МОТОРНАЯ ЛОДКА


МОТОРНАЯ ЛОДКА

Постройка не в заводских условиях моторного судна является сравнительно сложным и не для всех доступным делом, что в значительной степени препятствует кассовому внедрению двигателя внутреннего сгорания в водный спорт. В то же время у нас имеется много легких мотоциклетных двигателей, которые можно использовать в качестве небольших судовых моторных установок.

Значительный интерес по своей простоте представляет схема установки на обычной гребной лодке двигателя К1Б от мотоцикла «Киевлянин» или двигателя, который устанавливается на инвалидной тележке. Последний снабжен вентилятором для улучшения охлаждения цилиндра и поэтому более подходит для установки на лодку.

Двигатель К1Б — воздушного охлаждения, развивает мощность 2—2,3 л. с. при 3900—4100 оборотах в минуту коленчатого вала. Двигатель надежен, прост в обслуживании и нетребователен к сорту топлива и масла. Общий вид лодки с установленным двигателем дан на рис. 34.

Установка двигателя на лодку производится по схеме, приведенной на рис. 35. Для обеспечения хорошего обдува воздухом двигатель крепится не в корпусе судна, а сверху — на транце лодки.

Рис. 34. Общий вид лодки с мотоциклетным двигателем

В транцевой доске под картером двигателя делается небольшой вырез, усиленный металлическими косынками узлов. Так как связь транца с бортовыми досками на обычных лодках не особенно прочна, транец скрепляется с бортовыми досками дополнительными угольни-

Крепление румпеля удобнее всего производить в металлической, согнутой из железа, скобе, прикрепленной к верхней части пера руля (см. рис. 29).

НЮ- 1ЬИ мм

Киль (рис. 32) изготовляется из толстого железного листа (8—12 мм) по размерам, указанным на рисунке. К нему на болтах по концам обреза крепятся две опорные пластинки, которые при установке киля на лодку обжимаются по деревянному килю лодки.

МОТОРНАЯ ЛОДКА

183

ками 32 (рис. 35 и 36). Ведущая звездочка 10 двигателя располагается на диаметральной оси лодки посередине транцевой доски. -Под килем

на вал на одной шпонке, предупреждающей их проворачивание, и крепятся гайкой 45 с шайбой 44.

Рис. 35. Схема установки двигателя К1Б на лодку:

/ — перо руля управления; 2 — нижний подшипник баллера руля; 3—щиток-кронштейн; 4— баллер руля; 5—верхний кронштейн руля; 6 — румпель; 7— болт крепления румпеля; 8 — болты крепления узлов установки двигателя; 9 — узел крепления двигателя; 10—ведущая звездочка двигателя;//—узел-кронштейн крепления двигателя; 12 — выхлопная труба; 13 — хомут крепления выхлопной трубы; /4 — провод зажигания; 15—цилиндр двигателя; /6—всасывающий патрубок карбюратора;/7—электро-•неч;- зажітгічия: 8 — каобюрято.); 19 — п-юз<>тка управ ч-чи1 карбюратором; 20 — бак для топлива;

2/ — резьбовая пробка бака; 22 — рычаг управления карбюратором; 23 — бензиновый краник; 24 — хомут крепления бака; 25 — стойка; 26 — трубка бензопровода; 27 — рычаг воздушной заслонки карбюратора; 28 — болт крепления стойки; 29—банка (сидение рулевого); 30 — рычаг управления; 31—тяга управления; 32— угольник усиления, крепления транца; 33 — болт; 34 — шайба; 35—шуруп; 36—скоба; 37— болты; 38 — гребной вал; 39 — болт; 40 — подшипник вала пинта; 41 — цепь; 42 — ведомая звездочка; 43 — гребной винт; 44 — шайба; 45 — гайка крепления винта

лодки на двух подшипниках, из которых один является упорным, устанавливается гребной вал 38.

Подшипники 40 гребного вала 38 крепятся к килю лодки болтами 39. На гребном валу последовательно установлены ведомая цепная звездочка 42 и гребной винт 43. Они ставятся

Обычная мотоциклетная роликовая цепь размером 12,7X5,2 мм перебрасывается через ведущую и ведомую звездочки и передает усилие вращения от двигателя на гребной вал.

Двигатель устанавливается не с наклоном цилиндра, как на мотоцикле, а вертикально, так как только в этом случае цепь от ведущей

184

ВОДНЫЙ СПОРТ

звездочки может пройти вниз на ведомую звездочку, не зацепившись за картер маховика. Но при расположении цилиндра вертикально карбюратор двигателя получает недопустимый перекос. Для обеспечения карбюратору нормального положения нужно переделать всасывающий патрубок 16.

Рис. 36. Установка узлов крепления двигателя:

46 — болт; 47 — шуруп; 48 — стойка; 49 — приварная втулка; 50— подкос; 51—пластина; 52, 53— болты; 54 — шуруп

На рис. 37 даны все размеры, необходимые для изготовления нового всасывающего патрубка. Патрубок — литой.

Рис. 37. Всасывающий патрубок карбюратора

Можно сделать его и сварным, выдерживая по чертежу размеры и расположение фланцев; это значительно проще в условиях кустарного изготовления.

На транцевой доске двигатель устанавливается на двух изготовленных из стали кронштейнах 9 тл. 11, прикрепляемых к транцу болтами 8 и 52 и шурупами 54 (см. рис. 35 и

36). Установка узлов на транце отдельно без двигателя показана на рис. 36. Узел 9 изготовлен из листовой стали толщиной 3 мм и имеет две точки крепления двигателя болтами 46 и 53. Второй кронштейн 11 состоит из пластины — стойки 48 с приваренной к ней втулкой 49 и подкоса 50 с приваренной пластиной 51. Пластина 51 подкоса упирается в банку (сидение 29) и крепится к ней двумя болтами 52. Подкос 50 предназначен для предохранения лодки от разбалтывания при работе двигателя.

Кронштейн 11 является угольником для скрепления транцевой доски с верхней доской борта лодки. Отбортовка этого узла закрепляется с бортовой доской болтом 33.

Рядом с кронштейном 11 ставится на шурупе 47 хомут 13 крепления выхлопной трубы двигателя 12 (см. рис. 35). Выхлопная труба 12 во время работы двигателя сильно нагревается, поэтому между трубой и хомутом устанавливается асбестовая прокладка.

На левом борту лодки установлен на стойках 25 бачок 20 для топлива емкостью 10— 12 л. Он может быть изготовлен из оцинкованного железа или из алюминия. В первом случае он делается паяным, во втором — сварным. Бачок прикрепляется к стойкам двумя хомутами 24. Он снабжен резьбовой пробкой 21, прикрывающей отверстие (горловину), через которую заливается топливо.

В нижней части бачка расположен заборный штуцер с краником 23, к которому подсоединена топливная трубка 26, подающая топливо от бачка 20 к карбюратору 18.

На задней стойке размещен рычажок 22 управления (с помощью проволочной тяги 19) подачей топлива в карбюр-атор. На самом карбюраторе поворотом рычажка 27 регулируется количество подаваемого в карбюратор воздуха.

Правая сторона банки 29 предназначена для рулевого. С правого борта у банки установлен рычаг 30 управления лодкой. От рычага 30 к румпелю 6 руля 1 идет трубчатая тяга 31, проходящая в транце через скобу 36, закрепленную шурупами 35, что предотвращает возможный прогиб тяги 31 во время эксплуатации.

Движение рычага 30 вперед обеспечивает поворот лодки вправо, а движение его назад— поворот влево.

Руль 1 закреплен на специальных кронштейнах 3 и 5 и вынесен за транец — за плоскость вращения гребного винта.

Румпель 6 подсоединен к баллеру руля 4 с помощью разрезной втулки, затягиваемой

РАЗБОРНАЯ БАЙДАРКА

185

болтом 7. В кронштейне 3 размещен нижний подшипник 2 баллера руля 4. Нижний кронштейн выполнен в виде большого листа. Он

Рис. 38. Схема гребного винта простейшей конструкции

предназначается для накрытия винта сверху, так как только в этом случае винт будет работать в нормальных условиях и с хорошей от-



Своими руками, 1957



фильм Блондинка за углом смотреть онлайн фильм Маленькая Вера смотреть онлайн фильм Любовь и голуби смотреть онлайн