Культура Гондураса


Культура: традиции и современность

Культурные традиции, обычаи и привычки прошлого до сих пор накладывают отпечаток на повседневную жизнь гондурасского населения, в первую очередь на жизнь и быт бедняков и представителей средних слоев. Конечно, жизнь в крупных городских центрах все более унифицируется и приближается к образцам, характерным для более развитых капиталистических стран. Тем не менее в жизни гондурасцев еще много патриархального, пережитков старины, традиций староиспанской культуры.

За минувшие столетия жизнь сельского жителя в Гондурасе не слишком изменилась. Современные гондурасские деревни, как населенные ладино, так и индейцами, во многом напоминают индейский поселок: по-прежнему стоят в деревнях глинобитные строения, правда, все больше появляется и домов из необожженного кирпича, крытых черепицей. Во многих сельских общинах сохраняется и должность касика (чаще всего власть касика сейчас не наследуется, его избирают жители деревни). В деревне и теперь имеются также алькальд (староста) и «хефе политико» (политический руководитель), который представляет административный

153

Гондурас

154

Средняя

Америка

государственный аппарат и пользуется широкими полномочиями.

Как в сельской местности, так и в городе жилищные условия % гондурасцев крайне неудовлетворительны: например, водопровод и электроосвещение имеются лишь в 15% домов.

Несмотря на жаркий климат, у гондурасцев, особенно у горожан, одежда благодаря влиянию моды теперь мало отличается от платья жителей южных штатов США или стран Южной Европы. Тем не менее в сельской местности до сих пор сохраняется особый местный колорит в одежде. Нередко там можно видеть одежду несколько измененного староиспанского типа; от индейцев же унаследованы пестрые, украшенные цветными полосами одеяния с преобладанием красного и желтого цветов. Традиционным сельским головным убором остается соломенная шляпа — сомбреро. В сельской местности мужчины носят легкие рубашки и короткие штаны до колен. Женская одежда в деревнях состоит чаще всего лишь из юбки и цветной хлопчатобумажной кофты.

Национальная гондурасская кухня, отличаясь определенным своеобразием, в целом схожа с кухней Мексики, соседних стран Центральной Америки и Вест-Индии. Типичные национальные блюда готовятся из кукурузной муки (например, кукурузные лепешки — «тортильяс» или же праздничный пирог— «накатамаль»). На праздник приготовляется и кушанье «тападо» — мясо, тушеное с кокосовым молоком и овощами. Как гарнир ко всем блюдам употребляются черная и красная фасоль, перец, рис. В постоянный рацион также входят тропические фрукты и овощи. Мясо, животное масло, молоко — редкие гости на столе у простого гондурасца из-за хронической нехватки этих продуктов, но особенно из-за их дороговизны на рынке и в магазинах.

Национальная литература, музыка, живопись Гондураса возникли в конце XIX в. как итог взаимного проникновения и обогащения испанской и индейской культур. На развитие культуры Гондураса, несомненно, оказали влияние также и важнейшие достижения западноевропейского и североамериканского искусства и литературы XIX и XX вв. В последние годы не могли не повлиять на гондурасскую литературу и искусство выдающиеся достижения культуры новой, социалистической Кубы. Самыми значительными писателями в стране считают прозаика Флориано Турсиоса, поэтов Хесуса Кастро и Артуро Мехиа Нето. Их произведения пользуются известностью и в Латин

ской Америке. Они посвящены нелегкой жизни гондурасских тружеников, рассказывают об историческом прошлом страны, о ее борьбе за независимость, воспевают родную природу, вечные человеческие ценности — любовь, дружбу, самопожертвование. Крупным писателем и публицистом является прогрессивный общественный деятель Рауль Амайя Амадор, сам в прошлом крестьянин, работавший на плантациях. Он опубликовал в Мексике талантливый роман «Зеленая тюрьма» о борьбе сельскохозяйственных рабочих против банановых компаний.

В Тегусигальпе имеется единственный в стране Национальный театр, однако самым популярным среди жителей столицы и других городов повседневным развлечением служит кино. На экранах гондурасских кинотеатров в основном демонстрируются американские фильмы, часто не лучших художественных достоинств. В стране действует около 50 радиостанций, ведутся также телепередачи. Все теле- и радиостанции принадлежат частному капиталу. Их программы обычно заполнены популярной джазовой музыкой, эстрадными ревю и коммерческой рекламой. Серьезных передач очень мало.

Наиболее крупные газеты Гондураса контролируются местной буржуазией и иностранными компаниями, в частности банановыми. Правда, уже несколько лет выходит приобретающий все большую популярность печатный орган Коммунистической партии Гондураса — «Траба-хо» («Труд»).

Формально в стране конституцией провозглашено бесплатное и обязательное обучение детей в возрасте от 7 до 15 лет. В действительности посещать школу, особенно в сельской местности, может лишь менее половины детей школьного возраста: не хватает школьных зданий, мало учителей. Многие дети школьного возраста вынуждены работать из-за тяжелого материального положения семьи. В результате более 60% всего населения остаются неграмотными. Университетское образование в стране развито чрезвычайно слабо. В колледжах, готовящих для поступления в высшие учебные заведения, и в самом университете учится менее 3 тыс. студентов.

Здравоохранение также находится на низком уровне. Санитарные условия в городах, не говоря уже о сельской местности, плохие, что ведет к широкому распространению болезней. Квалифицированной медицинской помощи не хватает, стоимость медицинского обслуживания высока, муниципальных больниц чрезвычайно мало.



ОБЩИЙ ОБЗОР ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. СРЕДНЯЯ АМЕРИКА, 1981