Учительская газета, 8 мая, 1979 года, страница 1

В ЦЕНТРАЛЬНОМ КОМИТЕТЕ КПСС

Центральный Комитет КПСС принял постановление «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы»
Центральный Комитет КПСС отметил, что построение в СССР развитого социалистического общества, огромный рост материального и духовного потенциала страны, успехи борьбы КПСС и Советского государства за мир и международное сотрудничество, за свободу и независимость народов создали широкие возможности для реализации программных целей нашей партии в области формирования коммунистического сознания людей. Эти цели — воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности социалистической Родине, делу коммунизма, коммунистического отношения к труду и общественной собственности, полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее, гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной культуры.

Велики и широко известны во всем мире достижения Советской страны в формировании нового человека, в развитии науки, культуры, народного образования. Мы располагаем многочисленными, хорошо подготовленными идеологическими кадрами. Накоплен богатый опыт пропагандистской и агитационной работы. В стране создан мощный, оснащенный современной техникой информационно-пропагандистский аппарат — широко развитые печать, телевидение, радио.

Весь этот могучий комплекс информации и воспитания охватывает своим влиянием многие миллионы людей. Его главная задача — вооружать советский народ, каждое новое поколение непобедимым оружием исторической правды, глубоким пониманием законов и перспектив общественного развития, опираясь на незыблемую основу марксистско-ленинского учения.

Щ XXV съезд КПСС выработал ясную политическую линию, стратегию и тактику дальнейшего движения к коммунизму, четко определил основные направления идеологической работы на современном этапе. Съезд указал путь повышения идейного уровня и эффективности этой работы — комплексный подход к постановке всего дела воспитания: обеспечение тесного единства политического, трудового и нравственного воспитания с учетом особенностей различных групп трудящихся. Выполняя завет великого Ленина, партия сочетает глубокое, сознательное изучение широкими массами марксистско-ленинской теории с воспитанием наших людей в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма, коммунистического отношения к труду, общественной активности, высоких нравственных качеств у каждого гражданина СССР.

Осуществляя решения съезда партии. ЦК КПСС принял постановления об опыте комплексного решения вопросов идейно-воспитательной работы, о задачах партийной учебы, руководстве средствами массовой информации и пропаганды, повышении роли устной политической агитации, о мерах по улучшению лекционной пропаганды, усилении роли экономического образования трудящихся, дальнейшем развитии самодеятельного художественного творчества, об улучшении культурного обслуживания сельского населения.

На основе решений Центрального Комитета, выступлений товарища Л. И. Брежнева, его книг «Малая земля», «Возрождение», «Целина» партийные организации уже многое сделали по углублению идейно-воспитательной и информационной работы, повышению ее эффективности. Заметно активизировалась и приблизилась к жизни партийная, комсомольская и экономическая учеба. Стали более содержательными, оперативными и доходчивыми материалы печати, телевидения, радио.

ЦК КПСС вместе с тем отметил, что в постановке информационной, идейно-воспитательной работы у нас еще есть немало слабостей и недостатков, причем весьма существенных. Главное состоит в том, что качество этой работы далеко не всегда отвечает возросшему образовательному и культурному уровню и запросам советских людей, недостаточно учитывает динамичность социально-экономических процессов и духовной жизни современного советского общества. Не всегда в должной мере учитывается характер резко обострившейся идеологической борьбы на международной арене.

В условиях развитого социализма более чем когда-либо актуально ленинское положение о том, что государство сильно сознательностью масс, оно сильно тогда, когда массы все знают, обо всем могут судить и идут на все сознательно. В этом плане исключительно важную роль играют средства массовой пропаганды, обеспечивающие информирование населения по широкому кругу интересующих его проблем, правильное их понимание. Пресса, телевидение, радио, устная пропаганда и агитация в еще большей степени должны помогать советскому человеку хорошо ориентироваться во внутренней жизни и в международных событиях, вызывать стремление внести максимальный вклад в общее дело, в строительство коммунизма.

Все еще недостаточно действенным является освещение в печати, массово-политической работе таких вопросов, как ускорение научно-технического прогресса, внедрение достижений науки и техники в народное хозяйство, повышение производительности труда, эффективности и качества работы, строжайшая экономия материалов, сырья, топлива, энергии, финансовых средств.

Органам массовой информации нередко недостает умения живо и доходчиво показывать и пропагандировать лучшие достижения, передовой опыт отдельных тружеников, целых трудовых коллективов. Причем показывать так, чтобы раскрывать суть этого опыта, заинтересовывать им миллионы людей, помогать его широкому распространению на практике.

С задачами, которые партия ставит перед идейно-воспитательной работой, несовместимы встречающиеся еще боязнь открыто ставить на обсуждение актуальные вопросы нашей общественной жизни, тенденция сглаживать, обходить нерешенные проблемы, острые вопросы, замалчивать недостатки и трудности, существующие в реальной жизни. Такой подход, склонность к парадности не помогают делу, а лишь затрудняют решение наших общих задач. Там, где не в чести критика и самокритика, где недостает гласности в общественных делах, наносится прямой ущерб активности масс. А ведь именно в активности масс — важный источник силы социалистического строя.

Систематически, целеустремленно и непримиримо следует вести борьбу всеми средствами пропаганды и воспитания — от обсуждения в парторганизации, трудовом коллективе до критики в печати, по радио, телевидению — за искоренение таких нередко бытующих еще в нашей жизни враждебных социализму уродливых пережитков прошлого, как стяжательство и взяточничество, стремление урвать побольше от общества, ничего не давая ему, бесхозяйственность и расточительство, пьянство и хулиганство, бюрократизм и бездушное отношение к людям, нарушения трудовой дисциплины и общественного порядка. В борьбе с этими явлениями необходимо использовать и убеждение словом, и строгую силу закона.

Эффективность воспитательной работы значительно снижается там, где возникает разрыв между словом и делом, где не обеспечено единство организационной, хозяйственной и идеологической работы. Оценивая работу руководителей, хозяйственных кадров, необходимо учитывать не только показатели выполнения производственных планов, но и уровень дисциплины, морально-политический климат в коллективе, условия труда и быта.

Нельзя мириться с тем, что воспитательная работа часто бывает ослаблена по месту жительства, в общежитиях, в малочисленных коллективах, отдаленных населенных пунктах. Значительно более живой, конкретной, интересной и убедительной должна стать идейно-воспитательная работа с молодежью на заводах, в колхозах и совхозах, в учебных заведениях, на стройках, в сфере обслуживания.

В постановлении подчеркивается также, что империалистическая пропаганда, с которой теперь открыто взаимодействует пропаганда пекинских шовинистов и агрессоров, непрерывно ведет яростное наступление на умы советских людей, стремится с помощью самых изощренных методов и современных технических средств отравить их сознание клеветой на советскую действительность, очернить социализм, приукрасить империализм, его грабительскую, бесчеловечную политику и практику. Извращенная информация и тенденциозное освещение фактов, умолчание, полуправда и просто беспардонная ложь — все пускается в ход.

Поэтому одна из важнейших задач идейно-воспитательной и информационной работы — помогать советским людям распознавать всю фальшь этой клеветнической пропаганды, в ясной, конкретной и убедительной форме разоблачать ее коварные методы, нести людям земли правду о первой в мире стране победившего социализма. При этом всегда следует помнить, что ослабление внимания к освещению актуальных проблем, недостаточная оперативность, вопросы, оставленные без ответа, выгодны лишь нашему классовому противнику.

