Самоуправление в школе


Г. Самоуправление в школе.

1. Тезисы о самоуправлении, принятые Научно - Педагогической

Секцией ГУС‘а.

1. Цели, которые ставит буржуазия перед школой,—это выработать послушного гражданина, не желающего в существенных чертах видоизменить существующий строй. Этой целью определяются и содержание работ, и внутренняя структура школы. Этой же цели служит и самоуправление.

В такой школе учитель—неограниченный властелин—противопоставляется классу, учащимся. Система наказания, в дополнение ко всему прочему и системе наград в том числе, имеет целью помочь учителю добиться поставленной перед ним цели. Дети всецело в его руках (он оставляет на другой год, выгоняет из школы); ребята видят в нем того, с кем необходимо вести войну; борются с его предписаниями^ умышленно нарушают их, об'едп-няясь иногда по группам, иногда в более широкие организации. Учитель—представитель государственной власти; борясь с ним, учащиеся борются с мерами и распоряжениями ее. Такая борьба, об'единяя широкие группы учащихся, подрывает авторитет власти, мешает осуществлению поставленной цели, питает, разжигает дух недовольства, воспитывает стойкость в борьбе.

Введение самоуправления в такого рода школах имеет целью устранить борьбу между учителем и классом, поднять авторитет учителя, переложить функции наблюдения за порядком, за исполнением предписаний учителя на самих ребят и таким путем подчинить их учителю.

Виднейшим из сторонников такого типа самоуправления т является швейцарский педагог Ферстер.

2. В странах, где прочно укоренилась буржуазно-демократическая республика (в роде Америки и Швейцарии), нередко вводят в школах самоуправление другого типа. В школу вводится—сразу или постепенно—конституция, представляющая собой сколок с конституции буржуазно-демократической республики со всеми ее аттрибутами; выборами, судами, даже тюрьмами (см., например, республику Джоцжа Юниора в Америке), и затем учащимся (главным образом подросткам) предоставляется в рамках этой конституции известная свобода действий. Такой тип самоуправления имеет целью воспитать „граждан" буржуазной республики. служащих ей не за страх, а за совесть.

3. Различие целей, которые мы ставим перед школой, от тех, которые ставит перед ней буржуазное государство, имеет решающее влияние на форму и цель самоуправления.

4. Цель нашей школы—воспитать полезного члена общества, жизнерадостного, здорового и работоспособного, проникнутого общественными инстинктами, обладающего оргаш зационными навыками, сознающего свое место в природе и обществе, умеющего

149

разбираться в текущих событиях, стойкого борца за идеалы рабочего класса, умелого строителя коммунистического общества,

5. Самоуправление в наших школах является не простым средством управлять детьми, не методом изучения на практике существующей государственной конституции, а средством научиться разумно жить и работать.

6. Чем содержательнее, полнее школьная жизнь, тем ярче, всестороннее будет и школьное самоуправление. Коллективный труд в особенности является организующим фактором. Только в школе, где такой труд является жизненным нервом всей школьной жизни, может широко развиться и самоуправление и принять наиболее здоровые и целесообразные формы.

7. Формы самоуправления не должны вноситься извне в готовом виде и представлять собою нечто неподвижное. Формы самоуправления должны вытекать из потребностей рациональной организации школьной жизни и оформляться лишь по мере надобности в процессе развития. Формы будут естественно видоизменяться в зависимости от роста сознательности и организованности учащихся и от углубления понимания того, что следует понимать под рациональной организацией школьной жизни.

8. Так поставленное самоуправление будет помогать детям коллективно ставить себе цели, взвешивать наиболее целесообразные с точки зрения затраты времени и энергии пути коллективного их осуществления, научит правильно расценивать свои и чужие силы, правильно учитывать все обстоятельства Ч-

9. В развернутом виде самоуправление должно включать групповые и общешкольные об'единения, охватывающие хозяйственную, трудовую, учебную, спортивную, художественную деятельность и взаимопомощь учащихся, иметь на срок выбираемое представительство. В школьном совете обязательно представительство учащихся.

, 10. Всю работу по самоуправлению ребята должны проделывать совместно с учителем (или коллективом школы), при его помощи и т. д. Обязанность учителя—всячески содействовать организации школьного самоуправления и его наиболее рациональному проведению. Однако он должен предоставлять учащимся полную самостоятельность и стараться не подавлять их своим авторитетом.

11. Ячейка РКСМ не должна пользоваться в деле самоуправления никакими особыми правами. Но роль ее очень велика и заключается в распространении среди школьников идей коммунизма, в вербовке в свои ряды новых членов,, в связывании школы с общим движением рабочей молодежи и с движением рабочего класса в целом. Вместе с тем ячейка должна осознавать все зна-

1) Само собой, самоуправление только тогда достигает цели, когда не ведет к чрезмерной затрате физической и нервной энергии, а дает лишь широкий простор для ее применения.

150

чение школьного самоуправления, являющегося™ школой общественности, и потому всеми силами содействовать налаживанию самоуправления и направлению его в желательное русло.

Учитель должен содействовать возникновению и работе ячейки, учитывая ее организующее значевие.

12. Школьное самоуправление не может и не должно ограничиваться стенами школы. Каждая школьная организация должна стремиться связаться с другими школами. Самое лучшее, если эта связь устанавливается на деловой почве—на почве какого-либо общественного дела, соьмествой работы, общего интереса и т. д. С этой точки зрения особенно желательно установление взаимного шефства между школами, в особенности же между школами заводскими и школами деревенскими. Взаимное шефство выражается во всяческой помощи друг другу. Точно так же необходима связь школы с организациями Комсомола, юных пионеров, а также массой рабочей и крестьянской молодежи, в организации которой школа должна принимать посильное участие.

13. С другой стороны, школа должна быть тесно связана с жизнью ближайших заводов, фабрик, мастерских и совхозов и принимать то или иное участие в жизни таковых: помогать им в работе по ликвидации безграмотности, в устройстве яслей, детского сада, читалки, клуба, организовать празднества и т. д. И тут важнее всего в первую очередь деловое участие в их жизни, а не формальное представительство, в общем мало дающее массе учащихся. Таким путем лучше всего достигается общение школы с рабочим классом, сближение с ним.

'тГ'----

\2. Организация самоуправления в трудовой' школе.

Воспитание наемного раба (или командира над рабами,, военного орудия, подданного, не пожелающего в существенных чертах видоизменить существующий буржуазный строй,—таковы цели, которые ставит буржуазное государство перед школами.

Этими целями определяется и содержание работ, об‘ем и вну-! тренняя структура школы. Этой же цели служит и самоуправление.

В массовой школе всех буржуазных государств мира учитель— неограниченный монарх. Он противостоит ребятам, классу. В его распоряжении неограниченное количество возможностей и средств для того, чтобы добиться той цели, которая поставлена перед ним, ребята всецело в его руках. Он выгоняет их за двери, оставляет на другой год, ставит дурные отметки, жалуется на них родителям (а те бьют их), бьет их сам (битье детей в школе и теперь имеется повсюду), наконец, выгоняет из школы вон. Он заставляет их изучать трудные, ненужные, неинтересные вещи, не дает им возможности заниматься тем, что их интересует, и дети отвечают ему недоверием, насмешками, неподчинением, борьбой. Они иногда не довольствуются об'еднненпем только внутри класса, но объединяются в более широкие группы, обнимающие всю школу;

таким образом борьба с учителем сплачивает их, развивает в них находчивость, смелость в борьбе, организационные навыки. Но учитель—„чиновник государства", проводник мер и приказов последнего в школе, он — представитель государственной власти. Поэтому борьба с ним, издевательство и насмешки над ним— борьба ребят с государственной властью.

А эта борьба, все больше и все шире в последнее время развиваясь среди массовых школ любого государства, все чаще заставляет государственную власть задумываться над этим вопросом. Она ищет способов и удобных форм покончить с борьбой, так как великолепно учитывает, что этот дух недовольства в школе, постоянно поддерживаемый, разжигаемый, воспитывает стойкость в борьбе, воспитывает неуважение к власти, подрывает ее авторитет, мешает о'существлению поставленных перед школой целей.

В последнее время на сцену является школьное самоуправление. Его задача — снять с учителя неприятные полицейские обязанности (как-то: надзор, выговоры, наказания и т. д.) и возложить их на плечи ребят.

Это — способ уничтожить причины, постоянные и многообразные, порождающие вражду между учителем и классом.

Учитель перестает быть врагом, он перестает один противостоять классу.

Его авторитет, в результате этой меры, возрастает, влияние растет, единство среди ребят раскалывается, распоряжения государственной власти и ее представитель перестают подвергаться насмешкам и издевательствам.

Цели, поставленные перед школой, становятся легко осуществимыми. Таковы задачи первого типа самоуправления.

Его виднейшим сторонником является Ф е р с т е р.

Он пишет («Школа и характер», стр. 307):

„Не следует пугаться американских преувеличений вастолько, чтобы отвергать педагогически ценное в указаниях. Мы вовсе не обязаны становиться демократами, если принимаем конституцию; вовсе нет надобности отбрасывать монархический принцип правления учителя неоспоримым авторитетом зрелого опыта; н а-против, автор считает этот принцип авторитета незаменимым фактором здорового воспитания юношества. Но также важно, именно для того, чтобы этот учительский авторитет мог оказать сильнейшее действие, превратить существующий авторитет корпоративного духа из фактора противодействующего в фактор, содействующий учительскому воспитанию, но этого невозможно достигнуть иначе, как посредством известного официального признания указанного другого авторитета".

Но если для народной, массовой школы пользуются первым типом самоуправления, то в так называемых „новых" школах, т.-е. школах, где воспитывают ребят командующего класса, существует иной тип самоуправления: ребятам предоставляется право частично принимать участие в организации своей

152

жизни и жизни того учреждения, в котором они воспитываются.

«Общее собрание выбирает на каждый три м е стр нрезидента, обязанность которого состоит в том, чтобы наблюдать за общим порядком и за исполнением решений общего собрания и быть представителем учеников на собраниях родительского комитета, а также вообще координировать усилия всех устанавливать необходимую связь между различными должностями и решать могущие возникнуть конфликты. Но есть другие обязанности, которые детьми исполняются в течение месяца, недели. Вот, например, месячные обязанности: а) обязанности врача, б) забота об играх, уборка игрушек на место и т. д., в) обязанности, относящиеся к журналу, бюро заказов и т. д. Недельные: поддержание чистоты в уборных, в обувной, в зале душей, гардеробной. Кроме того, есть третейский судья для игр, делопроизводитель, птичник. Кроме такого участия в общественной жизни школы, вытекающего из разделения труда, дети принимают еще более, пожалуй, непосредственное участие в организации школьной жизни, организуя праздники, доклады, экскурсии и обсуждая различные вопросы, относящиеся к внутренней жизни школы. Даже расписаниезанятий не обходится без участия воспитанников. Выработанное учебное расписание предлагается на обсуждение общего собрания, которое подробно рассматривает его, и в результате оно иногда изменяется в согласии е законным желанием детей. Общее собрание воспитанников играет почти самодержавную роль. Только в серьезных случаях, когда неопытность учеников могла бы повредить воспитательному духу школы, я накладываю свое вето на решения собраний. Это случается очень редко, так как при нашем образе жизни, жизни дружной, открытой, честной, семейной, мы можем через посредство старших воспитанников оказывать известное влияние на решения собрания, до известной степени руководить им. Мы прежде всего обращаемся к старшим воспитанникам, показавшим себя достойными того, и просим их оказывать прямое влияние на младших, а также и средних. Общее собрание указывает нам этих достойных воспитанников. На них возлагается обязанность следить за тем, чтобы те двое-трое средних или младших воспитанников, которые им поручены, были во-время в классе и за столом, держали в порядке свое белье, одежду, книги и т. д., чтобы их классная тетрадь была в порядке, чтобы они аккуратно вели записи своих расходов. Это—старшие братья, которые исполняют роль воспитателей и помогают младшим приобрести элементарные привычки порядка и чистоты".

Такова форма самоуправления, введенная Фариа да Вас-конселлос в его новой школе в Бельгии. В ней больше чем где бы то ни было смягчены отрицательные стороны второго типа самоуправления. Но и здесь оно не выходит за пределы школы, носит на себе отпечаток строя данного государства и здесь старшие ребята выполняют роль министров.

153

В общем в наиболее политически передовых странах (Швейцарии, Америке) вторым типом самоуправления пользуются для того, чтобы ознакомить ребят с конституцией страны, дать им возможность понять ее „благодетельность", познакомить их с правами и обязанностями гражданина.

Больше того, здесь их ознакомляют на практике с тем, что грозит им в их милой республике, если они пожелают в существенных чертах видоизменить ее. Так выполняет самоуправление задачи, поставленные пред школою буржуазным государством.

Различие -целей, которые мы ставим перед школой, от тех, которые ставит перед ней буржуазное государство, имеет решающее влияние на форму и цель самоуправления в наших детских учреждениях. Цель нашей школы—воспитать стойкого, сильного борца за идеалы рабочего класса, знающего, умелого строителе коммунистического общества (подробней смотри в моей статье „Цели воспитания", „На путях к новой школе", № 5).

Задача самоуправления поэтому—всемерно помочь достижению именно этой цели. Наше самоуправление не должно детально, рабски копировать нашу конституцию, но должно естественно развертываться на основе труда, не должно готовым приноситься извне, не должно ограничиваться пределами школы, оно должно в процессе беспрерывной работы научить ребят не только организовать свою жизнь, всю жизнь детского дома, начиная с самых элементарных и кончая самыми сложными сторонами ее, но должно дать ребятам возможность выявить и постоянно упражнять свои организационные навыки в иных условиях, вня детского дома, в более широком масштабе, в более сложной обстановке, оно должно их научить работать дружно и планомерно с ребятами и взрослыми других учреждений, так как детский дом и школа умело, систематически, планомерно должны вводить ребят в практическое изучение современной жизни, в практику строительства ее.

Ясно, что в каждом детском учреждении, в зависимости от многих особенностей его существования, в зависимости от фазы его развития, состава ребят и т. д., будут и должны быть особенности и в самоуправлении, но тем не менее доЛжны быть и общие черты, объединяющие 'все типы самоуправления, характерные для нашего типа самоуправления, определяемого нашими целями. Было бы неправильно поэтому вводить во все детские учреждения одинаковую конституцию, но было бы еще вреднее отказаться фиксировать общие моменты, показывать самоуправление в наиболее развернутом виде. Вне всякого сомнения развернутый вид самоуправления чаще всего будет встречаться в детдомах для ребят старшего возраста, от 12-ти и дальше лет, но это как раз и есть тот элемент, который в ближайшее время примет самостоятельное участие в строительстве жизни; вот почему на него и следует обратить особо серьезное внимание. Форма детского самоуправления для них в развернутом виде рисуется в следующих чертах. Прежде всего оно распадается на две части:

— 154 —

1) самоуправление внутри дома и 2) вне его. Внутри школы трудном или оргком возглавляет 5 Настей детского самоуправления.

1) Учебную часть. Сюда относится учет посещаемости занятий в мастерских, кабинетах и т. д.; каждая группа имеет своего группового старосту, ведущего этот учет и обрабатывающего его в определенные сроки. Каждый кабинет имеет своих постоянных (на срок выбранных) лаборантов и дежурных, то же каждая мастерская:

В мастерских ребята работают по артелям. Каждая артель имеет своего старосту. Он ведет учет всей работы, под руководством заведующего мастерской.

2) Хозяйственная часть. Во главе стоит помощник заведующего хозяйством, между ребятами распределены работы по продовольствию, кухне, столовой, по материальной кладовой, наблюдение за писчебумажными принадлежностями, освещением, дровами и проч.

3) Научно-общественная часть, т.-е. кружки, вечера и т. д., библиотечная комиссия, редакционная комиссия.

4) Интернат: наблюдение за спальнями, баней, санитарией, мытьем белья и т. д.

5) Секретариат, при котором сосредоточена и учетная комиссия; на обязанности последней лежит составление данвых, относительно: а) состава ребят, б) учебной части, в) мастерских, г) фабрики, д) обслуживания, занятий, е) учет работы кружков, библиотек и т. д. Эти материалы прорабатываются и исполь-зуютс-1 и на уроках, и для внешних сиошенпй школы (отчеты и т. д.). Оргком и бюро ячейки целиком, с правом решающего голоса, входят в школьный совет; туда же на тех же правах общее собрание ребят посылает своих 2, 3, 5 и т. д. пред-ставител' й.

