ВОДЯНОЙ ВЕЛОСИПЕД


ВОДЯНОЙ ВЕЛОСИПЕД

Водяные лыжи могут быть приспособлены для постройки водяного велосипеда. Они также могут быть любой формы в поперечном сечении, т. е. круглые, прямоугольные и треугольные.

Если лыжи делаются специально под водяной велосипед, то они могут быть упрощены — на них можно не делать колодцев для ног. Крепление же, предусмотренное для установки перекладин, может быть использовано для крепления к лыжам всей рамы водяного велосипеда.

На рис. 7 представлен общий вид водяного велосипеда. Он состоит из обычной велосипедной рамы (со снятыми колесами), деревянной площадки, двух поплавков — лыж, гребного винта и элементов передачи. Велосипедная рама установлена и прочно закреплена на деревянной площадке, которая крепится к двум поплавкам-лыжам 1. При изготовлении лыж

с небольших мостков. На мелкой воде опускать лыжи можно в любом месте.

При посадке с мостков следует лыжи установить на воду, присесть на корточки, осторожно опустить в колодцы сначала одну, а потом другую ногу. Желательно палкой упереться в дно и придерживать лыжу от бокового скольжения, т. е. препятствовать ее отходу от мостков. Другой рукой необходимо опереться о мостик.

Когда ноги будут вдеты в колодцы, МОЖНО перенести свой вес с руки на лыжи и только после этого, опираясь на палки, встать во весь рост.

Совершенно недопустимо закреплять ноги в колодцах лыж. В случае падения в воду ноги должны быть свободны.

При желании допустимо пользоваться водяными лыжами и как лодкой, что может особенно пригодиться рыболовам. Для этого надо изготовить две дощатые перекладины, которыми будут соединены две лыжи, а на самих лыжах при их постройке предусмотреть узлы для крепления этих перекладин. Жабры можно снять. Они могут быть использованы для управления, как откидные рули. На рис. 3 на переднем плане показана схема соединения двух лыж перекладинами. Одна из этих перекладин используется для сидения, другая может служить для укладки на нее рюкзака или другого груза. На ней можно сделать также гнезда для закрепления удочек и т. п.

необходимо предусмотреть это место крепления. Для этого следует еще до установки обшивки укрепить в верхний стрингер длинные болты 3. На рис. 8 показана установка болтов 3 на лыжу со всеми необходимыми размерами. Площадка собирается из двух поперечных и трех продольных элементов. Две поперечины 2 и 22 (см. рис. 7), соединяющие между собой лыжи, изготовляются из сосновых или ясеневых досок сечением 25x150 мм, длиной 1540 мм. Эти две поперечные доски, в свою очередь, соединяются между собой продольными досками 4, которые ставятся не параллельно продольной оси водяного велосипеда, а под некоторым углом (рис. 9). Продольный брус 7 (см. рис. 7 и 9), на котором крепится рама велосипеда, изготовляется из прямослойного соснового или ясеневого бруска размером 50X70 мм. Этот брусок охватывается задней вилкой рамы велосипеда, которая крепится к

170

ВОДНЫЙ СПОРТ

бруску осевым болтом 11. Так’как внутренний размер между щечками вилки велосипеда (под втулку заднего колеса) равен 110 мм, на бру-

редней поперечине 2 ставятся два подкоса 29. Они могут быть изготовлены из тонких стальных или дюралюминиевых трубок (рис. 10, Л)

Рис. 7. Общий вид водяного велосипеда:

1 — поплавки-лыжи; 2 — поперечные доски; 3— длинные болты; 4 — продольная доска; 5—велосипедная рама; 6 — руль; 7— продольный брус; 8 — цепь; 9—педаль; 10 — металлический хомут; 11 — осевой болт; 12 — шурупы; 13 — тяга; 14 — фанерная косынка; 15 — ролик; 16 — бобышка; 17 — гребной винт;

18— румпель; 19 — пластинчатые кронштейны; 20— рули; 21 — стальной трос; 22 — поперечные доски; 23 — осевой болт; 24 — гребной вал; 25 — распорная втулка; 26 — поперечный брус; 27 — стальной трос;

28 — стальная трубка-румпель; 29 — подкос

сок с обеих сторон ставятся на шурупах 12 деревянные (ясеневые или фанерные) выравнивающие подкладки толщиной 30 мм. Продольные доски 4 и брусок 7 скрепляются с поперечинами 2 и 22 болтами 43 и 44 диаметром

5—6 мм. Для предотвращения продавливания дерева под головкой болта при затягивании гайки под ним ставятся металлические шайбы 39 большого диаметра (см. рис. 8). Тогда

Рис. 8. Соединение лыжи с площадкой велосипеда: 38 — пластинка; 39 — шайба

нагрузка от затяжки болта гайкой распределяется на большую площадь.

Рама велосипеда у корня вилки охватывается металлическим хомутом 10, который также крепится сквозным болтом к брусу 7.

Для достижения устойчивости рамы на пе-

или из деревянных брусков сечением 30X30 мм (рис. 10, Б).

Соединение подкосов с рамой велосипеда осуществляется пластинчатым хомутом 37, ох-

Рис. 9. Площадка водяного велосипеда:

43, 44 — болты

ватывающим трубу рамы, как показано на рис. 10. Один конец трубки подкоса 29 плющится и засверливается совместно с хомутом под болт. Второй конец подкоса также плющится, загибается и закрепляется или специальным болтом к поперечине 2 или тем же

ВОДЯНОЙ ВЕЛОСИПЕД

171

болтом 44, соединяющим продольные доски 4 с поперечиной 2.

Водяной велосипед приводится в движение гребным винтом 17, установленным на гребном валу 24. Вращение винта осуществляется через

Рис. 10. Крепление подкосов к раме велосипеда:

37 — хомут

специальную угловую передачу (рис. 11) для которой используется втулка 31 переднего колеса велосипеда с ведомой звездочкой. Для

Рис, 11. Угловая передача:

30 — кронштейн /шя крепления втулки со звездочками; 31 — втулка; 32 — просмоленная веревка; 33 — бол. ты; 34 — гайки; 35 — барабан; 36 — заклепки

крепления втулки ИЗГОТОВЛЯЮТСЯ ИЗ 3-МИЛЛИ-метровой листовой стали два кронштейна 30. Кронштейны крепятся к продольному бруску 7 тремя болтами 33. Ось втулки, так же как и на велосипеде, прикрепляется к кронштейнам гайками 34. На гребном валу 24 устанавливается изготовленный из дюралюминия барабан 35, который приклепывается к валу, двумя сквозными заклепками 36. Втулка и бара- 1

1 Эта передача малоэффективна. Лучше ее делать с угловыми шестернями, которые можно взять от обычной угловой передачи ручной дрели.

баи соединяются туго натянутой пеньковой просмоленной веревкой 32 диаметром 10— 12 мм. На барабане и на втулке делается по 2,5—3,5 витка веревки, как показано на рис. 11. При вращении втулки по направлению стрелки А один конец веревки будет натягиваться и сматываться с барабана, а другой конец будет сходить с втулки и наматываться на барабан, приводя во вращение гребной вал в направлении, указанном стрелкой Б (против часовой стрелки).

Гребной винт 17 должен быть левого вращения. Изготовлять его лучше из 3—4-миллиметровой стали или алюминия. Это обеспечит его прочность и предупредит возможность поломки при ударах о прибрежные камни, коряги и т. п.

Путем дополнительной выколотки можно подобрать наивыгоднейшие углы атаки лопастей, т. е. подогнать винт под нужное тяговое усилие. На рис. 12 представлена конструкция гребного винта. Он состоит из двух деревянных

Рис. 12. Гребной винт:

40 — дюралюминиевая шайба; 41 — лопасти винта; 42 — заклепка

(ясеневых) или дюралюминиевых шайб 40, между которыми зажимаются лопасти винта

41. Две шайбы и зажатая между ними втулка лопастей склепываются четырьмя заклепками

42. Лопасти изготовляются по указанным на развертке размерам, после чего они выгибаются в разные стороны под углом до 30°. Для уменьшения сопротивления передняя кромка лопасти закругляется напильником. Все лопасти можно изготовить из одного куска металла. В случае отсутствия материала нужного размера можно каждую лопасть сделать отдельно,

172

ВОДНЫЙ СПОРТ

а затем развернуть и соединить их на втулке. Нужно простедить, чтобы лопасти были развернуты одинаково, т. е. на один и тот же угол. Очень важно не ошибиться в направлении вращения. Оно указано на развертке лопасти стрелкой. Необходимо, чтобы передняя кромка, на которую указывает стрелка при развороте лопасти, разворачивалась вперед на себя, а задняя кромка — от себя.

Гребной винт устанавливается на хвостовике гребного вала 24 и крепится к нему двумя заклепками или тонкими болтами 45 (рис. 13).

Рис. 13. Установка вала гребного винта:

45 — болты; 46 — трубка; 47 — шаровой наконечник; 48 — гнездо; 49 — кронштейн; 50 — шплинт

Гребной вал 24 изготовляется из стальной или дюралюминиевой трубки диаметром 25 мм и длиной 1600 мм. В кормовой части он опирается на трубку 46 (см. рис. 13), закрепленную в бобышке 16 кронштейна (см. рис. 7). Бобышка изготовляется из сосны и крепится к продольному бруску 7 двумя фанерными косынками 14. Передняя часть вала заканчивается шаровым наконечником 47, который входит в гнездо 48, приваренное к кронштейну 49. Кронштейн крепится болтами к поперечной доске 2.

Для того чтобы гребной вал не мог выскочить из гнезда, на шаровом наконечнике делается кольцевая канавка, в которую входит проволочный шплинт 50, контрящий вал в кронштейне.

На рис. 14 представлена схема управления велосипеда. Усилия от руля 6 и поворачиваемой им передней вилки передаются на рули 20 гибкими стальными тросами 21 и 27. Тросы, установленные на продольном бруске 7, переброшены через две пары роликов 15. Ролики посажены на распорной втулке 25 и крепятся осевым болтом 23, как показано на рис. 15. Для обеспечения их свободного вращения между ними установлены латунные шайбы 51. Для предотвращения отворачивания гайка осевого

болта обязательно шплинтуется. На передней вилке вместо втулки переднего колеса закрепляется стальная трубка (румпель вилки) 28 (см. рис. 14). К концам румпеля 28 прикрепляются тросы 21 и 27. Трос 21 идет от правой стороны румпеля к левому рулю, трос 27 — от левой стороны румпеля к правому рулю. Такое соединение обеспечивает поворот водяного велосипеда в сторону поворота руля.

Тросы крепятся к румпелям 18 через пружинные амортизаторы 52. Предварительное усилие растяжения пружин должно быть 4— 5 кг. При повороте велосипеда из-за выгнутости трубок передней вилки длина троса не

Рис. 14. Схема рулевого управления: 52 — пружинный амортизатор

остается постоянной, а несколько изменяется. Поэтому, если не будет пружинных амортизаторов, тросы ослабнут, появится слишком большой люфт и они соскочат с роликов.

Рис. 15. Установка роликов управления:

51 — латунная шайба

Пружинные амортизаторы могут быть заменены резиновыми, обеспечивающими такое же натяжение троса.

Рули 20 закрепляются на киле в кормовой части каждого поплавка-лыжи пластинчатыми кронштейнами 19. Руль состоит из пера, круглого вертикального стержня (баллера) и румпеля 18. Для обеспечения одновременного поворота рулей правого и левого поплавка рум

ВОДНЫЙ СПОРТ

173

пели 18 соединяются между собой тягой 13 (см. рис. 7).

Все детали водяного велосипеда окрашиваются масляной краской. Шаровое соеди

нение гребного вала, трубки заднего кронштейна, кронштейны рулей, ролики управления и троса смазываются минеральным маслом — тавотом.



Своими руками, 1957



фильм Блондинка за углом смотреть онлайн фильм Маленькая Вера смотреть онлайн фильм Любовь и голуби смотреть онлайн