НАСЕЛЕНИЕ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ 5


Человечество благодарно латиноамериканским индейцам, которые впервые вывели такие распространенные сейчас во всем мире культурные растения, как картофель, томаты, кукуруза, хлопчатник, маниока, подсолнечник, какао, гевея и др. Индейцы впервые обратили внимание на сок каучуконосов, первыми выделили и стали использовать яд кураре, получивший впоследствии применение в медицине. Из предметов материальной культуры укажем хотя бы на гамак, распространившийся также по всему миру и сохранивший свое первоначальное индейское название в большинстве языков, в том числе и в русском.

Говоря о латиноамериканской культуре в целом и отмечая в ней сходные черты, мы не должны забывать и о ее большом разнообразии, что связано с особенностями развития различных историко-этнографических областей. Таких областей в Латинской Америке обычно выделяется семь: мексиканско-центральноамериканская; вест-индская (сюда включают Гайану, Суринам и Французскую Гвиану, которые гораздо ближе к Карибскому региону, чем к своим континентальным соседям); колумбийско-венесуэльская; область на Тихоокеанском побережье — единственная, где сохранились крупные индейские массивы (Эквадор, Перу, Боливия); южная область (Чили, Аргентина, Уругвай); Бразилия; Парагвай (последний выделяется особо в силу своеобразия его историко-культурного развития). Сохранилась лишь незначительная часть того, что было создано индейскими народами до захвата Латинской Америки колонизаторами.

Известно, что доиспанская мексиканская архитектура представляет собой самое замечательное из того, что дошло до нашего времени от исчезнувших цивилизаций. Уже за несколько столетий до нашей эры в Латинской Америке жили многочисленные и высокоразвитые народы. Еще задолго до прихода ацтеков в Мексику тольтеки, населявшие тогда страну, строили огромные города и воздвигали величественные пирамиды. Они имели свою письменность, знали математику, создали точный календарь. У них были гениальные зодчие и выдающиеся скульпторы. Пирамиды и дворцы тольтеков (I—IX вв. н. э.) в Толлане (современная Тула), украшенные великолепными барельефами и фресками, и сейчас производят ошеломляющее впечатление. Культура тольтеков оказала влияние на искусство майя и ацтеков, которые также были строителями замечательных городов.

Высокого уровня достигла и скульптура народов древней Мексики. До нас дошли великолепные ее образцы, украшавшие стены зданий, а также портретная скульптура. Особенно интересна мелкая терракотовая пластика майя.

Не менее известно искусство древнего Перу — прежде всего фигурная и расписная керамика. Сосуды со скульптурными портретами культуры мочика безусловно не имеют себе равных в портретном искусстве всей доколумбовой Америки.

Высокий уровень характеризует работы и скульпторов индейцев муисков древней Колумбии, многие из которых (прежде всего племя кимбая) знали литье, чеканку, создавали филигранные работы. Основными материалами были терракота, золото, серебро, сплавы этих двух металлов с медью. Особенно интересна мелкая пластика кимбая — золотые маски, изображения людей, выполненные из проволоки на плоских золотых пластинках, сосуды, фигурки животных.

Но хотя исследователи Латинской Америки, в том числе и советские, могут гордиться блестящими результатами своих работ, по сути дела мы еще очень мало знаем о народах, которые населяли эти пространства до прихода европейцев.

Среди достижений латиноамериканского искусства нового времени выделяется прежде всего мексиканская школа монументальной живописи, несомненно имеющая мировое значение. Возникшая в 20-х годах в период революционного подъема, она связана с творчеством таких художников, как Диего Ривера, Давид Альфаро Сикейрос, Хосе Клементе Ороско.

41

Население

42

Общий обзор

Пирамиды майя на Юкатане

Руины древнего индейского города Паленке (Мексика)

Древнее

искусство

индейцев

Мексики.

Каменные

гиганты Тулы

Деятельность этих выдающихся мастеров отличается сложностью и многообразием. В их работах слились воедино традиции древнего индейского искусства, поиски новых изобразительных средств и форм, теснейшая связь с борьбой народа за лучшее будущее, активное неприятие капиталистической действительности. Свои «мурали» — настенные росписи (от испанского слова muro — стена) они рассматривали не только как произведение искусства, но и как средство активного вторжения в жизнь, способ воздействия на широчайшие народные массы, средство пропаганды передовых идей.

Монументальность, предельная выразительность, динамичность, обобщенность образов сделали работы Сикейроса, Риверы, Ороско и их последователей самым ярким явлением мексиканского искусства нового и новейшего времени. Никогда еще со времен Возрождения не создавались фрески такой художественной силы, такого творческого накала и общественной значимости. Достижения современной латиноамериканской архитектуры связаны прежде всего с Бразилией. Группа талантливых мастеров — Л. Коста, О. Нимейер, С. Бернардис и др. — создала архитектуру в высшей степени своеобразную, имеющую ярко выраженную индивидуальность и занявшую ведущее положение в мировой современной архитектуре. В своем творчестве бразильские мастера обратились к тем основам современного градостроительства, которые больше всего отвечали особенностям их страны.

43

Население

Бразилия.

Здание

Национального конгресса в столице страны

Для современной бразильской архитектуры характерно сочетание функциональности и других черт современного стиля с национальными традициями (например, использование для облицовки зданий синей майолики — традиционного приема португальского зодчества), умение «вписаться» в природу, широкое применение новейших технических достижений, в частности создание новых видов строительных материалов и конструкций, отвечающих местным условиям. Так, бразильские архитекторы первые применили в качестве солнцезащитных средств разные по рисунку узорчатые решетки, вставленные между выступающими плитами перекрытий (прием, широко распространившийся впоследствии). Создавая тень в находящихся за ними комнатах, эти решетки производят впечатление тканого узора на фасадной стене. Нужно сказать, что вообще для бразильских зодчих характерно стремление выйти за пределы функционального и придать современной архитектуре поэтические черты.

Сейчас в стране работает немало талантливых архитекторов, но наиболее яркой фигурой, несомненно, является Оскар Нимейер. Его вклад в бразильскую и мировую архитектуру достаточно многообразен. Нимейеру принадлежат новые принципы планировки, прежде всего так называемые криволинейные композиции, учитывающие своеобразие бразильской природы и климата. Для его работ характерно создание садово-парковых ансамблей, сочетание архитектуры с живописью и скульптурой.

Самое известное творение мастера —

Для искусства Мексики характерны большие настенные росписи — мурали

Мехико.

Одно из зданий Национального университета (горельеф Д. Сикейроса)

_

44

Общий обзор

Во многих

странах

Латинской

Америки очень

популярна

коррида

Латиноамериканские танцы отличаются веселыми, зажигательными ритмами

новая столица страны — город Бразилиа. По словам самого Нимейера, он стремился «придать бразильцу немного оптимизма, показать ему, что наша земля благодатна и что ее богатства, на которые так грубо посягают, требуют защиты и энтузиазма».

Высокое профессиональное мастерство латиноамериканских архитекторов, смелость и новизна творческих решений, безупречный вкус выдвигают их в ряды лучших зодчих мира.

Латиноамериканская музыка также перешагнула границы континента. Она выдвинула такого, например, композитора мирового масштаба, как бразилец Э. Вила Лобос. Широкая палитра изобразительных средств, тесная связь с народным мелосом, умение уловить и творчески преломить современные ритмы обеспечивают ей популярность и теплый прием у слушателей других континентов. Латиноамериканскими по происхождению являются многие популярные танцы: румба (кубинский), танго (аргентинский), самба (бразильский) и др. В последнее время большую известность приобрела вест-индская, в частности ямайская, музыка (стиль «регге»); уже давно популярны во всем мире тринидадские песни «калипсо».

Латинская Америка, долгое время находившаяся на периферии «испанского мира», вот уже полвека переживает мощный подъем и в области литературы. Можно с уверенностью сказать, что центр развития испаноязычных литератур уже давно переместился с Пиренеев за океан. Имена никарагуанца Рубена Дарио, чи-

лийцев Габриэлы Мистраль и Пабло Неруды, кубинцев Хосе Марти и Николаса Гильена, как и имена многих других выдающихся латиноамериканцев, вошли в золотой фонд не только испаноязычной, но и всей мировой литературы. То же самое можно сказать и о роли Бразилии в развитии литературы на португальском языке.

Небывалый взлет латиноамериканской прозы, расцвет «нового латиноамериканского романа» приходится на последнее двадцатилетие. Современную мировую литературу уже невозможно представить без произведений Мигеля Анхеля Астуриаса, Алехо Карпентьера, Хулио Кортасара, Жоржи Амаду, Габриэля Гарсиа Маркеса, М. Отеро Сильвы и др.

Их романы переведены на многие языки и широко известны во всем мире. Латиноамериканские писатели сумели воссоздать окружающую их жизнь и природу, исходя из мироощущения своих народов, и тем самым открыли миллионам читателей других континентов духовный мир и картину национальной жизни своих стран. Преодолев некоторую ограниченность традиционной латиноамериканской прозы, «заземленной» в конкретной действительности (что было свойственно ей в предвоенный период), новый роман стремительно набрал такую высоту, с которой видны и глубинные пласты национальной жизни, и горизонты будущего.



ОБЩИЙ ОБЗОР ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. СРЕДНЯЯ АМЕРИКА, 1981