Учительская газета, 8 мая, 1979 года, страница 4

ДЕРЗАЙТЕ, ФАНТАСТЫ!

ЭТА РАБОТА под вполне научным названием: «Проект ликвидации засушливых районов Азербайджана с одновременным осушением заболоченных мест Грузии» принадлежит семикласснику Сереже Пардилову из 12-й бакинской средней школы - интерната имени А. С. Макаренко. Признав ее оригинальной и интересной, ученые Академии наук Азербайджана и учителя школы включили ее в специальный — названный Гагаринским — сборник фантастических проектов и научных гипотез, вышедший в издательстве «Гянджлик».

Чем же примечателен проект школьника? Автор, всесторонне изучив природные условия огромного региона Кавказа, пришел к выводу: поскольку между Большим и Малым Кавказом находится ряд хребтов, преграждающих путь влажным ветрам Атлантики, то в Грузии выпадает избыточное количество осадков, а в Азербайджане образуется ряд засушливых районов. Сережа Пардилов предлагает проделать несколько проемов - ворот в этих хребтах, а породу расположить в виде горных гряд у побережья Каспия. Тогда удастся внести существенную поправку в «несообразительность» природы.

Возможно ли это осуществить? Составители сборника не случайно предпослали ему обращенный к пытливым и любознательным писаревский призыв:          «Фантазия - мечта полезная, толчок к работе». Это и ценится в 12-й бакинской школе - интернате, где всячески поощряют увлечение фантастическими проектами и гипотезами. В конечном счете, не во влажных ветрах Атлантики дело, а в том, что «толчок к работе» привел пытливого семиклассника к определенной идее и кропотливой работе над научной литературой.

Большая заслуга — опубликовать свою гипотезу или проект в Гагаринском сборнике, названном в честь первого в мире космонавта. Право это предоставляется только тем, кто защитил свою работу перед авторитетными специалистами, учеными. Сережа Пардилов — самый юный среди авторов этого необычного издания.

Учителя школы - интерната систематически знакомят учащихся с важнейшими гипотезами в науке, поощряют изучение научной литературы. Вот откуда у школьников родился поток фантастических проектов и гипотез, что дало возможность выпустить три сборника, создать клуб «Юный фантаст», предложить различным научно - исследовательским центрам десятки интересных проектов.

Проекты и гипотезы, публикуемые в Гагаринских сборниках, затрагивают самые различные области науки и техники, которые привлекают внимание ученых новизной и оригинальностью.
Сами за себя говорят их названия — «Земля в прошлом не имела оси вращения», «О пра-цивилизации», «Катаклизмы были», «О причинах отсутствия следов древнейших людей в Западном полушарии» и т. д.

Гордостью клуба «Юный фантаст» являются разработки Юрия Юшваева и Геннадия Фадеева к программе совместного советско- американского полета в космос «Союз — Аполлон». Отвечая авторам предложения, редакция журнала «Знание — сила» в марте 1975 года сообщила: «...В одном из намеченных экспериментов, названном «Универсальная печь», будет производиться плавление различных металлов. Так что ваше предложение об исследовании кристаллизации в условиях невесомости попало в цель».

Гагаринские сборники школа рассылает многим научным центрам, ученым, популяризаторам науки, а первый экземпляр по традиции шлют в Звездный городок.

Всемирный день Красного Креста

8 мая — Всемирный день Красного Креста. Эту дату отмечают более чем в 120 странах пяти континентов, сказал в беседе с корреспондентом ТАСС председатель исполнительного комитета Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР В. А. Балтийский. Красный Крест, организованный 115 лет назад для облегчения страданий людей в военное время, превратился сейчас в одну из самых популярных в мире общественных организаций, объединяющую свыше 230 миллионов человек. Около ста миллионов членов общества — граждане СССР.

Деятельность Общества Красного Креста и Красного Полумесяца нашей страны многообразна. Это забота о мире, охрана жизни и здоровья людей, предотвращение и облегчение их страданий, причиняемых стихийными бедствиями, войнами, эпидемиями.

Международные связи Советского Красного Креста охватывают все страны мира. Благодаря встречам, взаимным визитам, обмену опытом работы углубляется взаимопонимание между народами, расширяется международное сотрудничество.

Выполняя свой интернациональный долг, мы постоянно оказываем бескорыстную помощь народам и национальным обществам зарубежных стран, которые пострадали в результате стихийных бедствий, агрессий и эпидемий. Наши подвижные медицинские отряды направляются в разные точки земного шара.

Одним из направлений деятельности Советского Красного Креста является оказание содействия воссоединению семей, потерявших связь во время войны или в силу других обстоятельств. Усилиями работников службы розыска исполкома Советского Красного Креста установлено местонахождение или выяснена судьба более 400 тысяч человек.

Хочется пожелать всем членам Союза обществ Красного Креста и Красного Полумесяца новых успехов в благородном деле охраны здоровья трудящихся, служении идеалам гуманизма, прогресса и мира.

ВОЙНА НЕБЫВАЛЫХ В ИСТОРИИ БИТВ...

КОГДА началась Великая Отечественная войн», генерал-лейтенант Павел Иванович Батов командовал особой оперативной группой в Крыму. Конец войны он встретил в Германии, гене-рал-полковником, дважды Героем Советского Союза. Почти всю в ойну генерал Батов командовал 65-й -армией, в которой 321 воину было присвоено звание Героя Советского Союза. Она участвовала в боевых действиях в составе Донского, Сталинградского, Центрального, Белорусского, 1-го и 2-го Белорусских фронтов. Всю войну Павел Иванович был под началом своего друга и соратника К. К. Рокоссовского, который, ценя Батова как одного из опытнейших военачальников, поручал ему проведение самых ответственных операций. Сегодня генерал армии, дважды Герой Советского Союза П. И. Батов — председатель Советского комитета ветеранов войны.

Встреча со старым большевиком, прославленным командармом, была посвящена разговору о киноэпопее «Великая Отечественная».

ТЕМА защиты нашей социалистической Родины стала одной из важных, главных тем советского кинематографа, можно сказать, что фильмы о Великой Отечественной войне стали частью его истории. Мастера кино создали немало художественных и документальных картин о самоотверженной борьбе нашего народа за свободу, за жизнь, о героизме и подвигах советских солдат

К сожалению, мне не удалось посмотреть все серии «Великой Отечественной», но те, что я видел, несут мощный эмоциональный заряд, волнуют и наводят на глубокие размышления.

Когда смотришь документальные кадры, вошедшие в киноэпопею, думаешь о величии подвига советского солдата, всего нашего народа. Фильм подводит зрителя к глубоким выводам о том, что советский солдат, с его стойкостью и мужеством, с его стремлением преодолеть самые тяжелые испытания — это воспитанник Коммунистической партии, человек, который беззаветно любит Родину и готов, если понадобится, отдать за нее жизнь.

Какие чудеса героизма совершал наш народ! Я был свидетелем величайшего мужества и отваги советских солдат и офицеров: каждый шел в смертный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Много повидал я на своем армейском веку, но самоотверженность бойцов во время Днепровской операции, их порыв буквально потрясли. Вспоминается маленький, но примечательный эпизод. В одной дивизии я проверял подготовку к форсированию Днепра. Спрашиваю у старшего лодки, сержанта Тарасенко:

—           Сколько бойцов в вашей лодке не умеют плавать?

—           Четверо, товарищ командующий, — отвечает он. — За три ночи мы их научим. Люди так хотят за Днепр, что всему научатся...

Солдаты хотят за Днепр! Лучших слов не подобрать, чтобы выразить боевое настроение! В той операции все ее участники: русские, украинцы, казахи, латыши, армяне, коммунисты и комсомольцы, солдаты и офицеры, пулеметчики, артиллеристы и танкисты — все жили буквально единым дыханием, шли плотно, плечом к плечу. И не случайно 183 человека из нашей 65-й армии удостоены за форсирование Днепра звания Героя Советского Союза...

Нигде люди не узнают друг друга так быстро и хорошо, как на войне. Фронтовая дружба, требовательная и бескорыстная, отличается особой прочностью и чистотой. Опасность смерти сплачивает людей, делает их помыслы и устремления возвышенными, отметает все мелкое, наносное. Дружба и товарищество проявляются в неразрывном единении командиров и подчиненных, в их взаимной готовности все разделить. Сердце командира всегда отдано солдату. Эту замечательную черту воспитывать в себе новое поколение советских командиров. Потому что без нее ни жить, ни воевать невозможно.

