Учительская газета, 8 мая, 1979 года, страница 3 продолжение

дом под КРАСНОЙ ЗВЕЗДОЙ

Год за годом работа комнаты боевой славы приносила все более ощутимые результаты в воспитании учащихся. Постепенно она стала местом, где обогащаются и развиваются высокие патриотические чувства, где формируются и крепнут общественно-политические взгляды детей. Кстати, эта комната превратилась и в методический центр работы по военно-патриотическому воспитанию.

В воспитании чувств патриотизма большое значение педагоги нашей школы придают экскурсиям, походам по родному краю.

Начиная с четвертого класса, все наши питомцы идут в походы по историко-революционным местам, совершают экскурсии на заводы, фабрики, новостройки Пензы. Так, например, школьники узнали, что 220 их землякам присвоено звание Героя Советского Союза, а 60 — Героя Социалистического Труда, что продукция промышленных предприятий области экспортируется более чем в 50 стран мира. Соприкасаясь с подвигами советских людей, глубоко осмысливая их, дети еще и еще раз убеждаются, что любить Родину - это значит каждодневно, ежечасно заботиться о ее процветании, ее могуществе и славе.

Встречи с ветеранами войны и труда стали традиционными. Воспитатели их считают особенно благотворными потому, что живое общение с этими людьми не только пробуждает у школьников большой интерес к прошлому и настоящему Родины, но и помогает юным определить свой жизненный путь. Этим, как правило, занимается у нас секция встреч при клубе старшеклассников «Юность». По ее инициативе в гостях у школьников побывали герои партизанского отряда Медведева, пограничники, ветераны бывшей Пензенской дивизии, стоявшей насмерть в битве за Москву.

Кстати, в последнее время связи учащихся с ветеранами войны и труда приобретают иной смысл, более глубокое значение.

...Это был один из обычных вечеров у бывшего фронтовика Григория Ивановича Окунева. Пятиклассники - тимуровцы пришли к нему, чтобы навести порядок в саду, убрать квартиру. Кончив привычные дела, мальчики и девочки устроились за столом и стали «донимать» Григория Ивановича вопросами. Обычно он бывал скуп на рассказы, но на этот раз «сдался».

Оказалось, что Г. И. Окунев командовал бронепоездом. Сражался под Москвой, с боями дошел до Варшавы. У Григория Ивановича сохранилась фотография воспитанника экипажа бронепоезда Коли Краснова, которому в то время было 13 лет. Ровесник! И, конечно, ребята разыскали Колю, узнали, кем он стал, пригласили на встречу с бывшим командиром.

Благотворное влияние на воспитание глубоких патриотических чувств к Родине, к революционным, боевым и трудовым традициям советского народа оказывают тематические пионерские сборы, линейки, вечера старшеклассников. «Дорогой отцов», «Никто не забыт, ничто не забыто», «Строка, оборванная войной» (о молодых поэтах и писателях, не вернувшихся с войны) — таковы темы этих вечеров и сборов. Они зародились около десяти лет назад, тоже стали традиционными, и воспитательная их ценность несомненна?

Вот, например, конкурс инсценированных военно-патриотических песен. Сама подготовка к нему — большое событие. В каждом классе — своя песня, свои сценаристы, художники, исполнители. Ребята создают короткие и выразительные представления. В конкурсе обычно участвует около трехсот старшеклассников.

Чтобы молодые стали настоящими защитниками Родины, мы должны вырастить их крепкими, выносливыми, ловкими, стойкими и смелыми. Для этого расширяем учащимся возможности заниматься спортом, участвовать в военизированных играх, стартах, состязаниях.

Всю спортивно-массовую работу в нашей школе ведет клуб «Олимпия», созданы его подразделения — школа юного сапера, клуб юных авиаторов. Школа юных саперов, например, действует с 1966 года. Желающих поступить в нее всегда очень много. Поэтому комитет ВЛКСМ (шефы «саперов») очень тщательно рассматривает каждое заявление. Кстати, многие первые слушатели этой школы стали офицерами, слушателями военных академий и курсантами училищ. Все они с благодарностью вспоминают военные игры, марш-броски и другие занятия в школе юных саперов, которые помогли им найти свою профессию — заботиться о мирной жизни Родины.

Активизируя военно-патриотическую работу, наши педагоги тем самым решают многие учебно-воспитательные вопросы. Дети растут более ответственными, активными, лучше учатся, добросовестнее выполняют общественные поручения. Словом, формируются настоящие сыны и дочери социалистической Родины.
Е. ПАРОДИ, директор 59-й средней школы г. Пенза.
13 предприятий города Алма-Аты оказали большую помощь в создании и оснащении учебно-производственного комбината. Более двух тысяч старшеклассников из 16 средних школ Октябрьского района получают специальности токаря, слесаря, обувщика, шофера, секретаря-машинистки, продавца, художника-оформителя, радиомонтажника.
НА СНИМКЕ: в слесарной мастерской. Фото М. МАЛАХОВА.

 

ПЯТИКЛАССНИК Толя, увлекаясь спортом, научился ходить на руках. Ему это очень нравилось, дома только таким манером и передвигался. Однажды в классе, желая, видимо, продемонстрировать свои способности, прошелся перед ребятами на руках. Вошла учительница.

—           Безобразие! — закричала она и вызвала родителей.
Через три дня родителей вновь вызвали в школу: Толя вошел на руках в столовую.
—           Все это происходит от недостатков семейного воспитания, — сказала классная руководительница.
Придя домой, отец пустил в ход ремень.

Родителей подростка часто вызывали в школу. Наставница пятиклассников обладала редким умением взвинчивать нервы у детей и взрослых. После визита в школу отец жестоко наказывал сына.

Толя возненавидел классную руководительницу и ее предмет. Его прорабатывали на собраниях, а он продолжал нарушать дисциплину, по-своему протестовал против грубости, несправедливости, на жестокость отвечал жестокостью.
Кто знает, как сложилась бы судьба этого «отпетого», если бы он не упросил родителей перевести его в другую школу. Новый классный руководитель включил его в спортивную секцию, всячески поддерживал, помог безболезненно войти в детский коллектив и занять в нем достойное место.

Откуда же берутся «трудные»? Почему их число не сокращается? Чем объяснить, что есть еще и «отпетые» девчонки? Кинофильмы «Несовершеннолетние», «Обвиняются в убийстве» и другие смело указывают на сложность и важность этой проблемы. Такая же смелость необходима и педагогике.

В. А. Сухомлинский считал: причины, в силу которых ребенок становится трудным, кроются в воспитании и в условиях семейной жизни. Недостаточная педагогическая культура, формальный или казенно-официальный стиль общения, отсутствие подлинно человеческого окружения в раннем детстве, бестактность и равнодушие, утверждение в практике школ и семей, особенно молодых, «силовых» методов и авторитета подавления — все это травмирует души детей, вызывает отклонения в их умственном и нравственном развитии...

Нельзя умолчать и о тлетворном влиянии «вещизма», бездумной моды.

—           Зачем же вы покупаете своей дочери золотое кольцо? — спросил я однажды свою соседку.
—           А как же! Зина восьмой класс заканчивает. Грозит: не купишь — брошу школу! Я живу для детей...

А дети в таких семьях привыкают жить только для себя, предъявляют родителям бесконечные требования, становятся завистливыми, жадными, ненасытными потребителями.

Социологи отмечают, что повышающаяся активность женщин в семье далеко не всегда направляется на выполнение главной семейной функции — воспитательной... А трудные дети и появляются там, где легко смотрят на воспитание. Отсюда напряженность семейных отношений, снижение родительского авторитета. Думаю, что в средней и высшей школе следует целенаправленно готовить молодежь к семье.

Склонность иных взрослых к «легкой жизни» проявляется не только в семье, но порой и в школе. Девочки представлены в школьном активе в два-три раза больше, чем мальчики. Девочки более послушны, исполнительны, с ними меньше забот и хлопот, чем с мальчишками. Но «легкая жизнь» чревата тяжелыми последствиями: некоторые мальчишки привыкают к пассивности и безответственности, утрачивают интерес к школе и к учению, ищут удовлетворение своих запросов в случайных компаниях.

ТРУДНЫЕ» подростки несут в себе много мрачных впечатлений, которые исказили, опрокинули их представления о добре и зле. При перевоспитании предстоит прежде всего искоренить эти дурные впечатления, насадить новые, светлые. Без педагогики индивидуального воздействия здесь не обойтись. Каждый «трудный» труден по-своему. Чтобы помочь ему найти гармонию с окружающим миром, надо задеть сокровенную струну в его душе, выявить, что он любит, к чему склонен, чем интересуется, и связать любимое увлечение с общественно значимым, полезным.

Семилетний малыш идет в школу с верой в учителя. Мудрость педагога в том, чтобы укрепить ее. Вера ученика в учителя, вера учителя в силы ребенка — основа для эмоционального контакта с детьми. Между верой учителя в способности ученика и его способностями существует теснейшая зависимость. Ребенок, которого ценят таким, каков он есть, даже если он упрям, строптив, непослушен, растет с верой в себя, с оптимистическим взглядом на окружающий мир. Создание ситуаций успеха в учении и труде, умение терпеливо и последовательно вести от успеха к успеху — один из действенных методов перевоспитания «трудных».

Возбудите у подростка спасительное чувство цели, воспламените мысль о ее жизненной важности, направьте его энергию на ее достижение — и вы укрепите его духовные силы, сумеете пробудить стремление стать хорошим. Такт учителя — это «конек», который помогает ему успешно достичь цели, установить контакт с запущенными ребятами.

...Юрка лазил по чужим карманам пальто на вешалке.

— Изучаю уровень материального благосостояния, — ухмылялся он.
Однажды вечером его видели нетрезвым в городском саду.
—           Оградите наших детей от пьянчужки и вора, — заявили директору школы родители, — он связан с дурной компанией.

Классному руководителю было поручено оформить «соответствующий материал» для педсовета. Одна Юлия Власовна Котова решила действовать иначе. Юрий спрашивал ее:
—           Почему вы хотите, чтобы я стал хорошим? Может, я вам нужен как подопытный кролик? Так знайте: на улице я вырос, на улицу и уйду. Отстаньте от меня!..
Юлия Власовна «не отставала». Знала, что Юрий рос, как бурьян. Каково ему видеть пьяного отца? Каково переживать семейные скандалы? Она встретилась на заводе с его отцом, сказала, что отныне с Юрием будут заниматься его сверстники, что в доме должна быть тишина, что винопийства и нецензурных выражений быть не должно. Начальник цеха и парторг поддержали учительницу.

Ежедневно к Юрию стали приходить ребята. Один занимался с ним алгеброй, другой — физикой, третья — английским. Каждый его день, каждый шаг был взят под контроль. И так до конца учебного года.
Юлия Власовна стремилась возбудить у него интерес к искусству. Увлекла класс поездкой в Ленинград. Кое-кто из родителей советовал не брать Юрия — «не справиться».

— Когда человек начинает меняться к лучшему, надо и нам менять к нему отношение, — ответила она тоном, не допускающим возражений.

Во время экскурсии подросток сдружился с коллективом, проникся доверием к учительнице. В Эрмитаже он долго рассматривал знаменитую картину Рембрандта «Возвращение блудного сына». И думал, думал...

По возвращении он вместе со всеми с усердием ремонтировал школу и свой класс, штукатурил стены, красил парты и «сверх плана» смастерил оригинальный столик для учителя, художественно оформил уголок школьника. Работал увлеченно. Все убедились, что у него золотые руки.

Юрий отошел от дурной компании. Кто-то из бывших дружков ткнул его за это ножом. Но теперь только шрам на спине напоминает о прошлом.
И Юрий окончил школу без троек. Когда ему вручали аттестат, он с любовью и уважением взглянул на свою учительницу и почтительно поклонился ей. Она была счастлива.

СОПРОТИВЛЕНИЕ души запущенного ученика иногда преодолеть труднее, чем сопротивление металла. Чтобы снять это сопротивление, учителям следует умело опираться на мудрую власть искусства, красоты, на силу эмоционального воздействия.

Работу с трудными важно поставить на научную основу. Ввести, к примеру, в университетах и пединститутах спецкурс об особенностях перевоспитания трудных подростков. А по окончании спецкурса направлять студентов на работу с ними. Полезно на педагогических и психологических факультетах выпускать воспитателей и психологов специально для работы с подростками. Да и каждому району нужен квалифицированный педагог-психолог, который мог бы организовать и возглавить работу с запущенными детьми, консультировать учителей.

Истинная нравственность — нравственность чувствующего, эмоционально богатого человека. Этическая идея должна входить в духовный мир ученика в эмоциональной оболочке.

Могут возразить: если искусство, живое чувство действует эффективно, то достаточно провести всех «трудных» подростков через Эрмитаж — и проблема решена? Все, конечно, обстоит гораздо сложнее. Для успеха всякого дела нужны благоприятные условия. Можно увидеть десятки картин, прочитать сотни книг и остаться дремучим невеждой и невосприимчивым человеком. Где нет духовного освоения искусства, там оно не переходит во внутреннюю культуру, не образовывает этически личность. Благоприятные условия — не дар природы, они создаются людьми.

— Воспитание, — подчеркивал В. А. Сухомлинский, — это труд души. Душу вложишь — все сможешь.

Н. ЯКОВЛЕВ, кандидат педагогических наук, доцент г. Курган.