Что такое «трудовая школа»?


5. Что такое «трудовая школа»?

Труд и т рудовое воспитание. —Трудовая школа есть школа трудового воспитания. Но постичь сущность трудового воспитания мы сможем только в том случае, если выясним предварительно сущность труда вообще.

Труд есть такой процесс между человеком' и природой) в котором человек подчиняет природу своей воле, заставляет ее служить человеческим потребностям. В этом процессе человек выступает как существо, испытывающее известные потребности и действующее ради удовлетворения этих потребностей, а вещи и явления природы — как принимающие, под влиянием человеческой деятельности, форму потребительных ценностей. Производительный труд есть человеческая деятельность, превращающая данные предметы в предметы, полезные для человечества.

Таким образом трудовое воспитание состоит в том, что ребенок планомерно и организованно упражняется в целесообразной деятельности, создакйцей из данных предметов предметы, полезные для человечества, т.-е. обладающие потребительной ценностью. Получая трудовое воспитание, ребенок развивается, как существо, умеющее заставлять природу служить человеческим потребностям. Трудовое воспитание есть воспитание властелина природы.

Но в труде самым характерным являются не столько продукты труда, т.-е. создаваемые из предметов потребительные ценности, сколько орудия и способ труда. Говорить о труде — значит прежде всего говорить об орудиях и способе труда, и в них мы можем видеть ключ к пониманию сущности труда. Эпохи в истории труда определяются именно тем, какие были орудия труда и какими пользовались.

Таким образом самым существенным моментом в трудовом воспитании является развитие в ребенке умения пользоваться орудиями труда. Овладевая ими, ребенок овладевает средствами подчинять природу человеческим потребностям, овладевает орудиями господства человека над природой. Сущность трудового воспитания—развитие умения пользоваться орудиями и техникой труда.

Так, выяснив процесс труда,-мы тем самым выясним цель, сущность, метод и смысл трудового воспитания. Цель трудового воспитания — развитие в ребенке уменья создавэтг из вещей и явлений природы предметы, полезные для человечества. Сущность трудового воспитания — овладевание ребенком орудиями и техникой труда. Метод трудового воспитания — планомерно организованное упражнение ребенка в трудовой деятельности. Смысл трудового воспитания — воспитание сильного человека, владеющего орудиями господства над природой и подчиняющего ее пользе и нуждам человечества.

[■

37

Кооперация и трудовая школа. — Возьмем какой-нибудь труд. Плотник строит дом. Этот труд, стройка дома, не по силам одному человеку. На стройке работает несколько плотников. * Эти плотники могут или все вместе производить одну и ту же работу, или разделить между собою различные моменты ее. То же происходит и со многими другими видами труда. Очень часто труд является коллективной деятельностью, сотрудничеством, кооперацией. Но труд плотника является лишь одним из последовательных моментов того разнообразного труда над деревом, который начался еще в лесу при рубке дерева и продолжался в лесопильне. С другой стороны, при стройке дома заняты не только плотники, но и маляры, кровельщики и т. д. Когда то один и тот же человек рубил деревья, обрабатывал их, строил дом, крыл его кровлею и т. д. Теперь ясе получилась слояшая кооперация самых различных специалистов. В развитом обществе труд обыкновенно является сотрудничеством специалистов. В конечном счете отдельный работник становится лишь частью трудового коллектива.

Приняв во внимание это, мы сможем яснее представить себе сущность трудовой школы. Изолированный индивидуальный труд является в развитом обществе скорее абстракцией. Трудовое воспитание неизбежно предполагает коллективную работу, иными словами—трудовую кооперацию. Трудовая школа есть детская трудовая кооперация.

Содержанием трудовой школы должны являться не абстрактные «трудовые процессы», но и конкретное производство в его цельности и связности. Трудовая школа, как и трудовая человеческая жизнь, исходит из цельной жизненной задачи, из конкретной житейской потребности человека в жилище, одежде, утвари и т. п. Удовлетворение этой потребности вызывает коллективную работу. Этот коллективный труд вынуждает детей производить по общему плану одну и ту ясе работу или чаще всего сообща распределять между собою различные моменты этой работы. Так, в процессе разделения труда меясду собою при удовлетворении общественной потребности дети организуются из детей-атомов в связное и диференцировавное детское трудовое сообщество. Коллективный труд детей организует трудовую школу, как определенный общественный организм, ибо труд—великий организатор человечества как взрослого, так и маленького.

В конечном итоге работа каждого ребенка является лишь частью общей коллективной работы, а сам он -— лишь частью трудового коллектива. Этим, с одной стороны, достигаются общественное воспитание и трудовая дисциплина, а с другой — трудовая выучка ребенка, техническая изощренность его в выпавших на его долю частичных видах труда, максимальная специализация в пользовании различными доведенными до степени тонкого совершенства инструментами.

88

Итак, трудовое воспитание есть общественно-трудовое вос-I питание. Трудовая школа есть детская трудовая кооперация, детское трудовое общество, организующееся в процессе разделения труда между детьми для более успешного достижения единой общей цели. Поскольку этот трудовой коллектив об'единяется коллективной работой, постольку трудовая школа есть школа общественного воспитания. Поскольку каждый член этого коллектива технически изощряется в пользовании различными орудиями различного труда, постольку трудовая школа есть школа трудового воспитания и трудового образования.

Индустрия и трудовое образование юноши.— Под индустрией мы понимаем машинный способ производства, т.-е. такой способ труда, при котором орудие труда из ручного инструмента превращается в механический инструмент машины, при чем и двигателем этого рабочего механизма обыкновенно является не человек, но та или другая сила природы. Индустриализм, являющийся высшей победой человека над природой, характерен для современной нам эпохи.

Делая излишней мускульную силу, машины допускают возможность слабосильных работников, и труд подростка, как это показал опыт капиталистической промышленности, технически вполне возможен при машинном способе производства. Больше того, лишь в индустрии труд подростка может быть источником интенсивного и широкого образования.

Дело в том, что работа при машине хотя и требует некоторой подготовки, но благодаря однообразно-автоматическому действию механизма, исключает необходимость долговременной подготовки. Машинное производство дает возможность сравнительно быстрого перехода от ознакомления с управлением одною машиною к ознакомлению с другою машиною. Тем самым оно делает возможным разностороннее трудовое воспитание. \

Но принцип индустриального производства состоит в том, чтобы механически и наглядно разлагать сложный трудовой процесс на его составные элементы. Наблюдение разнообразных машин воочию демонстрирует элементарные основные формы механизмов и движений. Таким образом разностороннее индустриальное воспитание ведет к ряду теоретических обобщений, к тому, что, употребляя старинный термин, можно назвать философией индустриальной техники.

Но эти трудовые обобщения являются не чем иным, как практическим применением естествознанйя. Нигде связь труда с наукой не выступает так отчетливо и наглядно, как именно в индустрии. Философия индустриальной техники, индустриальные обобщения ведут прямой дорогой в царство науки. В индустрии техническое и научное образование тесно соединены.

Итак, высшее трудовое образование есть индустриальное. Индустриальный труд, технически доступный для подростков и юношей, дает не односторонне-техническое, но политехническое

а

образование. Индустриальная политехническая школа создает рабочего философа и открывает пред ним широкие перспективы интегрального научно-технического образования. Так, индустрия, высшее достижение человечества в его господстве над природой является и высшей учительницей подростка и гоноши в его цельном политехническо-научно-философском образовании.

Итак, трудовое воспитание готовит будущего могучего властелина природы. Трудовая детская кооперация т. е. начальная трудовая школа, является фундаментом такого воспитания в детском возрасте, а к ндустриальная политехническая школа возводит впоследствии на этом фундаменте свою программу действительно современного трудового образования юноши индустриального XX века.

Трудовая школа и ребенок. — Прогресс человечества мы видим во все возрастающей власти человека над природой, тем самым отожествляя прогресс культуры с прогрессом труда. Труд же, поднявшийся на высшую ступень своего развития, есть тр> д индустриальный, и наиболее совершенная трудовая школа— школа индус триальная. Цель образования—введение ребенка во владение современной индустриальной культурой.

Но эта цель—окончательная цель, достигаемая лишь в юности. Воспитание есть процесс и, как таковой, имеет не только окончательную цель, но и исходную точку. Эта исходная точка—естественные врожденные свойства ребенка. Центральный вопрос педагогики трудовой школы состоит в том, как, исходя из врожденных свойств ребенка, ввести его в обладание современной индустриальной культурой.

Естественная жизнь ребенка наполнена игрой, и игра является великой учительницей ребенка. Она не является бесцельным расточением энергии ребенка, в ней развивается и проявляется весь ребенок в самых глубоких своих зачатках. В играх развиваются органы движений и ощущений ребенка, его внимание и воображение, сметливость и догадливость, подражание и творчество, социальные чувства, подчинение законам и т. д. Играть — для ребенка значит накоплять опыт и притом опыт, соединенный с активностью.

Ясно, что при воспитании, следовательно, мы должны исходить из игры ребенка, и самое раннее, т.-е. дошкольное, воспитание должно быть не чем иным, как использованием педагогами естественных детских игр. При этом мы обратим внимание на то, что естественные игры раннего детства (3—7 л.) стремятся обычно к определенным об'ективным результатам. Человеческая деятельность, стремящаяся к определенным об'ективным результатам, называется занятием. Игры раннего детства являются, следовательно, свободным занятием ребенка. Проблема дошкольного воспитания состоит таким образом в педагогическом отборе и педагогически целесообразной организации свободных естественных занятий маленького ребенка.

— 40 —

При этом обратим внимание и на то, что в играх раннего детства находят себе широкое применение акты подражания. Игры подражательные пользуются широкой популярностью среди детей от трех до 8 лет. Подражание, типичное для данного возраста, есть подражание драматическое или конструктивное. Оно отличается двумя своеобразными чертами: 1) ребенок подражает инстинктивно, ради самого акта подражания, без какой-либо иной цели; 2) ребенок подражает неточно, своеобразно, творчески, оригинально. Первое свойство конструктивного подражания отличает его от произвольного сознательного подражания, сильного в более позднем возрасте; второе свойство отличает его от непроизвольного «обезьяничанья» малюток. Педагогическое значение конструктивного подражания очевидно: ребенок знакомится активно с каждым обычаем общества, с каждым делом или профессией, пользуясь в упрощенном виде одним из важнейших законов педагогики,—учись делать, делая,—который является единственно верным путем научиться понимать. При этом для методики воспитания важно заметить, что ребенок при драматическом подражании очень часто пользуется вместо реальных предметов и актов символами, образами и фактами: «с помощью разных воображаемых предметов и символических движений ребенок может воспроизвести все, начиная с шумов и движений локомотива до молчаливого искусства известного пантомима, или перейти от игры хлебным мякишем до постройки церкви и т. д.».

После вышесказанного трудовое воспитание дошкольного возраста выясняется для нас. Оно состоит в присматривании ребенка (у которого в этом возрасте крайне развито любопытство к движениям и действиям) к действиям и занятиям более взрослого трудящегося общества и к действиям и движениям машин и механизмов. Ребенок, часами простаивающий, глядя на работу печника, строителя или кого-нибудь другого, ребенок, застывший в созерцании движения машины, от которой его невозможно увести, ребенок, ломающий автоматическую игрушку с целью посмотреть и разобрать ее внутренний механизм, наконец, ребенок, конструирующий различные приспособления, механизмы, деятельности, всем нам прекрасно знаком. Присматривание к действиям людей и машин дает обильнейший материал для собственных занятий детей, которые годами играют в пароходы, локомотивы, мельницы, аэропланы и т. тт Так, естественные занятия ребенка являются в ос произв едение м человечески х занятий и человеческих машин и механизмов. При этом крайне важно, что все это делается об‘ек-том конструктивного подражания ребенка, иными словами, что ребенок конструирует, воспроизводит оригинально, творчески, как изобретатель и творец новых путей в труде и технике (этим я хочу сказать не то, что маленький ребенок есть творец новых технических изобретений, но только, если это—«только», что он воспитывается, как изобретатель и творец). Необычайно •

41

важна педагогически и склонность ребенка к символам: благодаря ей он постигает сущность, принцип, так сказать идею (с точки зрения детской психологии) данного движения, механизма и занятия, а не второстепенную конкретную деталь их.

Мы подробно остановились на отношении к трудовой школе детей дошкольного возрасГга, так как именно этот возраст, побалуй, вызвал бы у читателей максимум сомнений. Что же касается начальной трудовой школы, то как конкректное представление ее, так и психологическое обоснование потребует меньше слов. Начальная трудовая школа, школа первой ступени или, как мы станем ее звать, отроческая трудовая школа нам мыслится, как детская трудовая кооперация, развивающаяся в рамках домашнего труда и организующаяся в процессе разделения труда для более успешного достижения единой общей цели, при чем это разделение труда должно по возмо жности сочетаться с разнообразием и переменой его для каждого участника трудового детского коллектива.

Эта трудовая детская кооперация в рамках домашнего труда соответствует высокому интересу детей отроческого возраста к хозяйничанию и степени их общего развития, при чем под домашним трудом мы понимаем не только семейное хозяйство, но весь труд, доступный и близкий интересам ребенка, поскольку он производится на дому, в том числе и домашнюю промышленность и труд на домашних машинах. Наша исходная точка—связанное с детским интересом к хозяйничанию стремление ребенка к производительному труду. Но успех этого стремлеяия зависит от орудий и способа труда, при чем заметим, что в отроческом возрасте чрезвычайно развит интерес именно к инструментам: типичные детские определения—инструментальные (предмет определяется чрез употребление и действие предмета) и притом связанные с активностью ребенка („дай, попробую что-нибудь сделать им"). Этим намечается содержание начального образования: постепенное усовершенствование орудий и способа труда для достижения максимально производительного труда. Ясно, что такая постановка проблемы исключает возможность превращения детской трудовой кооперации в рамках домашнего труда в ремесленно-кустарную школу; орудия, предметы, способ труда ведут от труда, с одной стороны, к естествознанию (предметы природы), а с другой—к социальной культуре на основе прогресса средств производства.

Еще легче представить юношескую школу особенно тому, кто "Знает так называемые „школы неполного времени" и „школы сотрудничания", стремящиеся дать теоретическое образование в то время, как юноша, работая в самом производстве, получает практическое умение. Конечно, вышеназванные школы дают пока скорее еще механическое, нежели органическое, соединение работы с учением. Но все же это—несравненно более рациональное решение воспитания юношества, нежели наивная'по своей практической утопичности попытка доброжелательных интеллигентов,

слабо осведомленных в жизни и потребностях трудовых масс и в сущности индустриальной культуры, держать юношество страны в специфических стенах учебной школы. Фабрика и завод—вот трудовая школа юношества. „Фабричный труд может быть столь же чистым и хорошо обставленным, даже лучше, как и домашний труд*.

Индустрия—великая учительница не только техники и естествознания. Одновременно она и великая учительница социальной жизни. Организующее действие завода и то прекрасное общественное воспитание, которое дает фабрика работающим на ней, общеизвестны. Но индустрия дает не только социальное воспитание, но и социальное образование, притом очень широкое. Индустрия с ее мировым обменом ведет к знанию всего земного шара, сближению со всем человечеством. Только люди приковали людей к машине, сама же машина с тем, что поступает для нее и выходит из-под нее, выводит людей на весь земной гаар во всей сложности и многообразии международной человеческой жизни. Итак, игры среди трудовой обстановки—для дитяти, домашняя трудовая кооперация—для отрока, индустрия—для юноши.

П. Блонсний.



Советская производственно-трудовая школа, А.Г.Калашников