В этом отношении для всех нас примером был командующий фронтом К. К. Рокоссовский. Служба с ним — большая школа. Он не любил одиночества, стремился быть ближе к командирам, к войскам. Личная проверка командующим передовых частей и подразделений — сильное средство воспитания и сплочения войск. Конечно, проверки бывают разные. Можно приехать, нашуметь, а толку — чуть. Рокоссовский же всегда был демократичен. В этом, если хотите, была его сила и глубокий источник авторитета. Люди его любили, они к нему тянулись, в результате перед командующим всегда был неиссякаемый родник боевого творчества.

Почти всегда, когда я выступаю перед юношеской аудиторией, меня спрашивают: как стать героем? Я не знаю, как стать героем... Но думаю, что от дисциплины до героизма один шаг. На опыте моей долгой военной службы я не раз убеждался, что успех всегда там, где выше дисциплина и организованность. Я говорю о дисциплине в высоком смысле этого слова, когда долг перед народом — это сила, способная преодолеть все трудности. Всегда надо слышать сердцем приказ Родины и выполнять его. Именно приказ Отчизны, услышанный сердцем, вел на подвиг рядового Матросова, капитана Гастелло, генерал-лейтенанта Карбышева...

Ни одна виденная мной картина о войне так правдиво не показала воинский героизм, как фильм «Великая Отечественная». Да, собственно, иначе и быть не может: ведь этот киноцикл — подлинные документы истории.

Они, бесспорно, помогут юным зрителям лучше узнать наше славное прошлое, обрести такие качества, как любовь к Родине, готовность ее защищать. В этом, мне кажется, смысл и значение новой многосерийной ленты. Я убежден, что ветераны Великой Отечественной войны оценят ее по достоинству и будут широко использовать в военно-патриотической работе с молодежью.

За последнее время эта работа стала содержательнее и разнообразнее по форме. Вспомните, например, Всесоюзные походы пионеров и комсомольцев по местам боевой и трудовой славы советского народа. Несомненно, заслуживает одобрения движение молодежи под девизом: «Равнение на героев войны! Ветеранам — комсомольскую заботу!». Этот призыв получил поддержку и широкое распространение в стране. Свыше двух миллионов юношей и девушек, пионеров и комсомольцев шефствуют ныне над фронтовиками. В свою очередь ветераны войны и труда, испытанные бойцы великой партии Ленина, щедро отдают юному поколению свой богатейший жизненный опыт, учат тому, как надо любить и оберегать свое Отечество. И в этой работе кино-летопись станет их надежным помощником.

Правильно поступают педагогические коллективы школ, которые создают музей боевой и трудовой славы, шефствуют над могилами погибших героев, устанавливают их имена, изучают подробности происходивших боев, разыскивают родных и близких погибших воинов. Все это
свидетельствует о том, что наша молодежь хорошо знает недавнее прошлое своей страны. Я уже не говорю о людях старшего поколения, кто был непосредственно участником и свидетелем всех событий войны. Поэтому для нас кажется неправдоподобным признание американского композитора и певца Р. Маккьюена, участвовавшего в создании фильма. Он сказал: «Многие молодые американцы до последнего времени не знали, что США и СССР были союзниками в общей борьбе против фашизма, поскольку события на Восточном фронте во многом для них оставались «неизвестной войной».

Вице-президент компании «Эйр тайм интернэшнл» Ф. Винер, участвовавший в создании киносерии, называет этот фильм «подлинным гимном жертвам и героизму советских людей» и признается, что «сам мало что знал об этом подвиге».

Приходится просто поражаться, что война, сломавшая Гитлеру хребет, похоронившая его мечту о «новом порядке», война невиданного подвига и героизма, унесшая 20 миллионов жизней советских людей, — на западе остается «неизвестной войной». Поэтому я считаю, что правильно поступила Национальная ассоциация образования США, объединяющая около двух миллионов американских учителей, когда одобрила показ фильма по телевидению и рекомендовала его в качестве пособия для изучения истории Великой Отечественной войны в школах страны. Вот в этом и в самом факте сотрудничества американских и советских кинематографистов я вижу глубокий человеческий и политический смысл. Народам и особенно подрастающему поколению надо знать правду друг о друге, потому что в ней основа взаимопонимания и мирного сосуществования. Об этом надо знать в первую очередь молодежи, не пережившей войны. Мне хотелось бы закончить беседу словами Л. И. Брежнева, с которыми он обращается в завершающем киноэпопею фильме «Неизвестный солдат»:

«Помните об этой войне, — это для нас призыв к бдительности в отношении замыслов любых новых происков агрессивных сил и, самое главное, призыв к неустанной, последовательной борьбе за прочный мир, за прекращение гонки вооружений, за мирное сотрудничество между народами».
Записал И. БУРЛАК, киновед, ветеран войны.

