Задачи и содержание школы крестьянской молодежи


9. Задачи и содержание школы крестьянской молодежи.

В программном отношении школа крестьянской молодежи должна быть связана с учебной базой, на которой она выраста-■ ет,—с четырехлеткой.

Школа крестьянской молодежи рассчитывает на охват по . * возрасту детей, оканчивающих четырехлетку, т.-е. 12 — 13 лет.

В первые годы возрастный состав будет несколько выше, так как существующая сеть школ очень узка, и вряд ли нам удастся в ближайшие 2 — 3 года расширить ее до степени охвата всех детей, желающих окончить такую школу.

Повышение в первые годы возрастного состава учащихся в школах крестьянской молодежи отнюдь не может нас смущать; ведь и в системе соцвоса нам приходится считаться с переросшими детьми в детдомах, однако это не нарушает ее стройности и целесообразности.

Школа крестьянской молодежи строится на базе культурного участка земли, опытнч-показательной станции с культурами сельского хозяйства, характерными для данного района. При отсутствии такого участка школа сама создает учебное хозяйство, кото-

147

рое должно явиться агрономи чески - культурным центром в данном районе. С этой точки зрения школа должна быть пропагандистом более культурных форм крестьянского хозяйства.

Название этого типа школы школой крестьянской молодежи подчеркивает то обстоятельство, что она ставит своей задачей более глубокое (чем в четырехлетке) изучение с.-х. экономики и техники. В этом отношении она несколько аналогична школе рабочей молодежи в городе, базирующей свой теоретический курс не на комплексе различных дисциплин, а исключительно на той производственной базе, на которой она вырастает. Крестьянский подросток гораздо больше связан с сельскохозяйственным процессом, чем подросток какого угодно другого слоя населения. Крестьянские дети начинают привлекаться к труду с раннего детства; приходя в школу крестьянской молодежи, подросток, выросший в стихии сельского хозяйства, уже имеет некоторый опыт. Школа крестьянской молодежи, чтобы не стать только словесной, должна методы своей работы строить на основе того опыта, который имеют ее учащиеся в области сельского хозяйства. Иначе говоря, вся работа в школе крестьянской молодежи должна иметь производственный подход.

Задача школы крестьянской молодежи—дать советского ) крестьянина, культурного земледельца и деревенского кооператора. Программа школы должна охватывать три комплекса дисциплин: социально-экономический, естественно-исторический и производственно-технический. Школа в результате своей работы должна дать: а) общее культурное развитие и политическое воспитание в масштабе, позволяющем самостоятельно разбираться в окружающей обстановке, в событиях и быть сознательным активным гражданином совреспублики, строителем новой деревни; б) агрономическое образование в размерах, позволяющих без материальной и технической помощи государства через кооперацию неуклонно повышать производительность крестьянского хошйства;

в) знание правильных форм землепользования и землеустройства.

Школа должна будет подготовить крестьянского подростка к пониманию неизбежности деградации индивидуальных форм землевладения и тем самым показать прямой путь к кооперированию и коллективизации мелких хозяйств. На исторических судьбах крестьянского хозяйства подросток должен также понять, что залог оздоровления крестьянской экономики мыслим лишь через машинизацию сельскохозяйственной техники, что онять-таки возможно через коллективизацию. Строясь, как школа целого года обучения (зима и лето), имея пролетарский состав слушателей, хозяйство которых испытывает крайнюю нужду в рабочей силе, школа, имеющая самостоятельное хозяйство, в страдную пору должна будет в меру сил совмещать работу в школьном хозяйстве с работой учащихся в своих индивидуальных хозяйствах.

Л. Березов.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников