил бы то же отношение к весу поднимаемой земли, как при работе взрослого нормальной лопатой, чем сохранился бы и коэффициент полезного действия при этой работе.

Чтобы ускорить начало весенних работ на огороде и тем растянуть их период и, следовательно, уменьшить необходимость спешить с выполнением тех или иных срочных работ, напр., с посевом на школьном огороде, можно применить искусственное снеготаяние. Для этого с наступлением красных весенних дней, когда дороги почернеют, снег на огороде нужно обсыпать золой или сажей, вследствие чего он растает скорее окружающего, земля на огороде скорее оттает, прогреется и высохнет и ее можно будет раньше вспахать и начать делать гряды.

После весенней распашки огорода ближайшей задачей его устройства является разбивка участка на поля, а поля на ряды. Не останавливаясь на вопросах чисто-технических за недостатком места в настоящей статье, уместно будет отметить лишь некоторые педагогические моменты, касающиеся устройства гряд на детском огороде. Моментов этих собственно два: во-первых, при устройстве гряд следует иметь в виду удобство передвижения детей по огороду. Не нужно делать слишком длинных гряд, чтобы не заставлять детей далеко обходить их при переноске воды, рассады и проч. и при переходе с одной стороны гряд на другую во время производства работ.

Во-вторых, гряды должны делаться доступной для детей ширины. Гряды для взрослых делаются не уже Н/г аршин. Детям такие гряды широки: дети не могут достать до середины такой гряды, сохраняя правильное положение тела, и вынуждены для этого принимать неловкие, утомительные позы. Чтобы гряды были удобны для работы на них детей того или другого роста (возраст здесь имеет второстепенное значение), ширина их должна определяться экспериментально следующим образом: каждая возрастная группа (в нашем конкретном примере их три) выстраивается в шеренгу по росту, с правого и левого фланга выходят по одному и, взявшись за руки, приседают на корточки, сохраняя полное вытяжение рук: расстояние между коленями у присевших и будет равно ширине гряды, до средины которой

136

каждый из детей данной группы сможет свободно достать, присев на дорожку и не принимая неудобных поз. Определив таким образом ширину гряды, следует произвести поверку ширины гряды, взявши еще несколько пар из шеренги детей данного возраста в равных расстояниях -от концов шеренги, наир., четвертого и четвертого, одиннадцатого и одиннадцатого от правого и левого флангов. Число гряд каждой из найденных таким образом ширин должно соответствовать чисду детей в определенной ростовой группе и общей площади огородов. Дорожки между грядами должны делаться такой ширины, чтобы на них могли разойтись двое детей, т.-е. примерно ширины в одну половину грядки и не меньше 8—10 вершков от основания до основания гряды.

Чтобы считать вопрос об организации школьного огорода, как исходную форму использования школьного участка, достаточно освещенным, остается упомянуть о расписании работ на огороде, о системе использования урожая и учете огорода.

Как уже было отмечено выше, количество часов, проводимых детьми на работах, должно быть значительно меньше, чем у взрослых: 76 рабочего дня для школьника 10—12 лет, т.-е. 8Х1/в = 1 часу 20 мин. в сутки; 1/Б для 13 — 14 лет, т.-е. 8Х,1/5 = 1 часу 36 мин.; »/4 для 15 —16 лет, т.-е. 8 X Ч* = 2 часам.

Вели школьное хозяйство состоит только из огорода, то часы работы на нем разбивать на утро и вечер не стоит, лучше отнести их ко второй половине дня, ближе к заходу солнца, в это время и посадку огорода и его поливку делать целесообразнее, чем с утра и тем более в полдневные жаркие часы. Работать в течение указанного времени должно, конечно, как и при всяких школьных занятиях, не беспрерывно, а с организованными отдыхами в десять или 15 минут через каждые 30—45 минут. Во время отдыха дети могут побегать, покричать, поиграть в мяч, полазить по деревьям, чтобы расправить согнутые во время работы тела и сжатые легкие.

После огородных работ в расписание занятий должны быть непременно включены подвижные игры или гимнастика (типа шведской), в противном случае влияние огородных работ, протекающих в большинстве случаев в согнутом состоянии, окажется отрицательным, развитие детей получится односторонним, а фигуры их окажутся испорченными в смысле увеличения сутуловатости, т.-е. искривления верхней части позвоночника в передне-заднем направлении или опущения правой или левой лопатки.

Использование урожая школьного огорода в интересах школьников должно начаться как можно раньше и закончиться как можно позже; поэтому скороспелые растения, например, салат, шпинат, редис, в течение лета следует сеять несколько раз; более же позднеспелые культуры, напр., морковь, брюкву, свеклу,

137

и проч., нужно попользовать промежуточно, путем продергивания более сильных и лучше развившихся растений и поощрения более подавленных и менее развившихся, чем срок пребывания культуры в гряде может быть растянут на весь вегетационный период, независимо от его длительности. Таким способом использование огородных продуктов в самом свежем виде прямо с гряды может быть продлено до морозов.

Всякое организованное хозяйство может считаться таковым только в том случае, если оно всесторонне учитывается; поэтому и школьный огород должен быть учтен во всех отношениях. Во-первых, должна быть учтена земля, т.-е. ее качество, арендная стоимость, стоимость обработки, удобрения, во-вторых, должны быть учтены инвентарь, материал и семена, стоимость и качество их; в-третьих—работа детей; в-четвертых—условия роста и работы и, в-пятых, как конечный итог,—урожай.

Вопрос об индивидуальной дозировке работы в зависимости от особенностей каждого ребенка, об учете влияния работ на весь комплект явлений его развития, вопрос об увязке работ в огороде с общеобразовательным курсом школы и с специальной, чисто-педагогической, проработкой материалов, собранных в период летних работ, прямого отношения к настоящей статье не имеет, но так как вся методика сельскохозяйственного уклона школы должна базироваться главным образом на ее собственном хозяйстве, то вопросы эти теснейшим образом связываются с вопросом первоначальной организации хозяйства на школьном участке. Однако каждый из этих вопросов настолько серьезен, что о них придется говорить особо.

Последующими этапами развития школьного хозяйства после введения в школе огородничества будут мелкое животноводство, птицеводство и пчеловодство.

Отрасли эти, в особенности первая, имеют прямую связь с огородничеством, так как мелкие животные, например, кролики, козы могут отлично использовать отбросы огорода. Далее хозяйство школы можно усложнить садоводством и, наконец, парко-водством, но об этих уже не первоначальных, а последующих ступенях организации школьного хозяйства уместно будет говорить в отдельной статье.

Агроном-педагог Н. Под'япольсиий.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников