ЗНАЧЕНИЕ СЛУХА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ


2. ЗНАЧЕНИЕ СЛУХА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.

Только тот, кто имел несчастие оглохнуть, может вполне оценить значение слуха в нашем существовании. Оглохший человек делается инвалидом, хотя бы и сохранил все свои силы, физические и умственные. Для него резко уменьшается возможность предложить свой труд: ведь большинство профессий для успешного выполнения работы требует словесного общения с людьми. Конечно, в своей частной жизни глухой не так беспомощен, как слепой. По улицам он ходит свободно, хотя и подвергается большому риску попасть под экипаж, так как он не слышит предостерегающих окликов или сигнальных звонков. Если это человек умственного труда, глухота даже может явиться для него временным преимуществом: никакие окружающие шумы и звуки не отвлекают его от сосредоточенной умственной работы. Но для него одновременно исчезает возможность живой беседы, что часто необходимо при умственном труде. Глухой у себя дома может исполнять всякую работу, но случись пожар — и глухой спокойно останется в загоревшемся доме в то время, как все жильцы, услыхав тревогу, успели выбежать на улицу. Глухота несет за собою не только множество стеснений и неудобств, но и множество опасностей.

Мы живо можем перенестись в положение глухого человека, если представим себя на кинематографическом сеансе перед фильмой, все подписи которой сделаны на незнакомом языке. Последовательность действий на такой фильме остается для нас во многом непонятной, несмотря даже на выразительную игру артистов. Испытываемые нами чувства беспомощности, неудовлетворенности, досады напоминают н^м о душевном состоянии глухого человека, для которого окружающая жизнь, наполненная разнообразными звуками, является чужой, малопонятной: благодаря этому глухой человек повергнут в состояние глубокого одиночества. Волей-неволей он делается мало общительным, замкнутым, погруженным только в свои личные переживания. Для него отпадает прелесть непосредственного удобного общения с людьми и лишь выработанный „разговор" при помощи пальцев позволяет ему войти в общение с себе подобным, если не считать медленных сношений при помощи писания на бумаге.

Звуки отражаются на душевной жизни и потому, что способны оказывать могущественное влияние на сосудодвигательную систему человека, а через нее и на эмоции и, вообще, на всю область чувствований и настроений человека. На примере кинематографической фильмы, которым мы только что пользовались, мы ясно видим, насколько музыкальное сопровождение, удачно подобранное, повышает впечатление от фильмы. Особенно сильно действие звуков певучих, мерно повторяющихся, ритмических, т. е. как раз музыкальных звуков. Вспомним, как ободряют усталых солдат звуки марша или хотя бы барабанный бой. Вспомним, как захватывает, увлекает и объединяет в общем порыве массовое хоровое исполнение какой-нибудь песни или гимна во время манифестации. Не только пение и музыка или искусная декламация, но всякие звуки влияют на кровеносные сосуды, вызывая их местное сужение или

Кровеносные мелкие сосуды снабжены гладкими мышечными волокнами, которые управляются особыми нервами, отходящими от центральной нервной системы. Примером действия сосудодвигателей является покраснение и побледнение кожн. Если мышечные волокна кровеносных .сосудов расслабляются, то к сосудам приливает* кровь в большем количестве — и кожа краснеет. Если же действием сосу-додвнгательных нервов сосуды сжимаются, то кровь в значительной степени оттекает от них н кожа бледнеет. Кому не известно, что наши эмоции — например, гнев, стыд, страх — сопровождаются изменениями сосудодвигателей — отсюда яркая краска стыда, бледность ужаса, учащенное биение сердца при разного рода переживаниях.

расширение и тем возбуждая соответствующее чувствование. Только одни звуки влияют сильнее, другие — слабее. Кому не приходилось вздрагивать от неожиданного, тревожного шума, например, ружейного выстрела, звона разбитого стекла, удара грома и ощущать, как сердце на момент замирает, а затем начинает усиленно биться? То же, но в несравненно меньшей степени повторяется и с иными звуками. Одни из них возбуждают, другие угнетают или усыпляют. Всякий знает, как хорошо спится в вагоне под однообразные ритмические удары колес поезда. Особое настроение вызывается шумом дождя, плеском морских волн, ударяющихся о берег, завыванием ветра в трубе. Сильно влияют на нас звуки человеческого голоса. Как часто при первом знакомстве мы испытываем безотчетную симпатию или антипатию к нашему собеседнику, в зависимости от оттенка его голоса. Ораторы и актеры знают, как действует на слушателей звуковое богатство речи, полное разнообразных оттенков и интонаций. Прослушанная речь какого-нибудь искусного оратора производит совсем иное впечатление, чем та же речь, прочитанная в газетном отчете. Кстати, к различным оттенкам звука ухо наше очень чувствительно, звуковая же память удерживает их изумительно долго. Иной раз вы встречаете знакомого после долгих лет разлуки; внешность его вы успели позабыть; но стоит ему заговорить — и вы по манере его речи, по оттенку голоса сразу его узнаете. Если мы сравним световые ощущения с звуковыми, то должны будем признать, что световые дают нам больше разнообразных и важных сведений и указаний о внешнем мире и больше действуют на ум; звуковые же ощущения больше волнуют нас, возбуждают больше сильных эмоций и отражаются, таким образом, на жизни чувства. Давно замечено, что слепые, сохранившие хороший слух, отличаются большей отзывчивостью, более общительным характером, чем зрячие, но совершенно утратившие слух — отличаются замкнутостью, эгоизмом, и в характере у них часто наблюдается некоторая черствость.

Для человека слух приобретает огромное значение, давая возможность словесного общения с себе подобными. Как ныне с несомненностью установлено, человеческая речь возникла постепенно из тех выкриков, междометий и восклицаний, которые невольно возникали при коллективных трудовых процессах, например, при перетаскивании больших тяжестей, при охоте, при сооружении жилищ или обработке каменных изделий. И речь служит доныне лучшей спайкой человеческого коллектива: даже отдельные коллективы, именуемые нациями, отличаются один от другого прежде всего по языку.

Способность речи, способность общаться через воздушное пространство—в сущности, так же изумительна, как и радио. Зачатки подобного общения мы видим и среди животных. Охотникам известно, что иные птицы издают предостерегающий крик при приближении вооруженного человека и этим лишают охотника некоторой части его трофеев, так как дичь настораживается и спешит улететь или убежать. Разнообразные звуки издает наседка, окруженная выводком цыплят: она сзывает их, отыскав пищу, или предостерегает при появлении коршуна. Слухом пользуются животные для избавления от врагов и нападения иа добычу. Заяц возлагает все свои надежды на быстрые ноги и на изумительно чуткий слух: недаром у него такие большие уши. Надо думать, что большинство животных обладает более тонким слухом, чем человек. Признаком тонкого слуха у животных служит большая и подвижная ушная раковина.

Как же устроен тот удивительный аппарат, который называется ухом и которым мы улавливаем бесконечноразнообразные звуки? Перейдем к его описанию, при чем, попутно, дадим краткий очерк значения каждой из отдельных частей слухового аппарата.



Ухо, Ф.Н. Красиков, 1928



фильм Блондинка за углом смотреть онлайн фильм Маленькая Вера смотреть онлайн фильм Любовь и голуби смотреть онлайн