МЕКСИКА 2


Административное деление Мексики

земледелие уже играло решающую роль в хозяйственной жизни местных племен.

Страна всегда была заселена очень неравномерно. Пустыни Северной Мексики, прибрежные заболоченные равнины Мексиканского залива имели редкое население, в то время как благодатные для земледелия теплые горные бассейны Центральной и Южной Мексики издавна отличались высокой концентрацией населения.

Именно здесь наиболее интенсивно шел процесс экономического и общественного развития коренного населения. К концу I тысячелетия до н. э. и в I тысячелетии н. э. в этих районах расцвели цивилизации ольмеков, теотихуаканцев и сапотеков, а на юге Мексики и на территории современной Гватемалы — древних майя. Громадный по тем временам город — Теотиуакан с величественными пирамидами Солнца и Луны, храмами с настенными росписями, дворцами прави-

с удивительным мастерством высекали каменными орудиями как тонкие выразительные статуэтки и ювелирные украшения из нефрита, так и гигантские каменные головы в плотно прилегающих шлемах, которые и по сей день находят в дебрях тропических джунглей юга страны. Неповторимыми по выразительности, изощренности и совершенству формы были глиняные изделия сапотеков.

К концу I и в начале II тысячелетия н. э. в Мексике происходило большое перемещение племен и народов. Причины его до сих пор не ясны. Майя покинули прежние места обитания и ушли на полуостров Юкатан.

В начале XVI в., ко времени появления испанцев, индейцы Мексики говорили на десятках языков и наречий, принадлежавших в основном к трем крупным лингвистическим семьям: ацтеко-таноан-ской, пенути и макро-отоманге. Кроме того, на территории Мексики некоторые

о.Гуадалупе

о.Седрос^

Цифрами на карте обозначены штаты:

1    Морелос

2    Мехико

3    Федеральный округ

Примечание:    штаты,

одноименные с их центрами, на карте не подписаны

*) г

) \ Сьюдад-Виктория

Г О а

•^Саи-Луис^ПоТоси, ^

МЕКСИКАНСКИЙ ЗАЛИВ

телей и знати, мощеными улицами, кварталами глинобитных домиков поражал воображение тех, кому посчастливилось увидеть его. В наши дни сотни тысяч туристов посещают величественные руины Теотиуакана, находящиеся вблизи столицы. На далеком юге, в долине Оахаки, сохранились замечательные постройки сапотеков, а еще далее к югу — древние города-государств а майя. Люди, сооружавшие эти города, были искусными земледельцами и ремесленниками, у них был разработан очень точный календарь, жрецы пользовались сложным иероглифическим письмом. Ольмеки

племена говорили на языках семьи хока-сиу.

Не менее сложной, чем языковая, была этническая структура этого региона. Индейские племена и народы различались и по уровню социально-экономического и культурного развития, и тем самым по степени этнической консолидации.

В Северной Мексике наиболее развитыми были западные районы, которые испытывали благотворное влияние культуры искусных земледельцев пуэбло с севера, а с юга —далеко ушедших вперед в общественном и экономическом отношении народов Центральной Мексики.

Большинство же племен северо-восточной Мексики были бродячими охотни-ками-собирателями.

Центральная Мексика стала колыбелью .одной из самых высоких цивилизаций доколумбовой Америки — ацтекской, зоной наибольшей концентрации индейского населения. В течение столетий по этим землям с севера на юг двигались десятки и сотни племен и народов, многие из которых здесь и оседали, привлеченные плодородными землями, богатыми селениями и городами. Накануне испанского завоевания Центральная Мексика отличалась большой пестротой этнического состава. В начале XIV в. в долину Мехико пришли с северо-запада ацтеки — индейский народ, который сумел за короткий исторический срок создать могущественное государство, собиравшее дань с огромной территории, равной приблизительно четверти современной Мексики. Но ацтеки прославились не только как воины. Восприняв культурное наследие живших до них в бассейне Мехико народов, они создали свое, несколько суровое по колориту искусство, построили величественную столицу Теночтитлан, красота, многолюдье и великолепие которой потрясли конкистадоров. Легенда об основании Тено-чтитлана много веков спустя нашла отображение на современном государственном гербе Мексики. По преданию, ацтеки долго не могли выбрать место для постройки своей столицы и их вожди отправились осмотреть остров, видневшийся в центре большого озера, лежавшего в широкой горной долине. Когда они высадились на острове, то увидели могучего орла, зажавшего в когтях змею. Было решено, что на этом месте добро всегда будет торжествовать над злом, и город был заложен. Теперь орел, терзающий змею, стал гербом Мексики.

К западу от ацтеков жили их древние противники тараски, к востоку — тота-наки и хуастеки, к северу — отоми. Все эти индейские народы сохранились и поныне.

Юг страны также был районом концентрации оседлого земледельческого населения: здесь жили миштеки, создатели замечательных архитектурных памятников сапотеки и другие родственные им народы. Полуостров Юкатан к XVI в. был занят индейцами майя. И в области культурного развития, и по степени развития общественных отношений юкатанские майя значительно опередили другие народы юга Мексики. Они изобрели собственную систему иероглифического письма, велики были их достижения в

области астрономии, архитектуры, изобразительного искусства и т. д. К началу XVI в. на Юкатане было несколько независимых городов-государств, длительность существования которых к тому времени насчитывала уже многие столетия (Чичен-Ица, Майяпан идр.).

Со второго десятилетия XVI в. началось испанское завоевание Мексики. С помощью неизвестных индейцам огнестрельного оружия и лошадей, а также благодаря ловкой политике привлечения на свою сторону порабощенных ацтеками индейских народов крошечному отряду испанских авантюристов под водительством Э. Кортеса удалось разгромить ацтекское государство, а затем расправиться и с бывшими союзниками. В течение XVI в., несмотря на отчаянное сопротивление индейских народов, большая часть их была покорена.

Испанское завоевание коренным образом изменило этническую структуру

75

Мексика

Древнее искусство индейцев Мексики. Пирамиды майя в Паленке

Астрономическая

обсерватория

майя

в Чичен-Ице

Ф

76

Средняя

Америка

История

Мексики

оживает в

настенных

росписях

ее современных

художников

страны. В Мексике появились новые этнические компоненты, а ее коренное население в значительной степени подверглось истреблению. Районы развитого индейского земледелия стали опорными центрами испанской колонизации. Они возникли прежде всего на землях ацтеков и тарасков в Центральной Мексике, на землях юкатанских майя и сапотеков на юге страны.

Была сметена начавшая складываться еще до второй половины XV в. этническая общность индейцев долины Анауак (Мехико), основой которой были развивавшиеся экономические связи, языковое родство и политическое объединение под главенством ацтеков. Этническую судьбу той или иной группы покоренного населения определяла степень заинтересованности завоевателей в их землях, в их рабочих руках.

Непрерывные истребительные войны подорвали экономику страны. Введенные

испанцами феодальные формы эксплуатации, принудительный труд на рудниках в сочетании с остатками рабства вызвали значительное сокращение численности индейского населения. Индейцы вымирали также от оспы, холеры и других занесенных испанцами заболеваний. Лишь со второй половины XVII в. с восстановлением производительных сил страны после разрушительной эпохи завоевания, с укреплением феодального способа производства численность индейского населения начинает медленно восстанавливаться.

К этому времени индейцы уже не были

единственными обитателями страны. Мексика стала родиной для нескольких поколений нового, говорившего по-испански, но смешанного в расовом отношении населения.

Как же складывалось это население, впоследствии составившее ядро мексиканского народа?

Преобладающими европейскими колонистами в Мексике были испанцы, так как чужестранцам въезд в заморские владения Испании был запрещен. Среди испанских переселенцев были и обедневшие дворяне, и крестьяне, и деклассированные элементы. В возникших городах вице-королевства Новая Испания (как стали теперь называть Мексику), особенно в его столице Мехико, стремились обосноваться самые предприимчивые, богатые и знатные из конкистадоров и их потомков, главным образом те, кто еще в период конкисты сумел захватить огромные земельные владения. Мехи

ко быстро превратился в один из крупнейших политических, административных и культурных центров всей Испанской Америки.