Большим недостатком, существенно снижающим эффективность воздействия воспитательной работы на сознание и чувства людей, являются нередко встречающиеся   формализм, склонность к словесной трескотне, всякого рода пропагандистским штампам, серый, «казенный» стиль материалов, многократное механическое повторение общих истин вместо их творческого осмысления, поиска живой и доходчивой формы. Теоретические обобщения, серьезный, вдумчивый анализ, обогащающий читателя, слушателя, порой подменяются напыщенностью, внешним наукообразием языка, а убедительность аргументов и доверительность тона в разговоре с аудиторией — назидательностью и громкой фразой. Все это следует решительно изживать из практики.

КПСС рассматривает коммунистическое воспитание трудящихся как важный фронт борьбы за коммунизм. От успехов идеологической, политико-воспитательной работы все больше зависят ход экономического, социально-политического и культурного развития страны, полная реализация возможностей развитого социализма, осуществление ленинского внешнеполитического курса Советского Союза, укрепление его международных позиций.

Центральный Комитет КПСС обязал ЦК компартий союзных республик, крайкомы, обкомы, окружкомы, горкомы, райкомы партии, первичные партийные организации разработать и претворить в жизнь конкретные меры по улучшению идеологической, политико-воспитательной работы, повышению ее эффективности и качества, совершенствованию форм и методов, устранить имеющиеся недостатки. Идеологическая работа должна быть поднята на более высокий качественный уровень, отвечающий требованиям развитого социализма, новым задачам коммунистического строительства. Постоянная забота о неуклонном повышении сознательности и активности народных масс, учил В. И. Ленин, остается, как всегда, базой и важным содержанием партийной работы. Совершенствование идейно-воспитательной работы - первостепенная задача всех партийных организаций. Каждый коммунист, где бы он ни трудился, должен выступать пропагандистом и проводником идей ленинской партии, отдавать этому исключительно важному делу все свои знания, всю силу души.

Необходимо сосредоточить внимание партийных организаций, идеологических учреждений, пропагандистских кадров и актива на следующих актуальных задачах политико-воспитательной работы: обеспечить высокий научный уровень пропаганды и агитации.

Ярко показывать величие коммунистических идеалов, всепобеждающую силу марксизма-ленинизма, плодотворную неутомимую деятельность КПСС по укреплению могущества Советской Родины и росту благосостояния народа, исторические преимущества социализма, его подлинный демократизм и гуманизм. Убедительно, на конкретных фактах раскрывать сущность советского образа жизни, достижения развитого социалистического общества, пути его постепенного перерастания в коммунистическое. В теоретической, всей идеологической деятельности необходимо учитывать те особенности общественного развития, которые связаны с воздействием научно-технической революции. Разъяснять, что делается и что следует делать для успешного решения очередных задач социально-экономического и культурного строительства, для дальнейшего развития советской демократии и укрепления социалистической государственности. Воспитывать у всех советских людей чувство гордости за социалистическое Отечество, нерушимой братской дружбы народов СССР, уважение к национальному достоинству и национальной культуре, непримиримость к любым проявлениям национализма. Способствовать дальнейшему укреплению единства и сплоченности великого советского народа; усилить деловитость и конкретность пропаганды и агитации, ее связь с жизнью, с решением хозяйственных и политических задач. Разъяснять социально-экономическую политику КПСС, направленную на повышение материального благосостояния и культуры народа, всемерно развивать социалистическое соревнование, движение за коммунистическое отношение к труду. Активно способствовать успешному решению исторической задачи соединения преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции, обобщать и широко пропагандировать передовой опыт, успехи советской науки и техники. Настойчиво бороться за укрепление трудовой и государственной дисциплины, повышение ответственности за порученное дело, за экономию и бережное отношение к социалистической собственности, против расточительства, ведомственности и местничества. Советский человек должен ясно сознавать общественную значимость своего личного участия в выполнении народнохозяйственных планов, ускорении научно-технического прогресса как решающего условия дальнейшего укрепления могущества Родины, победы коммунизма;

развивать наступательный характер пропаганды и агитации. Всемерно поддерживать все новое и передовое, перспективное, решительно бороться с тем, что мешает нашему движению вперед. Исходить из того, что рекордные показатели новаторов — не самоцель, а важнейшее средство мобилизации трудовой энергии масс на повышение производительности труда, мощный резерв повышения эффективности производства и качества работы. Инициативное, творческое участие в труде, общественной жизни — показатель идейной, гражданской зрелости человека.

