Голосовые связки


Голосовые связки.

В создании тембра человеческого голоса принимают участие голосовые связки, колебания которых усиливаются резонансом грудной полости. Далее, возможные оттенки приносятся другими резонаторами: полостью рта и носа, Гаймеровыми полостями, лобной пазухой и даже зубами. Для получения красивого и богатого оттенками человеческого голоса требуется сочетание многих благоприятных условий (здесь играет роль строение голосовых связок, форма ротовой и носовой полости). Сочетание это встречается не особенно часто. Заметим, что звук одиночных голосовых связок был бы очень слаб, если бы не было резонаторов. Мы можем проделать следующий опыт. Возьмем гортань мертвого гуся и, надев ее на трубку соответствующей ширины, станем продувать через нее воздух. Гортань зазвучит, но как будет отличаться по силе этот звук от гусиного гоготанья!

Подобно этому, в музыкальных струнных инструментах огромное значение играет дека (деревянная подставка, на которой натянуты струны), вообще все, что наиболее усиливает звуки. Если мы натянем скрипичные струны между двумя гвоздями, которые будем держать в руках (опыт надо вести двоим) и проведем по струне смычком, то поразимся слабости этого звука, плохо слышимого даже на малом расстоянии, даже если струна натянута с такой же силой, как на скрипке. Между тем, когда струны звучат на самой скрипке, то звуки ее наполняют громадный концертный зал. Здесь звучит так громко резонатор, колебания которого возбуждаются колебаниями струн. Резонатором является дека, кузов инструмента, и воздух, заключенный в кузове. До какой степени усиливается звук вследствие

резонанса, показывает следующий опыт. Если мы приведем камертон в колебательное движение, то звук его скоро замирает. Дождавшись, когда звук едва слышен, приложим и крепко прижмем рукоятку камертона к поверхности стола, с которого снята скатерть. Звук усиливается во много раз. Если мы возьмем два одинаковых камертона, вызовем в них звуки одинаковой силы и один из них приложим на некоторое время к поверхности стола, а затем отделим и сравним силу их звучаний, то окажется, что тот из них, который побывал в соприкосновении со столом, звучит слабее и замрет раньше другого: он 'значительную часть своей колебательной энергии употребил на сообщение колебательного же движения волокнам дерева за время соприкосновения.

Мы ознакомились в кратких чертах с устройством слухового аппарата. Мы видим, что по сложности своего устройства, по изумительной чувствительности и по богатству даваемых ощущений, ухо мало отличается от глаза. Мы не затронули, за недостатком места, очень важной области звуковых впечатлений — музыку. Музыка по своему значению аналогична живописи, но затрагивает сильнее наши чувства и сильнее волнует, чем живопись.

Служебное значение органа слуха огромно и уступает лишь органу зрения. Но это потому, что глаз реагируя на световые лучи, безмерно увеличивает наши сведения об окружающем мире, и „радиус действия" глаза несравненно больше, чем уха, — достигая до размеров видимой вселенной. В этом смысле зрение можно назвать вселенским или космическим чувством, между тем как слух — чисто земное чувство, с небольшим радиусом действия, однако вполне достаточным для того, чтобы могло возникнуть важнейшее орудие общения людей — человеческая речь.

О глазе см. книгу М. Ю. Пиотровского .Глаз*.



Ухо, Ф.Н. Красиков, 1928



фильм Блондинка за углом смотреть онлайн фильм Маленькая Вера смотреть онлайн фильм Любовь и голуби смотреть онлайн