Труд 27 января, 1982 года страница 3 продолжение

ВЫСТУПЛЕНИЕ В. ЯРУЗЕЛЬСКОГО В СЕЙМЕ ПНР

ВАРШАВА, 26 января. (ТАСС). На состоявшейся 25 января сессии сейма выступил председатель Военного совета национального спасения В. Ярузельский. Он, в частности, сказал:
Польша не погибла. Польша погибнуть не может. Такова самая главная истина. Она определяет мотивы и цели образования Военного совета национального спасения.
Как администратор военного положения совет оказывает поддержку конституционным властям государства, создает им необходимые условия для выполнения их функций. Эти функции до 13 декабря минувшего года были катастрофически нарушены. Была нарушена стабильность и поставлена под угрозу безопасность государства, приходило в упадок народное хозяйство, нависла угроза братоубийственной войны. В последний момент, когда мы были у самой пропасти, Государственный совет ввел военное положение. Сейм и Государственный совет олицетворяют волю народа.

Нарастающая опасность была заметна даже невооруженным глазом. С ней прямо сталкивались гражданская милиция и служба безопасности, неустанно ведя борьбу с этой опасностью на передовой линии. Мы постоянно об этом говорили.

Можно напомнить также о решениях сейма, предостерегающих, призывающих к спокойствию, к соглашению, о высказываниях депутатов, о призывах ПОРП и политических партий, о правительственных заявлениях и обращениях. К сожалению, это не дало результатов. Принцип соглашения служил препятствием для экстремистских сил «Солидарности», усматривавших в свержении социалистической государственной системы главную цель.

Я обвиняю эти силы в стремлении к конфронтации, в стремлении парализовать власть, в распространении ненависти, в постоянном нарушении закона, в забастовочном терроризме, в разрушении экономики, в том, что эти силы подвергали угрозе союзы и безопасность страны. Я обвиняю эти силы в злоупотреблении доверием миллионов честных людей, вовлекаемых во все более опасный омут.

Сегодня, когда в стране и за рубежом раздаются голоса, осуждающие решения польских властей, я спрашиваю: почему они молчали, когда стране угрожала трагедия с тяжелыми последствиями? Почему не раздался предостерегающий голос? Почему отсутствовал трезвый взгляд на вещи? Так пусть появится этот трезвый взгляд как можно скорее.

Главное, что было достигнуто после 13 декабря, - это спокойствие. Была ликвидирована анархия. Определенно снизилась преступность. Народное хозяйство — там, где нет недостатков в снесении,— постепенно приобретает нормальный ритм. Улучшается деятельность органов управления.

Часто спрашивают, когда будет отменено военное положение. Я отвечаю:             пусть это произойдет как

можно скорее. Элементы военного положения, ограничивающие гражданские свободы, обременительные для всего народа, по мере того как это позволяет обстановка, постепенно смягчаются или полностью отменяются. Если не будут предприниматься нелегальные акции, если не возникнут непредвиденные обстоятельства, то эти ограничения будут отменены или по крайней мере в значительной степени смягчены к концу следующего месяца. Иначе следует подходить к этому с точки зрения потребностей народного хозяйства, его оздоровления и урегулирования, а также борьбы с преступностью и нарушениями общественной дисциплины. В этой области соответствующие элементы военного положения могут и, несомненно, должны быть сохранены на более долгий период. Я выражаю надежду, что сейм разделяет это мнение.

Польша по-прежнему является страной, подвергающейся многим опасностям. В передачах диверсионных радиостанций, в преступных листовках содержатся призывы к заговорам, даже к террористическим актам. Антигосударственные силы при подстрекательстве из-за рубежа грозят предпринять действия. Но пусть в этом вопросе не будет никаких неясностей. Единственным следствием таких акций было бы продление и ужесточение военного положения. На крушение власти нечего рассчитывать.

Мы действуем в весьма сложной международной обстановке, продолжал В. Ярузельский. На польской земле предполагалось начать процесс разрушения послевоенной расстановки сил в Европе, а тем самым в мировом масштабе. В стремлении к дестабилизации, достижению одностороннего перевеса делалась ставка на то, чтобы разрушить фундамент мира в Европе, которым являются Ялтинские и Потсдамские соглашения. Это должно было произойти за счет поляков. А поскольку не удалось достичь этой цели до 13 декабря, ее пытаются достичь ныне посредством угроз, бойкота и так называемых санкций.
Мы приветствуем реалистическую, дальновидную политику тех правительств и тех политических и финансово-экономических кругов, которые воспротивились диктату, решительно защищая право на суверенные решения.
К сожалению, другие государства Североатлантического блока ведут против Польши психологическое наступление, пропагандистскую агрессию. Было использовано экономическое оружие, в том числе продовольственное. Утверждают, что экономические санкции направлены против правительства Польской Народной Республики, против Военного совета национального спасения. Это неправда. Санкции в конечном счете направлены против польского народа, против каждого поляка.
Цель санкций ясна: парализовать польскую экономику, сделать невозможным выход из кризиса, взять страну голодом, спровоцировать внутренний конфликт.

Диктат со стороны некоторых стран, предписывающий, кто с кем в Польше должен вести переговоры, - это просто несерьезное, анахроничное поведение. Таким тоном колониальные метрополии разговаривали в минувшем столетии. Поляки никогда еще не покорялись зарубежному ультиматуму, подчеркнул оратор.

Подобным же образом мы отвергаем инсинуации о том, что решение о военном положении якобы было нам навязано, инспирировано. Делаются попытки внушить, что социалистическая, суверенная страна с тысячелетней историей собственной государственности, располагающая сильной армией, является незрелым ребенком, которого кто-то ведет за руку. Правда такова, что решение о введении военного положения было нашим собственным решением, принято оно на основании собственных оценок и реализуется собственными силами.

Мы сожалеем о том, что роль главного организатора действий против Польши взяло на себя нынешнее правительство США—страны, с которой Польшу объединяют узы традиционной дружбы. Мы не теряем надежды, что в США вернутся к реализму.

Попытки вмешательства в польские внутренние дела явно противоречат Уставу ООН и хельсинкскому Заключительному акту. Должно быть ясно, что мы отнюдь не намерены предстать, перед каким, бы то, ни было самозваным трибуналом. Мы не будем участвовать в, конференциях, на которых Польше была бы уготована роль обвиняемого. События в нашей стране никому не угрожали.

Далее оратор разоблачил распространяемые значительной частью западной прессы инсинуации, касающиеся отношения к интернированным лицам в Польше. Среди интернированных, сказал он, находятся те, кто инспирировал антисоциалистическую деятельность, виновники напряженной обстановки в обществе, руководители и члены нелегальных антигосударственных организаций. ' Среди них есть также лица, которые потеряли благоразумие, запутались в действиях, которые они не осознавали полностью. Интернированы также лица, несущие главную ответственность за доведение страны до глубокого кризиса.

На сегодняшний день в местах, где содержатся интернированные, находятся 4.549 человек. До сих пор освобождено 1.760 человек. В дальнейшем будут освобождаться и другие. Те лица, которые интернированы согласно положению декрета, в случае если они откажутся от деятельности против социалистического государства, могут вернуться к семьям, на работу. Лица, которые не захотят отказаться от подпольных действий, останутся в изоляции. На возвращение к антигосударственной политической деятельности они могут не рассчитывать.

Что необходимо сделать прежде всего для успешного развития страны?

Во-первых, необходима сильная, честная, дальновидная власть, хорошо организованное государство, сильное, справедливое; во-вторых, необходимо углубление социалистической демократии во всех ее проявлениях; в-третьих, необходима перестройка народного хозяйства.

Польская объединенная рабочая партия, согласно решению своего IX чрезвычайного съезда, является вдохновителем таких реформ и гарантий, предусматриваемых законом. Гарантией особого типа будет прежде всего процесс внутрипартийного обновления, восстановления партией своего идейного единства, своей подлинно руководящей роли.

В. Ярузельский продолжал: Международные позиции Польши ухудшились. У государства, терзаемого хаосом и конфликтами, вытесняемого со своих традиционных экспортных рынков, сильных позиций быть не может. Голос слабых не слышен. Со странами, обремененными долгами, разговаривают свысока.

Сила или слабость польского государства отражаются на расстановке сил в Европе. И наоборот: судьба Польши зависит от мира, от стабильности политических отношений на нашем континенте. Наша страна есть и останется неразрывно связанной с политикой мира и разрядки. Мы хотим по-прежнему вносить в нее наш польский вклад.

Наше место — не только географически — это место в социалистическом содружестве государств, в Варшавском Договоре, среди равных и дружественных народов. Все они в эти трудные для Польши дни оказали нам интернационалистскую экономическую помощь, отнеслись к нам с доверием и верой в то, что мы сумел своими силами предотвратить опасность, угрожающую социализму в нашей стране. Мы им за это искренне благодарны.

Союз между Полыней и СССР служит основой нашей внешней политики. Из СССР поступали и поступают плановые и сверхплановые поставки для Польши. Это была огромная, измеряемая в рублях и конвертируемой валюте помощь. Это были советские «санкции». Мы их высоко ценим.

В. Ярузельский остановился на вопросе о социалистической демократии. Не социализм принес разочарование Польше, а недостаток социализма, сказал он. Надо воссоздать классовый характер нашего государства, укрепить роль рабочих и крестьян, выраженную в современных организационных и правовых формах.

Живой интерес, продолжал он, вызывает будущее профсоюзного движения. Ширится мнение о необходимости политического единства профсоюзов на почве конституции и основ внешней политики государства. В данный момент нет готовых решений. Мы не подсказываем никакой централизованной модели. Профсоюзы в Польше будут такими, какими пожелают их видеть трудящиеся.
Польская экономика, отметил В. Ярузельский, переживает глубокий кризис. Своими корнями он уходит в семидесятые годы. Однако он не приобрел бы таких масштабов, если бы не удары, нанесенные народному хозяйству после августа 1980 года.
Мы приняли в столь Неблагоприятных условиях программу глубокой перестройки структуры экономики и генеральную реформу системы управления хозяйством. Самый главный вопрос — обеспечение продовольствием народа, увеличение средств для производства продовольствия, переключение промышленного производства на удовлетворение потребностей сельского хозяйства, поставка сельскому хозяйству средств, обеспечивающих быстрый и высокий прирост продукции.

В такой ситуации особенно четко можно видеть, чем для Польши является экономическое сотрудничество с Советским Союзом и другими странами СЭВ — стабильное, долгосрочное, основанное на равноправных принципах. Страны социалистического содружества в этот трудный для нас период проявляют понимание, оказывают нам бесценную интернационалистскую помощь.

Международные экономические связи Польши надо ориентировать в сторону наших надежных партнеров, непосредственных соседей, всей системы СЭВ. Здесь — огромные возможности для нашей экономики.

В заключение В. Ярузельский сказал: Настало трудное и суровое время, время лишений и труда. Нам нельзя топтаться на месте, погрязать в спорах, когда другие народы идут вперед. Дистанция увеличивается, вместо того чтобы сокращаться. Тем более мы должны понять друг друга и достичь соглашения. Ставка огромная: упрочение независимости и суверенитета, укрепление социалистического государства, восстановление позиций Польши в Европе.

С этой высокой трибуны сейма я обращаюсь ко всему народу. В этот исторический момент перед нами одновременно и опасность, и надежда. Надо сделать выбор. Я верю, что мы справимся с задачей, что спасем нашу родину — Польшу.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕЙМА ПНР

ВАРШАВА, 26 января. (ТАСС). Сейм ПНР одобрил позицию, представленную председателем Военного совета национального спасения В. Ярузельским.

Сейм констатировал в своем постановлении, что развитие положения в Польше до 13 декабря 1981 года угрожало стране величайшей опасностью. Враждебные социализму силы анархии и дестабилизации действовали против государственных устоев и основных учреждений Польской Народной Республики, подрывали ее союзы, парализовали народное хозяйство и государственную жизнь. Призывы к миру в обществе, к благоразумию и гражданской ответственности и решительные рекомендации, содержавшиеся в постановлениях сейма, не приносили результата. Реальными становились угроза гражданской войны, интернационализация польского кризиса и подрыв суверенитета нашего государства... Спасение государства в такой ситуации оказалось невозможным без применения чрезвычайных мер. Ввиду быстро прогрессирующего роста угрозы безопасности страны Государственный совет был вынужден ввести военное положение. Ответственность за судьбу страны взяла на себя армия, предотвратив национальную катастрофу. Сейм отмечает, что введение военного положения было необходимостью, меньшим злом, чем конфронтация с кровопролитием. Оно предотвратило конфронтацию и создало возможности для восстановления нормальных условий функционирования государства и его органов, экономической и общественной жизни.

Сейм решительно заявил, что дело социалистического строительства должно быть и будет продолжено.

Сейм подтвердил незыблемость
конституционных принципов польской внешней политики. Ее основой является союз и дружба с СССР и государствами—участниками Варшавского Договора. Они служат гарантией безопасности Польши, ее суверенного и независимого существования, ее силы и успешного развития.

Сейм заявил, что экономические санкции, политический шантаж и явные попытки вмешательства некоторых стран Запада во внутренние дела Польши являются нарушением принципов международного сообщества, содержащихся, в частности, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, причиняют ущерб безопасности и миру в Европе.

Сейм утвердил декреты Госсовета ПНР о военном положении.
26 января сейм продолжал свою работу.

Гипотезы, проекты

ОБЕЗЬЯНА: ПРЕДОК ИДИ КУЗЕН?

ОТ КОГО произошел человек? Казалось бы, вопрос не из сложных — ведь сегодня любой школьник скажет, что нашими далекими предками были обезьяны, которые благодаря труду превратились в людей. Однако, как сообщает итальянский еженедельник «Панорама», английские антропологи Джереми Черфос и Джон Грибин считают, что эволюция проходила не совсем так, как принято считать сегодня. Не отрицая того, что человек произошел от обезьяны, они вместе с тем полагают, что некоторые виды обезьян в свою очередь произошли от ...человекообразных существ, которым когда-то оставалось сделать всего шаг, чтобы стать человеком.

Вспомним традиционный взгляд на происхождение человека. Принято считать, что несколько миллионов лет назад на Земле существовали разные виды человекообразных обезьян — гиббоны, орангутанги, шимпанзе, гориллы. А также еще один, неизвестный нам и не существующий сегодня вид обезьян, которые со временем превратились в человека.

А так ли все было? — задались вопросом Черфос и Грибин. В поисках ответа ученые обратились к изучению молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) человека и обезьян.

Как известно, в клетках всех живущих существ молекулы ДНК являются генетическим кодом наследственной информации. Одно из свойств ДНК — регистрировать во времени происходившие в организме мутации. Именно это свойство молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты помогло английским антропологам прийти к сенсационному выводу:  одно из важнейших для организма

свойств — способность синтезировать белок альбумин — человек, горилла и шимпанзе приобрели одновременно, по-видимому, унаследовав от единого прародителя. Произошло это, как считают ученые, 4—5 миллионов лет назад.

Гипотезу о приблизительно одновременном появлении на Земле человека, гориллы и шимпанзе подтверждают, по мнению Черфо-са и Грибина, и опыты по созданию гибридной ДНК на основе выделенных из молекул дезоксирибонуклеиновой кислоты человека и шимпанзе самостоятельных «цепочек».

Кто же был наш общий с этими обезьянами «родитель»? Английские ученые считают, что им был так называемый австралопитек— существо, которое, по мнению Черфоса и Грибина, находилось на стадии развития между обезьяной и человеком.

Черфос и Грибин считают, что картина эволюции была следующей. Когда-то, несколько миллионов лет назад, предки австралопитеков в поисках более обильной пищи отправились из Африки, где они до этого обитали, в Азию. Австралопитеки все больше и больше начинали походить на человека— пробовали ходить на двух ногах, добывать пищу с помощью примитивных орудий... Но неожиданно в Европе и Азии похолодало, и австралопитеки были вынуждены возвратиться в Африку. Попав в обильные пищей., леса и восстановив обезьяньи навыки собирания пищи и жизйи -на дереввях, эти австралопитеки обрекли себя на чисто животное состояние и превратились со временем в существа, которых мы сегодня называем гориллами и шимпанзе

Другая часть австралопитеков, считают Черфос и Грибин, попала в безлесные районы, где животные были вынуждены закрепить навыки хождения на двух ногах. Пищу им приходилось добывать с трудом, используя палки, камни. Именно тяжелые условия обитания способствовали развитию мозговой потенции наших пращуров и дали им возможность стать на путь к Гомо сапиенсу — Человеку разумному.

Итак, считают английские антропологи, современные гориллы и шимпанзе — не кто иные, как наши родственники, которые 4—5 миллионов лет назад сделали шаг назад в своем развитии и не смогли стать людьми, так как попали в слишком благоприятные условия обитания

Это сообщение наш корреспондент попросил прокомментировать старшего научного сотрудника Нгучно-исследовательского института и музея антропологии им. Д. Н. Анучина, кандидата биологических наук М. И. Урысонэ

— Гипотеза, предложенная английскими учеными, неожиданна,— сказал он.— Черфос и Грибин не разделяют некоторых положений учения Дарвина о происхождении человека. Ведь согласно дарвинской эволюционной теории 14—16 миллионов лет назад «ветви» эволюции человека и обезьян разошлись, и с тех пор развивались в течение многих миллионов лет независимо друг от друга, приведя в конечном итоге к современным человеку и обезьяне.

Довольно серьезным аргументом английских ученых являются данные биохимических исследований. Действительно, в строении ДНК, белков, гемоглобина современных людей, шимпанзе и гориллы много общего. Сегодня дать полное и точное объяснение этому факту ученые не могут. Однако современная наука не отрицает возможности того, что темпы эволюции биохимических структур и морфологических особенностей человека и обезьяны были разные. Другими словами, строение белков, ДНК, гемоглобина изменялось, возможно, медленнее, чем внешние признаки и нас, и наших «родичей». Таким образом, сходство биохимических соединений человека и человекообразных обезьян может объясняться тем, что ДНК, белки и гемоглобин мало изменились с тех пор, когда от общего далекого предка пошли две ветви — т. е. людей и обезьян.

Сомнение вызывает предположение Черфоса и Грибина о том, что австралопитеки могли утратить первичные навыки поведения человека и возвратиться в стадию обезьяны. Большинство ученых считает, что эволюция
—           процесс необратимый. Теоретические исследования, опыты над животными показали, что при попадании в несвойственные виду условия жизни животные или приспосабливаются к ним, или вымирают. Но процесса «обратной эволюции» не происходит.
Что касается предположения о том, что австралопитеки мигрировали из Африки в Азию, а оттуда обратно, то палеонтологические данные сегодня этого не подтверждают. Мы не знаем ни одного найденного в Азии костного останка австралопитека. Останки обнаружены только в Африке.
Дальнейшие исследования антропологов, палеонтологов, археологов, историков, этнографов всего мира покажут, насколько близки к истине Черфос и Грибин.

А. КАЗАКОВ.
«Труд» • 27 января 1982 года —
3 стр.