Труд, 29 мая, 1983, страница 4 продолжение

Концерт из произведений А. Хачатуряна. 22.00 — Выступа ют артисты Хабаровского театра музыкальной комедии. 22.30 —
М. Шолохов — «Тихий Дон». 23.16 — «Мастера вокального искусства». Э. Шварцкопф (Австрия). ’
29.У. Солнце: восх. 4.56, зах. 21.59.
Долг, дня 17.03.
Ленинградская область — местами кратковременные дожди, грозы. Температура ночью 7—12, днем 37 — 22 градуса.

Центрально-Черноземный район — кратковременные дожди, грозы. Температура ночью 9 — 14,
днем ЗП—24 градуса.
Волго-Вятский район — без осадков. Температура ночью 3 — 8 (на северо-востоке района местами слабые заморозки), днем 17 — 22 градуса.
Украина — местами кратковременные дожди, при грозе порывистый ветер, град. Температура ночью 9—15, днем 20 — 25. на юге до 27 градусов тепла.

Москва и Московская область – преимущественно без осадков.

Температура ночью 9—14, днем 20 — 25 градусов.
ТИРАЖ
Результаты 22-го тиража «Спортлото», состоявшегося 23 мая.
«6 из 49»: 7, 9 14, 28, 36, 39.
«5 из 36»: 8, 11, 13, 17, 30.
(ТАСС).

ЭТОЙ весной в Канне был открыт новый Дворец кинофестивалей. Когда смотришь на него с набережной Круазетт, он напоминает океанский корабль. Огромное, ультрасовременной             конструкции здание с террасами, напоминающими корабельные палубы, выросло на самом берегу, рядом со старым портом Канн. Розовый дворец-корабль как бы вынесен волнами на золотистый песчаный пляж. Но в реальности все произошло наоборот. Морю пришлось отступить, чтобы дать место новому дворцу. Строители                отвоевали

у воды несколько сот квадратных метров для здания и парка, разбитого вокруг него.

В этом году на кино-конкурс в Канне был представлен 21 фильм. Главный приз — «Золотая пальмовая ветвь» — жюри, в составе которого был С. Ф. Бондарчук, присудило японскому фильму «Баллада о Нарайяме», поставленному режиссером Ш. Имамурой. Сюжет картины несложен. Действие происходит сто лет назад в крохотной японской деревне, затерявшейся в горах. По старинному обычаю семидесятилетние старики отправляются на вершину горы Нарайяма, чтобы там встретить смерть. В бедной деревушке каждый род на учете, и старики добровольно принимают смерть, чтобы дать жить молодым. К этому обряду готовится старуха О Рин. У нее большая семья, и она спешит одарить своей заботой сыновей и внуков. Каждый эпизод из жизни деревушки и семьи О Рин — это целая новелла с тонко отработанными характеристиками героев. Фильм завершается драматическими сценами прощания О Рин и ее старшего сына, который по традиции совершает вместе с матерью подъем на Нарайяму. Можно согласиться с оценкой. данной газетой «Либерасьон: «Последний эпизод этой симфонии — величественное восхождение на вершину горы — сделан с потрясающим мастерством и сам по себе делает фильм подлинным шедевром».

Фильм Имамуры как бы полемизирует с теми работами, представленными на конкурс, который демонстрирует и даже прославляет падение нравов в современной семье буржуазного общества. Но душевное тепло, забота о ближнем, жертвенность, взаимопомощь японских крестьян явно выигрывают рядом с современной буржуазной семьей, где зачастую все строится на расчете и выгоде, эгоизме и равнодушии.

С позиции гневного разоблачения пороков буржуазного общества выступает французский режиссер Робер Брессон в фильме «Деньги» (Брессон получил приз за лучшую режиссерскую работу). Он видит в деньгах порочную силу, с которой человек не может справиться. В его фильме жертвой этой силы становится молодой рабочий Ивон. Цепочка манипуляций с фальшивыми денежными билетами завершается на нем, и ложные показания против Ивона делают его в глазах общества злоумышленником. Сломавшись морально, молодой человек вовлекается затем в ограбление банка и переступает в конечном счете порог тюрьмы. Она завершает его «воспитание»: он выходит на свободу ожесточенным, со слепым желанием совершить преступление. И убивает семью, приютившую его, окружившую заботой. Убивает ради денег, которые задушили в нем все святое.

Некоторые кинокритики оспаривают художественные приемы Брессона, но никто не осмелился отрицать остроту социальной и моральной проблем, поднятых режиссером. Французская пресса отметила, что 13-й фильм Брессона «Деньги» «свидетельствует о его силе и живучести его собственного бунта против цивилизации, которая все развращает, все портит, начиная с благородного искусства кино» («Синема»), Брессон «показывает пагубность силы денег, — замечает буржуазная «Фигаро». — Но что его интересует прежде всего, так это возможность проследить за тем, как это зло заражает все вокруг».

По проблематике с «Деньгами» перекликается швейцарский фильм режиссера Клода Горетта «Смерть Марио Риччи». Снимавшийся в этой картине известный итальянский актер Джан-Мария Волонте получил премию за лучшее исполнение мужской роли. Он играет журналиста Фонтану, который при мышлении, для поисков чего-то такого, что, возможно, не существует». Фильм вызвал противоречивые суждения и толкования его идеи.

Нельзя не согласиться с замечанием французской «Монд», что, помимо редких жемчугов, на фестивале можно было встретить очевидные подделки под произведения искусства. Отсутствие значимости проблем стало общим явлением для западного кино. Детективы с интригующим сюжетом, эротика уводят зрителей от раздумий над острыми проблемами современного буржуазного общества. Это характерно и для многих картин, показанных на фестивале. Например, итальянский режиссер Марко Феррери представил на конкурс «Историю Пьерры». Ганни Шигулла, занятая в этом фильме, получила приз за лучшее исполнение женской роли. В картине смакуются уродливые отношения в семье, зашедшие в такие дебри, что смутили даже «закованные в броню» души местных журналистов.

Приятный диссонансом в этом отношении прозвучала на фестивале работа Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» — утверждением чистоты человеческих чувств и оптимизмом. Фильм вызвал одобрительные отзывы

Интересен американский внеконкурсный фильм Джона Бэдхэма «Военные игры». В нем выражается тревога, вызванная возможностью возникновения ядерной войны. Техническая неисправность автоматического главного ординатора в штабе главного командования, решения которого передаются межконтинентальным ракетам и другим средствам нападения, происходит в результате «пиратского» вмешательства школьника Дэвида, юного героя фильма. В итоге главный ординатор готовится дать приказ о нанесении удара по Советскому Союзу...

Не будет полного впечатления о Каннском кинофестивале, если не сказать о кинорынке, работавшем в те же дни. Отрадно отметить, что большим успехом пользовались у кинопрокатчиков советские фильмы. На кинорынке были показаны 16 наших картин. Представители «Сов-экспорт-фильма» подписали контракты о продаже семидесяти картин. Наряду с последними работами советских киномастеров большим спросом пользуются ленты военных лет и работы классиков советского кинематографа.

Официальная афиша нынешнего кинофестиваля была сделана известным японским режиссером Аки-рой Куросавой, получившим здесь в позапрошлом году высший приз за ленту «Кагимуша». Свою карьеру Куросава начинал как художник. На его афише изображен воин, на коне отправляющийся сражаться во славу киноискусства. Много ли побед на его счету в этом году? Обозреватели считают, что, если нынешний кинофестиваль и не выявил подлинно выдающихся лент, он все же запомнится работами, которые послужат развитию идеи гуманизма.
Е. ШУЛЮКИН.
[Соб. корр. «Труда»].
ПАРИЖ — КАНН.

ПОСЛЕДНЯЯ КОЛОНКА

Необычное пополнение

Сюрприз преподнесла юным натуралистам Краснодарской станции юннатов пара австралийских птиц эму. У них появилось восемь птенцов. Впервые потомство птиц эму получено в условиях Кубани.

Это событие комментирует доцент кафедры зоологии позвоночных Кубанского государственного университета Т. Жукова:

— Факт выведения птенцов страусо-подобных птиц в малоприспособленных условиях станции юннатов имеет немалый интерес дня специалистов-зоологов, работников зоопарков страны,— говорит Татьяна Игоревна. —В условиях зоопарка эму легко переносят неволю, хорошо живут и размножаются. Но там, как правило, для выведения потомства прибегают к помощи инкубаторов. Приятно, что у нас на Кубани птенцы эму появились естественным путем.
Л. КРАМАРЕНКО.
КРАСНОДАР.

В коллекции — корабли и самолеты

Крейсер «Аврора», легендарный  броненосец «Потемкин», современный противолодочный корабль, парусник XVIII веко — модели этих судов собраны в коллекции жителя Майкопа Г. Волкова.
Миниатюрные корабли умелец сделал своими руками из дерева, меди, жести с помощью стамески, долота, пилы, топорика. Дело это непростое — например, модель броненосца «Потемкин» собрана из 1.342 деталей.
Есть в коллекции Г. Волкова и модели самолетов - истребителя ЯК-3, ночного бомбардировщика П0-2, летающей амфибии ША-2               и других. Это    память о молодости

Г. Волкова, бывшего авиамеханика. Кстати, на самолете ША-2 зимой 1933 года он участвовал в спасении рыбаков на Каспии, которых унесло в море на оторвавшейся льдине, рассказывает газета «Адыгейская правда».

Угнать грузовик не удалось

Движущийся по улице тяжелый МАЗ сразу привлек внимание старшего инспектора дорожно-патруль-ной службы Д. Асоева. Во-первых, свежей вмятиной на крыле и еще тем, что шофер вел машину как-то странно — зигзагами. Движением жезла Асоев дал ему команду остановиться, но грузовик увеличил скорость и, сделав неловкий поворот, скрылся на соседней улице. Это было уже серьезно. Инспектор по рации передал ближайшим постам приказ: остановить машину.

Сержант милиции Т. Тагаев услышал его как раз в тот момент, когда грузовик, набирая скорость, пронесся мимо поста. Сержант тут же вскочил на подножку проезжавшей следом машины и бросился в погоню.
Непросто это было — на полном ходу перескочить с одного автомобиля на другой. Но Тагаев совершил этот головоломный маневр, мгновенно просунул руку в открытое окно кабины и повернул ключ зажигания. Машина остановилась. И только тут сержант, доказавший свою решительность, доение ориентироваться в сложных ситуациях, едва не лишился дара речи от изумления. За рулем была... женщина.
Разумеется, принадлежность к слабому полу не освободила от заслуженного наказания угонщицу автомобиля И. Комолову, решившую в нетрезвом виде поразвлечься столь странным способом
ДУШАНБЕ.
Ю. КРАСНОПОЛЬСКИЙ.

Запрягай, почтальон, лошадей

Больше месяца в штате Калифорния, сообщает американский журнал «Ньюсуик», действует конная почта. Вновь, как 122 года назад, меняя подставы, скачут конные почтальоны в широкополых шляпах с кольтами у бедра. На их красных куртках надпись «Национальная ассоциация ♦ Пони-Экспресс».

Так когда-то называлась эта легендарная пони-почта. Она исчезла, не выдержав конкуренции с железной дорогой. Но в калифорнийском городе Поллок-Пайнс до сих пор помнят о ней. Его жители гордятся тем, что именно здесь «Пони-Экспресс» появилась впервые в США. Поэтому, когда мощные грязевые потоки и скальные оползни на сорокамильном участке автомагистрали прервали работу транспорта, было решено вновь возродить «Пони-Экспресс».
Добровольные конные почтальоны полны энтузиазма. Они заявили, что будут продолжать работать до тех пор, пока шоссе полностью не расчистят
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
НАШ АДРЕС: 103792, ГСП, МОСКВА, К-6, НАСТАСЬИНСКИЙ ПЕРЕУЛОК, Л.
Телефоны: секретариат — 299 39-06, отдел писем — 299-42 00, приемная редакции — 299 60 64, издательство — 200 00 82.