Культура Гаити


Культура: традиции и современность

Гаити — страна резких социальных контрастов. Сфера культуры в этом отношении не является исключением. Образованные слои — элита — восприняли современную французскую, а также североамериканскую культуру. Основная масса населения — крестьяне и рабочие — в подавляющем большинстве неграмотны.

Промышленность

ф

Производство

©

Производство

рома

глинозема

Добыча

®

Машинострое

А

алюминиевых

ние и металлообработка

РУД

медных руд

о

©

Химическая

Цементная

Тепловые

электростанции

9

Текстильная

Гидро

О

#

Йожевенно-

электростанции

обувная

Пищевая

Рыболовные

порты

©

Сахарная

Сельское хозяйство

] Интенсивное плантационное хозяйство (плантации и первичная обработка сахарного тростника, кофе, хлопчатника и др.)

] Потребительское земледелие (кукуруза, фасоль, рис, маниока, батат, ямс, фрукты, цитрусовые, овощи)

Их культура носит отпечаток колониальной эпохи и африканских традиций, подвергшихся внешнему влиянию или претерпевших своеобразные изменения в гаитянских условиях. Одежда, манеры и условия жизни элиты мало чем отличаются от европейских и североамериканских стандартов.

Носителем национальной культуры выступает прежде всего крестьянство. Значительное развитие в крестьянской среде получили ремесла, в частности производство кустарных изделий из сизаля и красного дерева. Из сизалевого волокна делаются корзины, шляпы, ручные сумки, обувь, ковры. Широкой известностью пользуются изящные плетеные корзины из Пор-Салю, глиняные кувшины района Энш. Дубление козлиных шкур, изготовление тростниковых циновок и сувениров из красного и кампешевого дерева — обычно продукция кустарей и ремесленников. Почти все эти изделия производятся вручную, причем ремесленники работают либо группами в кустарных мастерских, либо в одиночку.

Крестьянские семьи живут в деревнях или изолированно. Деревни объединены административно в сельские общины, которые по историческим причинам основаны на военном принципе и являются сейчас скорее полицейскими участками.

Типичное жилище крестьянина строится из дерева, реже из кирпича. Самое бедное жилище имеет стены из смеси глины с соломой, земляной пол, покрытый сверху пальмовыми ветками или соломой. Более состоятельные крестьяне штукатурят свои жилища изнутри и снаружи и покрывают их хорошей соломой. Другие раскрашивают штукатурку, делают потолок и деревянные полы, иногда крышу кроют жестью. Такие дома обычно имеют галерею и две или несколько комнат. Водопровода и других удобств нет. Матрацы делаются из банановых ветвей. Пищу готовят во дворе на камнях или металлической жаровне с древесным углем. Мебели в большинстве крестьянских домов нет.

Исключением являются дома сельских коммерсантов и зажиточных крестьян —

^ Пастбищное животноводство с очагами потребительского земледелия

□ Тропические леса с очагами лесного хозяйства

Районы распространения

і

сахарного

J) бананов

тростника

какао

1

сизаля

кокосовой

V-

табака

пальмы

*!

хлопчатника

II кофе

и

цитрусовых

так называемых 'больших негров, на землях которых работают издольщики и арендаторы. Эта группа составляет около 5 % сельского населения.

Обычно крестьянин носит пеструю или белую рубашку, синюю вязаную фуфайку и брюки. Обувь крестьянам недоступна по цене. Крестьянки и работницы чаще всего ходят в цветных платьях и пестрых или белых платках Мадрас, завязанных наподобие тюрбана, на который иногда надевают широкополую шляпу.

В пищу употребляются главным образом кукуруза, фасоль, бананы, рис, бататы, плоды манго. Крестьяне едят нерегулярно, урывками в любое время дня. Розничные торговцы привозят пищу в те места, где работают земледельцы. Лотки можно встретить на дорогах и тропах, которыми пользуются крестьяне. Там можно купить бананы, манго, кусок хлеба из просяной муки, рис, коричневые сахарные конфеты, батат и т. д. Обычный завтрак крестьянина состоит из чашки черного кофе. В полдень съедают плод манго или апельсин. Лишь вечером крестьяне едят по-настоящему — рис и фасоль, к которым по праздникам добавляется немного мяса или рыбы. Национальные гаитянские блюда, которые, правда, далеко не все доступны рядовому труженику, а входят в меню элиты и иностранных туристов, — это рис с черными грибами, жареная свинина, тушеная индейка, пудинг из батата, лепешки из плодов хлебного дерева, бананы ломтиками, поджаренные в кокосовом масле, оладьи из сушеной маниоки, которые окунают в соленую воду и едят с земляным орехом, запеченные лангусты, цыпленок в лимонном соку с бананами и плодами хлебного дерева. Из напитков наиболее распространены кофе, ром и клерен (сахарная водка, настоенная на корице, лимоне или анисе).

Для гаитянского быта характерен старинный африканский обычай, известный под названием кумбит. В настоящее время кумбит сводится к элементарной взаимопомощи соседей: 5—10 человек могут в течение одного-двух дней расчистить или обработать тот или иной участок, причем оплата их труда производится не деньгами, а угощением с клере-ном. Большой кумбит для всей деревни в состоянии позволить себе лишь богатый крестьянин. Обычно такой кумбит сопровождается приглашением барабанщиков, музыкантов, хора и заканчивается угощением для всех участников.

Полуголодное существование крестьянина породило мифы о живых мертвецах — «зомбй», которые могут непре

рывно работать, не нуждаясь в пище. Особенно тяжело положение женщины-крестьянки. За исключением обработки или расчистки поля и сбора урожая, все работы по хозяйству делает женщина. Всецело на плечах женщины лежит и продажа того, что производится в крестьянском хозяйстве, за исключением кофе, который всегда продают мужчины. Важная роль женщины в хозяйстве является отражением не только африканских традиций, но и того, что на протяжении многих лет конца XVIII — начала

XIX    в., в период формирования гаитянского государства, кормильцы семей были призваны в армию и надолго оторваны от хозяйства.

В некоторых районах среди крестьян распространен обычай «честного сожительства», когда несколько жен работают на различных участках земли. Такой брак является следствием того, что законный брак влечет за собой обременительные расходы. Тем не менее семья является основой общины. Детей любят, но работать их приучают с самого раннего возраста, когда они могут таскать небольшие охапки топлива или консервные банки с водой. Немногочисленные старики пользуются в деревне всеобщим уважением.

Жизнь трудящихся города мало чем отличается от бедственного положения крестьян, за исключением узкой прослойки служащих и отдельных групп квалифицированных рабочих.

Здравоохранение и просвещение находятся на низком уровне. Средняя продолжительность жизни — 34 года.

Около 90 % взрослого населения неграмотно. Учится лишь У5 детей школьного возраста, хотя по закону начальное обучение в школе является бесплатным. Недостаток школ и учителей, преподавание на французском языке, необходимость с малых лет работать в поле или на фабрике — все это является причиной высокого уровня неграмотности.

Несмотря на трудные условия развития, гаитянская литература уже в начале

XX    в. достигла периода зрелости. Приобрел право гражданства в литературе и гаитянский креольский язык. Журнал «Местное обозрение», основанный в 1926 г., объединил передовых писателей, среди которых был Жак Румен — первый марксист и основатель Компартии Гаити. Его произведения, особенно роман «Хозяева росы», реалистически изображавший тяжелую жизнь крестьянства, оказали большое влияние на последующее поколение писателей, стали достоянием мировой литературы. Заслуга таких крупных литераторов Гаити, как Жак Стефен

279

Гаити

280

Средняя

Америка

Алексис, Рене Депестр, Жак Румен, состоит в том, что они впервые воспели человека с черной кожей во французском колониальном мире и заложили первый камень в создание самобытной культуры своей родины.

Гаити отличается от других карибских стран богатством фольклора, тесно связанного с церемониями воду и кумби-та. Эти церемонии всегда сопровождаются танцами и пением под бой барабанов. Характерная черта гаитянской музыки — использование барабанов разного размера и разной силы звучания. Песни классифицируются на водуистские и светские, исполняемые во время кумбита. Широко распространены народные маскарады, участники которых надевают индейские костюмы и головные уборы с раскрашенными перьями и позолоченными рогами.

В доколумбову эпоху у индейцев Гаити были развиты различные ремесла. Сохранились образцы прекрасно орнаментированной керамики, деревянной скульптуры и т. д. В период французского господства изобразительное искусство было представлено творениями французских художников, которые писали портреты, фрески в театрах, церквах и богатых домах. В XIX — начале XX в. получила широкое распространение роспись алтарей и барабанов для водуистских церемоний. В середине XX в. с развитием туризма крестьяне стали больше производить на продажу художественных изделий из красного дерева, сизаля и известняка. В 1944 г. в Порт-о-Пренсе был создан Художественный центр, в который вошли многие талантливые мастера-самоучки. Основой для живописи художников-само-учек послужило народное творчество, представленное деревянными масками и росписями стен. Большое распространение получила деревянная скульптура.



ОБЩИЙ ОБЗОР ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ. СРЕДНЯЯ АМЕРИКА, 1981