ОСЕНЬ. ДИКОРАСТУЩИЕ МНОГОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ


ВОДНЫЕ РАСТЕНИЯ

Для работы с водными растениями в живом уголке необходимо подготовить несколько аквариумов. Растения в аквариуме можно посадить или в горшочках или прямо в грунт.

Наиболее доступными и интересными водными растениями являются элодея, роголистник, рдесты, ряски, водокрас и др.

Элодея размножается вегетативно. Для укоренения надо ее отрезанным концом воткнуть в песок дна аквариума. Зимой элодея нуждается в усиленном освещении, а поэтому аквариум с ней должен быть помещен ближе к солнечному окну. На ней легко можно обнаружить при солнечном свете выделение пузырьков кислорода. Под микроскопом в листьях элодеи можно проследить за движением протоплазмы растительных клеток.

Роголистник можно сажать в аквариум с корнями и без корней— отрезанными ветками.

Очень легко и быстро размножаются ряски; среди стоячих и медленно текущих вод их можно встретить несколько видов. Наиболее распространенными являются: ряска с небольшой плоской пластинкой, плавающей на поверхности воды; ряска многокоренная, имеющая несколько корешков, и ряска трехдольная, у которой пластинка состоит из трех долей и слегка погружена в воду. Ряска не имеет листьев. Ее пластинка является видоизмененным стебельком.

Наблюдая за водными растениями, нужно выяснить: особенности их строения в связи с различной средой местообитания; способность их к вегетативному размножению; влияние частой смены воды в аквариуме; влияние замораживания на дальнейшее развитие водных растений и наконец основные стадии их развития.

ДИКОРАСТУЩИЕ МНОГОЛЕТНИЕ РАСТЕНИЯ

Во время осенних экскурсий юные ботаники собирают много диких растений (мать-и-мачеха, ветреница, медуница, гусиный лук, перелески, ландыш и др.). Начиная с января, в живом уголке можно начать выгонку их. & а» Выше утке указывалось, что корневища, клубни и'луковицы многолетников еще осенью высаживаются в ящики и выносятся в сад или на холодную веранду для промерзания.

Перенося ящики в живой уголок, надо пронаблюдать за появлением побегов, листьев, бутонов, цветов и плодов у этих растений. При этом следует отметить, как идет развитие одних и тех же растений, перенесенных в живой уголок в разное время (в ноябре, декабре, январе, феврале и марте).

С большим успехом в живом уголке можно провести работу по выращиванию таких луковичных растений, как тюльпаны, гиацинты, нарциссы и другие. Посадку луковиц следует произвести в сентябре—ноябре месяце в цветочные горшки или в ящики. После посадки их надо на два-три месяца поместить в сухой подвал с температурой до-|-60. К концу второго месяца луковицы начинают развиваться и дают ростки. Тогда их надо перенести в.живой уголок и поместить на солнечном окне. Через несколько недель цветущие тюльпаны, гиацинты и нарциссы украсят живой уголок,

Приближается весна. Юные ботаники в живом уголке берутся за выращивание рассады однолетних цветущих растений. Посев семян однолетников следует начать во второй половине марта и в начале апреля. Посев производится в рассадные ящики. В них насыпается хорошо просеянная и умеренно влажная садовая земля или берется смесь дерновой земли с перепревшим навозом. Глубина посадки для различных семян не одинакова. Обычно глубина посадки в два — два с половиной раза больше диаметра семени. После посадки посевы надо обильно полить водой.

Через 10—15 дней после появления всходов надо произвести прореживание, удалив наиболее слабые экземпляры. Ящики с рассадой следует поместить ближе к окну, чтобы обеспечить достаточное количество света для растений.

После появления первой пары листьев (не считая семядолей) растения надо пересадить в более глубокие ящики с толстым слоем земли. Посадку при этом надо производить рядами, в шахматном порядке, на расстоянии 3—4 сантиметров. При пересадке надо произвести прищипку молодых корешков, удалив две трети их. Прищипка главного корня способствует лучшему развитию боковых корней, что очень важно для дальнейшего развития растения. При второй пересадке корни уже не прищипываются, и растения помещаются в отдельные горшочки. С наступлением теплых весенних дней растения можно пересадить в грунт. Такие растения, как левкой, астры, бальзамины, бархатцы, табак, петуния, настурция, анютины глазки и др., очень хорошо растут и развиваются в цветочных горшках и в ящиках.

