О физкультуре в сельской школе и школе крестьянской молодежи


2. О физкультуре в сельской школе и школе крестьянской молодежи.

Этот вопрос в настоящее время выдвигается жизнью особенно настойчиво потому, что у нас на очереди реорганизация массовой школы в смысле придания ей сельскохозяйственного уклона. В особенности в старших классах, которые предполагается даже выделить в особую школу—школу крестьянской молодежи. Последняя мыслится, как продолжение школы

4-летки, и в известной степени является аналогом школ фабрично-заводского ученичества. Сходство ее с последними заключается в том, что и та и другая преследуют задачу соединения общего образования с профессиональным трудом.

Вопрос о раннем вовлечении детей и подростков в профессиональный труд вообще требует к себе серьезного отношения.

р*В жизни, еще до возникновения таких школ, дети очень часто вовлекались в трудовые процессы, и наблюдения над их физическим развитием могут нас кое-чему научить или по крайней мере предостеречь от некоторых ошибок в организации трудпроцессов.

Правда, провести точные наблюдения над влиянием труд-процессов на детей, вовлекающихся в труд в их семьях, пред-, ставляется очень трудным, почему обширных, точных данных по этому вопросу у нас не имеется, но со времени введения института школьных врачей подход к разрешению этого вопроса значительно облегчился.

При поголовном осмотре детей уже по общему впечатлению от ребенка опытный глаз врача сразу отличает ребенка, рано вовлеченного в производственный труд, и иногда устанавливает даже разницу между ребенком, работающим по сельскому хозяйству или в каком-либо городском производстве.

В первом случае приходится отмечать большую сутуловатость детей и подростков по сравнению с детьми, обучающимися в школах I и II ступени и производственным трудом не занимающимися; во втором случае, при сравнении деревенского ребенка с городским, кроме сутуловатости, которая может быть как у того, так и у другого и развиваться в зависимости от того, насколько рано ребенок был вовлечен в производственный труд и как много в нем работал, у крестьянских детей чаще, чем у городских, встречается коротконогость и при слишком раннем вовлечении в с.-х. труд—опущение правой лопатки от ношения тяжести и иногда удивительная неподвижность грудной клетки.

Из немногочисленных точных данных относительно изменений в детском организме, вызванных, повидимому, влиянием трудпроцессов в раннем возрасте, можно привести следующие цифры. Больше 1.000 детей московских детских домов в возрасте от 8-ми до 17-ти лет и около 200 подростков из школ фабзавуча были обследованы мной с помощью точных антропометрических изме-

169

рений. Притом отмечалось, с какого возраста каждый ребенок был привлечен к профессиональному труду и к какому именно. Оказалось, что около 400 человек в раннем детстве работало на огородах, что некоторые из них работали много, до усталости. Из остальных часть работала в мастерских, другая никаким профессиональным трудом никогда не занималась. У большинства работавших бросалась в глаза сутуловатость, т.-е. изгиб позвоночника назад в грудной его части у них был значительно более выражен, чем у неработавших.

Дети, никогда не работавшие, дали в среднем показатели сутуловатости не выше 2,8 (даже в возрасте 16 лет).

Дети, работавшие по сельскому хозяйству дали показатели выше 3-х (3,2).

Небольшая группа детей, сильно эксплоатировавшихся в детстве и, по их показаниям, сильно устававших, дала показатель около 4-х.

Подростки, занятые в слесарных, типографских и др. производствах, имели еще больший показатель сутуловатости—свыше 4-х. Сутуловатость многих из них резко бросалась в глаза.

Таким образом характер труда определенно отражался на строении позвоночника: ранний или непосильный физический труд сгибал его, сутулил.

В данной статье мы не будем касаться сложного вопроса об общей нормировке детского труда, а попытаемся осветить лишь одну сторону постановки детского труда в школе

Остановимся на одной очень важной детали этой постановки, а именно на взаимоотношении между сельскохозяйственным трудом, с одной стороны, и играми и физическими упражнениями— с другой.

Присматриваясь к сельскохозяйственному труду, к большинству с.-х. работ, в особенности работ, доступных детям, постоянно приходится констатировать, что в большинстве случаев они требуют согнутого положения тела. Работы эти таким образом упражняют мускулы-сгибатели, не давая возможности развиваться в той же степени их антагонистам—разгибателям. Кроме того, эти работы в большинстве случаев лишают детей возможности делать быстрые интенсивные движения с места, а между тем для развития легких и сердца эти последние необходимы растущему организму. Очевидно, что при введении трудовых с.-х. процессов в школу влияние их необходимо как-то исправить, коррегировать соответствующими упражнениями во избежание преимущественного развития сгибателей, которое и имеет своим последствием наблюденную нами сутуловатость. Нужно давать детям упражнения, разгибающие спину и все тело, распрямляющие плечи и грудь: а для правильного развития легких и сердца давать упражнения в беге, прыжках и т. и.

170 —

Опыт учета влияния' организованного и коррегирующих упражнений на детей был проделан, хотя и в небольшом масштабе, в детучреждениях, демонстрировавшихся на всесоюзной с.-х. выставке 1923 года в качестве экспонатов школ с с.-х. уклоном. В качестве вышеназванных экспонатов демонстрировались две школы: одна обычная с приходящими детьми, это—летняя школа I ступени с с.-х. уклоном; вторая—школа с интернатом—летняя школа, проводимая в детском доме. В первой, дети в возрасте от 11 до 13 лет в течение 2-х месяцев, с 1-го мая, работали в саду и на огороде, в среднем часа по три в день, преимущественно неприспособленвыми орудиями; ни подвижных игр, ни гимнастических упражнений в расписание занятий в школе введено не было; во второй—дети в возрасте от 13 до 16 лет в течение тех же месяцев работали на огороде и в саду отчасти по 11/г часа в день, в большинстве случаев приспособленными к детским силам орудиями; ни подвижных игр, ни гимнастических упражнений с ними также не проделывалось. Над теми и другими детьми было организовано наблюдение и произведен учет влияния работ на детский организм. Для этого как до начала работ, так и по истечении 2-х месяцев дети были взвешены, были измерены их рост, окружность груди, изгиб позвоночника и прочее.

И что же оказалось?

Около половины детей школы убавили в весе, и, что особенно интересно, у большинства из них увеличилась сутуловатость более чем на 0,4 сантиметра. Летняя школа их не только не выпрямила, а еще больше согнула, чей зимняя.

В детском доме, гдр орудия труда были более приспособлены и дети работали на земле менее продолжительное время, убавила в весе у4 детей; сутуловатость у некоторых из них также увеличилась, но менее резко, чем у школьников, в среднем 0,3 сантиметра.

По истечении летнего периода работ дети школы были отпущены по домам и наблюдение над их состоянием закончилось. В * детском же доме работа продолжалась попрежнему, с той только разницей, что в число обязательных предметов были введены ежедневно гимнастические упражнения и подвижные игры в продолжение 2 часов в день. При этом подбор упражнений был сделан таким образом, чтобы в работу были вовлечены по преимуществу разгибатели, в особенности разгибатели спины. Самыми ходовыми из коррегирующих упражнений были: упражнения на скамье (выгибание спины назад, лежа на животе, при поддержке ног соупражняющимися) и упражнения с палками (поднимание захваченной в горизонтальном положении палки двумя руками над головой и заведение ее в том же горизонтальном положении до уровня лопаток). При этом упражнении замечательно выпрямляется спина и фиксируются лопатки.

Из игр производились следующие: лапта, городки, баскет-болл (ручной мяч).

\

171

По истечении следующих 2-х месяцев измерения и взвешивания детей были произведены снова. На этот раз оказалось, что все дети прибавили в весе, а сутуловатость их убавилась настолько (в среднем более чем на 0,5 сайт.), что дети стали стройнее, чем были при самом начале работ, т.-е. в мае месяце.

У педагогов, работающих на местах, может возникнуть вопрос: как же осуществить проведение коррегирующих упражнений в массовой школе, в особенности в школе деревенской, где нет ни специалистов-преподавателей физкультуры, ни принадлежностей для нее—гимнастических палок, баскет-болльных мячей и проч.

Подобный вопрос вполне основателен, но и разрешим даже в условиях массовой школы. Конечно, мы в центре, может быть, быстрее достигнем цели, когда у нас имеются под рукой и соответствующие специалисты, и необходимые предметы оборудования, но это совсем не значит, что не может быть другого, более медленно действующего, но не менее ценного средства для достижения той же цели. Средство это у каждого педагога всегда под руками, только нужно уметь его видеть, ценить и использовать.

Средство это — подвижные игры детей и подростков.

Педагогу по большей части не приходится даже учить детей играть.

В сельских местностях среди детей, по преданию от одного дет-ского поколения к другому, обычно культивируется ряд игр, характер которых меняется в связи с временем года. Роль педагога в отношении подбора тех или других из них в качестве коррегирующих-только направляющая (напомнить ту или другую подходящую игру, иногда отвлечь детей от начавшей входить в моду вредной игры). Иногда педагог может повлиять и своим примером и ир опа-гандой среди взрослых — родителей детей — о необходимости и значении подвижных игр для детей и подростков.

Чем же должен руководствоваться педагог при выборе и оценке игр?

Прежде всего он должен знать, что определенному возрасту детей соответствуют определенные игры:| детям младшего школьного возраста соответствуют игры с менее сложными правилами, с более легкими снарядами, игры не партийные, дающие возможность играть каждому за себя. Например, игры: чижик, бабки, пятнашки, пустое место и проч. Б них правила несложны, так же несложны и снаряды (пособия) для игр; они легковесны и ничего не стоят (чижик, бабки).

Игры детей более старшего возраста (12—15 лет) носят уже другой характер. Правда, очень часто дети возвращаются и к некоторым из вышеперечисленных игр младшего возраста, но основными играми для среднего возраста будут уже игры с несколькими более сложными правилами (колдун, третий лишний), часто с более тяжелыми снарядами (городки) и уже чаще носящие

172

партийный характер, как, например, городки, партийная лапта и др.

Детям этого возраста партийные игры, несомненно, более импонируют, чем детям предыдущего возраста.

Особых игр для детей старшего возраста—подростков от 15 до 17-ти лет—нет. Быт деревни июторически сложился таким образом, что подростку в этом возрасте играть считается зазорным. Игры для этого возраста теперь приобретают распространение лишь в городах и по большей части являются не нашими народными, а чужеземными—напр., игра в баскет-болл, хоккей (клюшки), итальянская лапта и проч. Кроме этих игр, в этом возрасте остаются также достаточно интересными и полезными игры и предшествующего возраста, носящие партийный характер.

Кроме оценки игр с точки зрения соответствия их тому или иному возрасту детей, педагог должен уметь оценивать игры с точки зрения их полезности в качестве факторов физического воспитания.

Конечно, большинство подвижных игр полезно уже потому» что они подвижны, сопровождаются бегом, прыжками и другими оживленными движениями, которые, как уже указывалось выше, полезны и необходимы для растущего организма. Но для более специальной цели—коррекции организма путем вовлечения в работу большого числа разгибателей и главным образом мышц, выпрямляющих спину,—в народных играх найдется несколько, заслуживающих особого внимания в этом отношении. Для примера разберем более подробно одну из таких игр для младшего возраста—ч и ж и к а.

Чижик с точки зрения влияния этой игры на организм ребенка замечателен тем, что:

1) при ударе по чижику развивается меткость глаза, координированность движения, быстрота реакции нервно-мышечного аппарата;

2) при погоне за чижиком развиваются мышцы ног, а с ними и вся мускулатура тела; развиваются сердце и легкие;

3) при ношении чижика на голове проигравшим развивается чувство равновесия, придается правильная осанка телу, усваивается навык в экономии движений во время ходьбы и бега, без лишнего раскачивания туловища;

4) при длительном выкрике: «па кули-и-и-и...», во время бега с чижиком на голове, ребенок упражняется в максимальном выдохе, что неизбежно влечет за собой наиболее полный вздох, и таким образом развивает и вентилирует свои легкие.

Из игр детей среднего возраста интересны в смысле благоприятного воздействия на организм игры городки и партийная лапта. Как в той, так и в другой игре есть такие моменты, которые по своему воздействию на организм, могут быть приравнены к элементам коррегирующих упражнений.

173

Так, замахивание палкой (прежде чем бросить ею в „городки") точно так же, как и замахивание лаптой перед ударом по мячу, заставляет сокращаться мышцы спины и в частности мышцы, фиксирующие лопатки. Момент этого движения как раз является элементом коррегирукнцих упражнений. При частых повторениях таких моментов, в особенности попеременно, то правой, то левой рукой, могут быть сделаны в смысле выпрямления спины определенные достижения. Кроме того, для той же цели—выпрямления спины—можно давать детям отдельные игровые движения. Такими упражнениями в некоторых губерниях занимались и занимаются некоторые деревенские дети по собственному почину и желанию. В Рязанской губернии, например, в ходу у деревенских детишек „перевертывышки". Подобное же упражнение рекомендуется и шведской системой, только под другим названием—„часы", как заменяющее напряженнее выгибание (коррегирующее упражнение для спины).

Делается оно следующим образом: дети встают попарно лицом друг к другу, берутся за руки, поднимают руки к верху и делают вращательные движения в одну сторону, оборачиваясь друг к другу то спиной, то лицом.

Для младшего возраста это упражнение упрощается предварительным раскачиванием в стороны, с размахиванием сцепленными руками, и делается в такт приговору: „толкачиха-рогачиха, перевертывыш ки “.

Для более старшего -возраста это усложняется тем, что играющие, взявшись за руки, лицом Друг к другу, наклоняются вперед и, перевертываясь потом спиной друг к другу, сохраняют ось вращения наклонной.

Таким образом из тех игр, которые уже в ходу у ребят, можно подобрать целый ряд таких, которые удовлетворяют нас как с точки зрения педагогической, так и с точки зрения физкультуры.

Из естественных движений можно отнести к коррегирующим движения рук при плавании, если оно производится правильно. Но вообще вопрос о спорте в деревенских условиях — вопрос гораздо более сложный, чем вопрос об играх, так как играми в случае отсутствия специального руководителя может руководить и школьный учитель, внимательно прочитавший несколько руководящих книжек об играх. Руководить же спортом, так же как и легкой атлетикой и гимнастикой, сможет лишь специалист-инструктор физкультуры. Поэтому о правильной постановке спорта в деревне в настоящее время едва ли можно мечтать (можно только поощрять катанье ребят на лыжах, коньках, санках и проч.), а элементами легкой атлетики придется довольствоваться лишь постольку, поскольку они встречаются в большинстве подвижных игр (как бег, прыжки, метание).

Все же думается, что даже если на первое время физкультура в деревне ограничится одними подвижными играми, при

174

умелом применении их и при правильном к ним отношении это будет значительный сдвиг в сторону более широкого понимания задач воспитания и обучения. Здесь сама практика покажет, как велико воспитательное значение игр, как ребята во время игры учатся быть внимательными, привыкают уважать право другого, привыкают жертвовать тем или иным собственным удовольствием в пользу своей партии и т. д.

О влиянии игр на физическое развитие уже говорилось; хочется только подчеркнуть лишний раз, что большинство игр полезно главным образом тем, что заставляют усиленно дышать и совершать массу разнообразных движений, которые развивают легкие и сердце, эти наиболее важные органы нашего тела. Поэтому нужно считать подвижные игры, проводимые на свежем воздухе, необходимым элементом воспитания и включить их в общий план работы сельской школы I и II ступени и школы крестьянской молодежи.

Постановка вопроса об играх в школе на должную высоту неминуемо отразится и на быте деревни в целом. Особенно благотворно влияние игр подростков должно сказаться на их сверстниках, оставшихся вне школы, и вообще крестьянской молодежи. Эта последняя неминуемо и сама будет втягиваться в игры, и под их влиянием, в особенности под влиянием игр партийных, молодежь будет также воспитываться как физически, так и духовно, в особенности со стороны развития социальных инстинктов.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников