ЮНЫЕ ПОЛЕВОДЫ


ЮНЫЕ ПОЛЕВОДЫ

Все шире и шире развертывается борьба за высокий урожай колхозных и совхозных полей, за овладение новейшими достижениями агрономической науки и техники.

В этой борьбе активное участие принимают пионеры и школьники. Особенно большую работу выполняют пионеры и школьники сельских школ. Объединяясь в кружки юных полеводов, они проводят различные сельскохозяйственные опыты и овладевают агротехникой полевых культур.

Юные полеводы нередко являются инициаторами внедрения новейших достижений агротехники в колхозы.

Большую помощь они оказывают также в работе'по сортоиспытанию различных полевых культур на своих опытных участках.

НА ОПЫТНОМ УЧАСТКЕ

Опытный участок является основной базой для весенне-летней работы юных полеводов.

Каждый кружок юных полеводов свою работу должен начать с организации небольшого земельного участка. Без участка невозможно развернуть опытническую работу и получить практические знания и навыки по растениеводству. ,

Выбор участка. При выборе места для опытного участка необходимо соблюдать такие условия:

1. Поверхность участка должна быть ровная. Если на участке окажутся склоны или лощины, то влага будет распределяться неравномерно.

2.    Почва на опытном участке должна быть однородной по своему составу.

3.    Участок должен быть одинаково освещен. Надо стремиться к тому, чтобы вблизи участка не было леса или построек, затеняющих отдельные грядки.

4.    Желательно под участок выбирать такое место, которое бы последние 4—5 лет имело одинаковую обработку, одинаково удобрялось и последний год было занято одной культурой. Если такого места нет, то надо провести уравнительный посев одной культуры.

5.    По характеру почвы опытный участок не должен отличаться от полей окружающих колхозов и совхозов. Только при соблюдении этого условия можно будет результаты опытов использовать в данном районе.

6.    Необходимо также стремиться к тому, чтобы опытный участок был недалеко от школы и от колхоза и чтобы вблизи его была вода для поливки.

Размер опытного участка юных полеводов зависит от количества членов в кружке и от их возраста. В кружке, насчитывающем 20—25 человек ребят 5—6-го классов, для опытной работы можно выделить площадь 400 —500 квадратных метров. На такой площади юные полеводы могут заложить разнообразные опыты и получить знания и навыки по агротехнике полевых культур.

Подготовка к работе. Подготовка к весенней работе на опытном участке должна быть начата задолго до ее наступления. Еще зимой надо начать починку и пополнение сельскохозяйственного инвентаря.

На кружок в 20—25 человек необходимо подготовить такое количество инвентаря:

Лопат.......................... 20    шт.

Мотыг.......................... 10    „

Граблей железных................... 10    „

Граблей деревянных.................. 5    „

Вил железных..................... 3    „

Леек...................... 10    „

Ведер железных..................... 2    „

Совков.......................... 5    „

Ножей садовых..................... 2    „

Серпов.............>............ 5 „

Кос............................ 2    „

Сеялок и полольников «Планет»............ 1    „

Метровых линеек.................... 3    „

Носилок........ 2    шт

Тачек........................... 2    „

Рулеток......................... 1    „

Весов десятичных-.................... 1    „

Необходимо также заранее заготовить в достаточном количестве семена и посадочный материал5. В конце зимы надо определить всхожесть семян. Для этого берется 100 штук семян, которые в течение 10—15 дней проращиваются в теплой комнате. При определении процента всхожести крупных семян (горох, бобы, соя) берется 10—25 шт. семян. Проращивать семена можно в смоченных опилках, во влажной вате или на пропускной бумаге. Отобранные семена необходимо взвесить, распределить по пакетикам и написать на них этикетки, указав название, вес и откуда они получены.

Кружок должен также заранее разработать план работы на опытном участке. В плане следует указать, какие опыты будут заложены на участке, на какой площади, примерные сроки посева и кто будет проводить опыты (фамилии прикрепленных юннатов).

ОПЫТЫ ЮНЫХ ПОЛЕВОДОВ

Какие же опыты можно заложить на участке?

Опишем несколько опытов по полеводству, которые проводились юными натуралистами Центральной станции юннатов:

1. Влияние на урожай мульчирования почвы. Этот опыт юннаты проводили для того, чтобы выяснить, насколько можно увеличить урожай широкорядных культур (кормовая свекла, подсолнух, картофель, кукуруза и др.), если гряды, на которых они посажены, покрыть мульчей. Мульчей называется специально подготовленная бумага (провощенная и окрашенная в черный цвет). Она усиливает нагревание почвы солнечными лучами, сохраняет влагу в почве и не дает возможности расти сорнякам. Мульчу иногда заменяют опилками, соломой и торфом.

Для проведения опыта с мульчированием кормовой свеклы юннаты заранее подготовили четыре грядки размером по 3 кв. метра каждая (1 метр ширины и 3 метра длины).

Опытные грядки (№ 1 и № 3) перед посадкой были покрыты

мульчей. Предварительно в том месте, где должна была производиться посадка, в мульче были прорезаны отверстия диаметром 10 см. Грядки № 2 и № 4, как контрольные, мульчей не покрывались.

Схема опыта:

№ 1.    № 2.    № 3.    № 4.


Грядки № 3 и № 4 являлись повторными. На них точно повторялся тот же опыт, который закладывался на грядках № 1 и №2. Повторность вводится для того, чтобы получить более точные результаты. В указанном опыте повторность двукратная. Иногда для большей точности результатов опыта вводится трехкратная повторность: один и тот же опыт повторяется три раза.

Посадка на всех грядках была проведена одновременно и одним сортом кормовой свеклы.

Учет урожая показал, что на мульчированных грядках урожай свеклы значительно больше (на 30°/0) и она была гораздо крупнее.

Влияние фотопериодизма на урожай. Фотопериодизмом называется влияние на растения продолжительности освещения.

Обычно одни растения быстрее расцветают и дают плоды при удлиненном дне, другие, наоборот, при коротком дне.

Первые называются растениями длинного дня. Они нормально развиваются при условии 16—18-часового освещения и при условии короткой ночи. При коротком дне (10—12 часов) у них быстро развивается стебель, листья и утолщается корень, но цветение и плодоношение задерживаются. К таким растениям относятся почти все растения умеренного климата: рожь, овес, ячмень, вика и др.

Растения короткого дня являются южными растениями. При долгом освещении они пышно развивают листву, но очень долго не зацветают и часто не дают плодов. При коротком дне

Рис. 25. Мульчирование почвы на грядках кормовой свеклы.

они быстрее зацветают и раньше начинают плодоносить. К таким растениям относятся: соя, кукуруза, просо, подсолнечник, хлопчатник, томаты, дыни, тыквы и другие растения. Сокращая продолжительность освещения этих растений в северных районах и в средней полосе нашего Союза, можно получить от них плоды в более короткий срок и в большем количестве.

Юные натуралисты Центральной станции юннатов на своем участке в 1934 году поставили опыт с фотопериодизмом сои.

Как только у сои появился третий лист, юннаты для опытных растений начали сокращать длительность солнечного освещения до 12 часов в день. Для этого опытные растения, вечером с 19 часов до 7 часов утра, закрывались глиняными цветочными горшками. Рядом контрольные растения росли в условиях нормального освещения.

Сокращение длительности освещения для опытных растений продолжалось в течение десяти дней. Но это оказало огромное влияние на развитие сои. Бутоны у опытных растений появились через 20 дней после посева, а у контрольных через 39 дней. Зацвели опытные растения сои через 39 дней, а контрольные только через 114 дней. Через 53 дня после посева на опытных

растениях юннаты собрали первый урожай сои, а на контрольных растениях плоды совершенно не созрели. При взвешивании зеленой массы оказалось, что один куст опытного растения в среднем весил 100 граммов, а один куст контрольного растения 210 граммов.

Этот опыт юных ботаников показал, что соя относится к южным растениям короткого дня и что только при условии искусственного сокращения периода ее освещения с нее можно получить урожай под Москвой. При нормальном же освещении соя хорошо развивает свой стебель и листья, но урожая не дает.

Опыты по фотопериодизму можно поставить не только с соей, но и с такими растениями, как просо, подсолнечник, кукуруза и др. Для затемнения опытных растений с целью создания для них соответствующего светового режима необходимо заранее подготовить плотно сколоченные деревянные ящики. Затемнять растение следует с момента появления всходов в течение 10— 12 дней.

Влияние качества посевного материала на урожай. При постановке этих опытов юннаты поставили своей целью выяснить, насколько можно увеличить урожай различных культур путем отбора семян лучшего качества.

