ВОДНЫЙ СПОРТ


ВОДНЫЙ СПОРТ

Для изготовления летних водно-спортивных самоделок требуются распространенные недорогостоящие материалы и обычный столярный, слесарный и сборочный инструмент.

Изготовлять эти самоделки и пользоваться ими рекомендуется в кружках юных техников. Описание спортивных самоделок дано нами достаточно подробно. Однако в каждом отдельном случае вы должны подходить к создаваемой конструкции критически, вносить в нее элементы своего творчества.

Допустимы не только изменения размеров и формы отдельных деталей, но и замена материалов и даже изменение самой схемы.

Перед началом постройки продумайте до мелочей конструкцию и по возможности вычертите на бумаге основные узлы и детали в натуральную величину. Это позволит вам избежать ряда ошибок.

Прежде чем начать постройку водно-спортивных самоделок, необходимо научиться хорошо плавать.

Немного теории

Летние водно-спортивные самоделки требуют знания основ теории корабля. В частности, необходимо четко представить себе, что такое пловучесть, весовое водоизмещение, грузоподъемность, остойчивость, ватерлиния, ходкость, непотопляемость и управляемость корабля.

Пловучестью судна называется его способность держаться на воде с определенной осадкой (погружение в воду) при заданной нагрузке.

Закон Архимеда гласит: всякое тело при погружении в жидкость теряет в своем весе столько, сколько весит вытесненная телом жидкость.

Этот закон целиком применим к любому судну: плавающее судно весит столько, сколько весит вытесненная им вода. Поэтому спущенное на воду судно будет погружаться до

П*

тех пор, пока вес воды в объеме погруженной части его корпуса не сравняется с весом судна.

Мерой пловучести судна как раз и считается вес воды в объеме его подводной части. Этот вес называется весовым водоизмещением судна.

Весовое — оно же объемное — водоизмещение определяется формой и размерами подводной части судна.

По мере увеличения нагрузки судна оно будет все глубже садиться в воду и его водоизмещение станет больше. Разница между весо вым водоизмещением груженого и порожнего судна называется его грузоподъемностью.

Линия, до которой погружается в воду корпус плавающего корабля, называется ватерлинией.

Эта линия обычно соответствует осадке судна при его полной нагрузке и отмечается полосой цветной краски (чаще белой), проведенной вдоль борта судна, или является линией смены окраски между подводной и надводной частью борта.

Надводная часть судна, заключенная в объеме от ватерлинии до края борта, определяет запас пловучести судна.

Остойчивостью судна называется способность его возвращаться в первоначальное прямое и устойчивое положение после того, как прекратится действие внешних сил, вызвавших изменение его положения на воде.

Увеличение остойчивости судна достигается путем подбора наивыгоднейших обводов подводной части корпуса судна и максимально возможным снижением центра тяжести. Чем ниже центр тяжести судна, тем оно остойчивее.

Мало отстойчивое судно обычно даже при незначительном перемещении грузов резко изменяет свое положение, т. е. кренится в сторону переместившегося груза.

Такое судно называют «валким».

Валкое судно может легко опрокинуться или, зачерпнув бортом воду, затонуть.

Ходкостью судна называется способность его передвигаться с определенной скоростью при данной мощности, затрачиваемой на его движение. При движении судна вода оказывает определенное сопротивление. Эга сила, действующая на погруженную в воду часть корпуса, называется сопротивлением воды.

Величина сопротивления зависит от обводов подводной части корпуса, причем чем уже (острее) корпус и чем плавнее его обводы, тем быстроходней будет судно.

Но узкий корпус невыгоден, так как в нем плохо размещается необходимое оборудование, в результате чего центр тяжести располагается высоко и судно становится малоостойчивым, а его осадка в воду увеличивается. Следовательно, при выборе размеров и форм корпуса необходимо учитывать все эти обстоятельства и в некоторых случаях поступиться одним из второстепенных качеств для достижения лучшего результата по другому, более важному качеству судна.

В частности, не следует для достижения большей скорости делать судно менее остойчивым, так как остойчивость обеспечивает более важный момент — безопасность плавания.

Форма обводов подводной части корпуса судна имеет большое значение для судов водо-измещающих (так называемого плавающего типа). При движении они сидят глубоко в воде и при повышении скорости требуют огромной мощности для преодоления возникающего сопротивления воды.

У плавающих судов линия погружения корпуса в воду —ватерлиния—не зависит от скорости их хода и практически остается неизменной.

Имеется и другой тип судов, так называемых глиссирующих — скользящего типа. У них объемное водоизмещение является переменным, и ватерлиния на ходу отличается от ватерлинии на стоянке. С увеличением скорости осадка глиссирующего судна убывает; судно как бы всплывает и начинает скользить по поверхности воды.

Непотопляемостью, или живучестью, судна называется способность его сохранять пловучесть и остойчивость в том случае, когда оно при наличии повреждений будет частично затоплено водой. Для обеспечения непотопляемости судна корпус его разделяют водонепроницаемыми переборками на изолированные друг от друга отсеки. Это предотвращает распространение воды по всему корпусу судна в случае течи в одном или даже в нескольких отсеках. Судно благодаря изолированным отсекам, не затопленным водой, имеет возможность сохранять пловучесть и остойчивость.

Управляемостью называется способность судна при отклонении руля изменять направление своего движения или сохранять заданное направление.

Наряду с управляемостью каждое судно должно быть устойчивым на курсе, т. е. при руле, положенном прямо, судно должно идти по прямому направлению, не отклоняясь ни вправо, ни влево.



Своими руками, 1957



фильм Блондинка за углом смотреть онлайн фильм Маленькая Вера смотреть онлайн фильм Любовь и голуби смотреть онлайн