РАЗБОРНАЯ БАЙДАРКА


РАЗБОРНАЯ БАЙДАРКА

Байдарки подразделяются на спортивногоночные, прогулочные и туристские.

К особому типу принадлежат разборные байдарки, которые отличаются малым весом, портативностью при переноске и хранении и представляют поэтому большое удобство для туристов, рыболовов и охотников. Они используются также в научных экспедициях.

Мелкие детали разборной байдарки укладываются в обычный рюкзак, а весло и элементы продольного набора упаковываются отдельно в виде небольшого пакета длиной 1500—1600 мм.

Процесс сборки или разборки и упаковки такой байдарки длится не более 10—15 мин.

Разборную байдарку легко построить. Для этого используются обычные недефицитные материалы и инструмент.

Разборная байдарка конструкции В. Я- Ситникова (рис. 39 и 46) конструктивно проще, легче и дешевле всех имевшихся до сих пор разборных байдарок.

Она предназначена для небольших туристских походов. Имея длину 3100 мм и ширину по миделю (самое широкое место байдарки) 650 мм, она свободно поднимает одного человека и 20—25 кг груза. В схеме этой байдарки применено поперечное натяжение оболочки.

Байдарка может быть использована на самых различных водоемах. Она обладает хорошей остойчивостью, ходкостью, устойчивостью

дачей; Если его сверху не накрыть, то он будет просто вспенивать воду, почти не создавая тяги.

В кронштейне 3 делается у самого транца прорезь, через которую проходит цепь. Цепь необходимо заключить в кожух, который крепится к транцу шурупами, а к кронштейну 3 — болтами.

Кожух необходим для того, чтобы вода, захватываемая и поднимаемая вверх цепью, не била фонтаном за транцем и не обливала рулевого и двигатель. Во всей этой установке наиболее сложной деталью является гребной винт. На рис. 38 представлена упрощенная схема изготовления винта из листовой стали. Винт такого типа с простым изгибом лопастей является чрезвычайно удобным для самостоятельного, кустарного изготовления.

Путем подгибки лопастей во время испытаний можно подобрать нужный шаг винта для любых условий эксплуатации.

байдарка

Рис. 39. Скелет одноместной разборной байдарки;

I — носовой штевень; 2 — носовой штевень; 3 — разрезной стрингер; 4 — поперечный шпангоут; 5 — разрезной стрингер; 6 — поперечный шпангоут; 7 — разрезной стрингер; 8 — разрезной стрингер; 9 — поперечный шпангоут; 10 — поперечный шпангоут; 11 — разрезной стрингер; 12 — поперечный шпангоут; 13 — кормовой штевень; 14 — разрезной стрингер; 15 — разрезной стрингер

на курсе и имеет отличную всхожесть на волну. Осадка байдарки под нагрузкой не превышает 100—110 мм, что также позволяет (учи-

Рис. 40. Носовой вертикальный и горизонтальный штевни

тывая ее малую'длину) использовать байдарку не только на больших водоемах, но и на порожистых мелководных реках и в извили

стых протоках. Байдарка состоит из каркаса, оболочки и двустороннего весла.

Каркас байдарки выполняется из пяти по

перечных шпангоутов 4, 6, 9, 10,12 (см. рис. 39), двух носовых 1, 2 (рис. 40) и одного кормового 13 (рис. 41), штевней и набора разрез-

Рис. 42. Шпангоуты:

16—бимс; 17 — планка; 18—скоба; 19 — коробка;

20 — боковая ветвь шпангоута; 21 — фанера; 22 — петли; 23 — скобочки-упорьп 28 — коробочка; 29 — боковая ветвь шпангоута; 30—фанера; 31 — натяжной болт: 32 — гайка; 33 — полутрубка; 34 — бимс; 35 — боковая ветвь шпангоута; 36 — фанера

ных стрингеров 3, 5, 7, 8, 11, 14 и 15 круглого сечения. Шпангоуты / и 5 (рис. 42) выпиливаются цельными из 10-миллиметровой фанеры, а шпангоуты № 2, 3 и 4 делаются разборными. Места установки стрингеров (см. рис. 42) отмечены кружочками. Полки шпангоутов между стрингерами делаются вогнутыми. Величина вогнутости принята 10 мм; вогнутость исключает ребристость обшивки после ее натяжения на каркас байдарки. Это очень важ

187

но, так как ребристость значительно увеличивает сопротивление байдарки при ее движении и, следовательно, уменьшает ее скорость. Нижние части шпангоутов 2, 3 и 4 не имеют объемных флор (нижних полок). Они замене'ны листами 4-миллиметровой фанеры (детали 21, 30 и 36) размером 250X400 мм. Фанера скрепляет две половинки шпангоута и одновременно является полом байдарки и сидением для спортсмена. Это позволяет значительно (на 20—30 мм) понизить посадку спортсмена и центр тяжести, что обеспечивает лучшую остойчивость байдарки. Бортовые ветви 20, 29 и 35 шпангоутов 2, 3 и 4 изготовляются из 10- миллиметровой фанеры и соединяются с фанерой пола шарнирной стыковкой в прорезях фанеры пола (см. рис. 43, узел Е).

На фанере пола у прорези приклепываются две петли 22, изготовленные из жести (можно использовать для их изготовления железо от консервной банки). На концах ветви шпангоута приклепываются скобочки-упоры 23, не дающие бортовой ветви проваливаться в прорезь. Фанера пола и ветвь шпангоута соединяются шплинтом 24, проходящим через петли 22 и через отверстие в теле бортовой ветви шпангоута. Скобочка-упор 23 при стягивании шпангоута стрингерами и обшивкой упирается в фанеру и обеспечивает жесткость и неподвижность соединения.

Так как стрингеры днища на шпангоутах № 2 и 4 проходят выше, чем на шпангоуте № 3, фанера пола, располагаемая горизонтально, срезается немного на конус по стрингеру, как показано на рис. 39. Если ее не срезать, она будет перерезать стрингер- или ложиться не горизонтально. Срезанный край фанеры позволяет ей лечь ровно (она не опирается на стрингер, а висит рядом, на уровне нижней плоскости стрингера). Для того чтобы этот край фанеры не прогибался под весом человека и не продавливал обшивку, на самом краю фанеры приклепывается железная скоба 37 (рис. 43, узел К), надеваемая на стрингер.

Миделевый (самый широкий) шпангоут № 3, не имеет бимса верхней перемычки, так как он находится в проеме кокпита. На небольших участках пол у бимсов этого шпангоута устанавливается натяжной механизм, с помощью которого производится натяжение оболочки на участке кокпита.

Натяжной механизм (рис. 43, узел Б) состоит из натяжного болта 31 диаметром 6 мм, на одном конце которого приварена трубка 33. В нее ложится кокпитный брусок. На резьбу

болта навернута гайка 32, которой производится регулировка положения натяжного болта. Гайка упирается в коробочку 28. Эта коробочка изготовлена из тонкого листового железа в виде скобы и приклепана к полубимсу ветви шпангоута тремя медными заклепками 25.

Для удобства упаковки разобранных шпангоутов шпангоуты № 2 и 3, ограничивающие кокпит, имеют разъемные бимсы.

Верхняя часть Димса сделана в виде утки, за которую веревочной петлей крепится оболочка и на которую наматывается бечевка, натягивающая оболочку по краям кокпита. Соединение двух половинок бимса производится планкой 17 (рис. 43, узел А). Бимс соединяется с бортовой ветвью шпангоута конусным срезом, входящим в приклепанную на бортовую ветвь коробочку J9 (рис. 43, узел Г).

Бимсы шпангоутов 2 и 4, кроме того, имеют небольшие срезы в местах подхода кокпит-пых брусков. Кокпитный брусок имеет на концах крючки-полозки 45 (рис. 44), которые ложатся в указанные срезы и при натяжении оболочки по краям кокпита скользят по прорезям. От выскакивания из прорези крючки-полозки предохраняются металлическими скобками 18 (см. рис. 43, узел В). Скобки 18 с одной стороны шарнирно приклепываются к бимсу, а с другой закрепляются шплинтом 27.

Продольный набор байдарки состоит из стрингеров, каждый из которых составляется из двух половин. Стыковка стрингеров производится на миделевом шпангоуте № 3. В носовой части байдарки стрингеры соединяются с носовым вертикальным 1 и горизонтальным 2 штевнями (см. рис. 39). Килевой 15 и палубный 5 стрингеры стыкуются с вертикальным штевнем 1, а бортовые стрингеры 3 — с горизонтальным. Соединяются они зажимами 48 (см. рис. 43, узел Л). Зажимы выполнены в виде небольших металлических коробочек, закрепляемых на штевнях. Скулевые и днищевые стрингеры соединяются с вертикальным штевнем крючками 46, вставляемыми в металлические скобы 47 (см. рис. 43, узел И). Скобы приклепаны к штевню сквозными заклепками.

В кормовой части стрингеры подсоединяются к вертикальному кормовому штевню 13, к нему на крючках 46 крепится и бортовой стрингер.

На рис. 44 представлены стрингеры (диаметром 15—16 лш) и все детали их креплений. Для их изготовления можно использовать очищенные от коры прутья орешника или ясеня.

Рис. 43. Конструктивные узлы разборной байдарки:

24— шплинт; 25 — заклепка; 26 — заклепка; 27 — шплинт; 37 — железная скоба; 39 — гильза; 40 — втулка; 42 — петля проволочная; 43 — замок пружинный; 44 — ушковая скоба; 46 — крючок; 47 — скоба; 48—зажим штевня

РАЗБОРНАЯ БАЙДАРКА

189

На концах каждого стрингера устанавливается ворачивается килем вверх и без натяжки no-металлическая гильза 39, предохраняющая его t крывается материалом. Концы основной мате-от раскалывания при зажиме или заделке ар- рии подворачиваются под бортовой стрингер и матуры (крючков 46, полозков 45 и пр.). Для стягиваются друг с другом толстой прочной

Рис. 44. Стрингеры:

38 — муфта; 41 — петля проволочная; 45 — крючок-полоз; 62 — ушко

стыковки со штевнями в торцы стрингеров за-биваются крючки 46. Палубные стрингеры с одного конца (со стороны стыковки со штевнем) снабжены гладкой гильзой, а с другого конца (со стороны стыковки со шпангоутом) в гильзу вставляется проволочная петля 41, посредством которой стрингер скрепляется шплинтом со шпангоутом. Аналогичное крепление осуществляется во всех стрингерах, кроме килевого.

Килевой стрингер соединяется с фанерой пола ушковой скобой 44, ушко которой пропускается в прорезь, сделанную в фанере пола. Для предохранения от выскакивания ушко шплинтуется (см. рис. узел Д).

Шпангоуты № 1 и 5 к стрингерам не крепятся, а только предохраняются от сползания •в более широкую часть скелета проволочными пружинами-замками 43 (рис. 43, узел Ж)-

Сборка каркаса начинается от мидель-шпангоута, причем шпангоуты № 1 и 5 вставляются внутрь каркаса последними. Собранный каркас покрывается обшивкой, которая может изготовляться из плотного холста, тонкого брезента или специальных прорезиненных тканей (авиа-.зент, плащ-палатка и т. п.). Можно применять и другие материалы плотной набивки, через которые плохо проходит воздух. Если одна сторона такого материала более ворсиста, то при изготовлении обшивки ткань следует располагать ворсом наружу. Изготовление обшивки производится в следующей последовательности. Готовый собранный каркас байдарки по-

ниткой, как показано на рис. 45. На расстоянии 50 мм от стрингера по материалу пробивается мелом линия для последующей пришивки по ней (рис. 46) верхней палубной материи. По этой линии производится и выкройка обшивки палубы.

Линия обреза

Рис. 45. Установка обшивки

В носовой части (см. рис. 46) до кокпита обшивка палубы делается сплошной. В углах в месте выреза кокпита она усиливается накладками 51. По кокпиту обшивка производится с таким расчетом, чтобы можно было в образовавшийся шов вставить кокпитный брус (рис. 46, сечение по 3—3). По шпангоуту 3 в месте установки натяжного механизма в обшивке палубы делается вырез. В кормовой части за кокпитом обшивка состоит из двух половин (рис. 44, разрез 6—6). Для стягивания обшивки в кормовой части на каждую поло

вину обшивки нашиваются проволочные крючки 52, котор ЫС С ПОМОЩЬЮ ПрОЧНОГО ШПЭ.ГЭ.ТЙ 53 стягивают обшивку на палубе.

Для обеспечения лучшего натяжения обшивки рекомендуются следующие расстояния между крючками (считая размеры в миллиметрах от проема кокпита): 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100 и далее по сто. У самого схода на кор-

стывает и ложится комками. Это непрактично и некрасиво. Поэтому рекомендуется покрытие делать на скипидаре. Смолу следует растворить в скипидаре до сметанообразного состояния и нанести три раза на натянутую на каркас байдарки обшивку жесткой кистью или шпателем (плоской деревянной лопаточкой). Прокраску можно произвести и по внут-

U-n

49— обшивка; 50 — обшивка; 51 — накладка; 52— крючок для оболочки; 53 — шпагат-шнуровка;

54 — язык; 55 — язык; 56 — карман волноотражателя

ме следует ставить через каждые 10 мм по четыре крючка на каждой половине обшивки палубы. Для обеспечения водонепроницаемости стяжного шва к нему пришиваются продольные языки 54 и 55 из хлорвинила. Языки при затяжке шва во время одевания обшивки на каркас закладываются так, как показано на рис. 46, узел 6—6).

Когда обшивка закончена, следует позаботиться об ее водонепроницаемости — если для обшивки взят обычный холст или другая промокающая в воде материя. Наиболее доступный и дешевый способ достижения водонепроницаемости — это покрытие обшивки обычной смолой. Смолу можно растопить, но при покрытии оболочки горячей смолой она быстро за-

реиней поверхности. Когда смола просохнет и будет лишь слегка клейкой, следует ее обильно протереть тальком. Обшивку палубы покрывать смолой не следует.

Теперь необходимо вокруг кокпита установить волноотражатель. Для этого на обшивку палубы нашивается карман (см. рис. 46, узел 4—4), в который вставляется плоская планка толщиной 3—4 мм. На кармане под волноотражатель с одного борта ставится крючок 58 на резиновом шнуре 57 (рис. 47), а с другого борта нашивается петля 59. Крючок застегивается, и волноотражатель приобретает свое рабочее положение.

Спинка (рис. 48), на которую облокачивается спортсмен, сидящий в кокпите, состоит из

191

РАЗБОРНАЯ «АЙДАР,<А

фанерного листа разгром 200 X 150 мм, на (нем приклепывается петля 61. Спинка навешивается на уту/о^Ъ2 (см. рис. 44), вбитое в торец кормового палубного стрингера.

сти желательно оковать металлом. Форма пера и его размеры указаны на рис. 49. Перья следует развернуть одно по отношению к другому на 90°. Это обычно делается при стыковке двух половинок весла в разъемной муфте. Муфта в месте разъема весла изготовляется из

Ріс. 47. Замок фальш- Рис. 48. Спинка:

борта: 61 — петля

57 — резиновый шнур; 58 — крючок; 59 — петля

Рис. 49. Разборное весло:

63 — веретено; 64 — перо; 65 — муфта

Теперь остается сделать весло. Оно изготов-иг, двух половин по 1,5 м каждая с гмом точно на середине (рис. 49). Весло /из разъемного веретена 63, двух перь-'сединительной муфты 65.

куска тонкостенной трубы длиной не менее 200—250 мм.