В жизни каждого детского дома, особенно правильно налаженного, не изолированного от всего внешнего мира, есть такое многообразие различных по характеру, ответственности дел, необходимых, понятных и близких ребятам, что все дети могут и должны принимать в них участие. Но это не предполагает взваливание на их плечи всей, даже самой черной, работы. Чем больше машин в детском доме поставлено на службу, тем лучше, нет их—необходимо пользоваться в известной мере трудом взрослых. Жизнь в детском доме мевыпе всего должна походить на каторгу, но должна быть заполнена содержательной, интересной, все шире и шире втягивагошей ребят в жизнь взрослых, в современное строительство работой. Здесь большую роль должны сыграть организации юных пионеров, Комсомол.

Взаимоотношения между ячейкой РКСМ, школьным советом и самоуправлением должны быть такими: ячейка РКСМ не обладает никакими дополнительными правами, она всемерно черпает своих новых членов из ребят, выявивших себя с положительной

1

155

стороны в работах по самоуправлению, она всемерно способствует правильной организадин сам оуправления, она втягивает в активную работу все новых и новых ребят, она принимает самое деятельное участие в общественном кружке, втягивает неустанно членов коммуны в общественную жизнь, протекающую вне детдома, связывая его с другими ячейками, детдомами, школами, с организациями взрослых, организует эту связь на основе необходимой общественной работы, экскурсий, лекций, бесед и т. д. Так намечается вторая сторона самоуправления—работа вне школы. Она может быть безбрежно многообразной и сложной. Приведу ряд примеров: организация ряда беспартийных конференций взрослых и ребят, обследование ряда детдомов, школ по заданию районного ОНО, устройство общественного праздника, забота о разбивке цветников в парке, саду, создание площадок для игр малышей, подвозка песка на эти площадки, поливка улиц, производстве обследований, переписи, проведение недель, сборов, принятие равного рода шефств, сбор разных сведений, необходимых для работ в школе, для газеты (примерно на такие темы, что в нашем городе, уезде, губернии делается в смысле электрофикации), обследование ряда строящихся станций, нанесение на карту и т. д., бесконечное количество тем, наконец, разработка ряда элементарных тем и рефераты на них в ближайших деревнях для подростков и т. д.

Но если так должна развертываться работа самоуправления в лучшей форме детучреждения, то с этого, конечно, нельзя начинать. Однако совершенно ясно, что при любых условиях, в любом месте изолированности должен быть положен предел, и школы и детдома должны быть теснейшим образом связаны друг с другом. Особенно важно это для деревни. Необходимо заводить себе городского или волостного шефа (той или другой школе, детдому), связаться с 2—3 соседними школам именно в порядке самоуправления. Это не должна быть „внешкольная", „клубная", иная, чем школьная, работа, это—продолжение детской жизни в школе; там ребятами продумываются эти связи, идет подготовка и потом коллективное воплощение (бродячие хоры, чтецы, рассказчики, музыканты). Опыт работы вновь приносится в школу, на основе его идет дальнейшее строительство: междеревенские празднества, праздник электрификации, ребенка, революции, праздник воздушного флота и т. д.

Ребята, выезжающие в деревню, должны продумать ряд тем и провести их в течение лета в деревне.

Какая же роль учителя в этом деле? Учитель всемерно должен помогать ребятам строить их самоуправление, постоянно принимать самое активное в нем участие.

Это одно из основ} ых требований, пред'являемых к нему революцией. Можно было бы сказать так: учитель, у которого в школе нет самоуправления, у которого школа не связана постоянной и тесной связью с другими школами, с жизнью,—плохой учитель. Ни о какой советской и трудовой школе не может

156, —

быть и речи, если школа—монастырь, а учитель—игумен; это— средневековье. Комсомол всемерно должен поддерживать и помогать ребятам и учителям организовать самоуправление так как последнее подготовит дтя него хороших работников, хороших комсомольцев.

В. И. Шульгин.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников