ЦЕЛЬНОДЕРЕВЯННАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА


ЦЕЛЬНОДЕРЕВЯННАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА

Модели реактивных и поршневых самолетов с очень большой нагрузкой на квадратный метр несущей поверхности участвуют во всех международных соревнованиях по классу кордовых моделей. Скорость некоторых из них превышает 200 километров в час. Но для изго

товления таких моделей необходимо большое количество различных материалов и сложного инструмента. Кроме того, пуск этих моделей требует большой осторожности и возможен только на специально огороженной площадке.

т

Профиль крыла по

Профиль

горизонтального оперения по ОГ~

-—

ЧО

Рис. 23. Общий вид модели цельнодеревянного планера

Профиль , вертикального оперения

Нитки на клет

Рис. 24. Укрепление горизонтального и вертикального оперения в хвостовой части фюзеляжа

Значительно проще изготовить модель планера, имеющего большую нагрузку и летающего поэтому со скоростью, значительно превышающей скорость обычных моделей. Ее можно сделать цельнодеревянной, имея лишь пилу, рубанок, сверло и перочинный нож. Изготовление и пуск такого планера посильно даже начинающему авиамоделисту. Полеты моделей с большой нагрузкой резко отличаются от полетов обычных моделей. Они наглядно демонстрируют характерные внешние особенности полета истребителей звуковой скорости: молниеносный пролет по горизонту (не успел его увидеть, а он уже пролетел), стремительный набор большой высоты, огромные радиусы фи-гур, устойчивое сохранение направления полета.

Фюзеляж — корпус планера — выстрогайте из бруска размером примерно 400 X 45 X Х35 мм. Форма его должна быть обтекаемой, как показано на рис. 23.

Крыло, горизонтальное и вертикальное оперение можете вырезать из 2- или 3-миллиметровой фанеры или из тонковыстроганной дощечки.

ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ

157

Горизонтальное и вертикальное оперение смажьте клеем и вставьте в пропилы, сделанные в хвостовой части фюзеляжа (рис. 24). Конны хвостовой части фюзеляжа обмажьте «леем и туго замотайте суровой ниткой. Этим вы плотно зажмете оперение в пропилках. Следите за тем, чтобы вертикальное оперение было перпендикулярно горизонтальному.

После того как оперение установлено, приступайте к определению места для крепления крыла. Взяв двумя пальцами фюзеляж с вклеенным в него оперением, отыщите расположение его центра тяжести (рис. 25) и отметьте его карандашом. Затем совместите переднюю треть крыла с отметкой центра тяжести и

Рис. 25. Способ отыскания центра тяжести модели без крыльев

отчеркните на фюзеляже места прохождения передней и задней кромок крыла.

Там, где должна быть щель для крыла, просверлите в фюзеляже несколько отверстий, как показано на рис. 26.

Эти отверстия упростят прорезку щели, которую удобно производить концом перочинного ножа или узкой стамеской.

Очень важно проследить за тем, чтобы щель для крыла, если смотреть сбоку, не была параллельна пропилу под горизонтальное оперение. Передняя кромка крыла должна быть выше задней, а плоскость его должна составлять с плоскостью горизонтального оперения угол около 2—4° (ем. рис. 23, вид сбоку).

Раньше, чем вклеить крыло, придайте ему изгиб в виде латинской буквы «V». Для этого размочите его среднюю часть, нагрейте над пламенем горелки и согните так, чтобы концы крыльев приподнимались на 10 мм выше горизонтальной линии (см. рис. 23, вид спереди). Следите за тем, чтобы крыло при этом не оказалось скрученным или покоробленным.

Вклеив крыло, заполните щели между крылом и фюзеляжем мелкими клиньями и залейте клеем.

Сверху, сквозь фюзеляж, окончательно закрепите крыло парой шурупов и постоянно следите за тем, чтобы оно не накренялось в ту или другую сторону.

Еще до вклеивания крыла и оперения острогайте их, придайте им (вчерне) профиль, указанный на рис. 23 и 24.

Окончательную чистовую проверку и исправление перекосов в крыльях и в оперении

Рис. 26. Отверстия, облегчающие прорезание щели для крыла

проводите уже после высыхания склеенных мест. Срежьте и очистите выпуклости и неровности.

Поверхность планера вычистите стеклянной шкуркой и покройте лаком.

В нижнюю переднюю часть модели вверните небольшой шуруп так, чтобы в дерево вошла только его часть, покрытая резьбой. Шляпку шурупа после вворачивания спилите подпилком, округлив края (см. рис. 23, вид сбоку и спереди).

Модель готова, можно приступать к пробным запускам.

Для запуска модели возьмите резиновый шнур длиной 1—2 м, состоящий из нескольких резиновых НИТОК, сечением 1X1 ИЛИ 1X4 мм. Можете использовать также полоску резины, отрезанной от велосипедной или автомобильной камеры. Один конец шнура наглухо прикрепите к крючку, крепко вбитому в землю (рис. 27). Ко второму концу шнура привяжите колечко диаметром 8—12 мм. Зацепив шурупом за колечко, оттяните модель назад, носом против ветра, удержийая ее у земли за киль.

Растяните резину и посмотрите, нет ли кого-нибудь в направлении полета; если нет,

158

ЦЕЛЬНОДЕРЕВЯННАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА

разожмите пальцы и выпустите модель. Во время пролета модели над местом крепления резинового шнура к земле ослабленная падающая резина стащит кольцо с шурупа, а модель будет продолжать полет уже самостоятельно. Если у вас резины нет, можете запускать модель, бросая ее руками против сильного ветра. Еще раз напоминаем, что пускать

Но если увеличение натяжения резины сообщит модели скорость больше той, при которой модель способна планировать, то она, набирая высоту, будет взмывать носом вверх и переходить на планирование только по мере уменьшения скорости.

При очень большом запасе скорости модель выполняет одну или несколько петель Нестеро-

Рис. 27. Запуск модели на резиновом шнурке и с рук

модель можно только на большой открытой и безлюдной площадке.

При небольшой натяжке шнура правильно отрегулированная модель, плавно набрав несколько метров высоты, самостоятельно переходит на планирование и при приближении к земле слегка выравнивается и садится.

Обычно посадка модели происходит вскользь без удара.

В случае, если модель сделана несимметрично, она может, накренившись, удариться о землю крылом и поломаться. Поэтому при первых запусках не натягивайте слишком резину. Тогда при сравнительно малой скорости полета модели вам легче будет выявить ее недостатки и своевременно устранить их.

Если модель сильно взмывает носом вверх, то необходимо утяжелить ее нос. Для этого приверните шурупами или прибейте мелкими гвоздями к нижней части носа свинцовую пластинку.

Если же модель, несмотря на большую скорость, сообщенную ей амортизатором, плохо набирает высоту или, переходя на крутое планирование, не успевает выравниваться, то нос необходимо облегчить.

И только тогда, когда полет модели будет ровный и устойчивый, вы можете постепенно усилить натяжение резинового шнура. Этим вы достигнете увеличения высоты, дальности и скорости полета модели.

ва и по мере уменьшения скорости переходит на планирование.

Описанная здесь модель, выпущенная против сильного ветра, сделала три петли, набрала значительную высоту и, развернувшись по ветру, пролетела около 400 м. Как правило, модель цельнодеревянного планера, приближаясь к земле, самостоятельно уменьшает угол планирования — выравнивается, как бы приготовляясь к посадке. Причиной самовы-равнивания является возрастание подъемной силы движущегося крыли при приближении его к поверхности земли. Движущееся крыло получает подъемную силу, отталкиваясь от воздуха, иначе говоря — отбрасывая воздух вниз. Отброшенный воздух, имеющий повышенное давление, дойдя до земной поверхности, отражается от нее и направляется вверх. Часть этого отраженного повышенного давления попадает на крыло снизу и образует под ним «воздушную подушку», увеличивающую подъемную силу.

По мере приближения крыла к земле на него попадает все больше отраженного землей повышенного давления, увеличивающего подъемную силу. Самый большой прирост подъемной силы достигается тогда, когда расстояние от поверхности крыла до земли становится меньше ширины крыла.

При малых углах атаки (на которых и летают эти модели) подъемная сила модели может возрасти почти в 1,5 раза.

ЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ

159

Самовыравнивание модели при приближении ее к земле в большей или меньшей степени наблюдается у моделей многих типов. Чем больший избыток подъемной силы действует на модель и чем дольше действует этот избыток. тем лучше выравнивается модель. Чем медленнее приближается модель к земле и чем ближе к земле подходят крылья, тем лучше

выравнивание. Если вы хотите сделать модель, производящею значительное и регулярное выравнивание, делайте модель типа «утка». В полете такая модель напоминает летящую утку с длинной вытянутой вперед шеей и коротким хвостом.

Горизонтальное оперение расположено у нее впереди и значительно ниже основного крыла (рис. 28). Площадь горизонтального оперения у «утки» составляет почти одну треть от пло-щаДи основного крыла. При таком расположении горизонтальное оперение приближается к земле раньше основного крыла и первым получает прирост подъемной силы. Увеличенная подъемная сила оперения, приложенная к носу планера (рис. 29), повернет планер так, что угол атаки основного крыла увеличится.

В результате этого подъемная сила крыла возрастет не только от влияния земли, но и от увеличения угла атаки, а это приведет к энергичному выравниванию модели.

Рис. 29. Увеличение угла атаки основного крыла модели типа «утка» при приближении к земле

горизонтального оперения

Рис. 30. Общий вид и размеры модели типа «утка»

Цельнодеревянная модель такого типа, пущенная со склона, имевшего волнообразную поверхность, «чувствовала» приближение земли и плавно переходила через все возвышения.

С целью увеличения- времени действия прироста подъемной силы, возникающей при приближении планера к земле, следует пускать модели со склона, имеющего пологую волнистость, против сильного встречного ветра. В этом случае летящая модель будет долго приближаться к поверхности земли и успеет выравняться раньше, чем заденет землю лыжей.

Фюзеляж и крылья модели типа «утка» можете сделать из легких сосновых дощечек толщиной около 5 мм. Крылья и горизонтальное оперение гладко выстрогайте с сохранением профиля и врежьте в фюзеляж так, чтобы установочный угол основного крыла был около 0°, а угол горизонтального оперения — около 5—8°. Смазав казеиновым или столярным клеем крыло и горизонтальное оперение, плотно вставьте их в прорези и закрепите двумя гвоз

160

АВСТРАЛИЙСКИЙ БУМЕРАНГ

диками сверху или снизу (рис. 30). Пока клей не застыл, добейтесь того, чтобы крылья были укреплены без крена и перекосов. Основные размеры модели даны на чертеже.

Пуск и регулировка «утки» не отличаются от пуска и регулировки скоростного планера нормальной схемы.

Следует иметь в виду, что схема самовы-равнивающейся «утки» с низко расположенным передним стабилизатором вполне применима не только к дельнодеревянным (тяжелым) планерам, она дает эффект самовырав-нивания и для моделей всех других классов.



Своими руками, 1957



фильм Блондинка за углом смотреть онлайн фильм Маленькая Вера смотреть онлайн фильм Любовь и голуби смотреть онлайн