Хозяйство Кубы 2


На табачной фабрике в Гаване

и на востоке страны, что сделает размещение отрасли более равномерным и позволит создать новые крупные районы плантаций сахарного тростника на хорошо распланированных равнинных массивах.

В начале 80-х годов на переработку будет поступать не менее 70 млн. т сахарного тростника в год. Огромные перспективы сулит глубокая технологическая переработка нескольких десятков миллионов тонн отходов сахарной промышленности. Наиболее важный из них, «багасо» (т. е. остатки тростника после извлечения из него сахара), в основном используется как топливо.

Но багасо — это ценное сырье для производства целлюлозы, бумаги, различных строительных материалов, пластмасс. На базе отходов переработки сахарного тростника может быть создано производство ценных кормов для скота, что может значительно улучшить его стойловое со-

236

Средняя

Америка

держание. Много лет на Кубе говорили о перспективах «сахарной химии». Но только после революции с помощью СЭВ эта отрасль начинает развиваться. В частности, до 1990 г. предполагается построить три крупных предприятия целлюлозно-бумажной промышленности на «сахарно-тростниковой основе».

На Кубе нередко земледелие делят на «сахарное» и «несахарное», в последнем раньше традиционно ведущее место занимало табаководство, дающее знаменитые на весь мир сорта табака. Выдающийся советский ученый Н. И. Вавилов, бывший на Кубе в 30-х годах, назвал ее «страной сахара и табака».

Современное земледелие характеризуется гораздо более разнообразным составом культур, появлением новых для Кубы видов специализации. За годы революции обрабатываемые площади увеличились вдвое, главным образом в «несахарном» земледелии. Это значительно укрепило сельскохозяйственный потенциал страны.

В результате коренных аграрных преобразований государственным хозяйствам теперь принадлежит 70 % сельскохозяйственной площади, а 30% находится в руках 162 тыс. индивидуальных хозяйств, основная часть которых объединяется Национальной ассоциацией мелких земледельцев. Государство оказывает им большую техническую и финансовую помощь. Среди них на строго добровольной основе все более широко распространяются различные формы кооперирования труда, передача земли государству при соответствующей компенсации, а также добровольное объединение с госхозами.

Все это позволило укрупнить производство, повысить его техническую вооруженность и эффективность, уменьшить чересполосицу в использовании земель. Госхозы преобладают в районах развития плантационного хозяйства и животноводства. Все более тесно сотрудничающие с государством местные объединения мелких земледельцев расположены главным образом в западных и центральных провинциях, где традиционно выращиваются трудоемкие культуры — прежде всего табак и овощи.

Табак занимаем примерно 70 тыс. га, главным образом в речных долинах западной половины острова. С середины 70-х годов принимаются серьезные меры для подъема табаководства, для возрождения давних традиций возделывания и переработки этой культуры, которую знали еще индейцы. Примерно % табака выращивается мелкими земледельцами, но им в сезон сбора табака

помогают горожане и учащиеся школ-интернатов. В конце 70-х годов районам табаководства был нанесен значительный ущерб болезнью табачного листа. Многие плантации приходится создавать заново, а это связано с большими трудностями, так как табак очень капризная культура.

В 70-х годах место табака как экспортного товара начали постепенно вытеснять цитрусовые (210 тыс. т в 1979 г.). Это прежде всего апельсины и грейпфрут «торонха», обладающий великолепными вкусовыми и особенно целебными свойствами.

Крупные и уже плодоносящие плантации цитрусовых созданы в треугольнике между городами Матансас — Сьен-фуэгос — Пинар-дель-Рио. Здесь имеются для этого благоприятные почвенноклиматические условия. К тому же сахарный тростник в этой зоне не играет особенно важной роли. Имеется густая сеть дорог и крупные порты вывоза, а также предприятия по производству удобрений (около 1 млн. т в 1978 г.).

Другой важный новый район цитрусовых — остров Хувентуд, где их производство осваивает главным образом молодежь. Остров в перспективе станет одним из мировых районов цитрусоводства.

Куба имеет большие предпосылки для выращивания ананаса, банана и многих других видов тропических фруктов, а также различных овощей. Общий сбор фруктов достиг в середине 70-х годов примерно 600 тыс. т. Создается крупная промышленность по производству соков и фруктовых консервов. Большое внимание уделяется расширению экспорта свежих фруктов. Это потребует, в частности, строительства специального порта на острове Хувентуд. Придется создавать специальный флот «фрукто-возов» для транспортировки на дальние расстояния апельсинов, грейпфрутов и других даров кубинской земли.

Главная продовольственная культура— рис была завезена выходцами из Южной Испании. Она занимает около 200 тыс. га, главным образом в бассейне Кауто и на орошаемых землях береговых равнин в центральной части острова. В начале 60-х годов Куба договорилась с КНР об обмене сахара на рис, что было обоюдно выгодно. Часть рисовых плантаций была занята сахарным тростником. Но КНР грубо нарушила взятые обязательства и прекратила поставки риса, стремясь вызвать на Кубе голод. Пришлось вновь создавать рисовые плантации, и сегодня рисоводство с применением современной агротехники полно-

стью обеспечивает потребности населения в этом продукте. Производство риса в 1978 г. достигло 380 тыс. т.

Из технических культур особенно важен хенекен — агава, дающая ценное волокно. Она растет на малоплодородных закарстованных землях в районе Карденаса.

Несмотря на то что Куба — страна традиционного развития скотоводства, оно всегда имело экстенсивный характер и занимало скромное место в экономике. Но ныне животноводство переживает глубокое обновление и становится важной отраслью народного хозяйства. Оно дает уже примерно У3 стоимости всего сельскохозяйственного производства.

Известно, что животноводство всегда было самой отсталой отраслью тропического хозяйства. Это объясняется и сложностью содержания скота в условиях чередования сухого и дождливого сезонов, и крайне низкой продуктивностью местных пород скота, правда отличающихся выносливостью. Теперь же, когда едешь по равнинным дорогам Кубы и видишь обширные квадраты новых культурных пастбищ с обводнением и животноводческими постройками, тучные стада породных коров, то иногда забываешь, что находишься в тропиках.

После победы революции благодаря импорту ценных пород скота, широкому развитию генетических исследований и выведению новых пород, сочетающих выносливость местных «креольских» коров и великолепные показатели европейских и североамериканских разновидностей, удалось значительно поднять уровень развития животноводства.

Ныне Куба сама уже помогает ряду тропических государств создавать на современной основе молочное животноводство. В частности, в Народной Республике Конго завезенный из Кубы скот используется для выведения новой породы.

По первому пятилетнему плану социально-экономического развития на 1976— 1980 гг. более % всех капиталовложений направлялось в промышленность. Особое внимание уделялось отраслям, обслуживающим формирующийся народнохозяйственный комплекс. Но все большее значение приобретают и отрасли легкой и пищевой промышленности, работающие на удовлетворение резко возросших потребностей населения.

С помощью СССР и СЭВ создается первый крупный территориально-промышленный комплекс по производству никеля и кобальта. Четыре крупных завода — в Моа, Никаро, Пунта Горда и

Ла Камариока станут основой горно-металлургической промышленности Кубы, прежде всего благодаря комплексному использованию латеритных руд.

Месторождения никель-кобальтовых руд на Кубе во многих отношениях „уникальны. Они значительны, и в них благоприятно сочетаются пропорции никеля и кобальта. После переработки этих руд в отвалах остается примерно 50% железа; таким образом, их использование создает и сырьевую базу для создания черной металлургии. Это тем более важно, что в стране есть лишь один реконструированный с помощью СССР металлургический завод в Гаване. Он дает около 350 тыс. т стали в год, что очень мало для растущей экономики Кубы.

Руды залегают близко от поверхности, и это облегчает и удешевляет добычу. В зоне их залегания есть свободные участки под промышленное строительство, кроме того, эта зона находится

237

Куба

Судно у причала Гаванского рыбного порта, построенного при содействии Советского Союза

в непосредственной близости от побережья с хорошими условиями для портового строительства. И наконец, создающийся при помощи СССР и СЭВ территориально-промышленный комплекс по производству никеля, который будет давать % его мирового производства, имеет относительно благоприятные условия водоснабжения.

Среди новых отраслей кубинской экономики выделяется морское рыболовство. До революции об островной Кубе говорили как о стране, «живущей спиной к морю». Улов рыбы не превышал 27 тыс. т в год. За годы, прошедшие после революции, был создан современный рыболовный флот, ведущий операции не только в близлежащих морях, но и в отдаленных океанских просторах.

238

Средняя

Америка

Автомагистраль Гавана — Матансас

С помощью СССР построен крупный и мощный рыбный порт в Гаване. Сооружены холодильники и перерабатывающие предприятия в других районах. Рыба, улов которой в 1978 г. достиг 213 тыс. т, стала важным источником потребления белка во всех районах Кубы. Развиваются добыча и экспорт других ценных морепродуктов.

Развитие туризма — этой «индустрии без труб» — ставится на Кубе масштабно и на широкой научной основе. В частности, исследуются побережья для сохранения существующих и выбора новых пляжей, для организации баз подводного плавания и охоты. Постепенно осваиваются ландшафты, наиболее перспективные и привлекательные для развития туризма, особенно в западной части острова. Международный туризм становится важной статьей валютных поступлений: в 1979 г. количество иностранных туристов уже превысило дореволю

ционный уровень. Сооружаются крупные гостиничные комплексы, в том числе на побережье к востоку от Гаваны.

Кубинская транспортная система претерпевает коренные изменения. До революции она соответствовала общему уровню монотоварной и ориентированной на США экономики. Во внутренних связях преобладали короткие перевозки «плантация — сахарный завод — порт вывоза». Из-за слабости межрайонных связей средняя дальность перевозки 1 т груза по железной дороге была меньше 100 км (при протяженности острова 1250 км). Основная часть грузов перево

зилась по Центральному шоссе, построенному в начале 1930-х годов и соединившему центры всех шести провинций (по административному делению до 1976 г.).

После революции построены тысячи километров новых автомобильных дорог, особенно в сельской местности. С помощью СССР сооружается «инфраструктурная ось», которая соединит все провинции страны и все наиболее крупные центры. Эта инфраструктурная ось включает транскубинские линии, проходящие через весь остров: железную дорогу (ее называют «кубинским БАМом»), автомагистраль, линию электропередач мощностью 220 кВт, линию кабельной связи. Ни в одной другой стране Латинской Америки нет подобной инфраструктурной системы.

Внешнеэкономические связи осуществляют 36 портов, среди которых всегда выделялась своим значением Гавана, а также Сантьяго-де-Куба, Матансас, Ма-риель, Сьенфуэгос, Нуэвитас. Несмотря на то что в результате создания новых промышленных центров роль Гаваны в экономике снизилась, грузооборот ее порта в 3—4 раза выше, чем у второго порта страны — Сантьяго-де-Куба. Это многопрофильные порты, чему способствовало и наличие глубоких и обширных, защищенных от волнений бухт.

Оборот всех портов, как правило, превышает 25 млн. т в год. В их погрузке преобладает сахар, вывозимый через специализированные сахарные порты. Особое значение имеют Сьенфуэгос, Гуаябаль и Матансас, располагающие установками по бестарной отгрузке сахара — «навалом». Их мощность —

5,5 млн. т в год, что значительно удешевляет и ускоряет погрузку, позволяет экономить на мешках из импортного сырья.

Из-за того что многие порты относительно неглубоководны, нередко приходится обрабатывать суда в разных портах. В одном загружают корабль до допустимой осадки, а затем он следует в другой более глубоководный порт для дополнительной погрузки. При разгрузочных работах корабль сначала приходит в порт с большими глубинами, а затем нередко доразгружается в портах назначения с менее глубокой бухтой. Все это, естественно, удорожает погрузочно-разгрузочные работы, увеличивает их продолжительность. Большое распространение получило социалистическое соревнование кубинских портовиков и экипажей советских кораблей за скорейшую разгрузку и погрузку.

Куба все более активно ведет торговлю с 80-ю странами, что свидетельствует

о провале американской блокады. Среди ее торговых партнеров — Канада, Япония, Испания, Италия, Франция и ряд других промышленно развитых стран. Но несколько более 70% торгового обмена Кубы приходится на страны — члены СЭВ. Кубинский экспорт на 95% состоит из сахара и других видов продовольствия и сырья. Ввозит Куба оборудование, топливо, продукты питания и ряд других необходимых товаров. До революции Куба практически не имела торгового флота. Теперь же по тоннажу и технической оснащенности он занимает одно из первых мест в Латинской Америке. Его значение в морских перевозках страны постепенно возрастает, но главную роль в них пока еще играет советский торговый флот.

За 1960—1978 гг. объем взаимных поставок товаров между СССР и Кубой увеличился со 160 млн. до 4 млрд. руб. Он продолжает неуклонно возрастать. СССР поставляет Кубе оборудование, в том числе комплексное для крупных предприятий, нефть, транспортные средства, потребительские товары. Кубинские товары имеют немалое значение для народного хозяйства СССР. Куба поставляет в нашу страну сахар (в 1960—1976 гг. — свыше 36 млн. т), никель содержащую продукцию, цитрусовые, табачные изделия и ряд других товаров. Она входит в десятку наиболее крупных внешнеторговых партнеров СССР.

За исторически короткие сроки после победы революции социалистическая Куба прошла большой путь ломки старого и созидания нового, преодоления порожденной колониализмом и империализмом социально-экономической отсталости. Под руководством кубинской Коммунистической партии и при братской помощи СССР и ряда других социалистических стран Куба трудом своего народа последовательно превращается в аграрно-промышленную страну.

На карте Кубы появились новые промышленные узлы, районы плантационного хозяйства и горно-металлургической промышленности, сотни новых поселков, многие десятки водохранилищ. Создается сеть национальных природных парков, заповедников. До революции основные капиталовложения на Кубе концентрировались преимущественно в Гаване. Ныне вся страна стала гигантской строительной площадкой. Непрерывное обновление и созидание — вот, пожалуй, главная примета сельской местности и городов всех районов Кубы. За нею уже давно закрепилось название «Антильской жемчужины». Новая Куба

как никогда ранее соответствует этому поэтическому названию.



ОБЩИЙ ОБЗОР ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. СРЕДНЯЯ АМЕРИКА, 1981