Культура Коста-Рики


Культура: традиции и современность

На формирование коста-риканской культуры решающее влияние оказали иммигранты из Испании. Тем не менее она

отличается от культуры Испании, что находит выражение прежде всего в фольклоре, особенностях быта, в народной жизни, танцах.

Костариканцы создали много сказок, наиболее известные персонажи которых девушка-оборотень Сегуа и плачущая женщина Льорона, встреча с которой грозит бедой запоздалому путнику. Популярны также «бомбас» — четверостишия, напоминающие чем-то русские частушки. Широко распространены в речи костариканцев пословицы и поговорки.

Богатство фольклора способствовало расцвету национальной литературы. Од

нако на книжном рынке превалирует литература из других латиноамериканских стран, а также переводная. По изданию книжной продукции на душу населения Коста-Рика занимает одно из первых мест в Латинской Америке.

Художественные ремесла не очень развиты в стране, за исключением обработки дерева. В частности, широкой известностью пользуются работы коста-риканских мастеров, изготовляющих деревянные повозки. Эти сооружения покрываются затейливой резьбой, а колеса устроены так, что издают при движении звуки разной высоты и тональности. Каждая такая повозка «поет» свою мелодию. Ежегодно в стране проводится конкурс на лучшую повозку, который привлекает внимание различных слоев населения.

Костариканцы создали свои народные танцы, свою музыку. Популярны также в стране мелодии Аргентины, Кубы, Мексики, европейская классика. При Нацио

нальном театре в Сан-Хосе имеется симфонический оркестр. Силами любительских трупп ставятся оперы.

Коста-риканские города, как правило, хорошо спланированы, в них много зелени. Дома окрашены преимущественно в светлые тона и имеют привлекательный вид. Однако окраины городов заняты бараками и лачугами.

Быт городского населения в целом такой же, как у жителей других латиноамериканских городов. Очень любят костариканцы гуляния в воскресные дни на площадях городов под музыку и загородные пикники. На рождество устраиваются

шумные карнавалы. Весьма популярны различные спортивные состязания, петушиные бои, специфические корриды. В такой корриде нет матадоров, нет арены, и участие в ней может принять каждый желающий. Быка не убивают и не ранят, его только стараются коснуться рукой.

В массе своей костариканцы носят одежду европейского покроя. Национальные костюмы: белая блуза и длинная юбка — у женщин; яркая рубашка, брюки типа галифе и соломенная шляпа — у мужчин. Их надевают кое-где лишь в деревнях.

Обычная пища рабочего или крестьянина состоит из риса, фасоли, бананов и корнеплодов. Мяса в их рационе мало. Сравнительно часто используются плоды разных пальм, а также сердцевина пальм, которую в вареном виде употребляют как салат. В пище негритянского населения преобладают юка и ямс. Большинство приготовляемых ими блюд — вест-индского происхождения. Индейцы питаются в основном кукурузой и бананами. Живут они впроголодь, почти никогда не видя ни мяса, ни рыбы. Несколько разнообразят им пищу лишь продукты тропического леса — молодые побеги папоротника и соцветия пальм.

Костариканцы справедливо гордятся своими достижениями в области образования. Это единственная из стран региона, кроме Кубы, где грамотность достигает 85%. В Латинской Америке Коста-Рика пользуется репутацией государства, которое отдает предпочтение книге перед винтовкой и в котором и до роспуска армии было больше учителей, чем солдат. Почти треть костариканцев учится. В стране введено бесплатное среднее образование. Однако для детей трудящихся среднее, а тем более высшее образование малодоступно. Средняя школа дает самую общую подготовку, не отвечающую требованиям растущей экономики страны. Поэтому молодежь стремится получить профессиональное образование.

Из пяти высших учебных заведений Коста-Рики ведущим является Национальный университет, основанный в 1844 г. Туда поступают, как правило, дети состоятельных родителей. Многие молодые люди, получившие высшее образование, не могут найти себе работу по специальности и вынуждены покидать родину. Это наносит стране ощутимый ущерб.



ОБЩИЙ ОБЗОР ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. СРЕДНЯЯ АМЕРИКА, 1981