Школа и агрономические опытные станции


5. Школа и агрономические опытные станции.

Данный из центра лозунг сельскохозяйственного уклона в начальной школе может воплотиться в жизнь только в том случае, если дети в каждой такой школе будут знакомиться с природой и условиями, окружающими их в повседневной жизни.

Нужно на примерах из постоянно происходящих на глазахкре-стьяяского ребенка явлений показать ему основной смысл и значение этих явлений для того, чтобы таким путем развивать его

наблюдательность, умение продумать наблюдение над происходящими явлениями и, наконец, умение надлежащим образом поступить в известном определенном случае.

Но подбор этих примеров должен быть очень строг, дабы иметь возможность на сравнительно небольшом числе их изло-* жить самое основное. Для этого у сельского учителя должны быть какие-то определенные данные, полученные им из местного материала. Где же найти этот местный материал по вопросам сельского хозяйства своего района?

В каждой губернии советской республики существуют уже достаточно давно так называемые сельскохозяйственные опытные учреждения (опытные станции и опытные поля), которые изучают природные особенности своего района в целях правильного ведения в них сельского хозяйства, а также и приемы техники хозяйства—как его нужно правильно вести, как надо обрабатывать поля, сеять и ухаживать за растениями. Эти опытные учреждения бывают очень различной сложности—от крупной областной опытной станции, каких пока очень немного, до сравнительно небольшого опытного поля, скромно оборудованного которых значительно больше. ‘

Эти опытные учреждения, изучая местное хозяйство, нако-. пляют большое количество материала по различным вопросам сельского хозяйства, который может быть таким образом разработан или подобран, чтобы из него можно было извлечь наибольшую нользу для обучения в школе основным представлениям из местного сельского хозяйства.

Так, например, каждое опытное учреждение так или иначевна-комится с своими почвами, берет их образцы и на этих образцах изучает их природу, состав и свойства. Для ближайшей начальной школы с сельскохозяйственным уклоном такая простым образом приготовленная коллекция почвенных образцов могла бы послужить темной не одной беседы с детьми, которые на этих образцах не только составили бы себе правильное представление о почрах вообще, но и познакомились бы с почвами своего района в частности, требованиями их к удобрению, приемами обработки.

На каждом опытном учреждении борются различными приемами с сорными травами, этим бичом нашего крестьянского хозяйства. Для школ можно было бы рекомендовать составить по указаниям заведываюгцего опытным учреждением коллекцию важнейших сорняков в различных стадиях их роста, их семян и показать на рисунках приемы борьбы с сорняками. Помимо попутного сообщения необходимых элементарных сведений по ботанике (корень лист, стебель, цветок, плод), можно бы было показать детям приемы борьбы и их результаты и тем самым с малых лет внушить крестьянскому ребенку правильное представление о вреде от сорных трав на полях и о приемах их уничтожения.

Наконец, на каждом опытном учреждении имеются данные для характеристики приемов правильного возделывания важнейших,

местных культурных растений, которые имеют большую практическую ценность для местного сельского хозяйства. Путем правильного подхода к использованию этого материала можно постепенно познакомить детей с самыми основными вопросами техники земледелия, опираясь при этом каждый раз на примеры из сравнительно близко расположенных опытных учреждений, которые занимаются изучением растений близкого к школе района и знакомых детям.

Такого показательного материала на опытных учреждениях для работы школ с сельскохозяйственным уклоном очень много, и из него придется выбирать всегда только наиболее важный, наиболее близкий и наиболее подходящий к данному району действия школы. Поэтому работникам в школах с сельскохозяйственным уклоном следует особенно внимательно остановиться на высказанной мною мысли использования материалов местн'ых опытных учреждений в своих целях и войти с ними в ближайшую практическую связь.

_ Проф. Тулайков.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников