Современное болгарское кино 1983 3


Значение того или иного национального искусства во многом определяется тем, насколько полно и верно в его произведениях находит отражение современная действительность. Обращаясь к болгарским фильмам 70-х годов, естественно сопоставить их с жизнью страны, ее движением к новым рубежам. Это сопоставление показывает, что лучшие бол-

Кадр из фильма

«Воспоминание о двойняшке»

гарские фильмы на современную тему представляют реальность в ее противоречивой многогранности, которая составляет основу драматического конфликта, основу характера человека наших дней.

Высокогуманный эстетический идеал, присущий социалистическому искусству, находит свое выражение в двух основных подходах к художественному решению жизненных проблем. В одном случае художники, обращаясь к закономерным, существенным процессам политического, общественного, социального, экономического развития страны, стремятся раскрыть их суть в образе положительного героя. В другом случае новое утверждается через анализ и отрицание того, что отжило свой век,

что принадлежит прошлому.

В середине 70-х годов на экраны Болгарии вышло несколько произведений, отражающих производственные проблемы. Эти произведения определили перспективы развития очень важной тематической тенденции, которая ведет свое начало с зарождения социалистического киноискусства Болгарии. На протяжении двух предыдущих десятилетий эта тема занимала весьма существенную позицию в общем контексте современной темы, являясь своеобразным фокусом, собирающим в себе проблемы не только индустриализации страны, но и формирования новой личности.

Первые фильмы о рабочем классе, вышедшие в 50-х годах, воссоздавали атмосферу начального периода строительства основ социализма. Их политический смысл

был заключен в распространенном тогда лозунге: «Мы строим завод, завод строит нас». В начале 60-х годов в фильмах появляются новые интонации, не затрагивавшиеся до тех пор проблемы. Эти проблемы часто связаны с преодолением материально-бытовых затруднений. В 70-е годы на первый план выходят вопросы духовного роста рабочего класса в условиях развернутого строительства социализма.

Существенную роль в эволюции темы сыграл фильм Людмила Киркова «Шведские короли» (1969), в котором исследование образа рабочего ведется главным образом в сфере его личной жизни. Это приблизило героя к зрителю, дало возможность заглянуть в его внутренний мир, понять психологическую основу его поступков.

Большинство фильмов 70-х годов, так или иначе интерпретирующих производственные проблемы, чаще всего следует уже намеченным в болгарском кино направлениям поисков. Но, как мы покажем далее, болгарские мастера кино достаточно внимательно следят и за творчеством своих коллег из других социалистических стран, и прежде всего советских кинематографистов, также упорно работающих над фильмами, раскрывающими нравственные коллизии, возникающие в общественном производстве.

В 1974—1975 годы производственная тема в кино НРБ обогатилась сразу несколькими произведениями — «Трудная любовь», «Дневной свет», «Сильная вода», «Начало дня», «Магистраль». Все это очень разные, как по проблематике, так и по художественному уровню картины.

В режиссерском дебюте Ивана Андонова «Трудная любовь» стро

ительный объект является в основном фоном, на котором развивается любовная драма героев. Подобную драматургическую конструкцию можно обнаружить в таких фильмах начала 60-х годов, как «Двое под небом» (1962, реж. Б. Шаралиев) и «Хроника чувств» (1962, реж. Л. Шарланд-жиев), где впервые проявился интерес авторов к сложным проблемам духовного мира отдельной личности, занятой в процессе строительства. Фильм Андонова не стал событием, но все же это и не «просто любовная драма».

Наибольший интерес представляет фильм Ивана Терзиева «Сильная вода», поставленный по сценарию Бояна Папазова. Именно его можно рассматривать как своеобразное продолжение поисков, начатых в болгарском кино фильмом Людмила Киркова «Шведские короли». Избегая внешнего драматизма, авторы ищут конфликты в повседневной жизни героев. Сценарист и режиссер интересуется прежде всего проблемами духовного и нравстенного порядка, которые выявляются в сфере производственной деятельности и в личных отношениях героя-рабоче-го.

Контуры производственного конфликта очерчиваются в первых же кадрах фильма. Четверо бурильщиков, объединенных в бригаду, отлично знают, что в районе их поиска воды нет, но делают вид, что все в порядке, и продолжают работы. Но вот однажды Чико вдруг заявляет мэру города, приехавшему с инспектирующим визитом на буровую, что воды здесь нет, и они не работают.

По складу своего характера Чико не борец, но он совестлив,

Кадр из фильма «Воспоминание о двойняшке»

наделен чувством ответственности, серьезно относится к труду, ему претит лицемерие и ложь. Поэтому в конце фильма именно он оказывается инициатором выступления общественности против мэра города, против обмана, за чистоту общественных и трудовых отношений. Проблемы в фильме «Сильная вода» поставлены с предельной остротой, но общее звучание произведения—оптимистическое. Закономерность перспективы преодоления ошибок заложена в характере и поступках главного героя — рабочего Чико. Ценность этого образа состоит в том, что он раскрывает ведущую роль рабочего класса в развитии социальных процессов не деклара

тивно, а в яркой, художественной форме, в интересном исполнении молодого актера Ивана Григорьева.

Драматургическая структура фильма «Сильная вода» определяется стремлением авторов максимально приблизиться к логике развития отношений и конфликтов в реальной жизни. Документальный стиль повествования подчеркивает реалистическую трактовку проблемы. Тематические и стилистические особенности фильма вызывают ассоциации с предыдущей работой режиссера — «Мужчины без работы» (1973). И это подчеркивает его прочный интерес к производственной теме.

В центре фильма «Магистраль» (сценаристы Ат. Ценев, К. Севов, М. Кирков, реж. Ст. Димитров) образ руководителя крупного

строительного объекта. В характере этого героя много нового по сравнению с героями фильмов 50—60-х годов, когда крупный руководитель являлся как бы олицетворением героизма, организаторского таланта и, как правило, не имел права на личную жизнь («На заре», 1960, реж. Д. Петров; «Крутая тропа», 1961, реж. Я. Янков; «Двое под небом», 1962, реж. Б. Шаралиев). Да, такие люди были и есть, но показывались они в искусстве как-то очень уж по-плакатному, так, что в конце концов зритель потерял к ним интерес. Причем это было бедой не только болгарского кино — достаточно вспомнить для примера хотя бы советский фильм начала 60-х годов «Знакомьтесь, Балуев».

Значение фильма «Магистраль» состоит в том, что он вернул на экран образ коммуниста-руково-дителя как живого человека, ко

Кадр из фильма

«Воспоминание о двойняшке»

торому «ничто человеческое не чуждо», человека яркого, своеобразного, неповторимого.

Фильм построен по принципу «централизованного сюжета», в котором все художественные компоненты «работают» на раскрытие главного образа. Множество незначительных на первый взгляд эпизодов образуют сложную мозаику, из которой постепенно вырисовывается впечатляющая картина духовной жизни героя.

В несомненно удачном решении образа главного героя немалая заслуга принадлежит и одному из лучших болгарских киноактеров — Ивану Кондову. С большим мастерством он передает человеческое обаяние руководителя, призванного решать неотложные задачи строительства, несущего на

своих плечах ответственность за планомерность работы. В исполнении Кондова доминируют простота и интеллигентность, умение анализировать свои поступки, иронизировать по поводу своих промахов и ошибок. В целом для актерской игры Кондова характерны мягкость, сдержанность.

В фильме «Магистраль» строительная площадка не является только фоном, на котором проецируется личная судьба героя,— строительство в прямом смысле связано с его биографией. Драматизм образа руководителя связывается исключительно с драматизмом самого процесса строительства.

Ускоренные темпы строительства, нехватка людей, плохие бытовые условия, а также формальное отношение некоторых сотрудников к работе, их нежелание брать на себя ответственность, боязнь трудностей создают чрезвычайно острые коллизии. Эпизоды с шофером, вылившим бетон на дорогу, с уставшими солдатами, пришедшими исправлять чью-то отвратительно сделанную работу, и ряд других весьма драматичны и правдивы.

Фильм «Магистраль» возродил интерес зрителей к производственным конфликтам. Исследуя производственные взаимоотношения, авторы ищут и находят новые черты образа современника. И хотя не все в художественной интерпретации жизненного материала им удается (некоторые драматургические линии только намечены), они добились значительного успеха и дали новые направления творческим поискам в области «производственного фильма».

В 1977 году на экран вышел фильм «Люди издалека» по сце

нарию Атанаса Ценева (одного из сценаристов «Магистрали»), поставленный режиссером Николаем Рударовым. В этой ленте немало художественных промахов. Но в целом этот фильм представляет определенный интерес, потому что в нем поднимаются проблемы, имеющие общественную важность. Следует отметить, что в какой-то степени картина «Люди издалека» напоминает по содержанию наш фильм «Премия» режиссера С. Микаэляна.

Действие развивается на большой стройке, срок сдачи которой на исходе. Квалифицированная бригада энергетиков должна монтировать трансформаторы, но так как эти трансформаторы еще не поступили, бригаду посылают «вкручивать лампочки». Руководителю бригады Жекову надоело прикрывать чужую бесхозяйственность, и он дает приказ своей бригаде приостановить работу.

Но отказ от работы не приносит ожидаемых результатов: начальник строительного участка просит рабочих сидеть тихо где-нибудь в помещении и не привлекать к себе внимания. Не удовлетворенный таким оборотом дела, Жеков идет в радиоузел и созывает собрание всех бригад, находящихся в данный момент в простое. Зал оказывается переполненным людьми.

Эпизод собрания — ключевой в фильме. В нем ставятся на рассмотрение зрителей серьезные общественные и производственные проблемы. Но вместе с тем на собрании никто не предлагает конструктивной программы для разрешения конфликта. Рабочие утверждают, что продолжать работать так в дальнейшем нельзя. Начальник стройки соглашается с

Кадр из фильма Зарево над Дравой»

ними, но считает, что все-таки надо работать. Фильм поднимает общественно значимую проблему об ответственности каждого за свой труд, но, к сожалению, не ставит эту проблему с должной художественной глубиной и конструктивностью.

В картине запоминается образ бригадира Добрина Жекова в исполнении актера Басила Михайлова, который создал в последние годы в болгарском кино целую серию сильных, волевых характеров наших современников.

Конфликты, лежащие в основе драматургии вышедшего в 1978 году фильма «Компарсита» (сценарист Тодор Монов, реж. Никола Петков), порождены социальными изменениями, происходящими в период научно-технической революции.

Главный герой фильма коммунист Марин Янев — представитель ЦК профсоюзов на крупной стройке. Это человек с героическим прошлым (о нем собирается писать биографическую книгу молодой журналист), активно проявивший себя в годы антифашистской борьбы и в первые годы строительства социализма; руководитель больших строек, полностью поглощенный своей работой. Его взгляды сформировались в самые тяжелые годы перестройки, когда интересы дела доминировали над всеми остальными, и потому у него нет личной жизни. Однако к личным, бытовым проблемам рабочих он относится иначе, чем к себе, из-за чего нередко конфликтует с директором стройки.

Обрисованный таким образом герой выглядит чуть ли не идеальным. И совершенно неожиданным кажется снятие его с руководящего поста. В чем же дело?

Авторы поясняют: в период научно-технической революции создаются такие производственные и социальные условия, при которых возникает необходимость замены руководителей старого типа новыми. На новом этапе обязательными для руководителя являются высокая образованность, специальная подготовка, умение рационально решать производственные вопросы — качества, формирующиеся в длительном процессе обучения и совершенствования. Драма главного героя Марина Янева в том, что, находясь постоянно в первых рядах движения за социальные преобразования, на самых ответственных фронтах борьбы за социализм, он отстал, так как не имел возможности учиться и совершенствовать свои знания, и другие, имевшие эту возможность, начали опережать его.

Думается, что проблема поставлена, в общем, верно, но несколько умозрительно. Разумеется, на производстве нужны люди образованные, идущие в ногу со временем, однако человеческие качества, высокая духовность для руководителя также имеют большое и, может быть, даже определяющее значение.

Таким образом, эта весьма важная проблема не нашла художественно-адекватной интерпретации в фильме. В решении характеров проявляется тенденциозность и прямолинейность. Повествование ведется в однообразном ритме, без акцентов и кульминаций.

Вместе с тем совершенно очевидно, сколь важна для художественного освоения современной и, в частности, производственной темы глубокая разработка не только конфликта, но также, а

может быть, и прежде всего характеров героев. Это — актуальная теоретическая и практическая проблема для кино социалистических стран.

Лучшие фильмы 70-х годов на современную тему свидетельствуют о том, что болгарское кино все глубже осознает процессы развития общественных отношений и духовной жизни своего народа. Активно утверждая его социалистические завоевания, кино пристально всматривается и в то, что мешает движению общества вперед. В таких фильмах, как «Рыцарь без доспехов» (реж. Б. Шара-лиев), «Если не идет поезд» (реж. Э. Захариев), «Крестьянин на велосипеде» (реж. Л. Кирков), «Перепись зайцев» и «Дачная зона» (реж. Э. Захариев), критически рисуется приспосабливающееся к новым условиям и потому порой не замечаемое нами обывательское отношение к жизни.

Кадр из фильма «Дополнение к закону об охране государства»

Анализируя негативные явления, авторы дают нам возможность сопоставить дела и поступки, взгляды героев с идеалом, который здесь присутствует «за кадром», в подтексте, что, однако, не уменьшает, если это подлинно художественное произведение, положительного эффекта воздействия на зрителей. Внимание к социально-нравственным проблемам, проявившееся в болгарском кинематографе 70-х годов, отмечается в болгарской критике как определенный этап развития художественного мышления. Черты современного художественного анализа явлений присутствуют в фильмах, бичующих бездуховность и мещанство.

До недавнего времени такие явления редко исследовались в

искусстве, так как считалось, что мещанское сознание в новых общественных условиях невоз-можно. Однако с развитием материально-технической базы общества и соответственно повышением материального благосостояния его членов пробудились потребительские инстинкты у той части населения, чье духовное и нравственное развитие еще отстает.

Гражданская позиция авторов четко выразилась в вышедших на экраны произведениях, создание которых было связано с немалыми творческими трудностями, потому что, как отмечает Димитрова в журнале «Киноизкусство», «критиковать общество с позиции полного его отрицания (прогрессивное западное искусство) гораздо легче, чем критиковать отдельные явления и одновременно с этим утверждать прогрессивную сущность нашего общества».

В 1967 году на экраны вышла киноновелла «Если не идет поезд» (сценарист Георгий Мишев, реж. Эдуард Захариев), в которой резкой критике подверглось потребительское отношение к жизни. Этот фильм положил начало творческому содружеству двух интересных фигур болгарского кинематографа—писателя Георгия Мишева и режиссера Эдуарда За-хариева и наметил основные направления поисков в их совместных работах в 70-е годы.

Во втором фильме Мишева и Захариева «Перепись зайцев» (1973) в центре сатирического обстрела формальное отношение к работе, слепое подчинение абсурдным распоряжениям «сверху». Люди в фильме делают никчемное, никому не нужное дело «со всей ответственностью и

полной отдачей сил».



Современное болгарское кино, Н.Ф. Ермаш, 1983



Курьер онлайн
Небеса обетованные онлайн
Суета сует онлайн