КАК из ПРОСТОЙ ЛОДКИ СДЕЛАТЬ ЯХТУ


водяные лыжи С ПОДВЕСНЫМ ЛОДОЧНЫМ МОТОРОМ

На водяных лыжах можно установить и подвесной лодочный двигатель типа ЛМ-1 или МЛ-20 мощностью 3 л. с. и 1,5 л. с. На рис. 28 представлен общий вид установки-двигателя ЛМ-1. Так же, как на водяном велосипеде и водном буере, две лыжи 1 соединяются мостом из поперечных и продольных досок 2, 3 и 4. Средняя доска 3 служит сиденьем для спортсмена, а задняя 2, усиленная вертикальной доской 6, используется для закрепления двигателя 8. Толщина вертикальной доски 6 должна быть не меньше 25 и не больше 35 мм, а высота 180—200 мм. Вертикальная доска 6 с поперечиной 2 соединяется четырьмя угольника-12*

Рис. 28. Водяные лыжи с подвесным мотором

180

ВОДНЫЙ СПОРТ

ми 5, сделанными из 5—6-миллиметровой стальной ленты шириной 40—50 мм.

На каждой полке угольника ставятся по два 6-миллиметровых болта 7 с подложенными под головки болтов шайбами большего размера.

Двигатель своим кронштейном надевается на вертикальную доску и крепится имеющимися на нем винтовыми зажимами. Установку ру

лей в данном случае производить не обязательно, так как управление осуществляется поворотом всего двигателя во втулке его кронштейна.

Двигатель необходимо располагать на продольной оси (между двумя поплавками-лыжами) , в противном случае при движении всю конструкцию будет уводить в сторону, противоположную сдвигу двигателя.

КАК из ПРОСТОЙ ЛОДКИ СДЕЛАТЬ ЯХТУ

Почти на любом водоеме можно встретить обычные гребные лодки, так называемые прогулочные, народные. Такие лодки при желании можно приспособить для хождения под парусом (рис. 29).

Необходимо только изготовить парусное вооружение и киль.

Парусное вооружение состоит из самого паруса, рангоута и стоячего и бегучего такелажа. Размеры паруса и его форма должны быть выбраны в соответствии с указаниями, данными на стр. 177—178.

При подсчете площади паруса коэффициент поправки на остойчивость судна следует при

нять в зависимости от типа лодки равным 1 для лодки с малой остойчивостью и не выше 1,2 для лодки с хорошей остойчивостью.

Форма паруса выбирается в зависимости от береговой обстановки водоема, на котором эксплуатируется судно, и преобладающих ветров.

В соответствии с формой паруса принимается и высота мачты. Для обычного паруса она берется равной 1,2 длины лодки, а при наличии высокого паруса — 1,4 длины лодки.

Для изготовления паруса нужна плотная, плохо пропускающая воздух материя.

Так как основные нагрузки на площадь паруса концентрируются по его углам, необходи

мо в этих местах усилить парус путем установки матерчатых накладок (боутов), нашиваемых на основной материал паруса (рис. 30).

Для крепления паруса и растягивания его кромок (шкаторин) по мачте и гику в углы паруса вшивают металлические кольца — кренгельсы, через которые парус растягивается по дереву мачты или гика пеньковым тросом. Шкаторины паруса усиливают лих-

КАК ИЗ ПРОСТОЙ ЛОДКИ СДЕЛАТЬ ЯХТУ

181

тросом, окантовывающим парус по передней и нижней кромкам. Ликтрос вшивают в кромки паруса, чтобы предотвратить разрыв отдельных полотнищ, из которых сшит парус. Для того чтобы парус не имел большого прогиба, на нем нашивают продольные карманы, в которые вставляют тонкие деревянные планки — «латы».

Парус крепится к мачте и к гику пеньковым шнуром.

Размеры мачты: высота равняется длине передней шкаторины паруса плюс 500—600 мм. Диаметр у комля мачты (в нижней ее части) составляет */60 ее длины, а диаметр на топе (верхней части) может быть не более чем на 40 % меньше исходного -диаметра у комля.

Рис. 31. Крепление мачты

Нижнюю часть мачты, расположенную ниже банки, делают квадратного или прямоугольного сечения. Нижний конец мачты — шпор входит в степс (гнездо, прикрепляемое к килевому бруску корпуса лодки). Степс может быть изготовлен из листовой 3—4-миллиметровой стали, как показано на рис. 31, но можно его сделать и из дерева в виде бруска с выдолбленным под шпор мачты квадратом.

Верхняя часть квадратного участка мачты крепится металлической скобой к банке (сиденью). Чтобы мачта сидела в скобе плотно, желательно после закрепления скобы болтами забить между мачтой и скобой клин (см. рис. 31).

Гик делается овального сечения. Длина его должна быть на 300—350 мм больше нижней шкаторины паруса. У комля мачты гик снабжен узлом, к которому с помощью болта крепится своим углом парус. Сам гик подходит к мачте, охватывая ее усами, и может свободно вращаться вокруг нее.

Штаг и ванты стоячего такелажа могут выполняться из тонкого 4—5-миллиметрового

стального троса или из 6—7-миллиметровой проволоки. Для возможности регулирования длины и для достижения правильной установки мачты штаг и ванты снабжаются талрепами.

Для крепления расчалок на мачте на высоте 2/з ее длины устанавливается специальный узел с тремя ушками, расположенными пол углом 120° друг к другу. На корпусе лодки расчалки крепятся так: передняя (штаг) — к буксирной скобе, обычно установленной на но-совом штевне лодки, а боковые (ванты) целесообразнее всего закреплять в отверстиях по

душек под уключины (см. рис. 29). Положение мачты регулируйте с таким расчетом, чтобы она в поперечном сечении лодки была строго вертикальна, а в продольном направлении имела небольшой (100—150 мм) наклон верхнего конца к корме.

Управление парусом осуществляется с помощью пеньковой веревки, которая одним концом крепится к гику (морским узлом привязывается к скобе), затем перебрасывается через ролики, имеющиеся на корпусе и на гике. Второй конец веревки находится в руке рулевого.

Ролики являются обычными блоками, благодаря которым требуется значительно меньшее усилие для подтягивания паруса на свободном конце гика-шкота.

Верхний ролик прикреплен к гику. Нижний ролик удобно устанавливать на специальной скобе, внутри которой проходит румпель.

Руль лодки необходимо переделать. Нужно увеличить его площадь и сделать откидным, как на шверботах. В крайнем случае можно оставить обычный руль, но перекладину на нем обязательно заменить румпелем.

182

ВОДНЫЙ СПОРТ

Кроме опорных 'пластин, к нему крепятся также на болтах две ленты, охватывающие корпус лодки. В верхней части ленты стягиваются винтовой стяжкой с резьбовой муфтой.

Киль подводится под днище лодки и затягивается на бортах винтовой стяжкой, как показано на рис. 29.

Передняя часть киля и лент должна быть заостренной. Это необходимо для того, чтобы уменьшить сопротивление при движении лодки.

Когда все готово, необходимо установить парусное вооружение и киль на лодку. Установка киля производится с таким расчетом, чтобы центр парусности расположился на 50—100 мм впереди центра бокового сопротивления всех погруженных в воду частей лодки (рис. 33).

Такое взаимное расположение центра парусности и центра бокового сопротивления обеспечивает хорошую маневренность судна и облегчает управление им.

Наилучшее взаимное положение киля и паруса определяется опытным путем — передвижением киля в ту или иную сторону. В нашей конструкции киль можно перемещать даже на ходу, нужно только ослабить стяжку и аккуратно продвигать киль в нужную сторону.



Своими руками, 1957



фильм Блондинка за углом смотреть онлайн фильм Маленькая Вера смотреть онлайн фильм Любовь и голуби смотреть онлайн