ПОДВОДНЫЙ ПЛАНЕР


ПОДВОДНЫЙ ПЛАНЕР

Известно, что чем больше объем (водоизмещение) судна, тем больший вес судно удер живает на воде.

Но оказывается, что на плавающей доске, могущей удержать на воде нагрузку в 7—10 кг, легко переправить по воде человека

весом 80 кг и более. Как же устроить такую переправу, и какая сила будет при этом удерживать человека?

Надо сделать подводный планер.

Подводный планер состоит из крыла А, стабилизатора Б, двух балочек В, уздечки Г

ПОДВОДНЫЙ ПЛАНЕР

165

для удерживания пассажира и уздечки Д для буксирного шнура (рис. 1). Крыло лучше всего сделать из доски размером около 2750 X X 250 X 25 мм, но можно его сделать и из доски другого близкого размера. Доску обтешите топором, придав ей профиль, указанный на рис. 1. Поверхность доски острогайте рубанком.

Стабилизатор сделайте из доски по размерам, близким к 1500X100X15 мм. Ей тоже надо придать нужный профиль и острогать поверхность.

Балочками могут служить два бруска размерами около 2750X40X15 мм.

Срезав передние концы балочек «на ус», сбейте их гвоздями. К задним концам балочек прибейте стабилизатор.

К середине балочек (сверху) прибейте крыло.

При сколачивании добейтесь того, чтобы плоскость стабилизатора имела отрицательный угол около 5°

(рис. 2).

От носа до стабилизатора протяните уздечку Г и привяжите к ней короткую круглую палочку-ручку: за нее будет держаться пассажир, едущий на планере.

ками уздечку для буксировки Д, а к ней привяжите шнур. Планер готов.

При испытаниях оставьте на берегу конец шнура двум товарищам, которые будут вас

буксировать, и отведите планер на глубокое место. Встаньте на планер (на переднюю кромку крыла) и держитесь за ручку уздечки. Под

Рис. 2. Расположение пассажира на всплывшем подводном планере

Проверив симметрию и чистоту отделки, привяжите к узлам соединения крыла с балоч-

вашим весом планер погрузится в воду и его совершенно не будет видно.

166

ВОДНЫЙ СПОРТ

Выбрав таким путем наиболее выгодное место для ног на крыле, можете приступать к переправе не с глубокого, а с мелкого места.

Положите планер в воду на мелком ровном месте носом по направлению движения и поместите на нем пассажира (для первого раза возьмите того, кто полегче). По его команде начинайте быстро и равномерно тащить планер за шнур с противоположного берега. Тронувшись, планер легко займет нужное положение и переправит пассажира на противоположный берег.

Научившись переправлять легких пассажиров, вы будете переправлять и более тяжелых. Для этого надо будет буксировать планер несколько быстрее. Помните, что переправлять на планере следует только тех, кто умеет плавать.

водяные лыжи

На водяных лыжах можно двигаться не только по чистой воде, но и по водоемам, заросшим водорослями и лилиями. Обеспечивая высокую проходимость, они незаменимы для юных натуралистов, так как позволяют изучать жизнь растений, насекомых, животных и птиц в таких местах, куда пройти человеку без лыж невозможно ни на одном из водяных снарядов.

На водяных лыжах можно ходить по талой весенней воде, по заливным лугам и перелескам. Они могут быть использованы охотниками, рыболовами и туристами.

Изготовление водяных лыж

Водяные лыжи — это два совершенно одинаковых пустотелых поплавка, выполненных конструктивно очень просто (рис. 3). Их изготовление не требует специальных знаний и навыков. Не требуют они для своего изготовления и специального инструмента. Материалом для постройки водяных лыж служат сосновые доски и рейки, а для обшивки — фанера или материя типа брезента или плащ-палатки.

Конструктивно водяные лыжи выполняются 'различно. Форма их сечения может быть прямоугольная, квадратная, треугольная или круглая (рис. 4).

Если для обшивки используется фанера, то можно вместо каркаса из реек делать поплавки с работающей обшивкой, как показано на рисунке.

Лыжа, имеющая круглую форму сечения, состоит из фанерной 1,5—2-миллиметровой об

шивки; центральной цилиндрической 3, носовой 9 и кормовой 1; конусных бобышек: носовой 8, кормовой 18, опорной 23; поперечных диафрагм: 2, 4, 11 и 12 диаметром 280 мм; обшивки колодца для ног 22, киля 17, стрингеров 19 и 26, расположенных в носовой и кормовой частях поплавка, и двух брусков 21, ограничивающих колодец для ног.

Рис. 3. Водяные лыжи (общий вид)

Диафрагмы, разделяющие лыжи на отдельные отсеки, состоят из дощатых кружал 29 и 30 и сплошной фанерной обшивки 28 (не имеющей сквозных отверстий). Диафрагма — это водонепроницаемая переборка. В случае повреждения обшивки в одном из отсеков вода заполнит только один поврежденный отсек и не сможет затопить всю лыжу. Это уменьшит водоизмещение лыжи, но не лишит ее пловучести.

Пятая диафрагма 10, устанавливаемая на расстоянии 300 мм от носовой оконечности лы-

Как только ваши товарищи начнут тянуть планер, он быстро всплывет на поверхность воды и «понесет» вас на себе (см. рис. 2).

Планер всплывает под действием гидродинамической подъемной силы, создаваемой крылом при движении его в воде. Чем больше скорость буксировки, тем большую подъемную силу развивает крыло.

Стабилизатор придает подводному планеру устойчивость. Без стабилизатора планер неустойчив и на нем нельзя устоять.

Отодвигаясь назад, вы будете увеличивать крутизну и быстроту всплывания. Перемещаясь вперед, вы будете уменьшать крутизну всплывания, но при этом будете уменьшать и необходимую тягу (товарищам будет легче тянуть).

водяные лыжи

167

жи, имеет несколько меныиии диаметр и выполнена С небольшим конусом В сторону НОСОВОЙ бобышки.

Две диафрагмы 4 и 12, ограничивающие колодец для ног, имеют каждая по два допол-

лыжника. Кожаная петля должна быть свободной, чтобы нога при необходимости могла быть легко вынута из нее.

Если обшивка лыж матерчатая, то все диафрагмы и бобышки в продольном направле-

Поперечный разрез Польше і прямоугольно// квадратной и треугольной формы•

7 28 \-~

Рис. 4. Лыжи круглого сечения с фанерной обшивкой:

/ — кормовая обшивка; 2— поперечная диафрагма; 8— ценфальная обшивка; 4— поперечная диафрагма; б — стрин. гер; 6 — планка колодца; 7 — гвозди; 8 — носовая бобышка; ^ — носовая обшивка; 10 — поперечная диафрагма; 11 — по. перечная диафрагма; 12 — поперечная диафрагма; 13- лог.очнительные кружала, 14—выравнивающаяся бобышка; /5—кожаные петли; 16 — бечевка; 17—киль; 18 — кормовая бобышка; 19 — стрингер; 20—шурупы; 21 — бруски колодца; 22 — обшивка колодца; 23 — опорная бобышка; 24 — штапик; 25 — матерчатая обшивка; 26 — стрингер; 27 — матерчатая обшивка; 28 — сплошная фанерная обшивка; 29 — дощатое кружало; 30 — дощатое кружало; 31 — кожаная петля;

32 — жабры

нительных кружала 13, которые служат для крепления фанерной обшивки 22 колодца.

Эти кружала, скрепленные между собой брусками 21, привертываются шурупами к диафрагмам, ограничивающим колодец, после пришивки к ним фанеры. Опорная бобышка 23 устанавливается между диафрагмами 4 и 12. К ней в передней части крепится кожаная петля 31, в которую вставляются пальцы ноги

нии связываются между собой стрингерами. Если же обшивка фанерная, то стрингер ставится только один, сверху. Фанера устанавливается в стык по стрингеру (рис. 4, разрез В В). Сты.’ можно делать и не по центру верхней части лыжи, но он должен располагаться всегда выше линии нормального погружения поплавка в воду, т. е. выше ватерлинии, для того чтобы в случае нарушения герметич

168

ВОДНЫЙ СПОРТ

ности в месте стыков фанеры (что на практике чаще всего и бывает) вода не попадала во внутреннее пространство лыжи.

Стыковка частей обшивки в продольном направлении производится на диафрагмах 2 и 11, которые, как уже было сказано, должны иметь небольшой наружный конус (малку).

Толстую фанеру очень трудно сгибать на носовой и кормовой бобышках. Поэтому можно центральную часть лыжи обшить фанерой, а носовой и кормовой конусы — материей. Под материей при этом следует сделать каркас из тонких стрингеров сечением 10 X 10 мм.

Для обеспечения герметичности и прочности следует места стыковки фанерной обшивки (до окраски лыжи) проклеить матерчатой лентой 27 (разрез ВВ). Необходимо также проклеить кольцевые стыки обивки на диафрагмах 2 и 11 и место соединения центральной обшивки 3 с обшивкой колодца 22, как показано позицией 25 на рис. 4 (разрез АА).

До сборки все детали необходимо покрыть олифой, дать просохнуть и покрасить масляной краской. После сборки лыжа шпаклюется и снова окрашивается с наружной стороны двумя слоями масляной краски. Лыжи с матерчатой обшивкой можно красить или покрывать смолой. Лучше всего взять каменноугольную смолу, так называемый каменноугольный пек, растворенный в скипидаре. После покрытия поверхности смолой ее необходимо просушить и протереть тальком.

После окончания сборки сверху на обшивку диафрагмы 4 ставятся две выравнивающие бобышки 14, к которым крепятся металлические или кожаные петли 15. За ними, в свою очередь, закрепляется по две фанерные жабры 32 (очень важно обеспечить жабре полную подвижность в пределах до 90°). Каждая жабра привязывается тонким тросиком или бечевкой 16 к килю 17 с таким расчетом, чтобы тросик был полностью натянут, когда жабра расположится перпендикулярно к продольной оси лыжи, т. е. когда она займет положение, указанное на рис. 4. При движении лыжи вперед жабра должна свободно откидываться назад и ложиться вдоль лыжи. При скольжении назад она должна также откидываться и тормозить.

Жабры, как и вся лыжа, окрашиваются масляной краской. Особое внимание следует уделять окраске торцов фанеры. При попадании воды между склеенными слоями фанеры она быстро разбухает и выходит из строя. Лучше всего до окраски оклеивать стыки фанеры матерчатой лентой.

На водяных лыжах, как и на обычных, ходят с палками, которые позволяют увеличивать скорость движения, а также делают более устойчивым положение лыжника.

Рис. 5. Упорная палка для лыж:

33—прямой стержень; 34 — петли;

35 — две фанерные створки; 36 — матерчатая гармошка; 37 — заклепки

На рис. 5 показана палка для водяных лыж. Она представляет собой прямой стержень 33 круглого вверху и квадратного внизу сечения. К стержню прикреплены две фанерные створки 35, одна из которых прибивается к стержню неподвижно, а вторая, более длинная, подвижная, крепится на петлях 34 к верхней части неподвижной створки. К краям створок с обеих сторон прикрепляется матерчатая гармошка 36, прибиваемая гвоздями или заклепками 37 к фанере и позволяющая подвижной створке свободно откидываться под углом 60—70°. Лыжная палка работает так же, как и жабры, на самом поплавке. Когда палка скользит по воде вперед, подвижная створка складывается (рис. 6, Л), но стоит только сдвинуть палку, т. е. опереться на нее, створка отходит (рис. 6, Б) и благодаря боковой матерчатой гармошке создает водяной карман, позволяющий надежно опираться на палку.

Совместная работа жабр лыж и палок при движении, по воде обеспечивает вполне достаточный упор для сравнительно быстрого передвижения лыжника. Можно на этих лыжах ходить и без палок, но это достигается после

ВОДЯНОЙ ВЕЛОСИПЕД

169

определенной тренировки. При этом следует к носу каждой лыжи привязывать веревку, за которую во время движения, как за вожжи, держится руками спортсмен.

Рис. 6. Схема работы упорной палки

Спускать лыжи на воду необходимо осторожно, выбрав подходящее место.

Лучше всего это делать на глубокой воде



Своими руками, 1957



фильм Блондинка за углом смотреть онлайн фильм Маленькая Вера смотреть онлайн фильм Любовь и голуби смотреть онлайн