Труд 03 июня, 1983 страница 2 продолжение

КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БРАКА?

Что скрывать - у нас, в торговле, хватает проблем, специфических «острых» вопросов и недостатков: плохо мы еще знаем покупательский спрос, заказы промышленности даем иногда вслепую, без учета конъюнктуры рынка. Бывают, к сожалению, и обсчеты, и грубость за прилавком, и авралы в конце месяца, когда предпринимаются отчаянные попытки «спасти план» за счет пресловутого дефицита...

Согласно кодексу трудовой чести, принятому на общем собрании работников нашего торга, каждому случаю нарушения правил советской торговли дается строгая, принципиальная оценка на заседаниях профсоюзного комитета или товарищеского суда. Провинившихся лишаем премий, тринадцатой зарплаты. Так и должно быть: за брак в работе полагается нести ответственность как моральную, так и материальную.

Но только жаль, что это простое и важное правило не распространяется на наших партнеров -продукцию в магазины. Вот буквально на днях приходит ко мне специалист торга с парой женских туфель, возвращенных нам Днепропетровским обувным производственным объединением,— отказались заменить.

—           На каком основании? — спрашиваю.

—           Нет расписки покупателя.

Требование расписки — это не что иное, как одна из многочисленных зацепок. На туфлях, у которых при первой же примерке оторвалась застежка, стоит марка объединения. И товарный чек приложен. Но всего этого для замены бракованной обуви, оказывается, мало. Ведь объединение озабочено не столько тем, чтобы побыстрее, потактичнее загладить свою вину перед покупателем, сколько тем, чтобы сбыть негодную продукцию с рук. Опять начнется долгая переписка: сначала с предприятием, затем с Министерством легкой промышленности Украины, потом с Госарбитражем...

Нельзя сказать, что это типичное отношение к своим недоработкам, но и уникальным случай не назовешь. Только за прошлый год наш сравнительно небольшой торг возвратил 13 цветных телевизоров в Минск, Львов и Харьков, восьми заводам отправлены 26 магнитофонов, пять электрофонов, восемь радиоприемников. Плюс к этому — 36 ящиков с бракованными холодильниками типа «Апшерон», «Кодры», «Снежинка». За год покупатели возвратили нам 56 наручных часов производства Минского завода «Электроника», Угличского и других часовых заводов. 129 будильников «Янтарь» отправлены орловскому заводу, 245 будильников «Севан» — ереванскому.

Можно сказать, что в торге не бывает такого дня, когда бы не оформлялись документы на возврат товара. За 1982 год в целом по торгу было отправлено 636 посылок и ящиков на 55.964 рубля.

Эти деньги мы были вынуждены изъять из своего товарооборота и вернуть покупателям. А сколько сил тратим мы зря! Тот же телевизор или холодильник нужно упаковать в ящик из древесностружечной плиты (а где ее взять?), обить его металлической лентой, отвезти на станцию, упросить железнодорожников, чтобы посылки приняли и отправили малой скоростью. Как правило, в подобных операциях бывает задействовано до десятка наших работников, в том числе директор торга, товаровед, бухгалтер, экономист, экспедитор, столяр, шофер, грузчики...

Деньги же за брак приходится брать с поставщиков все чаще с боем.

НАЗОВУ еще одну проблему, перед которой ставят нас поставщики, - затоваривание. Особенно плохо обстоит дело со сбытом женской зимней одежды. Покупатели заходят в секцию «Пальто» лишь для того, чтобы полюбоваться мехами. Их понять можно. Я как-то услышал такой диалог у входа в секцию:

—           Девушка, что-то у вас опять ничего нет.

—           Как же нет? — отвечала продавщица.— Смотрите, сколько на вешалках пальто — любого цвета и размера...

— Это не пальто,— возражает покупатель,— а мех с нагрузкой.

Что тут скажешь? Действительно, многие предприятия, всех и не перечислишь, специализирующиеся на пошиве зимних женских пальто, выполняют планы, пришивая мех чернобурок, норок, песцов и выхухолей к третьесортному, кое-как скроенному драпу. Стоимость такого изделия от 300 до 400 рублей. Года три-четыре мы держим пальто на складе и на вешалках, потом снижаем цены. В убытке опять торговля, а поставщики получают премии «за успешное выполнение и перевыполнение планов по реализации, новой продукции.

Есть в торговле старое этическое правило: покупатель всегда прав. Он прав, если стремится обзавестись не только добротными, но и модными вещами, он прав, ожидая от продавца предельной вежливости и внимательности. И он трижды прав, когда требует немедленного возмещения ущерба от купленного в магазине брака.

И ответчиками перед ним должны быть не только торгующие организации, но и изготовители. Давно пора возложить заботы о недоброкачественных товарах на плечи самих бракоделов. Может быть, есть смысл подумать о специальных пунктах, где принимались бы товары, подлежащие возврату, и чтобы эти пункты находились в ведении самих предприятий-поставщиков. И хорошо бы создать вневедомственные ОТК, независимые от администрации завода или объединения. Уверен, что при такой системе контроля брак сразу пошел бы на убыль.

Но ясно, что пункты приема брака и вневедомственные ОТК завтра не появятся,—это вопросы, решение которых требует изучения, обсуждения и организационной подготовки. А пока, видимо, надо резко повысить экономическую ответственность заводов-изготовителей за качество продукции. О возврате торговле стоимости брака и говорить не стоит, хотя сегодня это тоже проблема. Бракоделы должны, на наш взгляд, возмещать все расходы, которые несут работники торговли, обрабатывая их негодную продукцию. А если брак в течение какого-то срока — за месяц, квартал, год — превышает по объему определенные размеры, то его изготовителей надо нещадно штрафовать — как говорится, по совокупности деяний.

Если такие меры будут приняты, то торговые работники избавятся, наконец, от посторонних, навязанных обстоятельствами хлопот. О том, что выиграют покупатели, не нужно, наверное, говорить. Ну, а пока я озабочен тем, как отправить во Владивосток крупную партию умывальников, целый год загромождающих наши тесные складские помещения. На просьбу предоставить вагон для отправки бракованной продукции управление железной дороги ответило категорическим отказом. Придется проявлять так называемую «предприимчивость» — скажем, отправлять умывальники как посуду из-под вина,,.. Так или иначе, но проблему умывальников мы решим. Только ведь хотелось бы, чтобы было найдено радикальное решение вообще проблемы брака.
Н. ШЕЙКО, директор Семилукского торга.

ВОРОНЕЖСКАЯ.
Червоноградское среднее профессионально-техническое училище № 55 готовит квалифицированных рабочих в основном для производственного объединения «Укрзападуголь». Учащиеся приобретают здесь множество специальностей. Они становятся горнорабочими очистного забоя, электро-слесарями по ремонту оборудования, аппаратчиками углеобогащения. Более 500 специалистов ежегодно выходит из стен училища. За успехи в подготовке рабочих кадров ПТУ-55 неоднократно награждалось почетными грамотами Министерства угольной промышленности СССР. Во Всесоюзном соцсоревновании на лучшее горное училище его коллектив занял первое место.

На снимке: занятия с учащимися ПТУ проводит мастер производственного обучения, Герой Социалистического Труда Степан Григорьевич Гапон. Без малого тридцать лет проработал он бригадиром проходчиков.
Фото Э. КИРЕЕВОЙ.

Письма Открытие талантов
«Трудом велик и славен человек» — под таким девизом во Дворце культуры судостроителей прошел недавно фестиваль художественной самодеятельности нашего предприятия.
Неделю длился этот смотр народных талантов. Зрительный зал не вмещал всех желающих. Немало было и сюрпризов, открытии талантов. Оказалось, что технолог шестого цеха П. Выбач уморительно смешно читает юмористические рассказы. Электросварщик стапельного цеха Г. Мальченко заставил зал замереть своим чтением «Открытого письма» К. Симонова. Пение работниц стапельного цеха Л. Росляковой, О. Божевели и Ф. Малинской было вознаграждено бурными аплодисментами.

У каждого человека свой талант. Но фестиваль открыл и общее качество всех его участников — огромную любовь к искусству.

В. ВАСИЛЕНКО, электрослесарь судостроительного производственного объединения имени 60-петия Ленинского комсомола.
ХЕРСОН.

 

Когда рядом наставник
Более тридцати лет назад пришла на Тамбовский мясокомбинат М. Нестерова. Постигала секреты профессии с помощью опытного мастера Д. Чеснокова. До сих пор с благодарностью вспоминает своего учителя Мария Филипповна — ныне сама уже опытная наставница, обучившая специальности десятки молодых работниц. Она заочно окончила Московский технологический техникум мясной и молочной промышленности, несколько раз была на курсах повышения квалификации. Пройдя путь от ученицы до начальника колбасного цеха, в совершенстве овладела всеми операциями, которые выполняются в цехе. Ее мастерство отмечено высшей наградой Родины — орденом Ленина.

Рядом с Марией Филипповной трудятся опытные мастера, которые стали отличным» специалистами благодаря наставничеству Нестеровой. Взять, к примеру, 3. Леонову и Н. Барееву. Пришли они в цех девчушками из рабочих семей. Учила их, подсказывала, что к чему, и вскоре на «отлично» овладели работницы своей специальностью. А Мария Филипповна предлагает им освоить смежные специальности. И теперь девушки могут заменить любого специалиста не только в своей бригаде, но и в соседних коллективах. По настоянию Нестеровой девчата и вечернюю школу «осилили», и поступили в Мичуринский техникум пищевой промышленности. Конечно, трудновато приходится: работа, семья. Но стараются везде успевать. И во всех делах рядом с ними их старший товарищ — наставник, который всегда поможет, посоветует.

В. ЧИСТЯКОВ.
ТАМБОВ.

Ухабы на дороге

Многие жители нашего села работают кто на спирт-заводе, кто на птицеферме. Это современные предприятия, где для рабочих созданы хорошие условия труда.

Но для нас, жителей села Ивашки, рабочий день начинается с дороги. Пока два с половиной километра пройдешь по ней — топкой, скользкой, по рытвинам и ухабам, уж и работать сил не остается. Куда мы только не обращались по этому поводу, никто не желает помочь. Неужели же руководителям птицефермы и спирт-завода совсем нет дела до своих работников?
КОЛЕСНИК, ВОДЯЦКАЯ, БАРМИН и другие жители селе.
с. ИВАШКИ Харьковской области.

СМЕТАНА ДЛЯ КОМИССИИ
В конце прошлого года в «Труде» была опубликована статья «Разбавленная сметана», в которой говорилось, что на Новокуйбышевском молочном заводе выпускается сметана заниженной жирности. Из-за этого создаются излишки, которые потом расхищают работники этого предприятия. На завод приехала комиссия, и во время ее работы в магазинах и столовых продавалась нормальная сметана. Но проверяющие уехали, и стала сметана еще хуже...
В. ЕМШАНОВА.
НОВОКУЙБЫШЕВСК.

 

Отклики на выступление газеты (3 октября 1982 года) начали поступать буквально на следующий день после публикации. И продолжают приходить по сей день.

Вот, к примеру, что пишет В. Захаров из Сургута: «Мы с женой сами из Новокуйбышевска и хорошо знакомы с продукцией названного молокозавода. В статье очень мягко описаны вкусовые качества сметаны. Подобной «продукции» мы нигде не встречали. Но вот парадокс: в том же Новокуйбышевске приходилось пробовать у знакомых сметану, которую они покупали у работников гор-молокозавода, — качество превосходное».

О своей солидарности с людьми, выступившими за наведение - порядка на заводе, написали в редакцию В. Николаев из Куйбышева, Я. Степанин из Риги, москвич А. Пожарнов, А. Кузин из Василькова Киевской области и многие другие читатели.

Пришли в редакцию официальные ответы из Министерства мясной и молочной промышленности РСФСР, Куйбышевской областной прокуратуры, областного Совета народных депутатов и производственного объединения молочной промышленности. Они едины в главном: выступление газеты подтвердилось, случаи выпуска нестандартной продукции имели место.

За нарушения, вскрытые в ходе проверки, руководство объединения объявило директору завода Н. Смирновой строгий выговор, заведующей производством Л. Шляпкиной — выговор, начальник диетического цеха Л. Алексеева отстранена от занимаемой должности. Решением бюро Новокуйбышевского горкома КПСС директору гор-молокозавода Н. Смирновой объявлен строгий выговор, а секретарю партбюро Л. Шляпкиной — выговор.

Итак, виновные наказаны. Однако в официальных ответах не сказано о главном: какие же меры приняты для того, чтобы перекрыть путь на прилавки недоброкачественной продукции, схватить за руки расхитителей?

Более того, комиссию, в которую входили представители прокуратуры, областного комитета народного контроля и УВД облисполкома, удовлетворили совершенно несостоятельные объяснения администрации. Так, оказывается, молоко получается разбавленным потому, что в трубах после мойки остается вода. А сметана с заниженной жирностью будто бы доводится до необходимой кондиции непосредственно во флягах. Вряд ли нуждается в комментариях такой невероятный способ «нормализации» сметаны.

Работники центральной автоматической телефонной станции узла связи Новокуйбышевска написали в редакцию, что после опубликования статьи «Разбавленная сметана» качество сметаны заметно улучшилось, но поступление молочных продуктов в магазины сократилось: молоко продается с перебоями, творога не стало совсем, тяжело купить сметану, кефир, сливки. Чем были вызваны эти перебои? Не тем ли, что во время работы комиссии почти вся продукция завода отправлялась в Куйбышев, подальше от глаз проверяющих?

О том, как готовились на заводе к каждому посещению проверяющих, рассказали в своем письме в редакцию рабочие молокозавода. «Нашу смену,— пишут они,— начальник цеха Л. Алексеева ночью заставила выливать в ванну всю партию сметаны (50 фляг), перемешивать со сливками и сливать обратно во фляги — для того, чтобы сделать партию сметаны стандартной, для отбора комиссией проб на жирность». Стоит ли после этого удивляться, что контрольные пробы не показали расхождений с гостом?

*             Нет, такого рода проверки ничего общего не имеют с поиском истины и лишь на руку тем, кто хочет уйти от ответственности.
А из Новокуйбышевска все идут письма о том, что «сметана снова плохая».
Н. АКРИТОВ.
Спец. корр.