Для этого на опытных грядках был произведен посев отсортированными и наиболее полновесными семенами зерновых культур. Рядом же на контрольных грядках посев производился неотсортированными, обычными семенами. При одинаковом уходе на опытных грядках был получен урожай на 25—ЗО0/о больше.

Это объясняется тем, что при проращивании семян зародыш первое время развивается за счет питательных веществ, имеющихся в семени. Полновесные же семена содержат больше питательных веществ, а поэтому зародыш их более мощно развивается.    •

Влияние различных сроков посева на урожай. Цель опыта: выявить, как изменение сроков посева может влиять на урожай различных растений.

Для этого юннаты произвели посев и посадку полевых культур (пшеница, ячмень, лен и др.) на разных грядках в различные сроки. Обработка почвы и уход на всех этих грядках были совершенно одинаковы.

Учет урожая показал, что при раннем посеве этих культур урожай получился значительно больше.

Влияние сортового материала на у р о-ж а й. При проведении этого опыта юннаты поставили задачей выяснить, какое влияние оказывает на урожай подбор чистосортного материала.

Для этого был произведен посев и посадка различных сортов пшеницы. Посадка на всех грядках производилась одновременно. В течение весны и лета за ними проводился совершенно одинаковый уход. Наблюдая за развитием этих растений и точно учитывая их урожай, юннаты выяснили, какие сорта пшеницы являются наиболее скороспелыми, урожайными и устойчивыми против болезней.

Влияние яровизации семян на быстроту созревания и на величину урожая полевых культур. Цель опыта: выяснить, как влияет яровизация на созревание и на урожай озимых культур.

Яровизацией семян называется такое воздействие на семена, при котором значительно сокращается срок развития растения и ускоряется его плодоношение. Яровизация озимых хлебов дает возможность производить их посев не осенью, а весной. Яровизация отдельных яровых культур (пшеница, просо, картофель, кукуруза, соя и др.) значительно уменьшает срок их развития и созревания. Это дает возможность продвинуть многие южные культуры на север.

Опыты по яровизации в тех районах, где она еще не применялась, имеют большое общественно-полезное значение.

Как же производится яровизация семян? Месяца за полтора до посева семена ржи или озимой пшеницы слегка намачиваются и помещаются в теплом месте для проращивания. Как только зерно набухнет и зародыш тронется в рост6, семена выносятся в холодное помещение (с температурой от 1° до 5° тепла), где они лежат в течение тридцати-сорока дней. Дальнейшее развитие зародыша при этом приостанавливается, и для семян создаются условия, сходные с зимним покоем на полях.

Обработанные таким образом семена озимых культур высеваются весною и дают урожай в одно лето.

При проведении юннатами опыта по яровизации озимых семена следует проращивать в течение одного-двух дней при нормальной комнатной температуре. После того, когда часть семян наклюнется, их надо собрать в стеклянную банку (или в другую посуду) и поставить ее в ведро с водой и тающим льдом. Температура семян в чашке не должна превышать 4—5°С. Через десять-пяТнадцать дней, когда яровизация у семян закончится, их надо подсушить и сохранить для посева.

Весной рядом с грядкой ржи или озимой пшеницы, засеянной с осени, нужно произвести посев яровизированными семенами. В течение весны и лета необходимо на обеих грядках проследить за развитием растений, за сроком созревания их и после уборки учесть и сравнить урожай яровизированных и неяровизированных посевов.

Наряду с яровизацией семян озимых необходимо таким же способом обработать семена отдельных яровых культур и на участке провести опыты по яровизации их.

При яровизации картофеля клубни его- за месяц до посадки нанизываются на шпагат и вывешиваются в теплой комнате на светлом окне для прорастания. Точно такое же количество клубней, одинаковых по размерам и весу, хранится вместе с другим посадочным материалом. Посадка яровизированного и неяровизированного картофеля проводится одновременно. Уход должен быть одинаковым. После посадки надо провести наблюдения за развитием и ростом растений и при уборке тщательно учесть урожай.

Кроме перечисленных опытов, юные полеводы на своем участке могут провести целый ряд других опытных посевов. Большой интерес представляет опытная работа по выявлению влияния на урожай различных удобрений (навоз, минеральные и комбинированные удобрения). Минеральные удобрения для опытов можно достать на ближайшей опытной сельскохозяйственной станции или выписать из Москвы от Центральной станции юннатов. Там же можно получить инструкции о порядке проведения опытов. Каждый кружок на своем участке должен провести работу по сортоиспытанию различных полевых культур. Эта работа имеет огромное хозяйственно-политическое значение. Наш Советский союз занимает огромную территорию. Почти каждый район по своим .почвенным и климатическим условиям отличается от других районов Союза. А поэтому нельзя рекомендовать одни и те же сорта культурных растений для всех районов. В одном месте хорошо растет и дает высокий урожай один сорт, в другом месте—другой. За последние годы нашими опытными сельскохозяйственными станциями широко развертывается работа по сортоиспытанию и сортовому районированию. В этой работе большую помощь могут оказать и уже оказывают кружки юных натур а листов-опытников.

Юные полеводы на своем опытном участке должны отвести значительную часть площади для посева и испытания различных

новых культур (измерение


’нс. 26. Фенологический обход участка

конопли).

. сортов полевых] культур Л Если мала площадь участка, ті такие посевы можно провести на метровых делянках (1X1 метр) В течение весны и лета над сортовыми посевами надо установит! регулярные наблюдения. По каждому сорту необходимо выявит! его урожайность, скороспелость, качество продукции (абсолют ный вес зерна, пленчатость, химический состав), устойчивое^ против вредителей и болезней, зимостойкость, засухоустойчи вость и т. д.

На опытном участке можно также провести интересную ра боту по выращиванию различных новых культур. Эта работ; имеет огромное хозяйственно-политическое значение.    к

Целый ряд новых технических культур (каучуконосы, прядиль ные, масличные, дубители И др.) ЯВЛЯЮТСЯ ценным сырьем ДЛ{ нашей промышленности, и внедрение их ^освобождает наш Советский союз от иностранной зависимости. Такие новые кормовые культуры, как бажра, китайская капуста, земляная груша, амарант кормовой и многие другие помогут в разрешении кормового вопроса в нашем животноводстве. Внедрение новых овощных культур (ревень, мексиканский томат, шпинатная лебеда, салат осун и др.) обеспечит получение ранних и разнообразных овощей для стола рабочего и колхозника.

Работу с новыми культурами следует начинать с пробных посевов на небольших грядках в уголке новых культур. Эти посевы помогут выявить, можно ли выращивать испытываемую культуру в данной местности. Кроме того юные растениеводы, наблюдая за этими посевами, выявят также хозяйственную пригодность отдельных культур. Если пробные посевы какой-либо новой культуры дадут хорошие результаты, то на следующий год ее нужно засеять на больших участках. Эти посевы дадут возможность провести повторные испытания, а также собрать семенной материал для размножения новых культур в школах и в ближайших колхозах. В приложении № 2 приводится краткая характеристика наиболее интересных новых культур и даются справочные сведения об их посеве 7 8.

Работа по выращиванию новых культур тесно связана с работой по продвижению наиболее ценных южных культур на север. Такие культуры, как подсолнух, кукуруза, многие овощные растения и хлебные злаки в течение многих лет выращивались

только в южных районах нашей страны. Но распространение их было ограничено отдельными районами. За последние годы у нас в Советском союзе широко развертывается работа по продвижению отдельных южных культур на север. С этой целью выявляются и отбираются наиболее скороспелые и морозоустойчивые сорта этих растений. На опытных сельскохозяйственных станциях и в научно-исследовательских институтах проводится большая работа по выведению новых морозоустойчивых сортов путем скрещивания и отбора.

Пионеры и школьники, организованные в кружки юннатов, могут оказать огромную помощь в этой большой общественнополезной работе.

Все кружки юных растениеводов на своих опытных участках должны организовать систематические наблюдения за подопытными культурами с целью выявления и отбора наиболее устойчивых из них. В северных районах необходимо организовать работу по испытанию южных культур в различных климатических условиях.

Опытная работа юннатов на земельном участке должна быть хорошо организована и четко спланирована. К каждому опыту прикрепляется бригада юннатов или отдельные члены кружка. Для наблюдения и ухода за опытным участком устанавливается дежурство членов кружка. Дежурные ведут дневник, в котором регулярно записывается, какая работа проводилась на участке и в каком состоянии находятся отдельные культуры.

Между бригадами и отдельными членами кружка необходимо заключить договора на соцсоревнование и объявить конкурс на лучшее проведение опыта, на лучшего юнната-опытника.



Юный натуралист, 1936