Труд 03 июня, 1983 страница 4 продолжение

СУББОТА, 4 ИЮНЯ

Первая программа. 8.00 — Время. 8.45 — К Всемирному дню охраны окружающей среды. Документальные фильмы 9,20 — 24 й тираж «Спортлото». 9.30 — Ребятам — о зверятах 10.00 — Для вас родители! 10.30 — А. С. Пушкин — «Модный всадник» 11.00 — «Встреча у высоких  снегов.  Серия — «Встреча. 12.15 — Мир растений. 13.00 — «Ты помнить, товарищ...» М.00 — V Международный фестиваль телевизионных программ народного творчества «Радуга». Искусство Народной Демократической Республики Йемен. 14.45 — Фильм — детям. «Великий укротитель». 16.00 — Беседа политического обозревателя В. П. Пекетова. 16.30 — Очевидное — невероятное. 17.30 — Содружество. Тележурнал. 18.00 — Чемпионат СССР по футболу. «Спартак» — «Арарат». В перерыве — Если хочешь быть здоров. 19.45      —
Мультфильм. 19.50 — Премьера
телеспектакля «Повесть о молодых супругах». По мотивам одноименной пьесы Е. Шварца В перерыве 21.00 — Время 22.50 — «Времена года. Весна». Музыкальная эстрадная передача.

Вторая программа. 8.00 —* Утренняя гимнастика. В.15 — Если хочешь быть здоров 8.30 — Концерт. 9.00 — «Случайные пассажиры» Художественный фильм. 10.15 — Музыкальная «Утренняя почта. 10.45 — Программа Куйбышевской студии телевидения. 12.00 — Что может человек и учащихся ПТУ с заслуженным мастером спорта III. Карапетяном. 12.45

—           Поет народный артист РСФСР Г. Васильев. Фильм концерт. 13.00
—           Клуб путешественников. 14.00

—           Путевка в жизнь. 14.45 — Чемпионат Европы по баскетболу. Мужчины команд финальной группы. 15.25 — Международное обозрение. 15.40 — «Командировка в Антарктиду. Передача 4-я из цикла «Наука и жизнь». 16.05 — Музыкальный киоск. 16.35 — Здоровье. 17.20 — Международные соревнования по академической гребле «Большая московская регата». 17.55 — Музыка в театре,
ЕСТЬ ТОЛЬКО МИГ?
ТЕМУ ПРЕДЛОЖИЛ ЧИТАТЕЛЬ
«Моя внучка Наташа без ума от музыки. Это ее собственное выражение, и, по-моему, очень точное: вот именно — «без ума». Дело в том, что любит она не вечную музыку, а только песни, и опять же не все, а только определенные. Я сама с песней всю жизнь прожила — мы все, Кругловы, певучие — и мама моя пела, и дочка, Наташина мама, любит петь, и сестры мои. Но наши песни — другие. То, что мы пели в молодости, было частью нашей жизни. Страна меня в Комсомольск-на-Амуре послала — нам песни комсомольские строить помогали, потом воевала — они давали силы, веру в победу. Уже немолодая, поехала я с сыном на БАМ — и оттуда привезла замечательные песни, которые в трудных условиях поддерживали людей, дарили бодрость, оптимизм. И сейчас очень много хороших, душевных песен. А вот у внучки моей все любимые песни — с каким-то надломом, бескрылые. Придет из школы, поставит пластинку, ляжет на тахту и часами одно и то же слушает. Это у нее называется «расслабиться». Я иной раз сижу рядом, вяжу что-нибудь и прислушиваюсь. Поверите ли — уши вянут, когда слышишь: «Есть только миг — за него и держись» и тому подобную белиберду. Зачем только такие песни размножают? Чему они могут научить, кого взять за сердце, кому стать помощницами в жизни?»
Л. КРУГЛОВА. КРАСНОЯРСК.
НЕ ЗНАЮ, право, почему так задело меня за живое бесхитростное письмо чьей-то бабушки.
Песню эту, о которой пишет Л. Круглова, я знаю. Она — из фильма «Земля Санникова». Хорошего фильма, кстати, полностью опровергающего мещански-эгоцентрическое содержание песни. Потому что он — о мужестве, о том, что человек, способный на большие дела, не цепляющийся за жизнь, обретает бессмертие, а она, песня эта, — в сущности, о слабых людях, которые только ноют, что жизнь быстротечна, и заботятся лишь о собственной судьбе. Откровенная пошлость, облеченная, к сожалению, в красивую мелодию и потому легко запоминающаяся. Конечно, бабушке, написавшей письмо в редакцию, прожившей, судя по всему, богатую событиями жизнь, песня эта особого вреда не причинит, для нас с вами, взрослых, сложившихся людей, тоже опасности не представляет. А вот в юные души, восприимчивые и к хорошему, и к дурному.

 

Не рецензию на чье-то песенное творчество, а просто размышляю вслух о том, какое представление о жизни и ее ценностях дает подросткам та или иная песня.

Я понимаю, почему та песня нравится Наташе. Непонятно, таинственно («Вечный покой — для седых пирамид»), красиво («А для звезды, что сорвалась и падает, есть только миг, ослепительный миг»), с «философским» подтекстом («Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется - жизнь») и, наконец, с рекомендациями («Есть только миг — за него и держись...»). Так сказать, ловушка для молодых душ...

Такие песни как минимум бесполезны, а то и вредны хотя бы потому, что ничему хорошему научить не способны, никаких добрых струн в человеческой душе затронуть не могут. Мы говорим молодежи: человек — хозяин своей судьбы, одна жизнь может вместить десять, если она напряженная. наполненная до краев, полезная людям, а песня советует: «Расслабься, живи для себя — все суета...» У песен свои пути к сердцу они воспитывают тем, что затрагивают те или иные струны нашей души. Одни — активно, напрямую, другие — окольными путями, отвечая моменту, думам, мечтам, душевному настрою. И когда песня проповедует откровенную пошлость, призывает уйти от «суеты», в маленький мещанский мирок, когда она тревожит юные души ложными представлениями о счастье, мещанским философствованием о жизни, фальшивой романтикой, — она не помощница в воспитании молодежи.

Какие песни мы любим? Разные. Одну распевают хором, черпая в ней заряд бодрости, оптимизма, другую напевают вполголоса, прислушиваясь к отзвуку, который она рождает в душе, с третьей остаются один на один в тишине полутемной комнаты, в песне может быть и отрада, и грусть, и веселая шутка, и тихая нежность, и звонкая радость, и глухая тоска по чему-то неизведанному... И только одно противопоказано ей - пошлость, спекуляция на идеалах и чувствах.

Кстати, пошлость может прокрасться не только в лирический репертуар. Бодрячески-идейные, положенные на псевдо-музыку вирши иной раз нашпигованы пошлостью во сто крат больше, чем пресловутые, в сущности безобидные «Ландыши» или пустенькая «Вода-вода», из-за которых в свое время ломалось столько копий. «Надо, надо, надо нам, ребята. жизнь красивую прожить»,— бодро призывает песня, а нам не верится, чтобы что-то, кроме мишуры, стояло для автора за этой самой его «красивой жизнью». А вот в песне о ЛЭП-500 вроде бы и бодрости духа не слышится — скорее просто сжатая в кулак воля к жизни во имя…
Через тайгу линию электропередач, а вот поди ж ты, берет за душу песня и не отпускает. И как-то тревожно и радостно за тех парней, будто давно и коротко знакомых тебе. А когда хрипловатый голос без показного энтузиазма, но твердо, по-мужски утверждает: «И пускай тот, кто не был в Лэпии, завидует нам», — то и впрямь ловишь себя на том, что завидуешь их трудной, но настоящей жизни. Вот такие чудеса летает с нами песня, если она талантлива. И слушая хоть и веселою, но сугубо «профессиональную» песню монтажника-высотника из старого-старого Фильма «Высота», мы до сих пор не можем сдержать доброй улыбки, а вот вроде бы правильное утверждение другой песни — «Пусть проходят года, ветеран — он всегда — современный рабочий» своей ясной бессмысленностью, простите, ничего, кроме скептическим усмешки, вызвать не может. Не надо питать божий дар с яичницей — бодрость с бодрячеством. порыв с потугами, героику с подделкой, искреннее чувство с суррогатом, состряпанным из набора пусть даже красивых слов.

Мы-то это понимаем. А Наташа и ее сверстники? Нельзя не разделить тревогу ее бабушки — песни ведь тоже по-своему ведут борьбу за юные души. Хорошо, что рядом с девочкой — бабушка, мать, знающие цену настоящей песне, сами певуньи. Я бы посоветовала бабушке почаще петь на семейных посиделках да внучку вовлекать. Хорошая песня — чистая, искренняя, задушевная — не может не дать ростков в молодой душе. Я верю, что она заглушит томно-вкрадчивый голос, монотонно и настойчиво нашептывающий: «Есть только миг — за него и держись»...
Л. АЛИМАМЕДОВА.
КОЛОНКА

Медведь верхом на лосе

Вот-вот должны были показаться огни деревни Мяидусельга, как вдруг водитель грузового автомобиля Петрозаводского рыбокомбината Н. Сухов, следовавший из Пудожа в Петрозаводск, увидел в ночи зеленый «глазок» такси.

Не успев сообразить, откуда же в таком отдаленном месте появился «представитель» сугубо городского вида транспорта, шофер удивился еще больше: зеленых «глаз» было два! И тут при свете фар он увидел неожиданное: медведя, зеленые глаза которого ярко горели в темноте, верхом на лосе.

Видимо, для ночного лохматого «пассажира» встреча с автомобилем была также неожиданна. Проехав еще несколько метров, медведь свалился в кювет и исчез в лесной чаще. А лось постоял еще некоторое время, благодарно, как показалось водителю, глядя на своего избавителя от явно нежелательного «клиента», который собрался им полакомиться. Об этом рассказала своим читателям газета «Ленинская правда».
В. ШЕВЦОВ. КАРЕЛЬСКАЯ АССР.

 

Строили школу, а нашли клад
Ребята из Владимирской детско-юношеской спортивной школы помогали строителям рыть котлован для пристройки к зданию. Вдруг лопаты уткнулись в какой-то полуистлевший деревянный ящик. Когда его вскрыли, выяснилось — юные спортсмены нашли клад.
В ящике оказалось более 60 изделий из драгоценных металлов — монеты, старинные медали, церковная утварь, украшения. Клад передан во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
Г. ВОЛОДИН. г. ВЛАДИМИР.
За «любовь» к цветам

Тюремное заключение и возвращение государству сорока тысяч рублей — таков был приговор народного суда электрику Владивостокского совхоза декоративных культур Э. Д. Антохину, который за два последних года украл у государства миллион киловатт электроэнергии.

У истоков этого преступления — пылкая любовь Э. Антохина к цветам. Сначала они вытеснили картофель и овощи с шести соток приусадебного участка, потом распустились еще почти на двадцати, которые энергичный электрик самовольно прихватил, вырубив лесную делянку. В шести парниках круглый год благоухали гвоздики, хризантемы, тюльпаны, нарциссы, требовавшие большого количества тепла. И оно было в избытке, поскольку поступало к пятидесяти электрообогревателям по тайком проложенному от линии электропередачи подземному кабелю.
До 10 тысяч рублей в сезон чистого дохода получал «цветовод». Аппетит Антохина разгорелся настолько, что он стал нанимать себе помощников. Ими, как правило, оказывались люди без постоянного места жительства и работы, которых вполне устраивала плата в виде спиртного и закуски.
Подпольная цветочная фирма процветала, пока на масштабы ее деятельности не обратили внимание органы. ВЛАДИВОСТОК. Т. КАЛИДБРОВД.
Бывают ли гениальные гены?
Отвечая на этот вопрос, американский журнал Пэрейд рассказывает об интересном случае, который произошел еще в XVI веке.
Вскоре после смерти Леонардо да Винчи его сводный брат Бартоломео женился на крестьянке по имени Катерина, которая была очень похожа на мать Леонардо и тоже происходила из местечка Винчи. У Бартоломео и Катерины родился сын Пьерино да Винчи. Он рос в тех же условиях, что и его гениальный дядя.
В возрасте двенадцати лет Пьерино послали во Флоренцию, где он учился ваянию и зодчеству у друга Леонардо да Винчи скульптора Балдинелли, а затем у Триболо. Как свидетельствует историк Джорджио Васари, у Пьерино проявился недюжинный талант: за пять лет, по словам историка, он усвоил больше, чем иные мастера за всю жизнь. В скульптурных работах Пьерино да Винчи «были очарование и чувство». Некоторые из его работ, в частности, находящаяся в Лувре скульптура «Речной бог» настолько совершенна, что одно время приписывалась Микеланджело.
Неизвестно, смог бы Пьерино да Винчи возвыситься до великого Леонардо — он умер от простуды в возрасте 23 лет.

А. РЕПИН. ВАШИНГТОН РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

НАШ АДРЕС: 103792, ГСП, МОСКВА, К-6, НАСТАСЬИНСКИЙ ПЕРЕУЛОК, А.

Телефоны: секретариат — 299-39-06, отдел писем. — 299-42-00, приемная редакции — 299-60-64, издательство — 200-00-82