Наедине с книгой
«Книжкины смотрины»

В ЦАРСТВО красочно оформленных книг попадет каждый, кто переступит в эти дни порог павильона «Советская печать» на ВДНХ СССР. Повести Аркадия Гайдара, басни Сергея Михалкова, стихи Агнии Барто, рассказы Марии Прилежаевой, романы Майн Рида, сказки разных народов, тома «Библиотеки мировой литературы для детей» и еще многие другие известные произведения можно увидеть на стендах и витринах тематической выставки детской книги «Все лучшее — детям», посвященной Международному году ребенка.

«У нас есть превосходная литература для детей, которая развивается как неотъемлемая часть большой советской литературы». Эти слова товарища Л. И. Брежнева служат эпиграфом экспозиции, демонстрирующей печатную продукцию более семидесяти издательств нашей страны. Каждый год они выпускают свыше трех тысяч названий книг, адресованных детям, общим тиражом около пятисот миллионов экземпляров.

Большой раздел выставки отведен учебной литературе для общеобразовательных школ на разных языках народов СССР.
Н. МУСИЕНКО. г. Москва

ТЕАТР ЧУДЕС

Кукольный детский театр «Ялинка» Нарочанского сельского Дома культуры — молодой и по стажу своей работы, и по возрасту артистов, но его веселые, жизнерадостные спектакли уже завоевали любовь маленьких зрителей.
Руководит «Ялинкой» выпускница Белорусского государственного театрально-художественного института В. Цитович. Немало сказок и небольших пьес придумали дети — участники театра. Да и все куклы, костюмы, декорации делают тоже ребята.
Детский театр чудес - частый гость сельских ребятишек. Спектакли его с успехом идут на сценах клубов, домов культуры, в школах. Недавно постановлением коллегии Министерства культуры БССР за активную работу по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, высокий идейно художественный уровень репертуара и исполнительское мастерство «Ялинке» присвоено почетное звание «образцовый художественный коллектив».
В. ГЕДРОИЦ, старший инспектор Министерства культуры БССР. Минская область.

Ехал по городу самолет...

Два дня потребовалось воздушному лайнеру «Ту-124», чтобы преодолеть путь в несколько километров. Дело в том, что на этот раз он двигался... по городским улицам.
На буксире у мощного «Кировца» в сопровождении эскорта автоинспекторов самолет по заранее намеченному маршруту проследовал из аэропорта к месту новой стоянки — в детский городок, оборудованный в одном из парков Грозного.
Чтобы «протиснуться» между домами, воздушному кораблю пришлось на время лишиться крыльев — их демонтировали и снова собрали уже на месте.
Самолет, отработавший положенный ресурс в небе, стал подарком авиаторов детворе столицы Чечено-Ингушетии. В комфортабельном салоне будет открыт детский кинотеатр. Здесь же разместится клуб старшеклассников «Подвиг».
Г. НАСОНОВ. (ТАСС) г. Г розный.

Безвременно ушел из жизни талантливый ученый-педагог, замечательный методист, наставник молодежи, коммунист Марк Михайлович Ященко.

Вся его трудовая жизнь была связана со школой — учитель, воспитатель школы-интерната, методист Московского городского института усовершенствования учителей, заведующий сектором теории и методики воспитательной деятельности школьной комсомольской организации НИИ общих проблем воспитания.

Ему принадлежит ряд фундаментальных работ по идейно-нравственному воспитанию школьной молодежи. Им подготовлены десятки молодых ученых в самых различных территориях нашей страны. Его знала многотысячная учительская аудитория, перед которой он неоднократно выступал с лекциями, докладами. М. М. Ященко являл собой пример беззаветного служения делу коммунистического воспитания подрастающего поколения, пример чуткого, заботливого отношения к окружающим людям, товарищам по работе. Его горячо любили и уважали ученики.

Память о Марке Михайловиче Ященко навсегда сохранится в сердцах работников народного образования и педагогической науки.

Группа товарищей.