Описанная нами байдарка имеет некоторые особенности в сборке и эксплуатации. Сборка каркаса с обшивкой производится следующим

Веоетено весла должно быть гладким (хо о .выстроганным). Изготовляется оно и евой или еловой палки толщиной 28-ш. Перья весла можно изготовить из дюр «шнцевого листа или фанеры. При изгс явлении перьев из фанеры необходимо их ок свить тонкой дешевой материей и тщательн .трокрасшь 3—4 раза. Край пера для прочш

ом. На собранный каркас без кокнитных ов натягивается, как чулок, носовая часть /и. В верхней части обшивка палубы за-' ггся веревочной петлей на утке второго ута. После этого обшивка обтягивается > и одевается на кормовой штевень. Да-жпитный шов обшивки вставляются и аются натяжным приспособлением кок-

питные бруски по миделевому шпангоуту. Затем натягиваются края кокпитного выреза обшивки концами шпагата через утки шпангоутов 2 я 4. Шпагат берется толщиной 3—4 мм и крепится по концам кокпитных брусков морским узлом. После натяжения шпагата концы его закрепляются на утках, образованных бимсами шпангоутов 6 я 10 (см. рис. 39) при их сборке.

Последней операцией сборки является шнуровка кормового участка палубной обшивки. Шнуровка производится прочным шпагатом в направлении движения, т. е. от кормы к кокпиту. Снятие обшивки осуществляется в обратной последовательности.

В условиях эксплуатации байдарка требует аккуратного обращения. Это требование относится особенно к тем байдаркам, для обшивки которых применялся тонкий материал. Сборку и разборку байдарки желательно производить на чистой площадке (на заросшем травой лугу, на мостках и т. п.). Мелкие песчинки, забиваясь между стрингерами и обшивкой, вдавливаются при затяжке в материю и со временем перетирают ее отдельные нити, делая обшивку негерметичной. Для сохранения обшивки байдарки не следует таскать ее по земле. При подходе к берегу нельзя произво

дить посадку на мель с хода или врезаться но сом в берег.

Байдарка, обладающая малечі весом, мо жет быть спущена на воду и снят зі с воды- ч; руках, что и следует рекомендовать спорте1' нам для предохранения ее от повре/7.дщИа

Во время движения по воде, В особев-ью на мелководье, у берегов, заросших дере;04 и кустами, следует следить за тем, что(Ут наскочить на какое-либо препятствие, кс торчащий из воды корень или бревно и т. .

Обшивка, покрытая смолой только по наружной поверхности, при наличии царапин дает течь. Для устранения такой течи достаточно положить байдарку на солнцепеке, где под действием солнечного тепла подобные царапины исчезают в течение 10—15 минут.

Для туристов не всегда бывает удобна одноместная байдарка. На рис. 50 даны теоретические обводы, а в таблице - - все необходимые размеры для двухместной байдарки.

Двухместная байдарка имеет длину 440 '7>t и два дополнительных шпангоута; оди;-‘ ного контура в носовой части и один ' ным механизмом — в районе кокпита венно, что для двухместной байдарк буется изготовить два весла. Разъем ров на этой байдарке следу '’' “пять на_ гоуте 4.

ЛИТЕРАТУРА не ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОьанИі

Умелые руки, Молодая гвардия, 1954.

Бунимович Д., Книга юного фо-олгабителя, Детгиз, 1955.

Краткий справочник по фотографии, Искусство, 1954.

Абрамов А. и Хлебников П., Электрические и паровые машины, Детгиз, 1953.

Сметании Б., Юный радиокопструктір, Молодая гвардия, 1953.

Подь г. польский А., Как намотаті трансформатор, Г осриергоиздат, 1953.

Прозорове? к ц и Ю., Радиоприемни.си для местного приема. ГосэТтпгпизчат 1951. .___

Костенко И., М и к ч р - . іі Э., Т

модели, Молодая гвардия, 1954.

В и н т к и н т Г., Мастерская авиам-Оборонгиз, 1950.

Г аевский А., Техюлогия изготовлен лей, Оборонгиз, 1953.

С у л е р ж и ц к и й Д., Байдарки, Доса

Ювенальев И., Акваплан, Физку.п-. _ спорт, 1953.

Ювенальев И., Зимние спортивные само/ ки. Молодая гвардия, 1953.

Техническое творчество, Молодая гвардия, И:.



Своими руками, 1957



фильм Блондинка за углом смотреть онлайн фильм Маленькая Вера смотреть онлайн фильм Любовь и голуби смотреть онлайн