Основы организации школы крестьянской молодежи


7. Основы организации школы крестьянской молодежи.

1. Одной из самых основных задач партии и советской власти в деревне является интенсификация сельского хозяйства, кооперирование крестьянских масс, борьба с растущим кулацким засильем. Этого невозможно будет добиться бее поднятия культурного уровня в деревне и в первую очередь молодого крестьянского поколения.

2. Необходимым условием и могущественным средством борьбы за новую деревню является правильная школьная политика и реально-осуществляемое школьное строительство в деревне. Между тем положение дела народного образования в деревне таково: число грамотных школьного возраста 8—16 лет по всему Союзу Республик около 50%. Начальная школа охватывает лишь всего 36,4% детского населения (данные Ц. С. У. о грамотности в России за 1922 год).

3. Общеобразовательная школа повышенного типа (семилетка и II ступень), охватывающая незначительную часть крестьянских подростков, по содержанию своей работы не связана с нуждами и потребностями сельского хозяйства. В большинстве случаев эта школа является пропускным пунктом для молодежи из деревни в город. Незначительная сеть сельскохозяйственных профессиональных школ, которые якобы готовят административный персонал и работников для крупных хозяйств, абсолютно не связана с крупными совхозами.

4. Отсюда вытекает необходимость и неотложность подчинения содержания работы I и II ступени интересам повышения

142 —

производительности сельского хозяйства, что является ударной задачей коммунистической партии и советской власти в деревне. Недостаточно говорить о сельскохозяйственном уклоне. Школа в деревне должна работать не только над повышением общего культурного уровня, но дать главным образом практическую трактовку общеобразовательному материалу и переплести его с теорией и практикой сельского хозяйства, применяя непосредственно производительный труд в нем, как базу всей образовательной работы. Такая постановка обучения не разрушает, а, наоборот, укрепляет образование. В этом направлении должна строиться нормальная массовая семилетняя трудовая школа в деревне. Однако в силу экономических условий в течение ряда лет массовой школой будет оставаться начальная школа — четырехлетка. Всякая же школа повышенного типа будет являться районной.

5. Поэтому главным вопросом школьного строительства в деревне остается р организация, развитие и укрепление начальной школы и обхват ею в ближайшие годы всего детского населения. Реальная реорганизация и работа по строительству начальной школы должна выразиться:

а) в разработке, а потом и в выполнении новых программ обучения. В этих программах сельское хозяйство должно изучаться в основных*своих условиях, сточки зрения естественно-исторической, биологической, политико-экономической и производственно-технической;

б) в организации при каждой школе небольшого учебного поля и огорода, опытно-показательных контрольных участков по культуре для района характерной и важной, делая все это в масштабе, соразмерном с силами детского коллектива.

6. Основным условием для выполнения этого является агрономическая переподготовка учителя. Д ля этого в зимние, весенние и летние каникулы должны быть созданы соответствующие курсы. Необходимо и вполне возможно использовать участковых агрономов, как организаторов сельскохозяйственного образования учительства на дому, и наладить также снабжение школ необходимой литературой. Учитывая всю сложность, а следовательно, и длительность такого рода переподготовки, необходимо в ней соблюдать известную носледовате тьность, сосредоточивая ее в каждый отдельный -период на возможно меньшем количестве предметов, но прорабатывая их глубже и детальнее.

7. Нормальным же продолжением четырехлетки (а на ближайшее время, следовательно, и типом районной школы) следует считать трехлетнюю массовую школу крестьянской молодежи. Школа в результате своей работч должна дать (учащемуся):

а) общее культурное развитие и политическое воспитание в масштабе, позволяющем самостоятельно разбираться в окружающей обстановке и событиях, быть сознательным активным гражданином Советской республики, строителем новой деревни;

б) агрономическое образование в размерах, позволяющих без особой материальной и технической помощи от государства через кооперацию неуклонно повышать производительность крестьянского хозяйства;

в) знание правильных форм землепользования и землеустройства. ^

8. Со школой крестьянской молодежи должны быть связаны в программном отношении и сельскохозяйственные техникумы. Школы крестьянской молодежи по месту в системе народного образования должны соответствовать последним трем группам семилетки. Школа крестьянской молодежи организуется по следующему плану:

а) школа крестьянской молодежи вырастает, как естественная и единственно возможная надстройка над школой I ступени—это путь для вновь организующихся школ;

б) школы II ступени и 3 старших группы семилетки, расположенные в деревне и в уездных городах с крестьянским составом, постепенно преобразуются в школы крестьянской молодежи;

в) часть сельскохозяйственных профессиональных школ также реорганизуется в школы крестьянской молодежи;

г) школа крестьянской молодежи учреждается при опытных учреждениях по сельскому хозяйству.

9. Продолжительность обучения в школе крестьянской молодежи не должна превышать ни в коем случае трех лет. В программном отношении школа крестьянской молодежи должна строиться, как продолжение четырехлетней начальной школы. Как правило, при каждой школе крестьянской молодежи должно быть учебное хозяйство, долженствующее стать культурным центром сельскохозяйственного района, в котором школа находится.

10. В школы крестьянской молодежи принимаются:

а) по социальному составу: батрацкая, бедняцкая, малоимущая и приближающаяся к последней средняцкая крестьянская молодежь;

б) по возрасту: подростки от 10 до 13 и от 18 до 19 лет; такие возрастные границы позволяют охватить школе крестьянской молодежи все группы подростков;

в) по» полу: подростки обоего пола.

Нужно буД'*т провести большую кампанию за вовлечение девушек в школы, чему может содействовать введение специальных дисциплин (курсы по домоводству и т. д.).

11. Школа крестьянской молодежи организуется, как школа целого года обучения (зима и лето). При постановке практических работ учеников должно опираться на всесторонний учет положения учащихся в школе и в индивидуальном хозяйстве. Необходимо совместить по возможности работу учеников в своем индивидуальном хозяйстве и на учебном поле, организующемся при каждой школе крестьянской молодежи.

144

12. Школа крестьянской молодежи должна стать культурным центром деревни, должна помочь работе кооперативных и советских организаций и обрастать по мере своего укрепления всевозможными культурными учреждениями, обслуживающими не только молодежь, но и взрослое крестьянство (организация всевозможных курсов, лекций и т. д.). Решающим для школы крестьянской молодежи будет являться вопрос о том, насколько сейчас же по своей организации школа сумеет удовлетворить нужды сельского хозяйства.

13. Исключительное значение в работе по строительству школы крестьянской молодежи имеет Коммунистический Союз Молодежи. От того, насколько каждая деревенская организация РКСМ сумеет проявить самодеятельность и инициативу, будет зависеть работа по строительству школы крестьянской молодежи.

14. Содержание работы школы крестьянской молодежи должно окончательно определяться в процессе работы по ее строительству. Поэтому во всей работе должен быть проявлен максимум самодеятельности местных организаций и максимум приспособления их к местным условиям сельского хозяйства, не нарушая, однако, общих принципов строительства школы крестьянской молодежи.

15. Основным вопросом в деле развития школы крестьянской молодежи я’вляется в настоящее время вопрос о педагогическом персонале. На ряду с переподготовкой настоящего состава школьных работников по всему фронту необходимо уже сейчас решительно взяться за подготовку нового педагога для школы крестьянской молодежи. Это должно осуществляться путем педагогической работы с оканчивающими студентами высших сельскохозяйственных учебных заведений. Точно так же должен быть срочно закончен проработкой вопрос о переводе на сельскохозяйственную базу части педагогических ВУЗ‘ов и педагогических техникумов.

А. Шохин.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников