Физическая культура в школе


Физическая культура в школе.

Если просмотреть сведения школьных врачей о состоянии здоровья и физического развития детей наших школ, то напрашивается следующий вывод: чем большее число лет дети посещают школу, тем она глубже травматизирует растущий детский организм, учащиеся приобретают предрасположенность к различным заболеваниям, в особенности к туберкулезу, страдают головными болями, головокружениями, носовыми кровотечениями, слабостью и вялостью мускулатуры, повышенной возбудимостью нервной системы, склонностью к неврозам; с каждым новым годом пребывания детей в школе процент малокровных среди них увели

160 —

чивается, также понижается острота зрения, состояние рефракции глаза идет по пути увеличения числа близоруких, в общей конструкции тела обнаруживается целый ряд недостатков: деформируется грудная клетка, искривляется позвоночник, приходят в асимметричное положение лопатки и т. д.

Такие сведения давали врачи о школьниках довоенного и дореволюционного времени.

Картина периода империалистической войны и революции стала еще более печальной: к указанным дефектам прибавились резкие уклонения в сторону понижения от средних размеров веса и роста тела, окружности грудной клетки, мышечной силы, жизненной емкости и т. д. Нет сомнения, появление только что перечисленных дефектов не связано с влиянием школы, причина их лежит глубже—в недрах социальной жизни, и являются они непосредственным следствием хронического детского голодания, отягощения нервной системы непосильными переживаниями, вызванными глубоким социальным сдвигом, сиротством и широко развившейся беспризорностью, несмотря на наличие семьи.

Одним словом, больше чем когда-либо наши дети школьного возраста нуждаются в общественной помощи: семья самостоятельно проблемы воспитания в столь трудных жизненных обстоятельствах разрешить не в состоянии.

Наблюдая за тем, что делает школа в деле организации физического воспитания, приходится с грустью констатировать, что йе ?ас1о физическая культура в школе отсутствует до сих пор. Тем не менее разрешение задачи оздоровления физических сил подрастающего поколения возможно только через школу. Это необходимо сознать государству, этой мыслью обязан проникнуться и каждый педагог: никто, кроме учителя, не дает нашим детям физической культуры. Отсюда вывод: русские дети тем дальше стоят от момента полного их оздоровления, чем медленнее и труднее проникают в среду школьных работников, во-первых, идея необходимости организации физического воспитания в школе, во-вторых, правильное понимание сущности школьной физической культуры и, в-третьих, «теоретические знания и практические навыки для осуществления школьного физического воспитания.

В настоящее время культивируется взгляд, что физическун> культуру возможно создать за спиной школы усилиями той или иной внешкольной организации. Не' оспаривая значения работ по насаждению физической культуры через внешкольные организации, надлежит отметить, что работа этих организаций не может быть эквивалентна подобной работе в школе, сущность организации физической культуры в школе глубоко разнится от таковой во внешкольной действительности, как совершенно отдаленной от процесса школьного обучения, школьная физическая культура должна стать таковой, чтобы создать новый процесс обучения,—процесс физически воспитывающий. Сверх того, невозможно рассчитывать на создание самостоятельной внешкольной организации препода-

вателей с нужной компетенцией во вопросам физической культуры; простой хозяйственный расчет подсказывает, что удобнее всего в интересах экономии материальных средств использовать готовую учительскую организацию, поднявши ее компетентности в деле физического воспитания. Это безусловно легче достижимо, педагогически и гигиенически целесообразно. Живой пример организации физической культуры в шведской школе является убедительным доказательством, какие большие достижения может сделать школа в деле оздоровления подрастающего поколения и какую важную роль в этом деле играет педагог.

Правильная постановка организации физического воспитания в школе тесно связана с пониманием сущности школьной физической культуры.

Очень часто понятие это настолько суживают по своему содержанию, что исчерпывают его уроками гимнастики и игр. Вводят в школе гимнастику для каждой группы по одному-два часа в неделю и на этом успокаиваются, предполагая, что физическим воспитанием школа обеспечена. Между тем гимнастические упражнения и игры представляют собой два очень важных, но не единственных элемента школьной физической культуры. Как систематические упражнения, гимнастика и игры ставят следующие цели в деле физического развития:

1) развитие правильного механизма движений,

2) выработку сочетанности этих движений с деятельностью сердца и легких,

3) навык производить движения с наименьшей затратой нервной энергии,

4) навык совершать движения ритмично,

5) уменье владеть нервно-мышечным и костным аппаратом, чтобы легко делать его орудием выражения того или другого душевного св стояния.

Для целесообразного разрешения зтих задач вводится комплекс определенным образом сочетанных, систематизированных и допустимых для данного возраста упражнений для суставнокостного и нервно-мышечного аппарата, органов чувств, легких и сердца. Учитывая анатомо-физиологические и психологические особенности различных возрастных групп детского организма, избранные, допустимые для соответствующего возраста гимнастические упражнения располагают в определенной последовательности, характерной дозировке и сочетании.

Как естественное дополнение к гимнастическим упражнениям, в качестве самостоятельных и свободных выявлений всех навыков владеть своим телом школьникам обычно предлагают игры. Если все эти занятия гимнастикой и играми возможно производить ежедневно на свежем открытом воздухе при целесообразномисполь-зовании лучей солнечного света, то, конечно, постановка физической культуры в школе будет находиться на такой высоте, что обеспечит нормальное развитие детского организма и коррегирует

Советская труд, школа. Т. I. И

162

многие отрицательные влияния, идущие извне и изнутри школы, имея в виду ктасеное „сидячее** пассивное преподавание.

В первых годах обучения первой ступени, когда дети ■ обучаются главным образом приобретению навыков письма, чтения и элементов счета и не загружаются накоплением „знаний", составление расписания занятий с б >лыпим выделением времени на гимнастику и главным образом игры вполне возможно и целесообразно.

Но современная культура взвализает на плечи школы такую обширную образовательную программу, что выполнение ее, связанное с приобретением знаний (повышение эрудиций), поглощает целиком каждый день, проведенный учащимися в школе. Поэтому является недопустимым сокращение процесса обучения за счет увеличения занятий гимнастикой, играми и . спортом в старших группах первой и во всех группах второй ступени, как ослабление образовательной программы.

Вместе с этим подобное сокращение не достигнет желаемой цели даже с точки зрения совершенной организации физической культуры в школе, ибо жизнедеятельность детского организма далеко не исчерпывается всеми элементами упражнений, какими пользуются гимнастические системы и какие дают игры и различные виды спорта.

Ставя так вопрос о физической культуре в школе, приходится сделать один вывод: использование самого процесса обучения превращением его в воспитательный процесс вообще и в процесс физического воспитания в частности. Самый образовательный процесс дает такой обширный материал для разносторонних деятельностей учатцихся и в таких многообразных условиях, что преподавателю, посвященному в вопросы физического воспитания, представляется возможным построить занятия на свежем воздухе, солнечном свете, в полном покое и напряженной деятельности всех наших органов: легких, сердца, кожи, центральной нервной системы, всех видов органов чувств, костно-суставно-мышечного апаарата, выделительной системы (почек) и т. д.

Чтобы процесс обучения, приобретения школьниками тех или иных знаний и навыков сделался воспитывающим, для этого необходимо отказаться от старых методов обучения, когда учащиеся принуждены черпать знания исключительно из учебников, ежедневно в течение многих часов'просиживая за их изучением дома и слушая учителя в классе, когда анатомия, физиология и биология растений и животных леса, луга, поля, реки, болота, созидательная и разрушительная работа фабрики, завода, кустаря, сельского хозяина, железной дороги, почты—все это изучается в обстановке душного класса и сидения за партой со слов учителя, из учебника, разглядывания рисунка, модели и других так называемых наглядных пособий в этом роде, когда, следовательно, активность ученика крайне понижается и большинство функций тела сводится до минимума.

1«3

Критически оценивая методы преподавания в школе с точки зрения их удельного значения в деле воспитания вообще и физического воспитания в частности, возможно предложить следующую классификацию этих методов:

1. По месту, где производятся занятия с учащимися, в школе (в классе, лаборатории, школьном саду, огороде и т. д.) или вне школы (в лесу, поле, на реке, лугу, фабрике, бывшей помещичьей усадьбе, около стен Московского Кремля и т. д.), занятия возможно строить по методу7 экскурсионному или стационарному.

2. По разнообразию функций, вводимых школьником во время занятий, и степени их интенсивности возможно следовать методу активному или пассивному.

3. По территориальному происхождению материала, которым преподаватель пользуется для сообщения учащимся различных знаний, возможно оперировать методом родиноведческим или чужеземным.

4. По характеру организации учащихся в процессе школьных занятий возможно следовать методу простой кооперации, когда каждый школьник проделывает одинаковые процессы, как и его соседи товарищи, и сложной кооперации, когда выполнение работы группы строится по принципу разделения труда и группа работает разнородно.

5. По планированию материала, сообщенного школьникам для усвоения, возможно следовать методу предметному, сортирующему материал по школьным предметам: ботанике, зоологии, истории и т. д., или внепредметному, предоставляющему учащимся знакомиться с фактами и явлениями из жизни природы и окружающего общества в их конкретной естественной связи (леса, поля, реки, фабрики, вокзалы, базары и т. д.).

Приведенная классификация методов преподавания вносит ясность и определенность в дело организации воспитательного процесса обучения. Данные анатомии, физиологии, гигиены и психологии детского организма уясняют, какому из приведенных методов надлежит следовать, дабы процесс обучения создавал благоприятные условия для нормального развития детского организма и состояния здоровья его. Эти же данные говорят, что нормальное развитие детского организма и состояние его здоровья обеспечивается наличием достаточного питания, доставки чистого воздуха и света и деятельности, целесообразно избранной и соответственно дозированной для ребенка, исходя из его интересов. Эти моменты определяют правильный обмен веществ в детском организме и нормальное нарастание веса и роста тела, окружности груди клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы и т. д.

Если преподаватель, овладев экскурсионным методом, будет последовательно проводить его во все времена года и при сообщении учащимся любого цикла знаний (естественно-исторических к гуманитарных), то школа выиграет как в углубленном выпол-

11*

нении образовательной программы, ибо преподаватель получит возможность обучать, следуя известному положению Руссо: „учить не по книгам, а по самым предметам", так и в действительной постановке школьного физического воспитания: проведения занятий на открытом свежем воздухе, солнечном свете, в движении, а потому при усиленной функции легких, сердца, нервно-мышечного аппарата, кожи и т. д.

Значение экскурсионного метода в деле физического воспитания еще больше возрастет, если преподаватель экскурсионный метод соединит с активным; подобная комбинация двух методов даст то, что называют исследовательской экскурсией, в которой учащийся, получив определенное исследовательское задание (тему), принужден выявить инициативу и творческие способности и отыскать нужный материал (добыть факты). В этой искательской работе школьник подобен охотничьей собаке, отыскивающей дичь; своей внешностью она выражает, в каком напряжении находятся органы чувств, нервная система, она вся в действии и творческом искательстве.

При такой работе школьник получит комплекс таких разнообразных упражнений и вызовет к действию столь различные функции, каких не может придумать ни одна гимнастическая система; мало того, выполнение работы может протекать с таким большим эмоциональным под'емом и интеллектуальным интересом, какой возникает разве в моменты спортивных состязаний.

При дальнейшем углублении физического воспитания в процессе экскурсионной работы педагогу необходимо стать на путь индивидуализации воспитательных воздействий, а потому с та ким расчетом распределить экскурсионные задания, чтобы каждый школьник получил упражнение только тех функций и в такой дозировке, какие надлежало бы получить соответственно индивидуальным особенностям, его состояния здоровья и физического развития. Такую возможность допускает метод сложной кооперации, организующий учащихся по принципу разделения труда и предоставляющий педагогу выбрать для каждого ученика и соответствующую его индивидуальности деятельность, и подходящие внешние условия ее проведения.

Имея в экскурсионном методе важное орудие для проведения физического воспитания в процессе обучения, необходимо создать такие условия, чтобы последние неизбежно заставляли преподавателя следовать проработке учебного материала экскурсионным методом.

Одним из таких условий является родиноведческий метод. Владея этим методом, учитель будет брать учебный материал, предлагаемый школьникам, из жизни окружающего человеческого общества и природы, совершенное владение родиноведческим методом позволит учителю пользоваться местным материалом не только для такого цикла знаний, как ботаника (местная флора), зоология (местная фауна), география (местный климат, реки, люди, куль-

1«5

тура, производство и т. д), но и история (былое из того, что находится вокруг нас). Как видно, перейдя на родиноведческий метод, педагог, подобно авиатору, оторвется от своей традиционной земли «наглядных мертвых пособий», перейдя к подлинной жизни (действительным цветам и животным в их естественной жизненной среде). Стремясь все окружающее «изучить по самим предметам», преподаватель естественно принужден будет прибегать к экскурсионному методу.

Вторым условием, облегчающим проведение экскурсионного метода, будет тематическп-внепредметный метод обучения школьников первой ступени и тематически-предметный для учащихся второй ступени. Группируя учебных! материал в школе первой ступени вокруг данных леса, поля, луга, совхоза, фабрики, завода, избы кустаря, крестьянского хозяйства, железной дороги, города, а не ботаники, географии, зоологии, истории и т. д., преподаватель получит возможность, во-первых, ближе подойти к интересам ребенка, Интел актуальная природа которого окрашена конкретизмом во всех отношениях, и тем самым успешнее вести занятия и, во-вторых, обязательно следовать родиноведческому и экскурсионному методу преподавания.

Вне всякого сомнения, надеяться построить работу в школе исключительно на экскурсионном методе безусловно не представляется возможным по ряду причин и прежде всего по условиям последовательного проведения самого экскурсионного метода, требующего проработки собранного материала (знакомства с литературой, составления рисунков, описаний, кроков, чертежей, устройства моделей, монтировки коллекций и т. д.), а затем по трудности выполнения образоватедьной программы, многие части которой никак не поддаются проработке экскурсионным методом.

На основании этого часть занятий следует строить по методу стационарному, т.-е. работать в школе или в классе-лаборатории, или в огороде, саду и в этом роде.

Стационарный метод преподавания только тогда будет удовлетворять запросам физического воспитания, когда он будет соединяться с методом активным; опираясь на драматизацию и все виды ручного труда (рисование, лепку, обработку дерева, бумаги, тканей, огородно-садовые работы и другие), преподаватель получит возможность организовать классные занятия по сообщению знаний географических, ботанических, зоологических, исторических таким образом, что она потребуют от учащихся выявления разнообразных функций и в некоторые периоды учебного года даже в условиях свежего открытого воздуха и солнечного света. Одни огородно-садовые работы дадут возможность обеспечить действительную физическую культуру в процессе обучения (с пользованием открытым воздухом и солнечным светом); большое значение в деле развития суставного, костно-мышечного и нервного аппарата будут играть обработка дерева, лепка.

166' —

Учитывая все виды деятельности школьника за каждый день, седел», месяц, семестр и весь учебный год, необходимо при доставлении расписания расположить их в такой последовательности и дозировке, чтобы они составляли смену усиленной деячкех-ноств то одних органов, то других, целесообразно чередуя со стояние покоя и работы и таким образом избегая утомления учащихся.

Подводя итоги всему сказанному о проведении физического воспитания в процессе обучения, необходимо, отметить, что в старших группах обучения первой ступени и во всех группах второй ступени гимнастика и игры могут быть только дополнением к тем элементам физической культуры, из которых складывается физически воспитывающий процесс обучения.

Все перечисленные элементы школьной физической культуры: гимнастика, игры и физически воспитывающая деятельность в процессе обучения, даются учащимся в утренние обязательные часы занятий.

Но школа обязана подымать и о том, как с точки зрения физической культуры разумно заполнить свободное после утренних занятий время, и среди всего того, что школа может предложить в этом отношении для физического воспитания, это—игры и различные виды спорта, свободные, организованные по инициативе самих учащихся прогулки, экскурсии, занятия различными видами, ручного труда. Поэтому школа должна им ть для этого все нужные материальные предпосылки (площадку для игр и гимнастики, мячи разных размеров, кегельбан, лыжи, коньки, салазки ледянки, приспособления для обучения илаванию, лодку и т. д.)

Последним составным элементом в деле организации школьной физической культуры является привитие учащимся гигиенических навыков и выработка сознания у каждого школьника, что физическая культура представляет собой нечто обязательное для каждого "'человека.

Вся работа но привитию гигиенических навыков должна развиваться по двум направлениям: с одной стороны, обработка сознания для привития определенных мотивов поведения, обеспечивающего личную и общественную охрану здоровья; с другой стороны, закладка в психику таких привычек, которые автоматически, без участия сознания, в каждом отдельном случае определяли бы целесообразное, поведен'це в гигиеническом отношении. Эти привычки в сумме своей должны определять ту характерную линию повседневного поведения по уходу за своим телом, одеждой, окружающей обстановкой, состоянием орудий труда и т. п., которая составляет санптарно-гш иеническу юдисци-плинированность данного человека.

Принятие гигиенических иаьыков вшколе возможно не морализированием, а созданиемнрочвого режима, гигиенически обоснованного, в поддержании которого участвуют сами школьники нри деятельном руководстве учителей, при чем это руководство

167

не должно понижать самодеятельности и творческой инициативы, исходящей от самих учащихся.

Сами школьные работники должны быть в высшей степени опрятны, аккуратны, тактичны и пунктуальны в выполнении всех правил, вытекающих из сущности установленного режима.

В интересах повышения самодеятельности желательно создание особой организации учащихся, которая следила бы за санитарным состоянием школьного здания.

Не исключая технического персонала, на ответственности моего лежит поддержка чистоты здания, необходимо привлечение различных возрастных групп детей к допустимым для их организма работам по уходу за зданием школы, вкрапливая их рабочую силу в общую работу технического персонала.

Привить школьнику гигиенические навыки обязана тркола, в них—залог общего народного благополучия, в котором трудящиеся элементы республики—крестьяне и рабочие—безусловно нуждаются. Идея эта нашла блестящее выражение в известных словах т. Троцкого о пуговице красноармейца. Опрятность и аккуратность—залог здоровья.

Санитарно-гигиеническая дисциплинированность поднимает работоспособность фабрик и заводов, боеспособность армии, производительность крестьянского хозяйства и мастерской кустаря.

Она понизит общую смертность народа я тем самым повысит массу труда и производительность его.

Только при таком понимании школьной физической культуры, сложенной из элементов: гимнастики, игр, спорта, различных видов физически воспитывающей деятельности процесса обучения и привития гигиенических навыков, возможно помочь нашим школьникам довести состояние их здоровья и физического развития до тех средних норм, от которых они уклонились за последние 7 лет, а тем самым превратить их в граждан, способных давать ту среднюю производительность труда, которая установлена гигиеническими исследованиями для каждой возрастной группы.

Учитывая, какие огромные практические результаты должны последовать от правильной постановки физической культуры в школе, школьные работники должны принять все зависящие от них меры к тому, чтобы сделать себя способными создать физическую культуру в школе, а государство и все заинтересованные общественные организации, осознав особую важную роль педагога в этом деле, обязаны поставить его и школу в условия, которые бы давали возможность советскому учителю совершить великое дело оздоровления трудящихся советских республик в тем самым поднятия их трудовой мощи.

П. Ивановский



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников