Кортневы струны


Кортневы струны.

Тенториальная мембрана

Будем называть эластические волокна Кортневыми струнами, по имени открывшего их ученого. На Кортневой струне мы видим воспринимающий аппарат, состоящий из нескольких вертикально поставленных нервных клеточек; к основанию каждой клеточки подходит особое нервное волоконце (разветвление слухового нерва). На вершине нервных клеточек имеются группы ворсинок, как бы волоски; поэтому нервные клетки получили название волосатых. На рис. 14 представлена в увеличенном виде основная пластинка вместе с находящимися на ней нервными волосатыми клеточками. Над клеточками нависает булавовидный волокнистый придаток. Совокупность этих придатков тянется наподобие карниза над всеми волосатыми клеточ-

Нервные волокна Рис. 14.

ками и образует собою так называемую тенториальную мембрану. Если какая-нибудь Кортнева струна начинает колебаться вверх и вниз, то волоски клеток касаются соответствующего им булавовидного придатка, и тогда клетки получают раздражение, которое передается по их нервным волоконцам в мозг и служит для образования в мозгу звукового ощущения.

Нервные волосатые клетки должны сохранять неизменно свое направление; если бы они поникли, то и отправления их прекратились бы. От поникания их предохраняет соседство других клеточек (см. рис. 14), а также тончайшая перепонка, через которую просунуты их верхние концы с волосками. Каждая волосатая клетка напоминает собою как бы маленькую пробирку, вставленную в штатив для пробирок. Штатив для пробирок представляет собою, как известно, ящичек (передняя и задняя стенки которого удалены), в крышке которого сделаны круглые прорезы для вставления пробирок. Пробирка вставляется в это отверстие, упираясь основанием в дно штатива. Нечто подобное мы видим и в установке волосатых клеточек. Здесь „крышке" штатива соответствует тончайшая перепонка (см. рис. 14), через которую выставляются их концы с волосками. Бокам штатива здесь соответствуют клеточки, на которых покоится поддерживающая перепонка („Кортневы стропильца"), а дну — Кортнева струна.

Кортиев орган.

Весь этот сложный аппарат, вся совокупность „Кортневых струн", нервных клеток, текториальная мембрана— все называется Кортневым органом.

Мы описали отдельное Кортиево волоконце или отдельную „Кортневу струну" с ее воспринимающими аппаратами; таких „струн* находится по длине улитки

от 15 000 до 23 000, при чем длина их все'увеличивается от основания улитки к ее вершине. „Струны" слабо связаны между собою, так что каждое волоконце способно колебаться независимо от других. Не забудем, что со всех сторон они окружены эндолимфой.

Над Кортневым органом протянута, словно полуоткрытая крышка рояля, нежная Рейснерова пленка. Она служит покровом и в получении звукового возбуждения роли не играет.

Весь Кортнев орган напоминает нам струнный строй рояля или арфы. Подобно тому как при игре на арфе или на рояле в действие приводятся не все струны разом, а звучат лишь некоторые, но зато их сочетанием и последовательностью достигается бесконечно большое разнообразие игры, так и при распространении сотрясений через овальное окно на эндолимфу не все Кортневы струны сотрясаются и посылают возбуждение в мозг, а лишь некоторые (смотря по роду получаемых сотрясений). Таким образом, сочетание различных колеблющихся Кортневых струн дает в мозгу сочетание бесконечно разнообразных возбуждений, т. е. обусловливает то богатство звуковых ощущений, которое справедливо вызывает в нас такое большое удивление.

Но почему же при сотрясении эндолимфы сотрясаются не все Кортневы струны зараз, а лишь некоторые? Это объясняется явлением отзывчивости. Кортневы струны имеют, оказывается, различную настроенность: отзываются на сотрясение эндолимфы лишь те Кортневы струны, собственные колебания которых соответствуют колебаниям эндолимфы.

Поясним это на простом опыте. Подвесим на рамке КМ несколько маятников —а, Ъ, с, d, е разной длины (рис. 15). Рамка поставлена на пол в слегка наклонном положении и удерживается от падения ниткой, привязан

ной к крючку, ввинченному в стену. Дав маятникам успокоиться, начнем, слегка задевая пальцем за нитку, ритмически покачивать рамку КМ. Пусть ритм колебаний рамкн случайно совпал с ритмом собственных колебаний какого-нибудь маятника, например, d. Тогда только этот маятник сильно раскачается, остальные же будут пребывать в сравнительном покое или же, начав колебаться, тотчас приостановятся. Иногда случается раскачать сильно два маятни-• ка, остальные же не отзываются на качания рамки. В этом опыте рамка соответствует эндолимфе, а маятники— Кортневым струнам. Рамка хотя и колеблется, но вызывает ответные колебания не во всех маятниках, а лишь в тех, собственные колебания которых соответствуют качаниям рамки. Те же рассуждения мы применяем и к эндолимфе и Кортневым струнам.1 2 3

Рис. 15.

Практический прием для того, чтобы маятник d сильно раскачался, заключается в том, чтобы следить глазами за его начавшимися

колебаниями и качать рамку в такт его колебаниям, не обращая внимания на остальные маятники. Опыт эффектнее, если сообщать рамке едва заметное качание.

Будем помнить, что этот опыт лишь аналогия и что слишком далеко сравнение маятников со струнами Кортн проводить вельзя.

Сообразно с' этим мы представляем механизм распространения сотрясений через Кортнев орган так. Пусть овальное окно получает очень медленное сотрясение (10— 15 в секунду), такое, что ни одна из Кортневых струн на них не отзывается. В таком случае сотрясение жидкости, полученное от перепонки овального окна, следует по всему верхнему этажу улиточного хода, достигает вершины улитки, там через отверстие и через нижний этаж хода переходит к круглому окну и здесь угасает. Ни один из Кортневых органов не отзывался на колебания, а потому не получилось никакого звукового слитного восприятия. Если же овальное окно получает большее число сотрясений, например, 50 в секунду, то среди Кортневых волокон (расположенных ближе к вершине улитки) отыщутся такие, которые могут отозваться своими колебаниями на колебания эндолимфы. Это мы можем проследить на прилагаемой грубой схеме уха (рис. 16), где улитка для наглядности представлена выпрямленной, при чем вдоль неё тянется основная пластинка с тенториальной мембраной и основной мембраной. Итак, пусть Кортиево волокно, воспринимающее 50 колебаний в секунду, находится на линии Ьс. В таком случае сотрясение эндолимфы (также совершающее 50 колебаний) приведет в сотрясение именно это волокно, через него сотря'сение передается в нижний ход улитки и доходит до круглого окна. Мы видим, что здесЬ сотрясение эндолимфы находит себе сокращенный путь, означенный пунктиром abed, верхняя же часть эндолимфы от b до е и от е до достанется неподвижной. Вместе с тем от нервных клеток Ьс будет послано в мозг соответствующее возбуждение, которое преобразовывается в мозгу в ощущение, а именно в ощущение басового, низкого звука (в особен

ности, если звук длится). Предположим, что ухо получает длительные импульсы от звучащего камертона (50 колебаний в секунду). В таком случае мы имеем в улитке длительное колебание столбиков эндолимфы ab n'dc, между которыми включена также колеблющаяся Кортиева струна на пути Ьс.

Если тон еще повысится, то сотрясения в эндолимфе изберут себе еще более сокращенный путь из верхнего хода улитки в нижний по линии km (рис. 16), так что

Рис. 16.

сотрясаться будет столбик эндолимфы от а до k и от т до d и включенная между ними Кортиева струна, от которой мозг получит возбуждение отличное от того, которое он получил от Ьс, а именно — в мозгу возникнет ощущение более высокого тона.

Таким образом, части Кортиева органа, расположенные ближе к основанию улитки, воспринимают более высокие тона, а расположенные у вершины — более низкие. Это было подтверждено в 1925 году опытами Хельда и Клейнкнехта. Названные ученые производили в улитке морской свинки ничтожное повреждение, а

именно,'просверливали отверстие диаметром в 0,1 мм с таким расчетом, чтобы не повредить слуховых нервов, а лишь ослабить натяжение какого-нибудь участка основной мембраны путем ее разрыва. После этого у свинки исчезало ощущение определенной высоты тона, так как воспринимающий его аппарат был разрушен.1 Просверливание улитки ближе к основанию давало выпадение высоких тонов, ближе к вершине — низких.



Ухо, Ф.Н. Красиков, 1928



фильм Блондинка за углом смотреть онлайн фильм Маленькая Вера смотреть онлайн фильм Любовь и голуби смотреть онлайн