МЕКСИКА 6


Переплетение традиций доколумбовой индейской старины и колониальной эпохи с современностью определяет не только историческое своеобразие Мексики, но и важные особенности современного этнического состава и этнической истории мексиканской нации. Смешение индейского и испанского этнокультурных элементов определяет и физический тип основной части мексиканского народа, в котором количественно преобладает метисное население.

Католичество — главная и наиболее распространенная религия в Мексике. Хотя в 1859 г. церковь там была отделена от государства, она сохранила довольно большое влияние, особенно в центральных и южных штатах.

Этнические состав и проблемы индейского населения. Среди крупных и наиболее развитых в экономическом отношении стран Латинской Америки Мексика — одно из немногих государств, где индейский элемент сыграл особую и значительную роль в формировании нации. Но процесс этот занял несколько столетий.

В жилах большинства мексиканцев те

чет хотя бы немного крови индейских предков. Мексиканцы гордятся индейским прошлым своей родины, ее традициями, памятниками материальной культуры, многими сохраняющимися обычаями и трудовыми навыками. Достаточно взглянуть на карту Мексики, чтобы увидеть, что многие географические названия, в том числе название самой страны и ее столицы, индейского происхождения.

До испанского завоевания в начале XVI в. в горных бассейнах Центральной Мексики и в зоне тропических лесов на юго-востоке страны проживала значительная часть населения всей Америки. Но в Мексике, как и в других странах Америки, европейское завоевание покончило с самостоятельным развитием всех индейских этнических групп.

Политика метрополии по отношению к индейскому населению прошла через несколько этапов. В первое столетие заво-

евания были уничтожены миллионы индейцев (по разным оценкам — от 10 до более чем 20 млн. человек). Индейские племена силой оттеснялись либо в горные районы с малоплодородными землями, либо в недоступные тропические леса.

Чтобы не лишиться по существу рабской рабочей силы, правительство Испании было вынуждено издать ряд законов, запрещавших уничтожение индейцев. Большинство из сохранившихся в центральной и южной частях страны общин были закреплены за поместьями креолов. Уже в тот период началась почти повсеместная метисация и ассимиляция индейского населения.

После завоевания независимости, в борьбе за которую активно участвовали индейцы, сгон индейцев с их земель начался с новой силой. Особенно жестоко он проходил в северных штатах, где во второй половине XIX в. американцы прибрали к рукам огромные пространства под скотоводческие владения и горнопромышленные предприятия. Проводилась политика ликвидации индейских общин, изъятия у них земель для еще более сильного порабощения индейцев.

Мексиканские индейцы активно участвовали в революции 1910—1917 гг. После нее, и особенно в 1934—1940 гг., когда президентом был выдающийся демократ генерал Ласаро Карденас, внимание к многочисленным и острым проблемам индейского населения заметно усилилось. В районах проживания индейцев создаются «координационные центры». Они занимаются развитием просвещения и здравоохранения, улучшением положения индейских общин. Но государственные расходы на одного жителя в них во много раз меньше, чем в среднем по стране.

Индейское население и поныне наименее обеспеченная и самая обездоленная часть мексиканского народа. В индейских общинах особенно болезненно ощущается нехватка земли, раздробленность земельных наделов на отдельные клочки у водотоков, у подножий гор и в горах. Голод и хроническое недоедание, инфекционные заболевания, особенно высокая детская смертность по-прежнему являются тяжким уделом значительной части индейского населения. Уместно привести слова выдающегося мексиканского ученого и общественного деятеля А. Касо: «Они (индейцы) оторваны от культурной, политической и экономической жизни страны. И если у нас нет расовой дискриминации, если в жилах подавляющего большинства мексикан

цев течет индейская кровь, мы все же не должны забывать о значительной части мексиканского народа, которая лишена благ культуры и прогресса».

Какова же современная численность индейского населения Мексики? Точного ответа на этот вопрос нет и, пожалуй, не может быть. Очень сложно выделить индейский элемент «в чистом виде». Если исходить из языкового принципа, то основная масса индейцев говорит по-испански, а некоторая часть их говорит и на одном из примерно полусотни индейских языков и диалектов. Численность же говорящих только на них, так называемых «одноязычных» индейцев из года в год сокращается (в середине нашего столетия их было 0,8 млн. человек). Численность же метисов, составляющих основную часть мексиканской нации, непрерывно увеличивается, как и их доля в общем населении страны. «Но, — как сказал один мексиканский этнограф, —

91

Мексика

В жилах

подавляющего

большинства

мексиканцев

течет

индейская

кровь

92

Америка

индейцы не могут вдруг перестать быть индейцами только по той причине, что они начали изучать испанскую грамоту».

Оценки современной численности индейцев Мексики колеблются от 3 до 6 млн. человек. При этом численность различных групп индейского населения и площади их этнических территорий как бы нарастают с севера на юг. В центральной части страны, в сравнительной близости от столицы, живут ацтеки — потомки некогда могущественного народа. Их насчитывается около 1 млн. человек. Метисация ацтеков, расслоение населения в их общинах зашли особенно далеко. Сказывается близость крупных городов, особенно Мехико, густая сеть дорог, повсеместное проникновение капиталистических отношений. Все это способствует ассимиляции индейцев.

На юго-западе центральной горной части страны, в краю озер, среди различных индейских этнических групп наиболее многочисленны (более 50 тыс. человек) тараски. Они занимаются рыболовством в горных озерах. У тарасков и их соседей сохранились великолепные художественные промыслы.

К югу от Поперечной Вулканической Сьерры, которая представляет собой природный и хозяйственный барьер между развитыми центральными и наиболее отсталыми южными штатами, сосредоточена основная часть индейского населения Мексики (примерно %). Из-за большой изолированности и отдаленности от крупнейших промышленных центров и наиболее развитых экономических районов индейцы южных и юго-восточных штатов менее затронуты ассимиляцией. Но эти процессы заметно ускорились в 60—70-х годах по мере развития там нефтегазовой промышленности и освоения тропических речных бассейнов.

Наиболее крупный по численности индейский народ в. этой зоне — майя (0,5 млн. человек). Значительная часть их живет на полуострове Юкатан и занята на хенекеновых плантациях. «Лесные» майя живут собирательством, в частности, ароматической смолы для производства жевательной резинки. В лесной зоне обитают и многочисленные группы индейцев цельталь-цоциль и лакандонов. Они практикуют подсечно-огневое земледелие для выращивания главных продовольственных культур — кукурузы и фасоли. В горных бассейнах южных штатов земледелием занимаются два других относительно крупных индейских народа — сапотеки и миштеки, насчитывающие по 250—300 тыс. человек каждый. Они сохраняют многие древние традиции и срав

нительно слабо затронуты ассимиляцией.

В северной половине Мексиканского нагорья сосредоточено довольно большое число индейских этнических групп, среди которых выделяются отоми (примерно 200—250 тыс. человек). Относительно немногочисленные группы индейцев заняты собирательством полезных дикорастущих растений для фармацевтической и текстильной промышленности, а также примитивным земледелием.

В высокогорной части северо-западных штатов сохранилась этническая группа тарахумара (примерно 50 тыс. человек), занятая в лесной промышленности.

В районе сосредоточения индейцев, особенно вдали от крупных городов и там, где потомки коренного населения образуют более или менее однородные в этническом отношении группы, сохраняются некоторые старинные черты уклада жизни. Так, например, у индейцев, живущих в зоне влажных тропических лесов юго-востока, еще прослеживаются черты родового строя. Индейская община там иногда состоит из нескольких родов. Она длительное время была довольно изолированной в хозяйственном и этническом отношениях. Само же хозяйство нередко носит довольно замкнутый, локальный и по существу полунатуральный характер. В индейской общине и по давней традиции, и по действующему законодательству земельные наделы передаются лишь по наследству. При этом происходит их непрерывное дробление, иногда на мельчайшие клочки в несколько квадратных метров. Обычно земельный надел состоит из нескольких участков: у водотоков чаще всего выращивают овощи, у подножия гор и на близлежащих склонах — кукурузу и фасоль, еще выше обычно располагаются принадлежащие всей общине скудные пастбища.

После второй мировой войны вопреки закону предприниматели все в более широких масштабах скупают земли общин. А члены этих общин вынуждены покидать свои селения, отправляясь в поисках лучшей доли или в города, или в качестве сельскохозяйственных рабочих в районы товарного капиталистического земледелия. В городах нередко выходцы из индейских общин образуют своеобразные землячества. Это несколько облегчает индейцам приспособление к сложным и непривычным условиям жизни в больших городах.

Индейская проблема, положение индейского населения и его будущее — один из главных общенациональных вопросов страны. Он привлекает к себе внимание широких слоев мексиканской об-

щественности. Для более полного и справедливого решения острых проблем индейского населения необходимо не только дать индейцам землю, но и провести коренные социально-экономические преобразования в индейских общинах. Нужны эффективные государственные меры по улучшению условий труда и жизни этой наиболее обездоленной части мексиканского народа.

Динамика численности населения. После испанского завоевания и массового истребления индейцев численность населения Мексики в течение примерно четырех веков возрастала медленно. В начале XX в. она даже сократилась с 15,2 в 1910 г. до 14,3 млн. человек в 1921 г. Это было вызвано военными действиями в период революции 1910—1917 гг. и ростом эмиграции в США.

