Учительская газета, 8 мая, 1979 года, страница 3

Вторник, 8 мая 1979 года
УЧИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА • 3 стр.

НАЧИНАТЬ разговор с человеком, о котором ты до сих пор ничего не знал, всегда трудно. Но чувство неловкости быстро прошло. Юлия Николаевна держалась спокойно и просто, с той уверенной непринужденностью, которая присуща каждому опытному учителю. А чуть позже, познакомившись с ней ближе, я поняла, что естественность — свойство ее характера, органически не приемлющего позы.

Оставаться самим собой при любых обстоятельствах очень непросто — не изменять никогда своим принципам, даже в мелочах...

Мысль не моя. Ею поделилась старшая коллега Юлии Николаевны, хороший педагог. Характеризуя учительский коллектив, она сказала:

—           Юлия Николаевна — особенная... — и стала излагать мысли о принципиальности, не знающей уступок ни в большом, ни в малом, об обостренном чувстве справедливости, огромном трудолюбии.

...В сельскую школу, где Юлия Николаевна вела биологию, часто приезжали делегации. К гостям здесь привыкли: многие хотели взглянуть на пришкольный участок с удивительным порядком и разнообразием культур. Дети проводили здесь настоящие научные эксперименты. Один из них, в частности, заключался в том, чтобы картофель, не вырождаясь, давал по два урожая в сезон. Забегая вперед, скажу, что опыт, проведенный совместно с научно-исследовательским институтом орошаемого земледелия (дружба с ним продолжается до сих пор), вполне удался и шагнул на поля местного колхоза. Сейчас такой картофель выращивают по всей Херсонщине.

А тогда ребята вместе с учеными и своей учительницей были только на подступах к решению. Но урожаи уже собирали отменные. Излишки продавали по государственной цене, а выручка, естественно, шла на школьные нужды. Труд давал реальную практическую пользу. Ягодами, фруктами, овощами лакомилась вся школа. Особенно преуспевали первоклашки. Они тоже занимались юннатской работой: сажали небольшие грядки зеленого лука, сладкого горошка. И весной, когда проклевывались зеленые перышки, а чуть позже появлялся горох, как цыплята, рассыпались в своем огороде, чтобы пощипать лук, полущить стручки.

Потом все это учительница перенесет в городскую школу. Здесь уже нет такого роскошного участка, но та же любовь к земле.

...Тугой ветер приносит свежее дыхание Днепра, закатный румянец вспыхивает на черепичных крышах. Мы едем по вечернему городу, и Юлия Николаевна с увлечением о нем рассказывает. Хоть и родилась в Винницкой области, а считает Херсон родным. Он связан с самыми значительными событиями в ее жизни: здесь училась в педагогическом институте и закончила его с отличием. Здесь награждена орденом Трудового Красного Знамени, удостоена звания заслуженного учителя УССР. И вот уже 12 лет — половину всего своего стажа — работает в 7-й школе.

Улицы и площади города щедро открывают в ее рассказе свое неповторимое лицо, дома заселяются интересными людьми, а места исторических событий оживают. Как хозяйка, она видит и будущее микрорайонов и предприятий. Ей ли, члену горкома партии, не знать, каким будет город завтра?

Все, что рассказывает, ложится в память легко и точно: учитель всегда остается учителем, дети перед ним ли, взрослые — факт, анализ, вывод — и вот уже его убежденность и увлечение незаметно становятся твоими собственными.

Бывают люди яркие, броские. А в Юлию Николаевну нужно вглядеться, посидеть на уроках, побывать на пришкольном участке, поговорить с детьми. И только тогда откроется своеобразие ее личности. 7-я школа, где она работает, небольшая и, как стали поговаривать в последнее время, неперспективная: ее микрорайон — частные дома, из которых молодежь забирают многоэтажные кварталы. Ученический контингент легким не назовешь — он пополняется за счет «отсеянных» другими школами.

...Мы идем на урок по коридору, гудящему ровно и дружно, как улей.

—           Жаль, конец четверти, — сетует Юлия Николаевна. — «хвосты» нужно подтягивать, повторять будем.
ставить букетики в комнате для избирателей... Разве тему, проиллюстрированную таким образом, можно забыть? А 25 ореховых деревьев, посаженных в честь XXV съезда КПСС? А традиционный осенний праздник урожая, конкурсы цветов, уроки, проведенные под открытым небом — в поле, саду, огороде? Разве они сотрутся в памяти?

—           Какая разница между мною и Юлией Николаевной? — рассуждала одна из учительниц. — Я хожу за ребятами, чтобы они сдали зачет по той или иной теме. А за ней они сами бегают — чтобы ответить.

—           Обычно отменяешь урок, — замечает заместитель директора Галина Николаевна, — крики «ура», а попробуй биологию отменить (что случается крайне редко) — вздох разочарования...
Личность педагога каждой своей чертой воспитывает личность ученика. Уроки Юлии Николаевны учат детей искренности и принципиальности, и это, может быть, важнее самой науки биологии.

Но и в знании предмета никто ее питомцам не откажет. Настоящая борьба идет за то, чтобы получить полоску земли на пришкольном участке для опытов. А ведь это городские дети. Что их привлекает? Я попросила десятиклассников ответить, что они вынесли из уроков биологии. Вот некоторые ответы:

«С каждым уроком мы узнаем все больше и больше. И все это жизнь! Мне очень нравится изучать растения. Каждый у себя дома выращивал что-нибудь из семян. Я взяла обыкновенную фасоль, она стала прорастать — как это оказалось увлекательно!»
В каждом ответе есть неизменное слово «интересно». Оказывается, даже землю копать и выпалывать сорняки — интересно.

«Особенно мне нравится, что мы узнавали неведомое не только из биологии, но и из других смежных наук».
«Как жить и не знать себя? Не понимаю, как можно не изучать биологию. На каждом уроке происходят открытия».
По ответам можно судить и еще об одном, свойственном Юлии Николаевне качестве,—она одинаково относится и к тем, кто учится хорошо, и к тем, у кого с учебой не ладится.

Душевная энергия Ю. Н. Черненко так неистощима, ее заинтересованность в судьбах так искренна, что невольно и сам начинаешь ломать голову, как быть с жалобой, которую поручил учительнице разобрать горком партии, думаешь о заболевшем товарище, к которому Юлия Николаевна часто забегает, беспокоишься о трудном ребенке, от которого отказались во всех школах города, а она приняла в свой класс. Много еще и еще вопросов, которые ей как учителю, члену горкома партии нужно решать безотлагательно.

Но я хочу попросить вас отложить на минуточку свои заботы, которым нет конца, уважаемая Юлия Николаевне.

Был еще один вопрос, который я задала десятиклассникам: хотелось узнать, каким они видят идеального учителя. И вот какой коллективный портрет они нарисовали. Это человек очень добрый и требовательный, все понимающий и не уходящий от самых острых вопросов. Он обладает чувством юмора, любит свой предмет, умеет заинтересовать им, подойти к каждому. От абстрактных рассуждений ребята переходят к реальным обобщениям. Многие из них считают, что идеальный учитель похож на Юлию Николаевну.
—           А может, вернуться к теме открытого урока, который вы давали для учителей области? — советует директор. — Для «хвостов» время еще есть.
—           Нет! — решительно откликается Ю. Н. Черненко. — Не стану.

Да, в школе знают ее принцип: никакой показухи, и если она в чем-то убеждена, заставить изменить точку зрения нелегко.

—           Юлия Николаевна, — взывает к ней классный руководитель,
—           у Наташи единственная четверка по вашему предмету. Неужели она по биологии не может получить пятерку?
—           Почему же не может? Я спрошу ее, и не раз.

А через какое-то время говорит коллеге с неподдельным огорчением:
—           Никак не могу вывести пятерку. Девочка меня поймет...
Не все склонны восторгаться таким характером. Не всегда он бывает удобен в общении. Юлию Николаевну порой упрекают в излишней прямолинейности, категоричности суждений. Но именно ее, а не кого-нибудь другого из года в год коллектив школы избирает секретарем партийной организации.

Табличка «Лучший в области» на двери биологического кабинета. Его Юлия Николаевна оборудовала вместе с учениками. Она вообще все старается делать вместе с ними. И даже урок кажется не столько продуктом ее творчества, сколько детищем их совместного труда.

...Класс на посторонних не реагирует: все идет обычно — спрашивают не избранных, а всех, кого нужно. Внимание школьников обострено и сосредоточено — учительница излагает главную мысль. Новая, интересная подробность — и снова стержневое положение. Попутно мостики к другим темам — прошлым и будущим, к другим предметам. И непременно опора на «островки» личного опыта. Виток за витком — и тема раскрыта. Причем на ярком, эмоциональном фоне.

Можно рассказать и даже показать ученикам, скажем, влияние условий на развитие растений. А можно вместе с ними вырастить зимой в ящиках ландыши и терпеливо, бережно ухаживать за ними так, что они расцветут именно в начале марта, в день выборов в Верховный Совет СССР — не раньше и не позже! А потом рас-

 

А Лариса Андриевская, бывшая ученица и комсорг 7-й школы, теперь студентка и комсорг биологического факультета Херсонского пединститута, сказала о своей любимой учительнице:

—           Мальчишки к ней тянутся даже больше, чем девчонки.
—           Почему? — удивилась я.
—           Наверное, потому, — сказала после некоторого раздумья Лариса, — что в душе она немножко мальчишка: умеет рисковать.
—           Как?
—           Например, поручит дело, от которого зависит репутация класса и ее учительский авторитет, заведомо ненадежному человеку. И выиграет!

Я согласилась: это качество видят в своем учителе и ребята.

Примите же их признание в любви, Юлия Николаевна, народный учитель из города Херсона.
Л. ДОБРОВОЛЬСКАЯ. (Спец. корр.). НА СНИМКЕ: Ю. Н. Черненко на уроне.
Фото Ю. ЕЛИСЕЕВА.

Заводские призы школьникам

В ФОЙЕ Таурагнайской средней школы появилось объявление: «У нас состоится традиционный праздник весны. В гостях — шефы с Вильнюсского завода пластмассовых изделий. Они подведут итоги конкурса».