Потомков испанских переселенцев, численность которых из года в год возрастала, называли креолами. Испанок переселялось в Америку сравнительно немного, и поэтому уже в XVI в. стало быстро возрастать число метисов, т. е. людей смешанного, испано-индейского происхождения. Для большинства из них обиходным языком становился испанский. Эта смешанная в расовом отношении группа населения и сыграла решающую роль в формировании тех, кого мы сегодня называем мексиканцами. Число метисов вскоре стало пополняться и за счет «лади-но» — той части индейцев, которой из-за военных неурядиц и столкновений периода завоевания пришлось покинуть родные места. Они утрачивали свою самобытную культуру, свой язык и выну-

ждены были овладевать испанским языком. В документах тех лет их стали называть «ладино».

Еще одна новая группа населения — негры-рабы — появилась в Мексике в связи с нехваткой рабочей силы из-за истребления части коренных жителей в начальный период испанского завоевания. Негры никогда не ввозились в Мексику в таком огромном количестве, как, например, в Бразилию, так как в доколумбовой Мексике уже существовало значительное население с устойчивыми земледельческими традициями. И с восстановлением численности индейцев необходимость ввоза рабочей силы отпала. В колониальную эпоху в Мексике появились группы смешанного, испанонегритянского и индейско-негритянского происхождения (самбо). Однако они не расселялись за пределы восточного побережья, куда ввозились негры-рабы, и не сыграли существенной роли в формировании современного населения.

С первых десятилетий колониального господства победители противопоставили себя коренным жителям страны. Были созданы две четко разграниченные системы управления: одна — для испанцев, другая — для тех, кого безотносительно к их этнической принадлежности стали называть «индейцами». В созданной структуре были сохранены низшие звенья традиционной социальной организации: сохранилось самоуправление общин, но, конечно, уже под контролем колониальных чиновников. В последующий период этот специфический статус коренного населения в ряде районов вице-королевства Новая Испания способствовал обособлению индейских народов.

Реальным продолжением этой колониальной политики стала введенная на завоеванных землях «система каст», согласно которой правовое положение определялось расовыми критериями. Не только светское, но и церковное законодательство строго разграничивало права испанцев (в эту категорию входили и креолы), метисов и индейцев.

Метисы считались свободными людьми, но реально (до XVII в.) не пользовались почти никакими гражданскими правами, хотя, конечно, их положение по сравнению с положением индейцев, не говоря уже о неграх-рабах, было несколько лучшим. Они были освобождены от принудительных работ, на которые сгонялись тысячи индейцев. Поначалу из-за смешанного индейско-испанского происхождения на метисов, так же как и на индейцев, был распространен ряд запретов, например им не разрешали

пользоваться лошадьми, надевать платье того же покроя, что у испанцев и креолов, носить золотые украшения и т. п. Наряду с этим постоянно подчеркивалось, что та капля испанской крови, которая течет в их жилах, ставит их в привилегированное положение по отношению к индейцам.

Во всех сословных группировках, насаждавшихся властями метрополии, включая креолов и индейцев, были люди смешанного, испано-индейского происхождения. В числе мексиканских креолов оказались потомки самых знатных индейских семей, получивших в свое время испанское дворянство. Многие дворянские креольские семьи колониальной Мексики с полным основанием прибавляли к набору испанских фамилий имя какого-либо знатного индейского правителя. В документах XVI—XVII вв. фигурируют такие дворянские имена, как дон Томас де Сан-Мартин Кетцальмасатцин Чи-

77

Мексика

Старая

католическая

церковь —

памятник

архитектуры

колониального

периода

чимекатеуктли, дон Мартин Кортес Неса-хуальколотцин. Внутри индейских общин также несомненно были люди испаноиндейского происхождения.

Социальный состав сословных группировок колониальной Мексики был крайне неоднородным. Наиболее монолитными в этом отношении были индейцы, особенно те, у кого сохранилась традиционная община. В то же время с этнической точки зрения это была наиболее пестрая по составу группа, искусственно объединившая многочисленные племена и народы в интересах колониальной эксплуатации.

78

Средняя

Америка



ОБЩИЙ ОБЗОР ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. СРЕДНЯЯ АМЕРИКА, 1981