Совсем другая демографическая ситуация начала складываться в Мексике после второй мировой войны, когда по

мала 15-е место в мире, в 1975 г. — 12-е, то к 2000 г. она должна занять 11-е место в «мировой табели о рангах».

Демографическая ситуация. Рождаемость в Мексике хотя и несколько снизилась в 70-х годах, но все же остается одной из самых высоких в мире. В 1975 г. она составляла почти 42 человека (на 1000 жителей), что примерно в 3 раза выше, чем в США. Широко распространены, особенно в сельской местности, многодетные, большие семьи. В начале 70-х годов почти % всех семей состояли из шести и более человек (в США такие семьи составляли чуть больше 10%).

За 1950—1975 гг. смертность населения уменьшилась с 16,2 до 6,7 (на 1000 жителей), что является одним из самых низких показателей в мире. В то же время выросла и средняя продолжительность жизни. Она составила в начале 70-х годов 62 года у мужчин и 65 лет у женщин.

93

Мексика

По возрастному составу населения Мексика — одна из самых молодых стран мира.

Из каждых 100 мексиканцев 47 — моложе 15 лет

темпам роста населения она вышла на одно из первых мест в мире.

Резко возросла и до сих пор сохраняется высокая рождаемость при еще более внушительном уменьшении смертности. Ускорение темпов роста мексиканского населения можно показать на таком примере: чтобы оно увеличилось на 1 млн. человек в 1921—1930 гг., было необходимо 5 лет, в 1940—1950 гг. — уже 2 года, а в 1960—1970 гг. — лишь 8,5 месяца.

В двадцатом столетии по темпам роста населения Мексика занимает одно из первых мест в мире. За 1900—1975 гг. оно увеличилось более чем в 4 раза, а по прогнозу ООН, в последнюю четверть века вырастет еще более чем в 2 раза и достигнет 132 млн. человек (т. е. сравняется с численностью населения Японии, которая в начале века превосходила Мексику по этому показателю в 3 раза). Если в 1900 г. Мексика по числу жителей зани-

Но в Мексике все еще сохраняется присущая развивающимся странам высокая детская смертность. К началу 70-х годов из каждой 1000 родившихся живыми детей около 70 умирали в младенческом возрасте.

По статистике, мексиканцы чаще умирают не от сердечно-сосудистых заболеваний и рака (как в промышленно развитых странах), а от все еще широко распространенных инфекционных и паразитарных заболеваний. Показательно, что за 1960—1970 гг. их удельный вес среди различных причин смертности увеличился от 13 до 24% (в США — менее 1 %).

По возрастному составу населения Мексика — одна из самых молодых стран мира. Из каждых 100 мексиканцев 47 — моложе 15 лет, а старше 60 лет — лишь 5 человек. Такая структура населения требует от государства не только значительных расходов на просвещение, но и постоянной заботы о трудоустройстве

94

Средняя

Америка

ежегодно возрастающей рабочей силы.

К тому же в Мексике очень велика так называемая «нагрузка на работающих». На каждые 100 человек в трудоспособном возрасте (от 15 до 59 лет) приходится почти столько же детей. В условиях порожденной капитализмом экономической слаборазвитости и без того низкие доходы работающих мексиканцев приходится распределять между большим количеством иждивенцев.

Как и во многих других латиноамериканских странах, в составе населения Мексики мужчин несколько меньше, чем женщин. Такая картина характерна для страны в целом, но особенно типична для городов. Несмотря на то что основную массу переселенцев из сельской местности составляют мужчины, в последнее время непрерывно увеличивается приток женщин из деревень в города, где они надеются найти какую-нибудь работу, чаще всего в домашнем услужении.

Социальная структура населения Мексики отражает отсталость экономической жизни страны. В середине 70-х годов экономически активным, было лишь 27% всего населения. Численность населения растет гораздо более высокими темпами, чем возможности приложения труда. Особенно мала вовлеченность в сферу экономики женщин. Экономически активна лишьг/10 мексиканок. Безработица и неполная занятость — страшный бич мексиканского народа, удел по крайней мере % лиц работоспособных возрастов.

Классовый состав населения довольно типичен для латиноамериканских стран. Примерно 3—5% мексиканцев относится к «элите». Им принадлежит более половины национального дохода. Довольно быстро увеличиваются количественно, особенно в городах, так называемые современные средние слои — служащие, интеллигенция, мелкие предприниматели. Но более половины всего населения составляет городская и сельская беднота.



ОБЩИЙ ОБЗОР ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. СРЕДНЯЯ АМЕРИКА, 1981