Население Кубы


Население

Кубинская социалистическая нация отличается сложностью этнической истории и

этнического состава. Этническую основу кубинской нации составляют потомки переселенцев из Европы, главным образом испанцев, и негров, завезенных из Африки и в меньшей степени из соседних стран Вест-Индии. Из-за большой роли иммиграции в росте численности населения и в формировании нации Кубу можно отнести к латиноамериканским странам переселенческого типа.

Роль коренного индейского населения в этническом составе кубинской нации невелика. Если во всех странах Америки европейское завоевание покончило с самостоятельным развитием индейцев, то на Кубе, как отмечалось выше, оно сопровождалось почти полным их истреблением. Сохранилось всего несколько тысяч потомков индейцев, главным образом в горах на востоке страны. Кубинцы гордятся своим индейским прошлым, тщательно его изучают и сохраняют памятники доколониальной культуры. В испанском языке кубинцев немало индейских слов. Многие географические названия Кубы — индейского происхождения.

Потомки переселенцев из Испании, как правило, знают, из каких районов этой страны прибыли их предки. Когда о ком-то говорят «гальего» — это значит, что кто-то из предков происходит из испанской области Галисии; «каталан» — из Каталонии; «исльеньо» («островитянин») или «канарио» — с Канарских островов. Последних особенно много в районах табаководства. До революции в Гаване и в других городах существовали многочисленные организации выходцев из определенных областей Испании или их потомков.

В формировании кубинской нации, ее материальной и духовной культуры, самобытности и исторических традиций важную роль сыграл африканский, негритянский компонент. Этим Куба выделяется среди испаноязычных стран Латинской Америки, и это же во многом сближает ее с рядом островных стран бассейна Карибского моря.

В 1925 г. В. Маяковский, побывав на Кубе, писал, что там «белую работу делает белый, черную работу — черный». Это положение сохранялось вплоть до победы Кубинской революции, несмотря на конституцию 1940 г. и многочисленные официальные декларации. Чтобы скрыть расовую дискриминацию, официальная статистика явно завышала численность «белого» населения. В середине 40-х годов по оценкам этнографов по крайней мере половину населения Кубы составляли негры и мулаты. Они,

223

Куба

224

Средняя

Америка

особенно негры, находились на низшей ступени социальной лестницы и принадлежали к наименее обеспеченным и самым обездоленным слоям кубинской нации.

С колониального времени и особенно в период «сахарного бума» в первой трети XX столетия основная масса негров и большая часть мулатов проживала в поселках барачного типа при плантациях сахарного тростника. Особенно много негров и мулатов было в восточных провинциях, где сосредоточивались и самые крупные сахарные предприятия. Другим полюсом концентрации негров и мулатов стали Гавана, Сантьяго-де-Куба и еще несколько крупных городов, куда в ходе капиталистической урбанизации устремился все нараставший поток переселенцев из сельской местности.

Негритянское население сыграло выдающуюся роль в хозяйственном развитии Кубы и в освоении ее территории, особенно во внутренних и восточных провинциях, ставших главными районами сахарного производства. Велика роль негритянского населения в национально-освободительном движении кубинского народа и в становлении кубинской нации. Теперь негры и мулаты — полноправные граждане своей социалистической родины. На Кубе делается многое для изучения негритянской культуры прошлого и ее роли в создании и развитии самобытной кубинской культуры.

Этнический состав населения страны очень пестр. Куба — это настоящий антропологический и этнографический музей. Практически невозможно как-то охарактеризовать внешний облик «среднего кубинца». Негры — потомки выходцев из Западной или Восточной Африки, Гаити и Ямайки сильно отличаются друг от друга. Имеются отличия и у потомков выходцев из различных исторических областей Испании или из других стран Европы. Большое разнообразие типов смешения европейцев, негров, мулатов создает неповторимый по своему многообразию облик представителей кубинской нации.

Но у всех кубинцев много общего в характере. Они веселы, остроумны, музыкальны, очень любят различные праздники. Весь народ отмечает «день матери», «день отца», «день влюбленных» и др. В этот день дарят заранее приобретенные подарки. Дети окружены любовью, они самостоятельны и вечерами нередко сидят со взрослыми за одним столом дома, в гостях или в ресторане. Ложатся спать поздно. Вечером улицы городов, кинотеатры, кафе и рестораны полны народа.

В США и в некоторых других странах в прошлом распространялись небылицы и клеветнические измышления о кубинском народе и его национальном характере. Говорилось и о «неспособности» кубинцев, как и других народов тропических стран, к самостоятельности и созиданию. Хосе Марти в 1881 г. в письме в одну американскую газету по этому поводу писал: «Мы отнюдь не являемся народом бесполезных, неспособных к действию болтунов, презирающих тяжелый труд, как пишут о нас и о других народах испанской Америки некоторые высокомерные путешественники и наглые писаки. Страдая под игом тирании, мы не склоняли головы, а всегда боролись за свободу, как мужественные люди, а иногда поистине как титаны».

В развитии кубинской нации и ее культуры выдающуюся роль сыграл испанский язык. На Кубе он включает много слов африканского и индейского происхождения. Еще в колониальное время испанский язык был средством общения переселенцев из Испании, невольников из различных частей Африки и выходцев с других континентов. На Кубе проводится большая работа по сохранению чистоты испанского языка, в том числе и как средства культурных связей с Испанией и другими испаноязычными странами. В 1978 г. на Кубе широко и торжественно отмечалось 1000-летие испанского литературного языка.

Основная религия — католическая. Встречаются также протестанты, баптисты и некоторые другие группы верующих. Среди верующей части негритянского населения сохраняются различные африканские верования, а также афро-христианские и «спиритические» секты. На Кубе всегда был сильно развит атеизм. Революционные преобразования еще более увеличили число атеистов, особенно среди молодежи.

На Кубе церковь отделена от государства. Закон гарантирует свободу вероисповедания. Верующие участвуют в трудовой и общественной жизни народа. Нередко и ученики духовной семинарии добровольно выезжают на сельскохозяйственные работы.

После завоевания Кубы потребовалось около трех столетий для того, чтобы численность населения острова стала примерно такой же, как до испанского завоевания. Сказались почти полное истребление индейцев, немногочисленность испанцев, предпочитавших другие богатые золотом и серебром колонии, очень высокая смертность среди негров-рабов. От непосильного труда и лише-

ний они почти все погибали менее чем через 10 лет после их доставки из Африки.

С конца XVIII в., когда проводившаяся Испанией изоляция Кубы начала понемногу ослабевать, заметно усиливается и рост численности населения. За два столетия после первой переписи в 1774 г. оно выросло в 55 раз. Такой значительный рост его был во многом обусловлен социально-экономическим развитием Кубы, становлением и углублением сахаропромышленной специализации ее хозяйства.

В связи с потребностью в рабочей силе для плантационного хозяйства сахарного тростника, в колониальное время на Кубу привозили из Африки негров, а в XIX в. — китайских рабочих (кули). После завоевания независимости Куба стала центром миграции из Испании и соседних стран Вест-Индии (Гаити и Ямайки). По различным оценкам в первой трети XX в., когда окончательно оформилась монотоварная и ориентированная на США «сахарная» специализация Кубы, население Кубы выросло с

1,6 почти до 4 млн. человек. Несколько более половины (1,3 млн. человек) этого роста приходилось на иммиграцию. Почти 2/3 переселенцев были выходцами из Испании и около У3 — из Гаити и Ямайки.

До начала XX в. естественный прирост населения был весьма незначительным из-за высокой смертности (примерно 40 человек на 1000 жителей в год). Затем в результате почти полной ликвидации малярии и ряда других инфекционных заболеваний коэффициенты смертности снизились примерно в 3 раза. Хотя уменьшилась также и рождаемость, но естественный прирост населения вырос примерно в полтора раза.

К 1959 г. Куба выделялась относительно невысокими по сравнению с большинством латиноамериканских стран показателями рождаемости и смертности (на 1000 жителей — соответственно около 30 и 10). Естественный прирост населения несколько превышал 2% в год. В первые годы после победы революции рождаемость резко выросла, достигнув максимума — 37 человек на 1000 жителей в L962 г. Но со второй половины 60-х годов она начала постепенно снижаться до 17,6 человека на 1000 жителей (по оценке 1977 г.).

По этой причине снижается и естественный прирост населения от 2,8% в 1965 г. до 1,5% в 1975 г. и 1,2% в 1977 г. Такая новая демографическая ситуация вызвана рядом социально-экономических

причин. Среди них значительное увеличение занятости женщин в общественном производстве, повышение культурного уровня и грамотности, урбанизация и распространение городского образа жизни в сельской местности.

Почти в 3 раза снизилась детская смертность — до 19 на 1000 родившихся. Это самый низкий показатель в Латинской Америке. Несомненно выдающимся завоеванием социализма является повышение средней продолжительности жизни от 54 лет перед революцией почти до 73 лет в конце 70-х годов. Ныне по этому важнейшему демографическому показателю, который как бы вобрал в себя многие стороны жизни и уровня развития и здравоохранения, Куба стоит среди наиболее развитых стран мира.

До середины 70-х годов из Кубы по разным причинам выехало, главным образом в США, несколько более полумиллиона человек, в том числе примерно

225

Куба

Молодежь — будущее страны

V'

'А 9

'• ' iJU і & v

f" L В

* Ґ «

0,3 млн. — из Гаваны. Причины отъезда были разные: неприятие революции и социалистических преобразований, влияние американской пропаганды, семейные обстоятельства, в том числе воссоединение с родственниками, многие из которых покинули Кубу еще до революции. Эмиграция нанесла немалый урон стране. Среди покинувших Кубу была половина всех врачей, довольно много инженеров, преподавателей, квалифицированных рабочих.

Но прошли годы, и многие эмигранты осознали необратимость социалистических преобразований на Кубе. Все более ощутимо проявляется неоднородность кубинской эмиграции. Многочисленные группы эмигрантов выступают за диалог с правительством Кубы. В гуманных це-

226

Средняя

Америка

лях оно разрешило визиты кубинцев, проживающих в других странах, на родину. Это способствовало полной изоляции террористических групп кубинских контрреволюционеров, руководимых ЦРУ. Каждый год на Кубу приезжает добровольческая бригада молодых кубинцев для работы на земле, которую они покинули детьми. Приезжают и совсем молодые люди кубинского происхождения, родившиеся в других странах.



ОБЩИЙ ОБЗОР ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. СРЕДНЯЯ АМЕРИКА, 1981