Население Гаити


Население

Свыше 99% населения — гаитяне (гаи-тийцы), потомки негров-рабов, ввезенных из Африки в XVI—XVIII вв.; в расовом отношении 90% населения — негры, остальные — мулаты. Немногочисленные белые — почти все иностранцы. Еще в колониальную эпоху существовал сильный антагонизм не только между белыми, с одной стороны, и мулатами и неграми — с другой, но и между свободными мулатами и неграми-рабами. Этот антагонизм сохранялся на протяжении всей последующей истории Гаити и не исчез окончательно даже в наше время. Правда, имущественное положение часто устраняет расовый барьер. Креольская поговорка остроумно замечает: «Богатый негр является мулатом, а бедный мулат является негром». Социальное деление по признаку цвета кожи все больше уступает место делению по классовому принципу. Появилась крупная прослойка негритянской буржуазии. Многие мулаты влились в ряды рабочего класса, ранее состоявшего в основном из негров.

Около 5% населения страны составляет так называемая элита. Отличительными признаками принадлежности к ней являются имущественное положение, образование, знание французского языка, приверженность к католической религии, проживание в городах, законный брак и только на последнем месте — цвет кожи.

Государственный язык — французский, однако на нем говорит лишь 10— 15% жителей страны. Основная же часть населения, включая президента, говорит на гаитянском креольском языке, сформировавшемся на базе французского, прежде всего его нормандского наречия, с заимствованиями из языков Африки, индейских диалектов, английского и испанского языков. Он возник в колониальную эпоху как средство общения между плантаторами и рабами. Разговорный язык славится своими многочисленными пословицами и поговорками. Крестьяне говорят лишь по-креольски; элита — и по-французски, и по-креольски.

Официальная религия страны — католицизм, однако на Гаити очень широко распространен афро-христианский синкретический культ «воду». Большинство католиков являются таковыми лишь номинально. Население республики, формально принадлежащее к католической церкви, в то же время почти поголовно связано с культом воду. Гаитяне говорят, что 90 % населения — католики, а 100 % — водуисты. Католическая религия еще сотни лет назад вошла в сознание негров как религия белых. Связь католической церкви с колонизаторами и участие ее в борьбе против восставших гаитян в XVIII—XIX вв. лишили колониальное духовенство (состоявшее только из белых) авторитета среди народа.

Воду, или водун, по-дагомейски значит «дух, божество». Рабы, завозимые в Гаити в колониальную эпоху в основном из Дагомеи, стремились сохранить свои культы и обряды. Культ сводится к почитанию многочисленных богов и духов. Водуистские церемонии более или менее открыто проводятся как в сельской местности, так и в городах. Моления обычно совершаются в простых хижинах, причем устраивается алтарь, где атрибуты католической церкви — кресты, статуи святых, свечи — соседствуют рядом с африканскими ритуальными барабанами. Церемонии воду сопровождаются барабанным боем, плясками и принесением в жертву богам животного или птицы. Жрецы унганы и жрицы мамбо — обычно простые крестьяне. Большое распространение получили специальные церемонии воду для иностранных туристов.

Гаити отличается относительно высокими темпами прироста населения — в среднем 2% в год. 85% самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве. Жизненный уровень в стране — один из самых низких в Латинской Америке. Средний ежегодный доход на душу населения составляет всего 63 долл., т. е. У7 среднего дохода в Латинской Америке. Постоянным бичом является массовая безработица. Широко распространены сезонные миграции десятков тысяч батраков в соседнюю Доминиканскую Республику для работы на плантациях. Средняя плотность населения — 170 человек на 1 кв. км. В сельскохозяйственных районах юго-запада страны она достигает максимума — 500 человек на 1 кв. км, на засушливом Центральном плато снижается до 40 человек. Основная часть населения сосредоточена в прибрежной полосе, южных долинах и межгорных равнинах. В городах проживает около 23 % населения страны.

275

Гаити

lie

Средняя

Америка

Единственный крупный город страны — столица Порт-о-Пренс (около 460 тыс. жителей). Город, основанный в 1749 г., был вначале столицей колонии Сан-Доминго, а затем стал столицей независимой республики Гаити. Это важнейший промышленный центр. Превосходна гавань Порт-о-Пренса, защищенная от штормовых ветров островом Гонав. Через столичный порт проходит 90% экспорта и около 80% импорта Г аити.

В столице и ее окрестностях расположены предприятия основных отраслей промышленности — американский сахарный завод, мыловаренные, кожевеннообувные, табачные фабрики, цементный завод. Близ Порт-о-Пренса построен современный аэропорт Мэ-Грат.

Живописные белые пляжи, окаймленные пальмами дороги и вид на горы делают город необычайно красивым. Фешенебельные кварталы застроены белыми зданиями, утопающими в зелени. В центре находится Марсово поле — своеобразное сочетание парка и площади для военных парадов. Площадь Независимости знаменита своими роскошными газонами цветов. На площади похоронены национальные герои периода борьбы за независимость — Ж. Дессал-лин и А. Петион. Здесь расположен президентский дворец, дорогие отели, главный почтамт. Столица является важнейшим культурным центром страны. Там находятся: Государственный университет Гаити, Художественный центр, Национальный музей, Музей гаитянского народа, Музей изобразительных искусств, Национальная библиотека.

Но есть и другой Порт-о-Пренс — это рабочие кварталы, представляющие собой типичные трущобы, называемые «би-донвилями». Когда там работают 7 человек из 10 трудоспособных, то говорят о наличии полной занятости, а когда не работают 9 из 10, то речь идет уже о безработице. Улочки «бидонвилей» полны нищих, бродяг, продавцов лотерейных билетов, самозваных гидов, ожидающих случайного туриста. Люди бесцельно бродят по улицам, но это не типичный образ жизни тропиков, как думают случайные посетители, а жертвы массовой безработицы.

Другие города насчитывают менее 50 тыс. жителей каждый. Все они расположены на побережье, поскольку гористый рельеф местности делает труднодоступными внутренние районы. В окрестностях города Кап-Аитьен сохранились полуразрушенные цитадель Ла-Феррьер и дворец Сан-Суси, построенные в начале

XIX в. и ставшие теперь историческими достопримечательностями.



ОБЩИЙ ОБЗОР ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. СРЕДНЯЯ АМЕРИКА, 1981