Школа крестьянсной молодежи


8. Школа крестьянсной молодежи.

Школ, приспособленных к условиям и потребностям крестьянской жизни, в деревне еще нет. Школ второй ступени в деревнях ничтожное количество, а те, которые есть, очень далеки от жизни и являются своего рода пропускным пунктом для детей зажиточных крестьян, желающих вывести своих детей „в люди“, дать им возможность уйти от тяжелой крестьянской работы, перебраться в город и поступить либо в ВУЗ, либо куда-нибудь на службу. Сельскохозяйственных профтехнических школ также очень мало, да и они готовят не сознательного крестьянина, а служащего совхоза. Школы же, обслуживающей потребности деревни, нет. А нужда в ней очень остра.

Школа крестьянской молодежи должна быть как можно ближе к жизни, строиться на учете потребностей местного крестьянского

145

хозяйства и найти такие формы работы, которые сделали бы ее близкой и понятной крестьянину. Надо, чтобы школа крестьянской молодежи врезывалась в крестьянскую жизнь, у всех была бы на виду, привлекала всеобщее внимание, чтобы она стала настоящим культурным центром, играющим в жизни деревни серьезную роль.

Дело это новое, требут большого внимания к себе, тут надо прокладывать новые пути.

Школа крестьянской молодежи должна еще сложиться, на щупать почву. Было бы преждевременно уложить ее в один какой-либо тпп. Она должна быть очень гибка и внимательно учитывать в.се условия. Например, в тех местностях, где в деревее избыток рабочих сил, можно, может быть, вести летом главную часть практической работы, выдавая ученикам за эти работы заработную плату; в других местностях, где труд подростка в хозяйстве необходим, летние занятия можно сделать обязательным! только на третий год, а первые два года устраивать занятия лишь* по воскресеньям и в периоды межпарья, инструктируя учеников, какие наблюдения производить, давая им советы в их домашней работе и организуя их работу дома по „методу про-ектов“. Американцы широко практикуют этот метод, который заключается в том, что ученик составляет какой-нибудь проект работы у себя в хозяйстве; развести столько-то кроликов, откормить пару свиней, обработать известное количество земли, разбить огород и пр. Школьный агроном изучает условия, при которых работа будет производиться, да'ет оценку проекта или отвергает его, или же указывает, как надо улучшить условия работы. Между учеником, родителями ц школой заключается договор; ученик обязывается произвести такую-то работу, родители—не препятствовать ей, дать ученику такие-то и такие-то средства, такой-то инвентарь и т. д., школа обязывается помочь тем-то и тем то. В обсуждении вопроса о наиболее целесообразном осуществлении проекта принимает участие либо весь класс, либо определенная группа учеников, которые потом следят за ходом работы заключившего договор ученика. „Метод проектов" тем хорош, что он сразу тесно связывает школу и с населением и с местным производством, вмешивается в живую жизнь.

Будут ли проходить в школе крестьянской молодежи лишь агрономию, либо еще что, имеющее отношение к местному производству, —это в каждом отдельном случае решается особо,— каждый случай должен индивидуализироваться к зависимости от производственной картины района.

В одних случаях при школе может оказаться нужным иметь свое хозяйство, в других — практиковать договорную обработку силами школы земли маломощных крестьянских" хозяйств по плану школы, в третьих—комбинировать и то и другое.

Школа, обрабатывающая маломощные хозяйства, выполняющая для деревни те или иные мелиоративные работы, работающая

Советск. Труд, школа.—Т. I. 10

146

по методу проектов, оплачивающая летнюю работу учеников, завоюет быстро симпатии крестьянства и при умелом ведении дела превратится в нового типа жизненный культурный центр.

Школа крестьянской молодежи строится над первой ступенью, но в нее, конечно, должен быть открыт доступ не только подросткам 13—14 лет, но и всей крестьянской молодежи вообще. Для слабограмотных при школе должны быть организованы особые классы, где бы они могли подучиться и овладеть необходимыми им общеобразовательными знаниями. В дальнейшем школа должна будет держать связь с кончившими учениками, время от времени устраивать с ними краткие, 2 — 3-дневные занятия. При школе должны также устраиваться открытые для всего населения доклады, лекции, выставки.

Необходимое условие для развития школы крестьянской молодежи—это наличие достаточно подготовленного педагогического персонала, во-первых, постоянного руководства—во вторых. При сельскохозяйственных вуз‘ах должны быть в этом же году открыты педагогические факультеты (на старших курсах в особенности). Доступ на педагогические факультеты с.-х. вуз‘ов должен быть открыт не только студентам, но и другим лицам с достаточной агрономической подготовкой. Что касается руководства школами крестьянской молодежи, то необходима их тесная связь опять-таки с теми же с •=-х. вуз'ами и с.-х. техникумами, на обязанность которых должно лечь оказывание всяческой помощи вновь создаваемым школам.

Н. Крупская.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников