Современное болгарское кино 1983 2


В последних кадрах фильма — заснеженная долина под заходящим солнцем, кладбище у деревенской церкви, похороны парти

зан, стадо овец, вспугнутое звуками траурного салюта. Картина проникнута эпическим ощущением вечности жизни народа. Подвиг и смерть его сынов — вспышка, освещающая путь, необходимое звено в бесконечной цепи от прошлого к будущему.

Фильм Б. Желязковой «Бассейн» посвящен современности, однако тема Сопротивления имеет здесь столь серьезное значение, что мы решились поставить его в ряд с фильмами историко-революционной тематики. В центре картины три героя: уже немолодой архитектор Апостол, проекты которого не проходят на конкурсах, и он их собирает в своей мастерской, предпочитая лучше не иметь заработка, чем отступить от своих творческих позиций; Белла — выпускница школы, терзающаяся неуверенностью в себе и не знающая, чего она хочет от жизни; Босяк — артист «оригинального жанра», будто бы не сомневающийся в своем таланте. Этих героев объединяет стремление проявить свою неповторимую индивидуальность.

Пересказ содержания «Бассейна» ни в какой мере не может раскрыть его поэтического строя и его философской наполненности. На редкость простыми средствами Желязкова сумела показать весьма сложные грани действительности, создать тонкие и противоречивые характеры. Особенно интересен Апостол. Он — бывший участник Сопротивления, часто возвращающийся в своих воспоминаниях к минувшему, ища в нем нравственную опору и как бы поверяя настоящее революционным прошлым. Надо сказать, такой мотив вообще очень характерен для болгарского кино. К примеру, в фильме «Любовь» (1973) Л. Стайкова, получившем золотую медаль на Московском международном кинофестивале, в глазах главной героини Марии романтически возвышен образ Ирины. Она — участник болгарского Сопротивления, прекрасный врач, погибает, работая во Вьетнаме. Вполне понятно, что образ такого человека, как Ирина, служит девушке, ищущей свой жизненный путь, как бы путеводной звездой. Фильмы подобного рода утверждают, что духовное развитие, духовная жизнь человека связаны с его участием в общественно важных событиях, здесь люди черпают силу, здесь находят смысл и содержание своей жизни.

Аналитическое, проблемно-философское кино, проникнутое стремлением к эмоциональному и интеллектуальному постижению истории и человека в ней, представляет интересную и актуальную в наши дни тенденцию развития болгарского кино.

Другая тенденция в художественном отражении революционноантифашистской темы могла бы

Кадр из фильма «Инспектор и ночь»

быть, хотя и несколько условно, названа лирико-романтической. Здесь я имею в виду, что в ряде фильмов доминирующим настроением и мироощущением становится лиризм. Действительность отражается сквозь призму лирического переживания, приподнятой взволнованности. В этих фильмах особенно отчетливо проявилось своеобразие болгарского кино, продолжающего романтические традиции национальной поэзии.

Герои картин этого направления— восторженные, романтичные юноши и девушки, сочетающие в себе героическое и наивное, беззаветную преданность идеалу и зачастую полное неумение отстаивать его. Авторы любят своих героев, но это не мешает им и добродушно посмеяться над ними, над их неопытностью и простодушием. Короткометражная картина «Черточка» (1973) режиссера Р. Узунова и небольшая киноновелла «Откуда мы знаем Друг друга?» (сценарий

фильма написан ветераном болгарского кино поэтом Валерием Петровым)— это своеобразный взгляд сегодняшних людей на героев картин «Первый урок» и «Как молоды мы были».

Киноновелла «Откуда мы знаем друг друга?» поставлена выпускником ВГИКа режиссером Н. Русе-вым.

В трудные героические годы Сопротивления существовал обычай задавать два вопроса, на которые молодые борцы должны были отвечать при каждой совместной операции: «Как мы познакоми

лись?» и «Для чего мы собрались?» Эти вопросы не были случайными. Определенный ответ-пароль должен был обеспечить алиби при возможном провале и спасти организацию в целом и отдельных ее людей.

В фильме «Откуда мы знаем друг друга?» двое молодых людей, солдат и гимназистка, которые раньше никогда не видели друг друга, должны обеспечить охрану при выносе оружия из казармы на краю города. Блестящая творческая находка Петрова состоит в том, что в своих воспоминаниях, рассказах друг другу молодые люди раскрывают перед нами себя и время, в котором им приходилось жить и бороться, свою готовность к подвигу.

Очень редко случается, чтобы в одном коротком фильме было сказано так много, с таким художественным тактом и лаконизмом о необычном времени и необычных людях. Менее чем за полчаса мы узнаем о героях все: какие они, что они ценят и любят, ради чего участвуют в борьбе, каким видят свое будущее, и еще очень многое... Автор любит этих чудесных ребят и не боится со свойствен

ным ему мягким юмором показать наивность их чувств и некоторых рассуждений. Эта манера повествования дает возможность показа драматических переходов от полета воображения к суровой действительности военных лет. Юноша и девушка всего на один шаг от гибели. И она действительно приходит по несчастному стечению обстоятельств. Они погибают, предупреждая о провале своих товарищей.

Лирико-романтическая атмосфера фильма делает абсолютно естественной экспрессивную форму его финала.

Убитые девушка и юноша «оживают» на экране. Авторы заставляют их встать и, обнявшись, взглянуть прямо в зрительный зал, встретиться глазами со своими сегодняшними сверстниками.

Особо важную и плодотворную тенденцию в современном болгарском кино выражают фильмы, главной силой которых является эпическое начало. Эти фильмы отражают события общенародного значения, показывают роль Болгарской коммунистической партии в революционно-освободительной борьбе, раскрывают отношения человека и истории. Эпические произведения литературы, фольклора, изобразительного искусства, а также кино составляют важный компонент духовной культуры народа, имеют большое познавательное значение. И здесь мы опять можем сослаться на коллективный опыт искусства стран социализма: Советского Союза («Освобождение», 1970, и «Солдаты свободы», 1977, Ю. Озерова), Югославии («Сутье-ска», «Козара») и др.

История — сюжетная основа фильмов «Зарево над Дравой» (1973) 3. Хеския, «Дополнение к

закону об охране государства» (1976) Л. Стайкова, «Последний бой» (1976) 3. Хеския.

Фильм «Дополнение к закону об охране государства» рассказывает о событиях, очень важных для истории Болгарии. К этому материалу кинематографисты обратились впервые. А события фильма таковы: 16 апреля 1925 года в Софийском кафедральном соборе произошел взрыв. Кто организовал взрыв, кто поджег фитиль, почему и как? Фильм отвечает на эти вопросы, придерживаясь строго исторических фактов.

Взрыв был лишь звеном в цепи драматических событий, происходивших в Болгарии в кровавом 1925 году. После военно-фашистского переворота в июне 1923 года

и последовавшего за ним Сентябрьского народного восстания в стране была установлена жестокая фашистская диктатура. Политические убийства, похищения людей, репрессии — такой была общественная атмосфера тех дней, воссозданная в фильме с поразительным мастерством.

Коммунистическая партия, находившаяся тогда в глубоком подполье, и Единый народный фронт встали на путь организации всенародной борьбы с фашизмом. В этой тяжелой, исключительно сложной обстановке делались и неверные шаги, продиктованные отчаянием.

Взрыв в церкви был делом рук храбрых, но глубоко заблуждавшихся в истинных путях революционной борьбы людей. Он послужил поводом для расправы с антифашистским движением в стране.

Левый терроризм, как можно было бы это назвать, используя современную терминологию, являлся ошибочной тактикой, и это показано в фильме.

Фильм волнует своей актуальностью, глубиной политической мысли, извлеченной из опыта недавнего прошлого.

Конкретная событийная основа картины держит зрителя в напряжении. Здесь, как, впрочем, и во многих других эпических произведениях, широта панорамы событий превалирует над индивидуализацией образов. Они в основном типизированы, даны в обобщенной форме. Вместе с тем образы реакционных деятелей можно считать исторически достоверными. Так, Панков, роль которого играет Георгий Черкалов, предстает как умный и сильный противник. Таков и генерал Вылков (Стойчо Мазга-лов), фанатично верящий в фашистскую идею.

Образы коммунистов, антифашистов одухотворены и возвышены, вместе они составляют впечатляющий групповой портрет. Коммунисты показаны как люди мысли и действия, которые даже своими ошибками прокладывают путь к успешной в конечном счете антифашистской борьбе. Роль активного деятеля Коммунистической партии Динкова, отстаивающего исторически правильные тенденции в политике партии, ярко и самобытно исполняет Иван Кондов. Весьма драматичны и вместе с тем показательны для того времени отношения между Динковым и Богдановым (роль которого исполняет Стефан Гецов).

Фильм «Дополнение к закону об охране государства» раскрывает важные политические проблемы. Авторы извлекают из прошлого

уроки, актуальные и для сегодняшнего дня, и преподносят их зрителю во впечатляющей художественной форме.

Фильм Маргарита Николова «По следам без вести пропавших» (1979), как и лента Л. Стайкова «Дополнение к закону об охране государства», принадлежит к течению в современном кино, которое называют «политическим». Эта двухсерийная картина также возвращает нас в мрачные времена кровавого террора, свирепствовавшего в 1923—1925 годы, когда фашистское правительство Цанко-ва уничтожало цвет болгарской нации. В списке «пропавших без вести» оказались не только деятели Коммунистической партии, но и демократически настроенные интеллигенты, такие, как публицист Иосиф Хербст, депутат Народного собрания Тодор Страшимиров — брат известного писателя Антона Страшимирова, поэты Гео Милев и Христо Ясенев, учителя, художники.

Фильм начинается с надписи: «Сходство с действительными лицами не случайно. Имена и события подлинны». Жанр этого фильма можно определить как художественный кинодокумент. На суд зрителей выносятся реальные злодеяния болгарских фашистов.

В 1953 году люди находят останки некоторых из тех, кто тридцать лет назад «пропал без вести». В 1954 году начинается процесс над убийцами, от каждого из них тянется ретроспективная линия к прошлым кровавым событиям.

Фильм Христо Христова «Наковальня и молот», воссоздающий образ Георгия Димитрова, — это своеобразный отклик на все возрастающий в мире интерес к политическому кино. Традиционная для болгарского кино тема революционного подвига разрабатывается в нем с истинно современным вниманием к характеру героя, интенсивная духовная жизнь которого становится смысловым центром картины.

Димитров (С. Гецов) показан в фильме в самый напряженный момент своей жизни. Лейпциг, 1933 год... Именно в это время взгляды всех честных людей были устремлены на Димитрова, который со скамьи подсудимых как обвиняемый по делу о поджоге рейхстага обвиняет заправил национал-социализма. Начинается исторический поединок, поединок века, сущность которого — столкновение двух идеологий. На процессе

Георгий Димитров защищает не себя, а правоту великого дела — дела Коммунистической партии.

Тщетно фашисты пытаются оказать на подсудимого давление. Ни камеры, ни физическое и психическое насилие не могут сломить Димитрова. Имперский суд вынужден оправдать его. Бевуспеш-ны и попытки Геринга продолжить поединок в философском плане. Бессильный в своей страсти, он издает коварный приказ: старый мост по дороге на аэродром, по которому проедет Димитров, отлетающий в Советский Союз, должен рухнуть, и машина с ним должна упасть в реку. Но и этот план Геринга провалился. Победили солидарность и вера честных людей в справедливость дела Коммунистической партии.

Христо Христов в интервью, данном редакции журнала «Киноиз-кусство», рассказывает: «Сценарий фильма написан двумя авторами. Но, думаю, дело не в двух авторах. Драматургический вариант не должен быть механически перемещен в произведение. Основой фильма послужил сценарий Любе-на Стайера, напечатанный в журнале «Киноизкусство». В нем свои достоинства: убедительные образы и удачно выбранные события. Но нам хотелось расширить рамки повествования и драматургически включить большую часть процесса в Лейпциге: именно в остром,

идейном конфликте, в борьбе с представителями фашистской

идеологии образ Георгия Димитрова раскрылся более богато, более целостно, многосторонне. Привлеченный как второй автор Иван Радоев поставил характер в интересные взаимоотношения с новыми героями (священником и др.). Это обогатило материал. С группой активно сотрудничал и В. Эбялин, кинематографист из ГДР, при редактировании режиссерского сценария обязательно должен был быть взгляд с немецкой стороны. И в конечном варианте все конфликты, герои, взаимоотношения получили стройность измерения».

В фильме «Наковальня и молот» явно доминирует философская стихия. В течение двух часов герой ведет своеобразный внутренний монолог и диалог, раскрывающий перед зрителем процесс зарождения мыслей вождя, постигающего суть явлений и происходящих событий.

Основной драматургический узел сосредоточен в конфликте Димитров — Геринг. Он пронизывает идейно-художественную ткань всего произведения. «Я хотел

показать, — говорит Христо Христов, — что конфликт, показанный в фильме, — это конфликт в движении, имеющий продолжение, незаконченный, так как не закончены конфликты между самими понятиями — социализм и капитализм. Я был захвачен личностью Димитрова, я видел Димитрова в санатории, куда он приехал навестить кого-то. Он произвел на меня сильное впечатление, со всеми здоровался за руку, для всех находил слово. Я с большой любовью взялся делать фильм о нем. Вместе с моим вторым режиссером, он был немец, решил использовать стенограммы процесса. Я хотел показать развитие личности Димитрова в ходе процесса. Сам Димитров признавался, что в некоторые моменты на процессе ему было очень тяжело. Например, Димитрову было очень трудно повергнуть логику Геринга, ведь тот не был дураком. Поэтому в первой части фильма процесс получился интересным, живым».

Стилистика фильма о Димитрове, как и большинства произведений политического кино, основана на эстетике документализма. Но авторы фильма, по утверждению режиссера, искали «не документальность отдельного конкретного факта, а достоверность события, дух времени, правду характеров». Все это приблизило историю, сделало ощутимым ее живое дыхание, позволило выйти на откровенный разговор со зрителем о важнейших политических проблемах современности.

Сегодня повсюду в мире политическое кино не только мода, но и осознанное устремление. Все больше людей понимает, что между политикой и личными их проблемами существует тесная связь,

Кадр из фильма

«Воспоминание о двойняшке»

но в общем стремлении к политизации кино имеются различные тенденции и течения. Христо Христов развивает направление, начатое Михаилом Роммом в фильме «Обыкновенный фашизм». В картине «Наковальня и молот» титаническая борьба с фашизмом рассматривается не как минувшая история, а как актуальный политический и философский диалог с современностью. Внутренний лейтмотив фильма — это идея единства прогрессивных сил перед лицом реакции.

Творческая работа болгарского кино над темой революционной борьбы и Сопротивления показываем что тема эта для кино глубоко органична и постоянна, хотя художественный подход к ней, собственно, меняется и будет

меняться вместе с поколениями. Новое время раскроет новые грани этой неисчерпаемой темы.

На экране — современная Болгария

В 70-е годы в болгарское кино влилась новая группа кинематографистов, интересно себя проявивших: Эдуард Захариев, Георгий

Дюлгеров, Иван Терзиев, Георгий Стоянов, Милен Николов, Иван Ничев, Иван Андонов. В результате их творческого сотрудничества с такими писателями, как Николай Хайтов, Йордан Радичков, Георгий Мишев, Васил Акъов и другие, оформляется основная тематическая направленность болгарского кинематографа начала 70-х годов, получившая условное определение «миграционного цикла». Вышедшие в эти годы на экран фильмы

«Последнее лето» и «Дерево без корня» Христо Христова, «Крестьянин на велосипеде» и «Матриархат» Людмила Киркова, «Перепись зайцев» и «Дачная зона» Эдуарда Захариева, «Мужчины без работы» и «Сильная вода» Ивана Терзиева, «Крыша» и «Черешневый сад» Ивана Андонова, «Вечные времена» Асена Шопова, «Сверчок над ухом» Георгия Стоянова и другие поднимают чрезвычайно сложные проблемы взаимоотношений города и деревни в эпоху НТР. Интенсивная урбанизация в прошлом страны преимущественно аграрной с патриархальным укладом жизни, миграция большого количества людей в город породили весьма драматичные коллизии психологического, морально-нравственного характера.

Этот глубинный процесс обновления самой действительности повлек за собой и обновление искусства, в частности кинематографа, которое сказалось прежде всего в расширении тематического пласта, пристальном внимании к современным проблемам жизни. Конечно, перемены, происходящие в болгарском кино, не исчерпываются лишь количественным показателем, преобладанием в конце 70-х — начале 80-х годов сюжетов современной тематики. Ориентация на современность затронула всю художественную структуру и палитру кинопроизведений. Существенные изменения, как мы только что видели, произошли и в фильмах, разрабатывающих исторический сюжет. Осмысление же жизни простых людей в периоды исторических событий, в свою очередь, повлияло на подход к решению современных тем. Он стал более углубленным, основанным на верном

понимании социально-исторических процессов.

Благодаря широкому обращению к современности на основе серьезной литературы, болгарское кино сумело обрести своё лицо. Наиболее удачные фильмы последних лет оцениваются художественной критикой и общественностью как «действительно болгарские», несущие в себе большую информацию об особенностях характера болгарина, исторической судьбы болгарского народа. Отличительные национальные черты присутствуют решительно во всех элементах художественной структуры нынешнего болгарского кино. Фильмы Христо Христова, Людмила Киркова, Эдуарда Захариева и других выводят болгарское киноискусство на диалог с художественными традициями национальной классической литературы. Знакомые по литературе герои пришли в кино. В таких фильмах, как «Матриархат», «Крестьянин на велосипеде», «Дачная зона», «Последнее лето» и др., они показаны в моменты существенных социальных перемен, происходящих в сегодняшней жизни, полной динамики и противоречий. Внимание, проявленное современным кинематографом к традиционному, способствует утверждению национальной самобытности культуры.



Современное болгарское кино, Н.Ф. Ермаш, 1983



Курьер онлайн
Небеса обетованные онлайн
Суета сует онлайн