Укрепление позиций мирового социализма, всех прогрессивных сил создает благоприятные условия для коммунистического строительства, для развертывания идеологического наступления против империализма и гегемонизма, милитаризма и реакции. Следует и далее неустанно пропагандировать ленинский миролюбивый внешнеполитический курс КПСС, успехи реального социализма, крепить солидарность с народами стран социалистического содружества, международным рабочим классом, национально-освободительным движением, расширять и углублять идеологическое сотрудничество с братскими партиями. Одна из постоянных задач советских средств массовой информации - систематически освещать жизнь социалистических стран во всем ее многообразии, обращая особое внимание на конкретный положительный опыт решения братскими партиями актуальных общественных проблем, на политическое, идеологическое, экономическое сотрудничество братских государств, равноправный и взаимовыгодный характер их отношений. Регулярно освещать самоотверженную борьбу братских коммунистических и рабочих партий против империализма и опасности новой войны, за идеалы коммунизма, за коренные интересы рабочего класса, всех трудящихся, за социальный прогресс.

В Центральном Комитете КПСС, Совете Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ
21 апреля 1979 г. состоялся Всесоюзный коммунистический субботник, посвященный 109-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина. В субботнике приняли участие 150 миллионов человек. Промышленными предприятиями выработано продукции на 825 миллионов рублей. Заработная плата, начисленная во время субботника, составила более 167 миллионов рублей.

Ударным, самоотверженным трудом советские люди достойно ознаменовали 60-ю годовщину первого коммунистического субботника, названного В. И. Лениным Великим почином. Они с энтузиазмом работал^ в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в строительстве и других отраслях народного хозяйства, а также на благоустройстве городов и населенных пунктов и своим трудом внесли весомый вклад в вы-
полнение плана и обязательств 1979 года. Праздник коммунистического труда стал и праздником интернациональной солидарности. Участники субботника с глубоким удовлетворением восприняли решение о направлении большей части заработанных ими средств в Фонд помощи братскому Вьетнаму, пострадавшему от варварской агрессии Китая.

Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ сердечно благодарят рабочих, колхозников, инженерно-технических работников и служащих, молодежь, воинов Советской Армии и Флота, ветеранов войны и труда, всех советских людей, принявших активное участие во Всесоюзном коммунистическом субботнике, за их самоотверженный и безвозмездный труд.
Необходимо со всей решительностью разоблачать империалистических проповедников «холодной войны», обострения международной напряженности, гонки вооружений, грозящей поставить мир на грань ядерной катастрофы. Вскрывать антинародную, антигуманную сущность современного капитализма, грабительский характер политики неоколониализма, подлинный облик лицемерных защитников «прав» и «свобод». Разоблачать гегемонистский великодержавный курс пекинских правителей, их агрессивные устремления, смыкание с силами империализма, реакции и войны. Своевременно давать достойный отпор идеологическим диверсиям империализма и его приспешников. Вести последовательную борьбу против любых форм оппортунизма и ревизионизма.

Наш долг — противопоставить подрывной политической и идеологической деятельности классового противника, его злобной клевете на социализм непоколебимую сплоченность, могучее идейное единство своих рядов, глубокую убежденность и политическую бдительность каждого советского человека, его готовность защищать Родину, революционные завоевания социализма.

Сердцевиной идеологической, политико-воспитательной работы было и остается формирование у советских людей научного мировоззрения, беззаветной преданности делу партии, коммунистическим идеалам, любви к социалистической Отчизне, пролетарского интернационализма. В системе партийной учебы, экономического образования, комсомольского политического просвещения, массовых формах пропаганды надо обеспечить глубокое изучение произведений К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, истории КПСС, документов XXIII, XXIV, XXV партийных съездов, трудов товарища Л. И. Брежнева, других руководителей партии. Подчеркивать при этом верность КПСС принципам марксизма-ленинизма, неустанную коллективную деятельность партии по творческому развитию теории и практики научного коммунизма. Знание революционной теории, политики партии должно превращаться у советских людей в убеждение, активную жизненную позицию стойкого борца за коммунизм, против любых проявлений чуждой идеологии, в руководство к действию для решения актуальных проблем развитого социализма.

Успех политической и экономической учебы всецело зависит от теоретического и методического уровня пропагандистских кадров. Умело подбирать, учить и воспитывать пропагандистов, окружать их повседневной заботой и вниманием — долг всех партийных комитетов. Пропагандистам, идеологическим работникам должны быть присущи чувство высокой ответственности за содержание и результаты воспитательной работы, творческий поиск новых форм и методов работы с людьми.

Постановление предусматривает ряд мер по совершенствованию системы марксистско-ленинской учебы коммунистов, повышению теоретического и методического уровня пропагандистских кадров.

ЦК КПСС обязывает партийные комитеты настойчиво совершенствовать массово-политическую работу в коллективах и по месту жительства. Укрепить состав агитаторов, политинформаторов, лекторов и докладчиков коммунистами и комсомольцами из числа передовых рабочих, колхозников, ученых, специалистов, деятелей культуры. Улучшить работу с агитационно-пропагандистским активом, принять меры к укреплению материально-технической базы массово-политической работы, повысить роль домов и кабинетов политического просвещения, информационных центров. Более активно использовать средства наглядной агитации, соблюдая при этом меру и проявляя художественный вкус.

ЦК КПСС одобрил практику проведения единых политдней с участием членов ЦК КПСС, ЦК компартий союзных республик, руководящих партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и хозяйственных кадров.
ОКОНЧАНИЕ НА 2-й СТР.

Растет пионерский город

Пять тысяч школьников за одну смену сможет принять комплекс пионерских лагерей, который создается на берегу Черного моря, в сорока километрах восточнее Одессы.

В сооружении детской здравницы принимают участие более десяти крупных одесских предприятий.

Первая очередь солнечного города — пионерский лагерь областного автотранспортного управления — уже вошла в строй: у моря выросли четыре спальных корпуса, спортивные сооружения, киноконцертный зал.            (Соб.     корр.)

Остаются в родном совхозе

На доске объявлений в средней школе карельского села Куйтежа Олонецкого района вывешен график летних отпусков звероводов местного совхоза «Куйтежский».

Появление этого документа не случайно. В течение зимы старшеклассники проходили специальный курс учебы, а на традиционной весенней аттестации показали хорошие навыки и знания. Они могут подменить родителей на их работе во время отпуска.

В Карелии многое делается по профессиональному ориентированию учащихся. Во многих селах автономной республики введены в программу обучения предметы «Звероводство», «Огородничество», «Трактор и ремонтная служба», «Плотницкое ремесло».
(ТАСС).
г. Петрозаводск. СОРЕВНОВАНИЕ-79 ПРАВОФЛАНГОВЫЕ ПОДМОСКОВЬЯ

УКАЗ Президиума Верховного Совета СССР

О награждении члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР ЦВЕТКОВА Л. А. орденом Дружбы народов За заслуги в развитии педагогической науки и в связи с семидесятилетием со дня рождения наградить заведующего лабораторией Научно-исследовательского института содержания и методов обучения Академии педагогических наук СССР члена-корреспондента Академии педагогических наук СССР Цветкова Леонида Александровича орденом Дружбы народов. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Л. БРЕЖНЕВ.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. Москва, Кремль.
4 мая 1979 г.

ЗНАМЕНА стоят рядом в кабинете заведующего Коломенским районо Московской области В. А. Ерошина. Одно — бархатное, темно-вишневого цвета, завоеванное в соревновании просвещенцев Подмосковья. Другое — шелковое, алое переходящее Красное знамя Министерства просвещения СССР, ЦК ВЛКСМ и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, которого коломенцы удостоились за достижения во Всесоюзном социалистическом соревновании по улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы.

Обе эти высокие награды, полученные районом в прошлом году, — закономерный итог тех больших дел, которые значатся на счету коломенских просвещенцев. Трудясь под девизом «От творчески работающего учителя — к творчески работающему коллективу», наставники молодого поколения постоянно повышают свое мастерство, активно внедряют современные методы обучения.

В районе начата активная подготовка к новому учебному году, разработаны и приняты социалистические обязательства. Очень высокий рубеж намечен в осуществлении среднего всеобуча. Сейчас из числа прошлогодних восьмиклассников продолжают образование 99,8 процента. В нынешнем году эту цифру намечено довести до 99,9 процента. Принимаются конкретные меры, чтобы эта задача была успешно реализована.

Один из наиболее важных пунктов обязательств - дальнейшее совершенствование трудового обучения и профессиональной ориентации. Во всех десятилетках хорошо оснащены школьные мастерские, организованы кабинеты автодела, основ животноводства. Все школы поддерживают самые тесные связи с базовыми хозяйствами — колхозами и совхозами. В новом учебном году возможности для трудового воспитания значительно расширятся. Районное отделение «Сельхозтехники» приступило к оборудованию нового учебно-производственного комбината в Панковской средней школе. Прекрасный класс-кабинет создается и в средней школе, расположенной на центральной усадьбе совхоза «Коломенский». Закуплен комплект современного оборудования, подготовлено помещение, хозяйство передало школе трактор. Кабинет труда, оборудованный специальными верстаками и инструментами, получат ученики начальных классов Песковской средней школы.

Нередко можно слышать сетование на трудности ремонта приборов и аппаратов, нехватку запасных частей. И нередко дорогостоящее оборудование годами бездействует.         |

— У нас, — рассказывает директор Возрожденческой школы А. И. Иванов, — эта проблема давно снята. Все кино и проекционные аппараты восстанавливаются в межрайонной фильмотеке, другие приборы чинит комбинат бытового обслуживания. Установили и такой порядок: без справки комбината школа не имеет права списать ни один прибор или аппарат.

В скором времени в районе намечено провести паспортизацию учебных кабинетов, которая даст возможность точно установить, как школы оснащены техническими средствами обучения и наглядными пособиями.

— Говоря о подготовке к новому учебному году, о социалистическом соревновании, — замечает председатель райкома нашего профсоюза Р. П. Евграфова, — надо непременно упомянуть о наших друзьях и помощниках, о коллективах колхозов, совхозов и предприятий.

Давно, например, сотрудничают совхоз «Ленинское» и Маливская средняя школа, которая по праву считается в районе одной из лучших. Летом 1977 года хозяйство подарило своим юным друзьям новое учебное здание на 392 места, построило интернатское общежитие, тепличный комплекс, гараж. Сейчас в совхозе завершается возведение большого жилого дома. 18 квартир в нем получат учителя.

Большую заботу о подрастающем поколении проявляют и руководители колхоза «Победа». В этом году на его средства Непецинская десятилетка приобрела оборудование для класса-кабинета по изучению трактора, спортинвентарь, закупила учебники и другую литературу. Своими силами хозяйство сооружает комплекс для стационарного лагеря труда и отдыха.
Успешно трудятся коломенские просвещенцы. Много на их счету добрых дел. И хочется пожелать, чтобы успехи эти множились.
Е. ЛОКТИОНОВ. (Спец. корр.) г. Коломна.

За высокие показатели в социалистическом соревновании 24-я средняя школа Советского района города Воронежа награждена районным переходящим Красным знаменем. Школа установила тесные связи с шефами, которые помогают в оформлении классов, изготовлении наглядных пособий и оборудования.
НА СНИМКАХ: На уроке химии.
Преподаватель истории и обществоведения коммунист Г. Н. Благодир. В школьной библиотеке.