Культура Панамы


Культура: традиции и современность

В Панаме насчитывается более 200 тыс. неграмотных. Особенно высока неграмотность в периферийных районах. В недавнем прошлом система образования в Панаме целиком служила классовым интересам буржуазии. В стране не велось в достаточной мере строительство школ, особенно в сельской местности. В итоге уровень образования в деревне достигал двух классов начальной школы. А высшая школа служила преимущественно для подготовки ограниченного числа адвокатов, разного рода администраторов, торговцев, зубных врачей, практиковавших в городах. В то же время не хватало инженеров и квалифицированных техников.

Начиная с 1969 г. в стране была развернута кампания с целью сделать образование демократическим и патриотическим по содержанию. Значительно возрос прием в школы (в 1972—1975 гг. число учащихся всех классов возросло на 60%). Число студентов Государственного университета увеличилось с 4,5 тыс. человек в 1960 г. до 29 тыс. человек в 1977 г. Были сделаны первые шаги по постепенному введению всеобщего бесплатного 9-летнего образования с трудовым обучением. Изменяется характер преподавания в основанном в 1935 г. Государственном столичном университете Панамы, который призван стать «инструментом культуры и развития панамского народа». Открыто несколько филиалов национального университета в различных районах страны.

Республика Панама в течение всего своего существования находилась под воздействием империалистической идеологии. Через американские учебные заведения, радио и телевидение, действующие на панамской земле и в зоне канала, народу этой страны навязывали чуждую ему «шкалу ценностей», принятую среди американцев, чуждый образ мыслей, иностранный язык, американские программы образования. Созданный в стране Фронт работников куль

туры Панамы, поддержанный властями и массовыми организациями, повел борьбу за изучение культурного наследия Панамы, за возрождение и развитие национальной культуры.

В стране получили широкое распространение самодеятельные ансамбли народных танцев и песен. Советские специалисты оказывали помощь панамской государственной школе классического балета. Власти всемерно поддерживали народных умельцев, содействуя сбыту их продукции. На полуострове Асуэро было возрождено производство изделий из керамики с характерной разноцветной росписью глазурью. Успешно развивается традиция изготовления многокрасочных блуз молас индейцами кунас. Очень популярны у женщин разных стран ожерелья чакирас из разноцветного бисера. Примечательно, что у самих гуаймис по сей день чакирас остается праздничным украшением только мужчин.

201

Панама

В Панаме

возрождается

и развивается

национальная

культура.

Выступление

ансамбля

народных

танцев в

старой Панаме

Знаменитые

панамские

шляпы

202

Средняя

Америка

В панамской провинции общим для всех — и мужчин и женщин — атрибутом одежды является настоящая панамская шляпа — монтуно. Ее плетут из соломки близкого пальмам растения токилья по утрам, когда воздух еще влажен, а затем в течение дня эти расщепленные побеги токильи сберегают в мокрой тряпке (токилья растет в горах двух панамских провинций).

Историю Панамы часто называют достойной романа. Однако в стране сначала появилась лирическая поэзия. Национальным поэтом Панамы считается Рикардо Миро (1883—1940), в честь которого с 1945 г. ежегодно проводятся литературные конкурсы. Время панамских прозаиков пришло позднее. Одним из первых произведений прозы, получивших широкое признание в Панаме, явилась историческая повесть первого ректора столичного университета Октавио Мендосы Перейры «Сокровище Дабай-бе» (1933).

Позднее обязательной литературой, изучаемой в учебных заведениях страны, стали произведения талантливого писателя Хоакина Беленьо. На страницах трилогии «Курунду», «Зеленая луна» (обе книги переведены на русский язык и получили положительный отклик у советского читателя) и «Банды с дороги в Гамбоа» он впервые заговорил о трагедии панамцев, ставших «иностранцами» на собственной земле— в зоне Панамского канала, захваченной США. Труженикам Панамы, работающим на банановых плантациях, посвятил свои повести и рассказы Сесар А. Канданедо. В области драматургии интересно выступил известный современный очеркист и математик Хосе де Хесус Мартинес. Его пьеса «Банановая война», рассказывающая о борьбе панамцев с американской монополией за возвращение природных ресурсов страны под государственный контроль, была удостоена в 1975 г. национальной премии имени Рикардо Миро.

Крупнейший современный революционный писатель и поэт Панамы — Карлос Франсиско Чангмарин, являющийся одновременно видным политическим деятелем страны. Борцы-коммунисты — главные герои многих произведений Чангмарина. Книга рассказов Чангмарина «Жизнь во мгле», изданная на русском языке, нашла широкий отклик у советского читателя.



ОБЩИЙ ОБЗОР ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. СРЕДНЯЯ АМЕРИКА, 1981