РЫБАЦКИЕ ЛОДКИ


РЫБАЦКИЕ ЛОДКИ

Всю прелесть, всю заманчивость и романтику ловли рыбы с лодки, когда мир зеленый и голубой, невозможно описать. Представьте себе: маленькая плоскодонка под бездонным куполом неба, среди воды и растений. Ранним ли росистым утром, туманной ли зарей; ясным солнечным днем, на вечернем закате или под легкий шепот тростников и мелкого осеннего дождя — сидеть в лодке и, забыв обо всем на свете, смотреть на поплавок — такое удовольствие — мечта каждого городского рыболова. Еще М. Ю. Лермонтов восклицал: «Дайте мне челнок дощатый, с полусгнившею скамьей!..»

Лодка — один из самых необходимых атрибутов в рыболовном реквизите и экипировке. Без лодки немыслима ловля рыбы в проводку, кружками, дорожкой, плавом, с воды на живца и т. д. Без лодки невозможно достичь самых, заветных, самых недоступных с берега уголков любого водоема. И хоть видит око водичку, хотя плещется рыбка, да зуб (читай — крючок!) без

лодки — неймет! Поэтому челн для рыбака, что юнь для седока. Лодки деревянные и брезентовые, пластмассовые и металлические, отечественного и импортного производства, стационарные и портативные, любой проходимости и грузоподъемности: плоскодонки, ялики, долбленки, баркасы, шитики, дощаники, челноки, килевые, байдарки, каюки, шаланды, шлюпки и ладьи, раскладные, резиновые надувные, даже большие автомобильные и тракторные камеры — вот далеко не полный перечень всего флота, на котором выходит рыбацкий «десант» на свой архипелаг...

Какая же самая лучшая лодка для рыбалки? На Хопре делают долбленки из целого ствола дерева или осиновой колоды и они похожи на туземные пироги; на Дону — мастерят тупоносые лодчонки, напоминающие огромные корыта; на Цимле — большие длинные лодки фелюги; на Воронеже — изготовляют плоскодонные челноки... Но какой бы формы и конфигурации ни были эти суденышки, они отвечают самым основным требованиям: устойчивы при крене, грузоподъемны, выносливы на сильной волне — удобства в них ценятся больше, чем красота и элегантность форм. Лодчонки эти прочны и надежны для плавания по реке и небольшим водохранилищам, в заросшей протоке; удобны для перетаскивания волоком из одного озера в другое. Они достаточно устойчивы, а компактность и маневренность позволяют легко укрываться в камышах, разворачиваться в узких протоках и тесных заводях. Лодки эти легки на ходу на одном длинном кормовом весле, быстроходны — па двух распашных веслах, а деревянный корпус делает лодку непотопляемой даже при полном заполнении водой или при оверкиле. Для улучшения ходовых качеств в старину рыболовы днища своих челноков смазывали сливочным маслом: чтобы вода не прилітала...

Очень важной деталью рыбацкой экипировки является тент, натягиваемый над лодкой на сборный каркас. Один из вариантов установки такого тента: верти

кальные стойки каркаса, сложенные из дюралие-вых трубок или лыжных палок, вставляются в отверстия под уключины и соединяются в верхней части поперечиной; фиксация трубок осуществляется разводным шплинтом. Устойчивость и прочность каркасу придают две трубки-подкосы. Один конец подкоса соединяется ушком с уголком стойки, другой -— крепится на носу лодки. Поверх каркаса натягивается плащ-палатка или скроенная по форме и размеру полиэтиленовая пленка — при дожде, а для защиты от палящих лучей солнца — чехол из легкой перкалевой ткани. Тент может натягиваться не только на трубках, но и на реечном или проволочном каркасах. На бортах лодки шурупами крепятся накладки-пуговки, на которые застегиваются петельки-накидки. И хотя лодка становится похожей на цыганскую кибитку, но это не мешает рыболову ловить во время дождя, укрываться от палящих лучей солнца и ночевать прямо на воде, загнав свою ладью в густые камыши.

При некоторой изобретательности можно из двух малоустойчивых лодок сделать катамаран, устроить на них настил с душистым сеном, растянуть на нем палатку или навес, укрывающий от солнца и дождя. А если иметь надувной матрац, кое-какую мебель и спиртовку, то, по словам Макса Пипера, будет прекрасный приют на время отпуска для уставшего от цивилизации .городского человека.

При расчете крейсерской скорости движения нужно исходить из того, что на весельной лодке можно пройти 5 километров (если хотите — «узлов»!) в час, на надувной — 3 километра, на байдарке — 7 километров. При хорошем ветре попутного направления можно наладить парус и таким образом увеличить скорость передвижения. Парус делают из того же тента, плащ-палатки, полиэтиленовой пленки, простыни от спального мешка и другого подручного материала. Белый парус над лодкой, тихо скользящей но синей воде, — это и есть рыбацкая идиллия, «хмель» настоящей рыбалки.

И все чаще появляются сделанные вполне профессионально байдарки с пенопластовыми поплавками по бокам для большей устойчивости, с небольшим гротом и даже стакселем; резиновые надувнушки с парусами и прочие посудины: хоть и не океанский корабль, но вполне приличное суденышко. И число приверженцев парусной рыбалки стремительно увеличивается. И одевают удильщики морские тельняшки. И ветер играет в парусах не совсем обычных, но все же самых настоящих парусников. И плывут они по рекам, озерам, водохранилищам, где собираются на свою, рыбацкую регату...

Ходить под парусом — одно удовольствие! Лодка бесшумно скользит по водной глади, как в сказке, подчиняясь какой-то загадочной, неведомой силе. Умело поставленный парус хорошо подвластен воле ветра, а это прежде всего — залог скорости судна, несущегося вдаль. Но плавая на своей бригантине под парусами, плывя за рыбой на всех парусах, нужно быть начеку, чтобы при внезапном порыве ветра тут же освободить от напора полотнище. На морском жаргоне это действо называется «рубить рангоут», т. е. избавиться от парусов. Под парусом нужно быть настоящим мореходом, знань не хуже штурмана или шкипера зюйд-гест, норд-ост, фок, грот-брам, брам-топ, шкот, галс, фал, топ и топсель... И если лодка вместительна и устойчива, если такелаж крепок и надежен, если есть рыбацкая лоция — то на ней можно плыть на всех семи ветрах хоть в пролив Лаперуза; впереди, у самого форштевня, просматривается покачивающийся над волнами то далекий, то близкий горизонт; а над форштевнем торчит удочка, как игла бушприта!..

Но не всякому горожанину удается поплавать на голубом просторе. И каждый завидует, увидев наполненные ветром странствий паруса. Они, словно белке крылья лебедей, несут рыбацкие лодчонки в заветные места. Лодка не плывет, а летит самолетом. Незабывае-1 мое впечатление.

Вся эта флотилия — в основном удел только тех, кто живет в непосредственной близости от воды. А какие судна должны иметь городские рыболовы, да еще при том положении, что сейчас уже каждый пятый горожанин '— заядлый удильщик? Им не обойтись без надежной портативной лодки из прорезиненной капроновой ткани. Надувные лодки легки и компактны, их удобно переносить в рюкзаке, перевозить в легковом автомобиле, в коляске мотоцикла или на багажнике мопеда и велосипеда.

Двух человек, или 250 килограммов груза берет на борт надувная лодка «Юрюзань» Уфимского завода резинотехнических изделий имени М. В. Фрунзе. Баллон разделен внутренними перегородками на два автономных отсека — кормовой и носовой. В каждом из них имеется клапан для заполнения воздухом. Даже в случае повреждения одного из отсеков, другой способен удержать на плаву расчетный груз.

Как нельзя кстати любителям активной рыбалки, сопряженной с далекими выездами на глухие озера, придется модернизированная надувная лодка «Айгуль-2». Лодка предназначена для эксплуатации в районах .с умеренным климатом, весит всего 16 килограммов и в сложенном виде .свободно умещается в рюкзаке. Несмотря на это, она также берет на борт двух человек с грузом и надежно удерживает их на плаву. Неплохие лодки бывают в продаже и импортного производства. С помощью насоса любую лодку можно наполнить воздухом за 10—15 минут. Лодки снабжены складными веслами, надувными подушками для сидения.

Единственный недостаток резиновой надувной л.од-ки — большая парусность. Из-за огромной плавучести она держится на воде, как мыльный пузырь. На ней трудно грести и плыть против ветра и сильного течения. Нужно отметить особо, что на Воронежском водохранилище при внезапных сильных ветрах или разыгравшейся буре были случаи, когда захваченные на воде рыболовы, ловившие с резиновых лодок у левого берега, оказывались выброшенными на правый, а сидевшие у Чернав-ского моста — причаливали в Отрожке... Поэтому при усилении ветра и начавшемся волнении воды, ловлю нужно немедленно прекратить. Свою каравеллу ведите к берегу так, чтобы волна била не в борт, а в нос или корму, иначе лодка будет моментально заполнена водой.

Чтобы резиновая лодка служила долго, за ней нужно ухаживать. После рыбалки очистите ее от грязи и ила, вымойте, просушите, разложив на чистой траве. Хранить лодку лучше всего в наполненном состоянии: хотя это и громоздко, но при таком способе содержания у нее не образуется складок, а следовательно, и микротрещин в прорезиненной ткани, которые впоследствии лопаются и пропускают воздух, нарушают прочность лодки и ее герметичность. Не забывайте: там, где слабо, — там прокол; где исчезает прочность — там тут же появляется дыра. При хорошем уходе надувная лодка может прослужить хозяину верной и доброй службой 8—10 лет!

Если лодка получила пробоину или прохудилась

вследствие естественного износа, ее можно отремонтировать. Первым делом подготовьте к восстановлению поврежденные участки. Лодку наполняют воздухом до рабочего давления и промывают поврежденные места теплой водой с мылом, затем сушат. Перед тем, как нанести клей туда, где будут заплатки, ткань лодки протирают тампоном, смоченным в бензине-растворителе, авиационном или бензине «Галоша», и снова просушивают. Клей разводят бензином до концентрации жидкой сметаны, наносят кисточкой в два-три слоя. Каждый слой резинового клея наносят после того, как просохнет предыдущий.

Таким же образом очищается и готовится к приклейке заплатка. Она может быть из любого прорезиненного герметичного материала, например, из детской клеенки. После того, как подсохнет последний слой клея, заплатка прочно прижимается к месту прокола.

Чтобы продлить срок службы лодки, одновременно с ремонтом ее можно и целиком покрасить. Для этого в клей добавляется алюминиевая пудра (на килограмм клен 100 граммов пудры). Поверхность лодки прокрашивается этим составом несколько раз. Клей укрепляет прорезиненную ткань, а белый блестящий цвет алюминиевой пудры отражает солнечные лучи, предохраняя лод :у от перегрева.

После приобретения новой лодки первым делом проверьте ее устойчивость. Некоторые модели лодок при сильном крене или смещении груза на одну сторону легко переворачиваются и накрывают собой рыболова, как ловушка Поэтому, купив лодку, летом, на мелком месте, раздевшись до плавок, проведите испытания судна на все виды нагрузки и узнайте ее «характер».

При заполнении баллонов воздухом следите за тем, чтобы они были накачаны в меру. Особо опасно плавать на лодке с повышенным давлением в отсеках. Переполненных сверх нормы баллоны легко проткнуть любым твердым, даже тупым предметом и потерпеть крушение. Чтобы проверить, нормально ли накачана лодка, нажмите на баллон указательным пальцем: баллон должен слегка продавливаться. Это нормальное состояние наполненной лодки. Имейте в виду, что есть еще одно опасное обстоятельство: под палящими лучами солнца . воздух в баллонах, нагреваясь, расширяется, и они, до-

стигнув критического состояния, с пушечным громом взрываются, а оглохший рыболов, потерпев катастрофу, вместе с лопнувшей лодкой тут же оказывается в воде.

Следите за нормальным состоянием баллонов, постукивая по ним щелчками пальцев. Если удары перестали быть глухими и отдаются со звоном — это верный сигнал: во избежание взрыва нужно срочно выпустить немного воздуха через клапаны и таким образом сбросить поднявшееся давление. Делать это нужно очень аккуратно, так, чтобы воздух не выскочил весь, — тогда купание и потеря снаряжения неизбежны. Не забывайте: рыбалка в лодке проходит на воде, где тонут люди.

И егце один совет. Положите в лодку два плотных мешочка из любой прочной ткани. Их всегда можно наполнить на берегу песком — будут лучшие якоря. Камни, кирпичи, металлические болванки, тем более острые, разлапистые чугунные якоря для резиновой лодки не пригодны: они опасны в отношении проколов й тяжелы, т. к. их нужно тащить вместе с лодкой за собой. А ведь удильщику еще предстоит просидеть в этом суденышке, скрючившись, весь световой день. Но чего не вынесет рыболов ради своей мечты... 1

Ходить на веслах и под парусом для любителей лезли рыбы с лодок — дело привычное. Однако начинающим нужно рассказать о мерах безопасности, дать советы— как избежать подстерегающей беды на воде;

: Рыбача в лодке, будьте осторожны. Не перегружайте ее сверх нормы, не садитесь на борт. Не пересаживайтесь на другие лодки и не меняйтесь местами на воде. Не подплывайте к идущим катерам, моторным лодкам, не пересекайте курс пароходов. Гребные лодки должны быть в полной исправности, в них должен быть комплект уключин, весла, причальный конец, черпак для воды, спасательные средства: рыбалка в лодке проходит на воде, где тонут люди.

Частая причина аварий — неудовлетворительное техническое состояние судна. В зимний период, если не соблюдены правила хранения, клепка швов металлического корпуса лодки расходится, судно утрачивает герметичность. Происходит это и в результате ударов, вмятин во время рыбалки на широко распространенных дюралюминиевых лодках типа «Казанка», «Прогресс». Повреждения нужно немедленно устранять. Опытные

рыболовы знают простой способ проверки лодки на герметичность. Место, где ожидается течь, с наружной стороны покрывается слоем мела, а изнутри смачивается керосином. При нарушении плотности склепки швов керосин просочится на мел и тот пожелтеет. Течь устраняют путем дополнительной клепки, наложением латки или заливкой бакситной или эпоксидной смолой.

Но если течь все же появилась, когда вы уже уплыли на рыбалку, то есть простой способ откачки воды, чтобы не пойти на дно. Резиновый шланг, одним кондом положенный на днище затопляемой лодки, а вторым выброшенный в воду, за корму, успешно справляется с откачкой воды во время движения: вода идет через

шланг самотеком, точно так же, как, например, бензин по шлангу из бака в канистру. Таким образом, шланг избавит вас от необходимости выполнять нудную работу — отливать воду из лодки черпаком и благополучно добраться до берега.

.«Казанка» и «Прогресс» — маломерные суда с прекрасными мореходными качествами. И тем не менее они переворачиваются: моторы на малых реках запрещены и многие рыболовы стали ходить на этих судах под парусом. Резкая перекладка руля на большой волне, встреча с боковой волной, неправильное размещение груза . и особенно — перегруженность могут повлечь за собой аварию или привести к оверкилю. Готовясь в дальний поход, груз распределяйте равномерно от кормы до носа и укладывайте его так, чтобы он был как можно ближе к килю, то есть на самом дне лодки. В лодке должен быть спасательный круг и нагрудные пояса на каждого участника рыбалки: она проходит на воде, где тонут люди.

Весла нужно сделать из легкого плавучего, но прочного материала. При случайном падении весла в воду оно не должно тонуть. Бесшумные уключины — немаловажная деталь. У опытного рыболова уключины всегда смазаны, не скрипят. Нужно отметить особо, что любой шум не способствует успешной рыбалке, тем более грохот и стук, который иногда несется из алюминиевой лодки, а гремит она, действительно, как барабан...

Сейчас ЦКБ «Нептун» разработало несколько новых конструкций лодок из березового шпона, легких сплавов и полимеров. Это такие модели, как, например, лод

ки «Малютка-2» и «Ерш»: они рассчитаны на 1—2 человек. 3—4 человека с грузом выдерживают на своем борту «Пелла», «Таймыр», «Язь», «Кефаль». Наша промышленность уже наладила выпуск цельнолитых лодок из стеклопластика, текстолита, бакелизированной фанеры, и они уже начинают поступать в магазины спорттоваров. Лодки эти очень легки, не поддаются гниению, их просто перевозить на верхнем багажнике автомобиля. Пенопластовые блоки в полостях делают лодку непотопляемой даже при полном заполнении водой. 1

Легкую складную лодку выпускает Сумской маний' ностроительный завод им. М. В. Фрунзе. Днище и борта лодки изготовлены из легкого алюминиевого листа тол-' щиной 1,5—2 миллиметра. Выкроенные лепестки скреплены между собой с помощью прорезиненной ткани й заклепок, что делает лодку при сборке полностью водонепроницаемой. Несмотря на небольшой вес (всего 21 килограмм с полным снаряжением); эта миниатюр-' ная разборная посудина очень удобна. В комплект лодки входят два весла, черпак, распорки, сиденье: И хотя эти суденышки рыболовы прозвали очень точно: «ванна», «корыто», но они легки и удобны для ловли в тихих затонах, озерах, на прудах. Единственный недостаток этих лодок — большой бортовой крен при боковой нагрузке. Поэтому будьте бдительны: не наваливайтесь, не садитесь на борт, старайтесь не допустить такого положения, когда на языке мореходов получается «оверкиль», т. е: судно переворачивается кверху днищем, а моряки кричат:

— Полундра!..

Особо опасен фанерный фофан: он юркий, вертлявый, легко ложится на борт от боковой нагрузки. Однако сам не переворачивается, но имеет характерное свойство: резко юркнув на бок, выбрасывать, словно вытряхивать, своих пассажиров за борт, а сам устойчиво покачивается на воде, словно поплавок.

В заключение — маленькие советы.

Если вы позаимствовали лодку на прокат у местного рыболова, проверьте: нет ли в ней течи. .

Не ставьте лодку бортом к ветру и сильной волне: при первом сильном крене можно зачерпнуть много ВОДЫ, «не открывая кингстонов», а затем и перевернуться.

Это грозит холодным купанием, потерей рыбацкого снаряжения и улова.

В зарослях камыша, рдестов, кувшинок, элодеи на лодке можно плыть только с одним длинным шестом или удлиненным кормовым веслом с ручкой-перекладиной на одном конце и узкой лопастью на другом: таким веслом свободно грести и править, а по мелкой воде и в густых подводных зарослях легко отталкиваться от дна.

При подходе к обрывистому берегу остерегайтесь обвала или осыпи земли.

В темное время суток на носу лодки зажгите фонарь. Это особенно важно при ночном движении по судоходным рекам.

Поднимая якорь, не упирайтесь ногой в борт лодки: при обрыве фала можно плюхнуться в воду и рыба разбежится за километр. Чтобы избежать нежелательного купания, станьте коленями на днище, а якорь поднимайте плавно, без резких рывков.

На судоходных реках очень опасно ловить рыбу на фарватере: можно попасть под надвигающийся пароход или грузовую баржу.

Нельзя крепить лодку к якорю проволокой или цепью. Тут нужен тонкий канатик или веревка: в случае опасности ее можно легко перерезать ножом и быстро избавиться от обременяющего груза.

При борьбе с крупной рыбой, при ее подхвате подсачком из воды, какой бы ни был азарт, не забывайте об осторожности: не перевешивайтесь чрезмерно через борт лодки.

Вообще, ловля рыбы с лодок требует аккуратности и внимательности. Движения должны быть плавными, нельзя шуметь и громыхать снаряжением, нельзя колготиться и метаться с борта на борт. Забрасывание снасти производите сидя или встав на днище коленом. Особенно трудно ловить с лодки спиннингом. Поскольку движения спиннингиста порой бывают очень резкими, то при этом легко потерять равновесие и оказаться за бортом. Ловить спиннингом в лодке можно только одному.

Теперь о моторных судах. Грохочущие и вонючие острогрудые челны, бензиновые вихри, выхлопные газы, масляные пятна на воде — все это не для идиллического занятия рыбалкой. Да и сейчас моторные лодки на малых и средних реках получают всеобщий запрет.

Поэтому в данной статье о них не будет сказано ни слова.

Совет Министров СССР 1 декабря 1987 года принял постановление № 1361 «О внесении изменений в Типовое положение о Государственной инспекции по маломерным судам», которое предусматривает определять нижний предел поднадзорности судов ГИМСам не валовой вместимостью, а грузоподъемностью, то есть паспортными данными маломерных судов. Законодательный акт по этому поводу гласит теперь так: на всей территории страны подлежат регистрации только те плавсредства, у которых грузоподъемность более 0,13 регистровой тонны. Это значит, что надувные лодки грузоподъемностью до 225 килограммов, байдарки — до 150 килограммов, гребные лодки — до 100 килограммов можно использовать без регистрации, не опасаясь конфликта с рыбинспектором.

Но если грузоподъемность байдарки, надувной или гребной лодки превышает указанные выше ограничения, То необходимо обратиться в Государственную инспекцию по маломерному флоту (ГИМС) для регистрации и технического осмотра. Выход в плавание на лодках повышенной грузоподъемности без регистрации и технического осмотра, а также без четко обозначенных на борту номеров запрещен. В Воронеже регистрация ло-дОк производится по адресу: ул. Пятницкого, 40. Телефон 55-24-46. В районах области обращайтесь к председателям районных советов ОСВОДа. Аналогичные организации есть во всех областях Центрально-Черно-земного района.



Справочник рыболова, Калугин