Несколько лет назад заводские охотники — члены общества охраны природы — подружились с сельскими ребятами.

В Таурагнае много живописных мест: озера, небольшие речушки. Рядом находится и национальный парк. Летом здесь проводят отпуска работники предприятия со своими семьями, детьми. Здесь же и угодья заводской секции охотников. Таурагнайские школьники — члены общества охраны природы заготавливают корма для лесных обитателей, нередко предупреждают случаи браконьерства.

— Минувшей осенью, — рассказывает председатель первичной организации общества завода В. Мишкинис, — посоветовавшись с учительницей биологии Бирутей Слапшене, решили провести среди юннатов конкурс.

И вот настала пора подведения итогов. Шефы тщательно осмотрели кормушки для зверей, укрытия для куропаток, сделанные руками учащихся.

Участники конкурса продемонстрировали не только свои навыки в практической работе. Они рассказали о памятниках природы республики и родного района, о редких растениях и обитателях леса, занесенных в Красную книгу.

Лучшими были единогласно признаны ответы ученика 7-го класса Ионаса Мустейкиса. Он награжден Почетной грамотой республиканского совета общества охраны природы и собранием книг о природе. Отмечены и многие другие участники этого конкурса. Почетная грамота вручена наставнику юных натуралистов — учительнице Б. Слапшене.

—           Во время летних каникул, — говорит В. Мишкинис, — мы пригласим своих юных друзей природы из Таурагная побывать на заводе. Они познакомятся с современным производством, с работами по благоустройству и озеленению территории завода.

Дружба производственников и сельских школьников служит благородному делу воспитания у молодого поколения любви к природе.
М. ФИЛИПЕНКОВ. Утенский район Литовской ССР.

В КНИГЕ «Малая земля» Л. И. Брежнев вспоминает, что за время войны он не раз слышал от раненых солдат и офицеров просьбу вернуть их в свою часть. «Какие же это богатыри духа, — пишет Леонид Ильич. — Какая неброская, но неистребимая любовь к Родине, какая жажда защитить ее, нисколько не думая о собственной жизни».

Любовь к Родине! Как воспитать это чувство у нынешних молодых людей, как раскрыть перед ними изначальный, неисчерпаемо глубокий смысл этих слов? Нелегко и непросто. И все же я считаю, что военно-патриотическая закалка учащихся — это основа всего нравственного воспитания и ее надо постоянно крепить и совершенствовать.

...На одном из дружинных сборов старшая вожатая рассказала пионерам о делах красных следопытов одной из школ.

—           А ведь и в нашем селе живут и бывшие фронтовики и люди, отмеченные правительственными наградами, только мы о них ничего не знаем, — закончила вожатая рассказ.

Заволновались, зашумели ребята и тут же приняли решение: создать штаб «Поиск». Классные руководители помогли учащимся организовать отряды красных следопытов, сообща выработали программу действий.

И вот пошли по улицам села Терновка (в те годы оно еще не входило в городскую черту) красногалстучные отряды. Пионеры побывали в каждом доме, выяснили, кто погиб на фронте, защищая Родину от фашистских захватчиков, кто вернулся с тяжелыми ранениями, кто награжден орденами и медалями за мужество и героизм. После этих встреч с фронтовиками, членами их семей на всех домах участников войны прикрепили красные звездочки. А в память о тех, кто отдал свою жизнь за Родину, весной посадили березки, клены, рябину, тополя.

Штаб «Поиск» успешно действует и сегодня. Он поддерживает тесную связь с многими общественными организациями, дает поручения и задания следопытам. Члены штаба делают сообщения на школьных линейках о новых находках, проводят заседания, выпускают бюллетени и оформляют экспонаты для комнаты боевой славы.

Комната боевой славы возникла позже, но мы, педагоги, придаем ее созданию огромное значение. Прежде всего хотелось показать, какой богатейший материал собрали учащиеся, какие великие испытания выдержали деды и отцы нынешних детей, защищая родную землю. Велико ее воспитательное значение.

Здесь все сделано ребячьими руками. С помощью воинов-ветеранов, учителей энтузиастов Н. В. Холоденко, В. П. Минеевой, В. И. Стешкина старшеклассники оборудовали помещения, готовили витрины, планшеты, создавали красочные панно, воспроизводящие эпизоды сражения под Москвой, Сталинградской битвы, боев на Курской дуге. И документацию, и экскурсоводов для этого музея готовили школьники.

Комнату открыли к 50-летию Вооруженных Сил СССР. Это было волнующее событие не только для школы, но и для всех жителей микрорайона. В гости к ребятам приехали сотни людей, бывшие фронтовики, родные и близкие погибших. Встречи, воспоминания оставили неизгладимый след в юных сердцах.

Затем начались экскурсии. В книге отзывов появились первые благодарности. Надо ли говорить, сколько радости испытали наши дети и мы, их воспитатели. Совет комнаты боевой славы наметил программу дальнейшей деятельности: продолжать сбор материалов, наладить переписку с ветеранами Отечественной войны, укреплять связи с воинами Советской Армии — нашими выпускниками.
ЗАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