Современное болгарское кино 1983 6


В 70-х годах в таких фильмах, как «Гневная поездка» (1971) Николы Коробова, «Автостоп» (1971) Николы Петкова, «Десять дней за свой счет» (1972) Януша Вазова, появилось стремление осмыслить психологические особенности современной молодежи, ее моральные принципы и представления о жизненных цен

ностях. Однако достигнуть глубокого художественного обобщения авторам этих лент не удалось.

Одним из значительных творческих достижений болгарского кино в русле этой темы оказался фильм Л. Киркова «Мальчик уходит» (1972). Здесь за картинами жизни, будто документально перенесенными на экран, кроется острая и деятельная, организующая материал авторская мысль.

Герой фильма Ран (Филипп Трифонов) стал для авторов объектом и, что очень важно, своего рода субъектом разнообразных жизненных наблюдений, позволяющих сделать многозначные выводы и вместе с тем дать богатую картину нравов болгарской провинции. Это—интересный художественный прием показа мира глазами молодого, вступающего в жизнь человека. Он помогает выявить многомерные связи героя с обществом, показать воздействие среды на его личность.

В картине «Мальчик уходит» нет яркого драматического конфликта, острых столкновений характеров и исключительных событий, фильм рассказывает о малопримечательной жизни провинциальной среды. Здесь мы, в сущности, встречаемся с типично чеховским принципом сюжетосло-жения на экране. Отдельные эпизоды фильма составляют внешне мозаичную композицию, но глубоко подчиненную логике авторского наблюдения и размышления. Фабула фильма в ее классическом смысле при этом отсутствует, но драматизм возникает из «гущи жизни», из правды и искренности рассказа.

Герой фильма Ран — семнадцатилетний юноша, которому через месяц-два предстоит покинуть

школьную парту, чтобы сделать свой первый самостоятельный шаг в жизни. Мир выпускников школы показан глазами Рана. Это оказывается весьма важным. В центре художественного внимания авторов фильма процесс формирования молодого героя и первые попытки его самореализации. Основой художественной логики здесь являются не столько поступки Рана, сколько его сознание, мысли об окружающем мире.

По ходу действия фильма прослеживаются контакты Рана с общественной средой его родного города. Каждый из эпизодов имеет свой частный «мини-конфликт», смысл которого может быть масштабнее самого события. Эпизоды тщательно подобраны, выстроены в соответствии с авторской концепцией, и их композиционное единство обусловлено стремлением к многостороннему художественному смысловому раскрытию образа Рана.

Разнообразный характер пусть и небольших конфликтов, в которые попадает герой, не противоречат основному принципу фильма, так как не столько те или иные особенности этих конфликтов, сколько отношение к ним Рана интересует авторов. Именно показ психологического состояния Рана в столкновении с другими людьми глубоко и убедительно раскрывает характер героя. Ран — обаятельный юноша, который вот-вот станет взрослым человеком, но в то же время мальчишеское выражение еще не сходит с его лица и во всех его действиях проступает детская непосредственность.

Ран убежден, что его истинное призвание — журналистика. Он

даже подготовил к печати некоторые свои материалы и ждет появления одного из них на страницах местной газеты — своего первого в жизни фельетона, направленного в адрес директора школы. И первой конфликтной ситуацией, возникающей между Раном и его родителями, являются разногласия по поводу его будущей профессии. Мать и отец, к которым присоединяется и дядя, категорически возражают против намерении Рана. В их сознании, ограниченном интересами обеспеченного быта, живет представление о профессии журналиста как о легкомысленной и ненадежной, не способной дать человеку ни престижа в обществе, ни материального обеспечения. Предложение дяди поступить в экономический институт им кажется гораздо перспективнее.

Все это — не просто семейные разногласия. Проблема выбора профессии принимает характер нравственного спора. Хватит ли у героя сил отстоять свои убеждения, свое право на самостоятельное решение, или же он сдаст свои позиции, совершит моральное предательство по отношению к самому себе?

Мать, отец и дядя рисуют ему удобства безмятежного существования, которые в общем-то легко достигаются, если человек не вступает в борьбу с обстоятельствами, а приспосабливается, подчиняется им. Но ряд эпизодов, в частности разговор Рана с родителями по этому поводу, не оставляет у зрителей никакого сомнения в том, что у молодого героя нет желания принять облегченный вариант бытия. Ему внутренне чужды соображения меркантильно-ин дивидуалисти че-

ского характера, попытке родителей заставить его действовать по принуждению он дает категорический отпор. Именно здесь Ран раскрывает свою нетерпимость к мещанским убеждениям и жизненным идеалам, если угодно — свой характер. Он любит родителей, но порывает с ними, потому что они духовно чужды ему.

Здесь хотелось бы подчеркнуть тонкое мастерство, с которым авторы используют мельчайшие психологические нюансы, воссоздавая это противоборство. Сопротивляясь давлению родителей, Ран не грубит и не кричит. Он просто не говорит о том, что ему дорого.

Молодой Ран обладает острым умом, который позволяет ему взвешивать и точно оценивать свои жизненные наблюдения. Он понимает, что за внешней привлекательностью того варианта, который ему навязывают близкие люди, скрывается перспектива обывательского образа жизни.

Отрицательное отношение героя к «престижному» способу существования показано в картине тактично и убедительно. Дело, разумеется, не в том, хороша или плоха профессия, которую ему предлагают. Просто это «не его дело», это не та профессия, которая даст ему возможность раскрыть себя как личность.

Осознание и утверждение себя, своего взгляда на жизнь так или иначе проявляется во всех душевных движениях и поступках Рана: в столкновении с беспринципным журналистом, не желающим иметь неприятностей из-за острого фельетона; в неприятии жизненной философии обывателя; в ироническом отношении к суетным волнениям своих одноклассников

по поводу абитуриентского бала.

Сцена скандала, который учиняет Тинтяве муж из-за недостаточно любовного отношения к их машине, производит на Рана удручающее впечатление. Патологическая страсть собственника ему противна. Свидетелем этой отвратительной сцены Ран становится случайно и поэтому не может активно вмешаться, но для авторов здесь, как и в других эпизодах, важна именно его оценка этого случая, его реакция. По воле режиссера мы видим эту сцену как бы глазами героя. Она смешна, но в его глазах приобретает трагический характер.

Но вокруг Рана есть и другие люди. Более человечные, духовные отношения связывают Рана с молодой учительницей, с приятелем художником, с Тинтявой, красивой, загадочной и привлекательной продавщицей. Эти люди при всех своих различиях сохранили чистое, здоровое отношение к жизни, к окружающим. Для них важнее быть лично честными, верными своим идеалам, нежели «потрясать» других предметами потребительского ажиотажа и мещанской карьеры, свидетельствами материального благополучия. Правда, в жизни они подчинены некоторым сковывающим их чувства, их сущность обстоятельствам. Особенно Тинтява — первая любовь Рана. Но отношение этих людей к герою душевны и искренни.

Молодая учительница расстается со своими лучшими учениками с надеждой, что они сумеют проявить себя в жизни по-настоящему, смогут сохранить свою душевную энергию и верность идеалам, не разменяются по мелочам. Художник горячо поддерживает Рана в

его стремлении стать журналистом, хорошо понимая душевные порывы своего приятеля. А Тинтява открывает Рану прекрасный мир глубоких человеческих чувств — мир красоты, любви.

Особого внимания заслуживает актерская интерпретация роли Тин-тявы Невеной Кокановой. Известная болгарская актриса раскрывает деликатную и духовно сложную натуру своей героини, почти не прибегая к словам. Вся суть ее игры в выразительности и убедительности жеста, взгляда, движения.

У фильма «открытый финал». Не случилось ничего такого, что могло бы наверняка предсказать, как сложится судьба героя. Однако мы уверены, что она будет интересной.

Многоплановость и диалектич-ность обрисованных жизненных явлений, представленных в фильме, свидетельствуют о серьезном достижении болгарского кино в разработке молодежной темы, с которой в последнее время связаны многообещающие дебюты молодых кинематографистов.

Героиня фильма «Дом для нежных душ» (сценарий Б. Папазо-ва) задает себе ряд вопросов, которые стоят и перед самими молодыми его авторами — режиссером Евгением Михайловым, оператором Элли Михайловой и актрисой Пламеной Гетовой. Это вопросы о силе и слабости молодого поколения, к которому они принадлежат, о его связях с духовными традициями нации, о миссии творца искусства и его ответственности перед своим народом. Сразу же заметим, что фильм, снятый дебютантами, весьма серьезен и ведет разговор о важном и сложном в жизни, стараясь быть

чутким и тонким. В нем предпринята попытка создать образ нашего времени, где многообразие явлений и противоречия между добром и злом не сводятся к однозначной истине.

Главная героиня фильма — молодая актриса периферийного театра Вера, которую мы застаем в момент переживаемого ею духовного и творческого кризиса. Вера не находит в себе сил сыграть предложенную ей центральную роль святой женщины, которая искупает грехи других, танцуя на раскаленных углях. Казалось бы, она дождалась своего «часа» — получила центральную роль. Это то, о чем она мечтала, а вышло так, что сыграть ее она не сможет. Жизненный экзамен застает ее врасплох. Вера, так увлеченно учившаяся искусству, в решающий момент не может дать от себя ничего. Проблемы реализации личности поставлены остро. Почему молодая актриса не может вжиться в эту роль? Все дело в том, что в жизни Вера другая, она как бы исполняет роль женщины-обольстительницы.

Вера смотрит на жизнь с улыбкой и в то же время постоянно бросает ей вызов; она становится прекрасной актрисой в жизни и плохой — на сцене. Вера не способна вести за собой людей, жертвовать собой, но одновременно она жаждет полноценной и духовно богатой жизни. Такая двойственность образа заложена в самом драматургическом материале, который строится как столкновение различных точек зрения.

Первый кадр фильма показывает помещение в театре, где артисты ждут выхода на сцену. В комнате звучит речь со сцены и приглу

шенно — неторопливый разговор актеров на житейские темы. Фонограмма в фильме противоречит визуальной части, внутренне взрывает ее. Авторы хотели показать неоднозначность людей, сложность самой жизни.

Вера, внешне спокойная, самоуверенная, изливает боль души только безумному Генчо. С режиссером спектакля, в котором она участвует, они не могут найти общий язык. Многие другие ее товарищи по труппе не верят в искусство, создаваемое ими, или в самих себя. Бездействие, пассивность — доминанта их жизни. Поэтому на экране часты застывшие мизансцены в комнате ожидания, гримерной с вращающимися стульями; пыль в солнечном луче, пробившемся в окно, и тому подобные знаки такого восприятия жизни.

В одном месте в фильме мы видим отрывок из пьесы об Алеко Константинове, крупнейшем болгарском писателе-сатирике. Звучат цитаты... Фильм пытается реабилитировать слова, вселить веру в истинность высказанного, выстраданного. Подобная иллюстрация, хотя и не очень органичная, все же составляет заметный пафос фильма, включается в его непрямую логику. В конце фильма героиня сделает над собой усилие, чтобы поверить в свою роль, в искусство. Будем надеяться, что ей это удастся.

Так же, как в фильме «Мальчик уходит», в ленте «Дом для нежных душ», где нет четкой фабулы и главную смысловую нагрузку несет атмосфера, молодому режиссеру удалось сделать первым второй план, создать на экране свой мир, показать настоящие человеческие ценности.

Разумеется, можно указать и на неточно решенные эпизоды, затрудняющие логическое осмысление фильма, как, например, большинство эпизодов, развивающих семейную сюжетную линию. На несочетаемость эстетически разнородного материала: докумен

тальные кадры о крестьянках вступают в противоречие с эстетизированной средой. Но все эти недочеты не зачеркивают в целом серьезного фильма.

В русле поисков новых художественных решений молодежной темы преобладает стремление к многогранному и многослойному раскрытию связей между проблемами молодого поколения и проблемами общества в целом. Многогранность трактовки молодежной тематики определена общим развитием кинематографического процесса в болгарском кино, которое все более упорно стремится приблизиться к главным проблемам современной жизни социалистического общества.

Молодые герои фильма «Короткое солнце» (1979) Сашко и Таня любят друг друга. Сашко — студент, Таня работает лаборанткой. Чтобы заработать деньги на свадьбу и поездку на море, Сашко поступает в бригаду, которая роет колодец на даче некоего Крумо-ва.

Однажды рабочие находят в земле человеческий скелет, несколько пуговиц, ржавую пряжку и оловянное кольцо с инициалами. Они думают, что это останки какого-нибудь борца за свободу, здесь расстрелянного. Хозяин Кру-мов решает умолчать о «находке» — зачем ему все это: начнется беготня, работу придется прекратить, пойдет расследование, а там еще и памятник задумают

ставить на его участке... Рабочие с ним согласны — им не хочется лишиться заработка...

Один Сашко не согласен. Он старается убедить всех, что надо установить, чьи это останки, что преступление не должно остаться безнаказанным, что молчание означает второе убийство. Но стяжательство не безобидно, оно разрушает душу. Отсутствие духовных интересов, полная сосредоточенность на добывании материальных благ любой ценой уже представляют серьезную нравственную деформацию. Для удовлетворения своих потребностей мещанин не останавливается даже перед преступлением — эта мысль нашла в фильме свое художественное выражение.

Поначалу в картине «Короткое солнце» представлен коллектив взаимно заинтересованных друг в друге людей. Крумов хочет иметь на своей даче колодец и бассейн. Молодой парень Сашко хотел бы заработать денег, чтобы устроить свадьбу и свадебное путешествие. Еще трое рабочих хотят просто иметь побольше денег. Интересы всех действующих лиц совпадают. Авторы фильма берут ситуацию, в общем-то, ординарную. Кому-то хочется подработать, у кого-то есть лишние деньги — что в этом исключительного?

Однако зритель начинает испытывать тревогу уже с первого кадра, когда нежные объятия Сашко и его подруги перебиваются разговорами о том, где бы добыть денег. Это плохо? Нет, конечно. Что же плохого в том, что человек мечтает о пышной свадьбе и об увлекательном свадебном путешествии, тем более что Сашко собирается на все это заработать

собственными руками. Сын Кру-мова подъезжает с девушкой, очень похожей на подругу Сашко, на шикарной белой машине. Почему бы и Сашко с Таней не вкусить хотя бы немного этой «сладкой жизни»?

Люди, работавшие на Крумова, как будто бы ничего с ним общего не имеют. Добывающие себе на приятную жизнь деньги у Крумова, они готовы даже поиздеваться над хозяином: засыпают землей

белую машину крумовского сына и потешаются над суматохой. Вместе с тем люди, связанные с Крумовым, — это, по существу, потенциальные крумовы.

Финал картины: Сашко убит,

Крумов — убийца, рабочие — соучастники. Главный вывод из всей этой истории в том, что частнособственническая психология логично ведет к уголовному преступлению. И убийца, и его соучастники — не какие-то выродки, они просто равнодушны ко всему, кроме денег. Однако в фильме осуждается не стремление заработать, устроить свою жизнь, а то, что безудержная погоня за деньгами усыпляет совесть, подчас делает людей преступниками.

Картина «Короткое солнце» режиссера Л. Киркова представляет собой исследование частнособственнической, мещанской психологии. И этим обусловлен стиль фильма, тяготеющий к эстетике документализма. Несмотря на детективные элементы в сюжете — убийство, раскопки, случайные совпадения и т. д., — все изображенное в фильме выглядит так, словно снято скрытой камерой.

Этот стиль вообще характерен для режиссерской манеры Л. Киркова. В его фильме «Матриар

хат» документальное наблюдение выявляет психологические мотивировки поведения героинь, показанных в ситуациях, порожденных дисгармонией и непрочностью переходных форм в бурно протекающем процессе урбанизации.

Стремление болгарских кинематографистов к исследованию сложных процессов социального преобразования и противоречий переходного периода проявилось в последние годы со всей очевидностью. Сама ситуация замены старого, патриархального, в основном сельского образа жизни новым, городским содержит в скрытом виде множество конфликтов. Лучшие фильмы 70-х годов все вместе отражают общую картину переходных явлений. В то же время каждый из этих фильмов, рассматривающих общественные процессы под определенным углом зрения, разрабатывает свой драматический контекст, добавляет к общей картине свой штрих. Отметим здесь сразу же и еще одну важную тенденцию, наметившуюся в фильмах 70-х годов: бездуховности потребительского существования в них нередко противопоставляется духовность народных традиций, народная гуманность, которые и должны составлять основу нового социалистического бытия. Типичен в этом смысле упомянутый выше фильм «Матриархат».

В лучших произведениях болгарского кино особое внимание уделено исследованию психологии человека. Конфликт между различными образами жизни во многих последних фильмах выступает в виде внутреннего конфликта, проявляющегося в сознании главных героев. Подобное отражение объективных процессов через

индивидуальное сознание стало важным творческим достижением болгарского киноискусства, имеющим принципиальное значение.

Изменения в содержательном пласте болгарского киноискусства потребовали обновления изобразительного языка фильмов. Движение к овладению пластическим богатством кинематографа шло через развитие национальных традиций болгарской культуры.

Все эти очередные достижения болгарского кино последнего времени объясняются не только возросшим уровнем художественного мышления авторов, накоплением кинематографической культуры, но и в первую очередь активной гражданской позицией, зрелостью

мировоззрения сценаристов и режиссеров. Без сомнения, болгарские кинодеятели отлично понимают социальную роль киноискусства как одного из важнейших факторов общественного развития, воспитания нового человека, как главного помощника партии в борьбе за утверждение жизни, построенной на социалистических началах.

В заключение повторим еще раз, что болгарское кино — это серьезное национальное искусство, которое стремится исследовать проблемы истории и современной жизни народа, общественного развития на высоком уровне идейно-художественного мышления.

Советуем прочитать

Баскаков В. Противоречивый экран. М., Искусство, 1980.

Караганов А. Пора зрелости. — Искусство кино, 1979, N9 4.

Ракурс. Сборник статей и материалов о киноискусстве социалистических стран. Вып. 1. М., Искусство, 1977.

Станимирова Н. Спор о герое. М., Искусство, 1973.

Киноискусство наших друзей. Сборник. М., Знание, 1979.

На 1-й странице обложки кадр из фильма «Дополнение к закону об охране государства».

На 4-й странице обложки кадр из фильма «Отклонение».

Наталья Филипповна Ермаш СОВРЕМЕННОЕ БОЛГАРСКОЕ КИНО

Гл. отраслевой редактор В. Демьянов

Редактор Л. Ильина

Мл. редактор Е. Веревкина

Худож редактор М. Г у сева

Художник Г. Камзолом

Теки, редактор Л. Солнцем

Корректор Н. Мелешкина

ИВ № 6067

Сдано в набор 18.07 83 Подписано к печати 22.09 83. А13358. Формат бумаги 60X84 ,,.

Бумага офс № 2. Гарнитура журнально-рубленая. Печать офсетная. Уел печ. л 2,80. Уел. кр.-отт. 6,06 Уч.-изд л. 3,26 Тираж 74 940 экз. Заказ 2479. Цена 15 коп. Издательство «Знание» 101835, ГСП, Москва, Центр, проезд Серова, д 4. Индекс заказа 837111.

Ордена Трудового Красного Знамени Калининский полиграфический комбинат Союзполиграф-прома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли г. Калинин, пр Ленина, 5.

15 коп.

Индекс 70095

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Брошюры этой серии в розничную продажу не поступают, поэтому своевременно оформляйте подписку. Подписка на брошюры издательства „Знание" ежеквартальная, принимается в любом отделении „Союзпечати".

Напоминаем Вам, что сведения о подписке Вы можете найти в „Каталоге советских газет и журналов" в разделе „Центральные журналы", рубрика „Брошюры издательства „Знание".



Современное болгарское кино, Н.Ф. Ермаш, 1983



Курьер онлайн
Небеса обетованные онлайн
Суета сует онлайн