ДЕРЕВЬЯ И КУСТАРНИКИ ЗИМОЙ (Зимние экскурсии)

В тихие, солнечные декабрьские и январские дни юные ботаники проводят несколько экскурсий и вылазок в лес, в парк или в сад.

Во время этих экскурсий можно провести такую работу: 1) выяснить, какие изменения произошли с деревьями и кустарниками; 2) научиться определять основные деревья и кустарники без листьев; 3) определить видовой состав деревьев и кустарников своего леса (если эта работа не была проведена в весеннелетний период); 4) найти на деревьях и кустарниках почки и

Рис. 21. Зимняя экскурсия юннатов.

познакомиться с их строением; 5) собрать ветки различных деревьев и кустарников для работы с ними в живом уголке.

Еще осенью, готовясь к зиме, деревья и кустарники сбрасывают свой зеленый наряд. После первых морозов их ветки оголяются. В лиственном лесу становится светлей и как будто просторней.

Все сильнее и сильнее охлаждается земля. В деревьях и кустарниках останавливается движение соков; идущих от корней к вершинам. Все жизненные процессы замедляются.

Во время экскурсии надо собрать материал о том, как деревья и кустарники переносят зимний покой. Познакомившись дополнительно с этим вопросом по литературе, можно будет в школе или в отряде сделать интересное сообщение на тему «Зимовье растений».

При первом взгляде на оголенные деревья кажется, что они все одинаковы. Но при более внимательном осмотре их не трудно заметить резкое отличие различных видов. Каждый вид дерева и кустарника имеет ряд признаков, по которым он отличается от других видов.

При определении во время зимней экскурсии деревьев и кустарников необходимо обратить внимание на такие признаки: 1) характер ветвления (прямые ветви, искривленные, расположение ветвей, форма кроны и т. п.); 2) кора (какого цвета, гладкая или с рубцами, расположение рубцов и т. п.); 3) величина, форма и цвет почек; 4) запах и вкус коры и почек; 5) нет ли остатков плодов и др.

Большую помощь при определении зимой деревьев и кустарников может оказать небольшая книжка Вольфа «Деревья и кустарники в зимнем состоянии».

После того, как юные ботаники научатся безошибочно определять деревья и кустарники без листьев, можно будет провести обследование ближайшего леса. При обследовании составляется список встречающихся деревьев. Производится количественный подсчет, и на карту района наносится расположение их. Эта работа должна быть тесно увязана с подготовкой к весеннему празднику — «дню леса». При составлении плана посадок и заготовки посадочного материала обязательно потребуются сведения о состоянии ближайшего леса.    •

В течение зимы в лесу можно провести интересную работу по изучению строения почек.

У всех деревьев на концах и по сторонам ветвей можно найти маленькие удлиненные почки. Они образовались еще прошлым летом. В почках скрываются будущие стебли, листья и цветы,

Все это находится в зачаточном состоянии и хорошо защищено от морозов и снежных бурь. Необходимо во время экскурсии срезать несколько веточек с почками от разных деревьев и кустарников и дома познакомиться с их строением. Для этого почки следует осторожно разрезать перочинным ножом или лезвием безопасной бритвы и разрезы рассмотреть под лупой.

Часть срезанных веток с почками можно поставить в живом уголке в банку с комнатной водой и пронаблюдать за распусканием их.

III. ЮНЫЕ РАСТЕНИЕВОДЫ

Среди пионеров и школьников есть много любителей садоводства, полеводства и огородничества. Они иногда объединяются в отдельные кружки юных опытников-растениеводов и проводят большую работу по овладению агротехникой. Часто в кружках юных натуралистов выделяются секции плодоводов, полеводов и овощеводов.

Подобно юным ботаникам, юные опытники-растениеводы также имеют дело с растениями. Но юные ботаники изучают весь растительный мир в целом, а юные опытники обычно проводят опытническую работу с определенными сельскохозяйственными культурами.

Пионеры и школьники, проявляющие интерес к садоводству, объединяются в секции или кружки юных садоводов-мичуринцев и проводят работу с плодово-ягодными культурами. Ребята, интересующиеся полеводством, организуются в кружки или в секции юных полеводов и проводят работу по агротехнике полевых культур. Многие пионеры и школьники организуют секции овощеводов в кружках юннатов или объединяются в особые кружки юных овощеводов и с большим интересом проводят опытную работу с овощными культурами.

Ниже дается материал о работе этих кружков и секций.



Юный натуралист, 1936