Проблема коммунистического воспитания


3. Проблема коммунистического воспитания.

Коммунизм предполагает планомерную рациональную организацию производства. Не должна пропадать ни одна сила, ни одно дарование. Рациональное использование сил предполагает и планомерное, целесообразное воспитание. Подготовка молодых поколений к коммунистическому производству является одной из важнейших проблем коммунизма. Вот почему Нарком-прос поставил себе задачей создание именно такой .единой трудовой школы*.

Трудовая школа трудовой школе рознь. Трудовая школа может носить узко-ремесленный характер, домахнне-хозяйствен-ный, она может ставить себе целью воспитывать в детях трудолюбие, усидчивость, терпение и пр. С другой стороны, трудовая школа может носить политехнический характер Этот политехнический характер должен состоять не в том, что ребенок изучает несколько ремесл, как толкуют некоторые педагоги. Политехническая школа должна давать представление о хозяйстве страны в целом, ознакомив учеников с сельскохозяйственной промышленностью, с добывающей, с обрабатывающей, с ее главными отраслями: металлообрабатывающей, текстильной, химической. Знакомство это должно быть дано путем учебников, иллюстраций, кинематографа, посещения м*узеев, выставок, фабрик, заводов, путем участия в производстве. Последнее особенно важно. Только работая над материалом, подросток изучает его всесторонне. Трудовой метод—нанлучший метод изучения. В процессе труда ученик наилучшим образом изучает физику, химию, законы механики. В процессе труда он учится наблюдать, проверять свои наблюдения путем опыта, учится пользоваться книгой, как орудием труда, учится применять данные науки к обыденному труду. Только когда подросток научится обрабатывать материал, он наглядно увидит встающие в процессе работы проблемы производства. История каждой изучаемой отрасли народного хозяйства получит для работающего в ней подростка совершенно новое

знамение, он поймет, в чем заключается прогресс каждой отрасли производства, поймет роль в производстве пара, электричества, поймет колоссальную роль науки в современном производстве. Задача политехнической школы—подготовить не узкого специалиста, а человека, понимающего всю взаимосвязь различных отраслей производства, роль каждой из них; тенденция развития каждой из них—это воспитать человека, знающего, что и почему в данную минуту надо делать, одним словом, хозяина производства в настоящем смысле этого слова, с одной стороны. С другой стороны, политехническая школа должна воспитать в то же время из ученика и активного участника этого производства. Она должна вооружить его уменьем правильно подойти к каждой работе, уменьем учиться в процессе работы, уменьем работать сознательно, творчески, уменьем применять теоретическое знание к практике, уменьем быстро ориентироваться в работе. Политехническая школа не дает готового специалиста, но она дает возможность ученикам быстро и основательно обучаться выбранной профессии, она парализует вред узкой специализации, облегчает переход от профессии к профессии, а главное — она дает тот кругозор, который необходим для строительства новой жизни.

Политехническая школа готовит к труду. Но она должна готовить не только к уменью трудиться индивидуально, она должна воспитывать уменье трудиться коллективно, и тут самое важное уменье организоваться для труда. При крепостном праве организатором труда был помещик или его управляющий. При капитализме капиталист и главным образом инженер, директор фабрики и пр. организовали труд рабочих внутри фабрики или завода, организовали с точки зрения интересов капиталиста. У нас в Советской России старая капиталистическая организация труда распалась. ПереД рабочими, свергнувшими иго капитала, стоит чрезвычайной трудности и важности задача-—организовать труд в интересах всего коммунистического общества не только на отдельных фабриках и заводах, но и во всей стране. Взяв в свои руки власть, коммунисты взялись за организацию производства и распределения. И мы видим, как на каждом шагу сказывается недостаток организационных навыков. Только исключительно талантливые люди оказываются на высоте задачи, а то всюду мы натыкаемся на бестолочь, незнание азов организационной науки.

Ведь и сам коммунизм не что иное, как прекрасно, рационально организованный в интересах всего коллектива общественный труд. Вот почему политехническая школа на ряду с подготовкой учеников к труду должна воспитывать в них организационные навыки. Это значит, что обучение труду должно происходить в такой обстаногке, которая давала бы простор организационной инициативе трудящихся. Лучше всего, если трудовые задания будут даваться отдельным группам учеников, при чем

32

величина группы должна все возрастать, а сами задания усложняться. Развитию организационных навыков способствуют также известного рода игры. Капитализм понял значение игры в детской жизни и сделал из нее орудие воспитания из молодых поколений насквозь пропитанных буржуазной идеологией слуг капитала. Бой-скаутизм, давая пищу детской инициативе, свободному проявлению физических и духовных сил молодежи, сослужил буржуазному строю не малую услугу Незаметно для подростка он, пропитывая его шовинизмом, развивал в нем преклонение перед военщиной, перед грубой силой, перед властью, внушал часто буржуазные взгляды на все явления общественной жизни. Но можно использовать опыт буржуазного бой-скаутизма, внести в него совершенно другой дух, вложив новое содержание, сделать его орудием воспитания коммунистического мировоззрения. Нельзя игнорировать такое важное средство воспитания привычки к коллективным действиям, средство развития организационных навыков, как игра.

Школьное самоуправление действует в тем же направлении.

Та школа, которую стремится создать советская власть, удовлетворяет требованиям самого полного демократизма: она едина для всех. Эта школа удовлетворяет требованиям экономического развития, способствуя наилучшей подготовке живых творческих производительных сил. Эта школа удовлетворяет самой острой потребности рабочего класса в данный исторический момент: она способствует прекращению взявшего власть рабочего класса и хозяина в коллективного организатора производства.

Н. Крупская.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников